Курс лекций по "Истории Беларуси"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:52, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "История Беларуси"

Работа содержит 1 файл

история.doc

— 803.50 Кб (Скачать)

3.2.12. Программы политических партий России. Конец XIX – начало XX в. М., 1995. -78с., 3 экз.

3.2.13. Палiтычныя партыi Беларусi (аутары Брыгадзiн П.I., Ладысеу У.Ф., Сташкевiч М.С. i iнш.) -Мн., 1994. 262с., 3экз.

3.2.14. Пашута В.Т. Образование Литовского государства. -М., 1989. 3экз.

3.2.15. Статут Вялікага княства Літоўскага 1588: Тэкст. Даведнік Каментарыі. -Мінск, 1989. -378с., 10 экз.

 3.2.16. Октябрь 1917 и судьбы политической оппозиции. Под ред. Э.М. Энтина: в 3-х томах, -Гомель, 1993. -380с. 2экз.

3.2.17. Штыхов Г.В. Города Белоруссии по летописям и рукописям (IX-XIII). -Минск, 1975. -212с. 2экз.

3.2.18. Этнаграфія беларусаў: гісторыяграфія, этнагенез, этнічная гісторыя.    -Мінск, 1975. -302с., 23 экз.

3.2.19. Туронак Ю. Беларусь пад  нямецкай акупацыяй. Мінск, 1993. -197с., 20 экз.

3.2.20. Лосинский Н.Б. Революционно-демократическое движение в Беларуси (1870-1884). М., 1983. -234с.

 3.2.21.  Седов В.В. Славяне в древности: В 2-х т. М., 1994.

3.2.22.  Ф. Скарына i яго час. Мн., 1988. 1экз.

3.2.24. Шалькевич В.Ф. Калиновский: страницы истории. Мн., 1989. 0экз.

3.2.25. Марзалюк I. Mагілёў у ХП-ХУШ ст ст. Мн. Веды 1998 г. -138с., 17 экз.

3.2.26. Культура беларускага замежжа. Кн.1,2. Мн., 1993. -220с., 60 экз.

3.2.27. Жак А., Бендер И., Иржи Г. и др. История Европы. Москва – Минск, 1996. 296с., 1экз.

 3.2.28. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. -257с., 4экз.

3.2.29. Этнаграфія беларускага  Падняпроўя: Матэрыялы навуковай  канферэнцыі 30 лістапада – 1 снежаня  1999 г. Магілеў. МГУ імя А.А. Куляшова, 1999. -135с., 15 экз.

3.2.30 Этнаграфія Беларусi. Энцыклапедыя. Мн., 1989.-500с., 1экз.

3.2.31. Загарульскі Э.  М. Заходняя Русь 9-13 стст.—Мн,1998, -260с., 2 экз.

3.2.32.Штыхаў Г. Вытокі  беларускай дзяржаўнасці. //Беларускі  гістарычны часопіс, 1993, №1.

3.2.33. Быкаў У. Эканамічныя  праблемы феадальнай раздробленасці  Старажытнай Русі.  //Беларускі  гістарычны часопіс, 1997, №4.

3.2.34. Филист Г.М. История  «преступлений» Святополка Окаянного.—Мн;  Беларусь, 1990.-156с., 2 экз.

3.2.35. Тарасаў С.В. Чарадзей сёмага веку Траяна: Усяслаў полацкі.—Мн.: Навука і тэхніка, 1991. -67с., 2 экз.

3.2.36. Падокшын С.А. Унія. Дзяржаўнасць. Культура. –Мн.: Беларуская  навука, 1998, -80с., 1 экз.

3.2.37. Цітоў В.С. Этнаграфічная  спадчына. Беларусь. Краіна і людзі.—Мн.: Беларусь, 1996, -206с., 2 экз.

3.2.38. Канфесіі на Беларусі (к. 18-20ст.) /В.В. Грыгор’ева, У. М.  Завальнюк, У. І Навіцкі. —Мн., 1998, -380с., 2 экз.

3.2.39. Грибко И. Л.  Выборы в городские думы в  Беларуси во второй половине 70-х  –начале 90-х годов 19 в. //Беларускі гістарычны часопіс, 2000г., №6.

3.2.40.Прымачук І.П. Прававое  рэгуляванне ўзаемаадносін прадпрымальнікаў  і рабочых Беларусі (60-я гг. 19—пачатак 20 стст.). //Беларускі гістарычны часопіс, 1999г., № 2.

3.2.41.Цітоў В.С. Этнаграфічная  спадчына. Беларусь. Традыцыйна-бытавая культура.—Мн.: Беларусь, 1997, -246с., 1 экз.

           

        3.3 Учебно-методические разработки

 

3.3.1   Лапацкi Ю.М. Беларуская дзяржаунасць у ХХ ст. Магiлёў, 1997.100экз.

3.3.2 Моргунов А.Н.  Беларусь  в период становления буржуазного общества (11 пол. Х1Хв. – 1917г.) Магiлёў,  2002г. 100экз.

3.3.3 Арцёмчык В.В. Эпоха  Адраджэння і Рэфармацыі на  Беларусі. -Магілёў, 1998г.

3.3.4 Лапацкi Ю.М. Станауленне i развiцце беларускай дзяржаунасцi (Х-Х1Хст.ст.) Магiлёў, 1996. 100экз.

        3.3.5 Лапацкi Ю.М. Самосвядомасць беларусау: мова. Магiлёў, 1994.100экз.

3.3.6 Лапацкi Ю.М. Вялiкае княства Лiтоускае – аснова беларуска-лiтоускай дзяржавы.  Магiлёў, 1993. 100экз.

 

 

Введение (установочная лекция)

 

На установочной лекции и в зимнюю сессию будут прочитаны следующие темы лекций: «Наследие древнего мира, средних веков и Беларусь», «Беларусь в период становления буржуазного общества (вторая половина XIX в. – февраль 1917г.). Борьба за демократию и национальное возрождение», «Путь к суверенитету и государственной независимости Беларуси(1991-2006гг.).

На семинарских занятиях со студентами будет изучен материал по проблемам: «Консолидация белорусской народности» и «Беларусь в период Октябрьской революции и гражданской войны. Становление нового уклада жизни».

На самостоятельное  изучение студентов выносятся следующие  темы: «Беларусь от Люблинской унии(1569г.) до разделов Речи Посполитой», «Индустриальная цивилизация (конец XVIII – первая половина  XIX в.) и Беларусь», «Беларусь в период соревнования и конфронтации двух социально-экономических систем (вторая половина 40-80-е годы XX в.)», «К новой модели общественного устройства (80-е годы XX в.).

В современном мире существует около 2 тыс. различных наук, функций которых  является выработка и теоретическая систематизация объективной действительности. Свое, особое место в системе наук принадлежит истории. Важно разобраться в том, что предметом изучения истории как науки является, прежде всего, деятельность людей, вся совокупность отношений в обществе. В отличие от других социально-гуманитарных наук, изучающих какую-нибудь одну из сторон общественной жизни, история имеет дело со всей совокупностью жизни общества на протяжении всего исторического процесса.

Изучение истории Беларуси и  мировой цивилизации несет в себе ряд важных социальных функций:

    • первая из них является описательной, или функция социальной памяти;
    • второй, более значимой функцией является познавательная, или интеллектуально-развивающая. Она призвана на основе причинно-следственных связей выявлять объективные закономерности в развитии как всего человеческого общества,  так и общества, конкретного континента, региона, страны. Все содержание истории Беларуси и мировой цивилизации  как науки обязывает к приобретению фундаментальных знаний в этой области и гражданской ответственности за применение этих знаний в интересах общества;
    • третья функция – прогностическая, или прикладная. Она призвана на основе теоретического осмысления изучаемого выявлять не только закономерности, но и тенденции развития общественных отношений. При этом она позволяет исследовать не только один путь развития, но и другие альтернативные, и выбирать из них оптимальные;
    • четвертая функция – воспитательная, которая заключается в воздействии результатов исторического исследования на гражданскую позицию изучающих курс, на привитие любви к своей земле, своему народу. Знание истории своей родины, «своих корней» позволяет соотнести индивидуальные и национальные интересы с общечеловеческими, с идеей о Земле как общем доме всех людей.

Таким образом, изучение истории Беларуси обусловлено необходимостью широкой гуманитарной подготовки будущих  специалистов и имеет цель сформировать у студентов историческое сознание, целостное представление о закономерностях и особенностях эволюции человеческого общества, понять место отечественной истории в мировом историческом процессе, а, значит, и вклад белорусского народа в мировую цивилизацию.

Человеческое общество на территории Беларуси прошло ряд  этапов своего развития.

1 Древнее общество. Его хронологические рамки – 40 тыс.лет до н.э. - V в. н.э.

2 Средневековое -  конец  V-XV вв. Период более известный как развитие феодализма.

3  Новое время – XVI-XX вв. Охватывает период кризиса феодализма, становление и упадок буржуазного общества.

    1. Новейшее время – с 1918 года.

  В современной классификации (и это справедливо) выделяют период с момента становления современного государства – Республика Беларусь.

Для глубокого изучения курса существуют разнообразные исторические источники – материальные объекты, которые имеют социальную природу происхождения, отражают историческое прошлое общества и служат средством исторического познания. Весь комплекс источников ученые классифицируют на определенные типы и виды. Наиболее развернутым является деление    исторических источников на семь типов: письменные, вещественные, этнографические, языковые, фольклорные, кинофотодокументы, (а теперь и фонодокументы).

    При подготовке  к семинарским занятиям и экзамену студенты мо использоваться следующей литературой:

 

              Тема 2.1.1 Великое переселение народов и Беларусь

 

             1. Первые известные переселения народов: индоевропейцы и финно-угры в Европе и на территории Беларуси.

 2. Начало расселения славян и их появление на территории   Беларуси.  Хозяйственный и общественный строй восточных славян.

 

            1 Первые известные переселения народов: индоевропейцы и финно-угры в Европе и  на территории Беларуси.

Одной из самых  древних общностей, проживавших на территории современной Беларуси, этническую принадлежность которой можно установить, являются финно-угры – народы уральской языковой семьи. Прародиной уральской семьи, по мнению большинства учёных, является территория по обе стороны Уральского хребта. Данная общность совмещала в себе как европеоидные, так и монголоидные антропологические черты.   В восточной части этой территории складывались самодийские языки, в западной угро-финские.

В 4 тысячелетии до н.э. монголоидные черты проявляются в Западной части восточноевропейской лесной полосы, что свидетельствовало о миграции финно-угров. К 3 тысячелетию до н.э. они освоили территории вплоть до Финского залива, Подвинья, устья Нёмана и Сожа (археологическая культура гребенчато-ямочной керамики). Основным занятием финно-угорских племён были охота и рыболовство. Жили они в строениях похожих на чумы.

В 3 тысячелетии до н.э. в  восточноевропейскую лесную зону (куда входит и территория Беларуси) с  юга проникают племена скотоводов, которые относились к индоевропейской семье. Владея бронзовым оружием, скотоводством, которое обеспечивало человека продуктами питания и тягловой силой, что способствовало росту населения; имея более жёсткую социальную структуру (патриархат), индоевропейцы смогли занять территории, местных неолитических племён, а также продвинуться в ареал расселения финно-угров. Со 2 тысячелетия до н.э. начинается новый этап в этнической истории Беларуси —  индоевропейский, который продолжается до сих пор. В других регионах финно-угры положили начало образованию таких народов как эстонцы, финны, карелы, коми, удмурты, марийцы, мордва, ханты, манси, венгры.

С приходом индоевропейцев начинается на территории Беларуси бронзовый век, который охватывает период 2 – начало 1 тысячелетия до н.э. Как и в других районах, удалённых от месторождений меди и олова (составляющих бронзу), в Беларуси бронзовые орудия труда встречаются крайне редко, основными материалами остаются кремний, кость, дерево.

Актуальным является вопрос о прародине  индоевропейцев. К числу индоевропейских относятся группы народов: индийская, иранская, италийская, кельтская, германская, балтийская, славянская, а также армяне, греки, албанцы. Сейчас индоевропейцы заселяют все континенты и являются одним из крупнейших народов мира. Выявление общих черт в индоевропейских языках позволило отнести время существования праиндоевропейской общности к 5-4 тысячелетию до н.э.

Концепции прародины  индоевропейцев. [Гісторыя Беларусі: У 2 ч. Ч. 1. Ад старажытных часоў – па люты 1917г.: Вучэб. Дапам. / Пад. Рэд.  Я. К. Новіка, Г. С. Марцуля. – Мн., 1998. С. 23 -24]

- Северогерманская концепция. Согласно данной теории прародиной индоевропейцев (ариев) является Северная Германия и Южная Скандинавия, но индоевропейцы были скотоводами, а скотоводство в Европе распространялось с юга на север: на Балканах скотоводство и земледелие появились раньше, чем в Северной Германии, что доказывает продвижение индоевропейцев с юга на север, а не наоборот.

- Балканская концепция. Действительно, это самый древний очаг расселения индоевропейцев на территории Европы, но найдены более древние ареалы расселения индоевропейцев (Малая Азия).

- Восточно-анатолийская прародина. Анализ языка, следов общих мифов, сохранившихся у индоевропейских народов и сопоставление этих данных с результатами исследований палеобиологов позволили определить в качестве наиболее вероятной прародины индоевропейцев район современной Восточной Анатолии вокруг озер Ван и Урмия. В праиндоевропейском языке имеются также заимствования из древних семитских языков (предки арабов, древних евреев, ассирийцев) и картвельских языков (предки грузин).

В результате расселения на огромных территориях, смешения и  ассимиляции местного доиндоевропейского населения создаются условия для дифференциации индоевропейцев на более мелкие этнические группы. Северо-западная часть индоевропейцев стала предками германцев (к этой ветви относятся языки: восточногерманский – готский (мёртвый), северогерманские – шведский, датский, норвежский, исландский и западногерманские – английский, немецкий, нидерландский, фламандский). Между Балтикой и Волгой расселилась северная группа индоевропейцев, которые стали предками балтов. На территории между верховьями Одры (Одера) и Припятью формировалась славянская ветвь индоевропейцев. Часть учёных считает, что разделение балтийской и славянской ветвей индоевропейской семьи произошло в середине 1 тысячелетия до н. э., этим и объясняется сложность этнической классификации некоторых археологических культур железного века на территории Беларуси. Например, зарубенецкую археологическую культуру (3 в. до н.э. – 5 в. н.э.) одни исследователи относит к балтам, другие к славянам, третьи утверждают её смешанный характер.

Информация о работе Курс лекций по "Истории Беларуси"