Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:52, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "История Беларуси"
3.2.12. Программы политических партий России. Конец XIX – начало XX в. М., 1995. -78с., 3 экз.
3.2.13. Палiтычныя партыi Беларусi (аутары Брыгадзiн П.I., Ладысеу У.Ф., Сташкевiч М.С. i iнш.) -Мн., 1994. 262с., 3экз.
3.2.14. Пашута В.Т. Образование Литовского государства. -М., 1989. 3экз.
3.2.15. Статут Вялікага княства Літоўскага 1588: Тэкст. Даведнік Каментарыі. -Мінск, 1989. -378с., 10 экз.
3.2.16. Октябрь 1917 и судьбы политической оппозиции. Под ред. Э.М. Энтина: в 3-х томах, -Гомель, 1993. -380с. 2экз.
3.2.17. Штыхов Г.В. Города Белоруссии по летописям и рукописям (IX-XIII). -Минск, 1975. -212с. 2экз.
3.2.18. Этнаграфія беларусаў: гісторыяграфія, этнагенез, этнічная гісторыя. -Мінск, 1975. -302с., 23 экз.
3.2.19. Туронак Ю. Беларусь пад нямецкай акупацыяй. Мінск, 1993. -197с., 20 экз.
3.2.20. Лосинский Н.Б. Революционно-демократическое движение в Беларуси (1870-1884). М., 1983. -234с.
3.2.21. Седов В.В. Славяне в древности: В 2-х т. М., 1994.
3.2.22. Ф. Скарына i яго час. Мн., 1988. 1экз.
3.2.24. Шалькевич В.Ф. Калиновский: страницы истории. Мн., 1989. 0экз.
3.2.25. Марзалюк I. Mагілёў у ХП-ХУШ ст ст. Мн. Веды 1998 г. -138с., 17 экз.
3.2.26. Культура беларускага замежжа. Кн.1,2. Мн., 1993. -220с., 60 экз.
3.2.27. Жак А., Бендер И., Иржи Г. и др. История Европы. Москва – Минск, 1996. 296с., 1экз.
3.2.28. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. -257с., 4экз.
3.2.29. Этнаграфія беларускага Падняпроўя: Матэрыялы навуковай канферэнцыі 30 лістапада – 1 снежаня 1999 г. Магілеў. МГУ імя А.А. Куляшова, 1999. -135с., 15 экз.
3.2.30 Этнаграфія Беларусi. Энцыклапедыя. Мн., 1989.-500с., 1экз.
3.2.31. Загарульскі Э. М. Заходняя Русь 9-13 стст.—Мн,1998, -260с., 2 экз.
3.2.32.Штыхаў Г. Вытокі беларускай дзяржаўнасці. //Беларускі гістарычны часопіс, 1993, №1.
3.2.33. Быкаў У. Эканамічныя
праблемы феадальнай
3.2.34. Филист Г.М. История
«преступлений» Святополка
3.2.35. Тарасаў С.В. Чарадзей сёмага веку Траяна: Усяслаў полацкі.—Мн.: Навука і тэхніка, 1991. -67с., 2 экз.
3.2.36. Падокшын С.А. Унія. Дзяржаўнасць. Культура. –Мн.: Беларуская навука, 1998, -80с., 1 экз.
3.2.37. Цітоў В.С. Этнаграфічная спадчына. Беларусь. Краіна і людзі.—Мн.: Беларусь, 1996, -206с., 2 экз.
3.2.38. Канфесіі на Беларусі (к. 18-20ст.) /В.В. Грыгор’ева, У. М. Завальнюк, У. І Навіцкі. —Мн., 1998, -380с., 2 экз.
3.2.39. Грибко И. Л. Выборы в городские думы в Беларуси во второй половине 70-х –начале 90-х годов 19 в. //Беларускі гістарычны часопіс, 2000г., №6.
3.2.40.Прымачук І.П. Прававое
рэгуляванне ўзаемаадносін
3.2.41.Цітоў В.С.
3.3 Учебно-методические разработки
3.3.1 Лапацкi Ю.М. Беларуская дзяржаунасць у ХХ ст. Магiлёў, 1997.100экз.
3.3.2 Моргунов А.Н. Беларусь в период становления буржуазного общества (11 пол. Х1Хв. – 1917г.) Магiлёў, 2002г. 100экз.
3.3.3 Арцёмчык В.В. Эпоха Адраджэння і Рэфармацыі на Беларусі. -Магілёў, 1998г.
3.3.4 Лапацкi Ю.М. Станауленне i развiцце беларускай дзяржаунасцi (Х-Х1Хст.ст.) Магiлёў, 1996. 100экз.
3.3.5 Лапацкi Ю.М. Самосвядомасць беларусау: мова. Магiлёў, 1994.100экз.
3.3.6 Лапацкi Ю.М. Вялiкае княства Лiтоускае – аснова беларуска-лiтоускай дзяржавы. Магiлёў, 1993. 100экз.
Введение (установочная лекция)
На установочной лекции и в зимнюю сессию будут прочитаны следующие темы лекций: «Наследие древнего мира, средних веков и Беларусь», «Беларусь в период становления буржуазного общества (вторая половина XIX в. – февраль 1917г.). Борьба за демократию и национальное возрождение», «Путь к суверенитету и государственной независимости Беларуси(1991-2006гг.).
На семинарских занятиях со студентами будет изучен материал по проблемам: «Консолидация белорусской народности» и «Беларусь в период Октябрьской революции и гражданской войны. Становление нового уклада жизни».
На самостоятельное изучение студентов выносятся следующие темы: «Беларусь от Люблинской унии(1569г.) до разделов Речи Посполитой», «Индустриальная цивилизация (конец XVIII – первая половина XIX в.) и Беларусь», «Беларусь в период соревнования и конфронтации двух социально-экономических систем (вторая половина 40-80-е годы XX в.)», «К новой модели общественного устройства (80-е годы XX в.).
В современном мире существует около 2 тыс. различных наук, функций которых является выработка и теоретическая систематизация объективной действительности. Свое, особое место в системе наук принадлежит истории. Важно разобраться в том, что предметом изучения истории как науки является, прежде всего, деятельность людей, вся совокупность отношений в обществе. В отличие от других социально-гуманитарных наук, изучающих какую-нибудь одну из сторон общественной жизни, история имеет дело со всей совокупностью жизни общества на протяжении всего исторического процесса.
Изучение истории Беларуси и мировой цивилизации несет в себе ряд важных социальных функций:
Таким образом, изучение истории Беларуси обусловлено необходимостью широкой гуманитарной подготовки будущих специалистов и имеет цель сформировать у студентов историческое сознание, целостное представление о закономерностях и особенностях эволюции человеческого общества, понять место отечественной истории в мировом историческом процессе, а, значит, и вклад белорусского народа в мировую цивилизацию.
Человеческое общество на территории Беларуси прошло ряд этапов своего развития.
1 Древнее общество. Его хронологические рамки – 40 тыс.лет до н.э. - V в. н.э.
2 Средневековое - конец V-XV вв. Период более известный как развитие феодализма.
3 Новое время – XVI-XX вв. Охватывает период кризиса феодализма, становление и упадок буржуазного общества.
В современной классификации (и это справедливо) выделяют период с момента становления современного государства – Республика Беларусь.
Для глубокого изучения курса существуют разнообразные исторические источники – материальные объекты, которые имеют социальную природу происхождения, отражают историческое прошлое общества и служат средством исторического познания. Весь комплекс источников ученые классифицируют на определенные типы и виды. Наиболее развернутым является деление исторических источников на семь типов: письменные, вещественные, этнографические, языковые, фольклорные, кинофотодокументы, (а теперь и фонодокументы).
При подготовке к семинарским занятиям и экзамену студенты мо использоваться следующей литературой:
Тема 2.1.1 Великое переселение народов и Беларусь
1. Первые известные переселения народов: индоевропейцы и финно-угры в Европе и на территории Беларуси.
2. Начало расселения славян и их появление на территории Беларуси. Хозяйственный и общественный строй восточных славян.
1 Первые известные переселения народов: индоевропейцы и финно-угры в Европе и на территории Беларуси.
Одной из самых древних общностей, проживавших на территории современной Беларуси, этническую принадлежность которой можно установить, являются финно-угры – народы уральской языковой семьи. Прародиной уральской семьи, по мнению большинства учёных, является территория по обе стороны Уральского хребта. Данная общность совмещала в себе как европеоидные, так и монголоидные антропологические черты. В восточной части этой территории складывались самодийские языки, в западной угро-финские.
В 4 тысячелетии до н.э. монголоидные черты проявляются в Западной части восточноевропейской лесной полосы, что свидетельствовало о миграции финно-угров. К 3 тысячелетию до н.э. они освоили территории вплоть до Финского залива, Подвинья, устья Нёмана и Сожа (археологическая культура гребенчато-ямочной керамики). Основным занятием финно-угорских племён были охота и рыболовство. Жили они в строениях похожих на чумы.
В 3 тысячелетии до н.э. в
восточноевропейскую лесную зону (куда
входит и территория Беларуси) с
юга проникают племена
С приходом индоевропейцев начинается на территории Беларуси бронзовый век, который охватывает период 2 – начало 1 тысячелетия до н.э. Как и в других районах, удалённых от месторождений меди и олова (составляющих бронзу), в Беларуси бронзовые орудия труда встречаются крайне редко, основными материалами остаются кремний, кость, дерево.
Актуальным является вопрос о прародине индоевропейцев. К числу индоевропейских относятся группы народов: индийская, иранская, италийская, кельтская, германская, балтийская, славянская, а также армяне, греки, албанцы. Сейчас индоевропейцы заселяют все континенты и являются одним из крупнейших народов мира. Выявление общих черт в индоевропейских языках позволило отнести время существования праиндоевропейской общности к 5-4 тысячелетию до н.э.
Концепции прародины индоевропейцев. [Гісторыя Беларусі: У 2 ч. Ч. 1. Ад старажытных часоў – па люты 1917г.: Вучэб. Дапам. / Пад. Рэд. Я. К. Новіка, Г. С. Марцуля. – Мн., 1998. С. 23 -24]
- Северогерманская концепция. Согласно данной теории прародиной индоевропейцев (ариев) является Северная Германия и Южная Скандинавия, но индоевропейцы были скотоводами, а скотоводство в Европе распространялось с юга на север: на Балканах скотоводство и земледелие появились раньше, чем в Северной Германии, что доказывает продвижение индоевропейцев с юга на север, а не наоборот.
- Балканская концепция. Действительно, это самый древний очаг расселения индоевропейцев на территории Европы, но найдены более древние ареалы расселения индоевропейцев (Малая Азия).
- Восточно-анатолийская прародина. Анализ языка, следов общих мифов, сохранившихся у индоевропейских народов и сопоставление этих данных с результатами исследований палеобиологов позволили определить в качестве наиболее вероятной прародины индоевропейцев район современной Восточной Анатолии вокруг озер Ван и Урмия. В праиндоевропейском языке имеются также заимствования из древних семитских языков (предки арабов, древних евреев, ассирийцев) и картвельских языков (предки грузин).
В результате расселения на огромных территориях, смешения и ассимиляции местного доиндоевропейского населения создаются условия для дифференциации индоевропейцев на более мелкие этнические группы. Северо-западная часть индоевропейцев стала предками германцев (к этой ветви относятся языки: восточногерманский – готский (мёртвый), северогерманские – шведский, датский, норвежский, исландский и западногерманские – английский, немецкий, нидерландский, фламандский). Между Балтикой и Волгой расселилась северная группа индоевропейцев, которые стали предками балтов. На территории между верховьями Одры (Одера) и Припятью формировалась славянская ветвь индоевропейцев. Часть учёных считает, что разделение балтийской и славянской ветвей индоевропейской семьи произошло в середине 1 тысячелетия до н. э., этим и объясняется сложность этнической классификации некоторых археологических культур железного века на территории Беларуси. Например, зарубенецкую археологическую культуру (3 в. до н.э. – 5 в. н.э.) одни исследователи относит к балтам, другие к славянам, третьи утверждают её смешанный характер.