Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:57, доклад
С X в. Почти половина Европейской части России
вошла в состав феодального Древнерусского государства,
где сложилась самобытная художественная культура с
рядом местных школ (юго-западные, западные,
новгородско-псковская, владимиро-суздальская),
накопившая опыт строительства и благоустройства
городов, создавшая замечательные памятники древнего
зодчества, фрески, мозаики, иконописи. Её развитие
было прервано монголо-татарским нашествием,
1. Введение
2. Возрождение архитектуры Руси после монголо-
татарского нашествия
3. Архитектура Новгорода
4. Архитектура Пскова
5. Архитектура Москвы
6. Новшества в архитектуре 14-16 в.в.
XV в. расширен до нынешних размеров, а посад охватил
его с трех сторон и был прорезан радиальными улицами.
На востоке от Кремля возникла Красная площадь, часть
посада была окружена в 1530-х гг. каменной стеной, а
затем каменная стена Белого города и деревоземляная
стена Земляного города окружили столицу двумя
кольцами, что и определило радиально - кольцевую
планировку Москвы. Монастыри-крепости, защищавшие
подступы к городу и созвучные Кремлю по своему
силуэту, со временем стали композиционными центрами
окраин Москвы. Радиальные улицы с бревенчатыми
мостовыми вели к центру через увенчанные башнями
ворота Земляного и Белого городов. Жилая застройка
городских улиц состояла в основном из деревянных
домов, имевших два – три этажа на подклетах, отдельные
крыши над каждой частью дома, средние сени и
крыльцо. Кремли других городов, как и в Москве,
следовали в своих планах рельефу местности, а на
ровных местах имели правильные прямоугольные
планы. Крепостные стены стали выше и толще.
Навесные бойницы и зубцы в виде ласточкина хвоста
примененные итальянскими архитекторами в
Московском Кремле,
появились и в кремлях
Нижнего Новгорода, Тулы и др. Позднее башни стали
декорироваться лопатками и горизонтальными тягами, а
бойницы – наличниками. Свободнее от новых влияний
были крепости дальних Кирилло-Белозерского и
Соловецкого монастырей, с мощными стенами и
башнями, сложенными из крупных валунов и почти
лишенными украшений.
Сохранившаяся часть великокняжеского
кремлевского дворца в Москве с огромным
одностолпным залом наделена чертами западной
архитектуры (граненый руст, парные окна, ренессансный
карниз), но вся композиция дворца, слагавшаяся из
отдельных зданий с переходами и крыльцами, близка к
композиции деревянных хором. В архитектуре
Успенского собора Московского Кремля, который было
предложено строить наподобие одноименного собора
XII в. во Владимире,
традиции владимиро-
зодчества подверглись существенному переосмыслению.
Величественный пятикупольный храм с редкими
щелевидными окнами, прорезанными в могучих
барабанах и в глади стен, опоясанных аркатурным
фризом, мощнее по пропорциям и монументальнее
своего прототипа. Впечатляющим контрастом несколько
суровым фасадам собора служит интерьер с шестью
равномерно расставленными высокими тонкими
столбами, придающими ему вид парадного зала. Храм-
колокольня Ивана Великого, господствовавший не
только не только над Кремлем, но и над всей Москвой,
стал традиционным образцом для подобных высотных
доминант и в других русских городах. Попытка
перенести в русский храм мотивы раннего
венецианского
Возрождения привела к
ярусных членений фасада. В других храмах второй
половины XV-XVI в. встречаются свойственные
Московской архитектуре XIV-XV вв. ярусы килевидных
закомар, но их ритм менее динамичен, а размеренные
членения фасадов, украшенных аркатурными фризами
узорной кладкой с терракотовыми деталями, делают
храмы нарядно-величавыми. Терракотовые детали
встречаются в Белозерье и Верхнем Поволжье,
например, в дворцовой палате в Угличе, где венчающие
щипцы над гладкими стенами заполнены узорной
кирпичной кладкой с терракотовыми вставками. Фасады
других светских построек этого времени, как правило,
скромнее.
Новшества в архитектуре 14-16 в.в.
От XIV-XVI вв. сохранилось несколько деревянных
церквей. Более ранние – «клетские», напоминающие избу
с двухскатной крышей и пристройками. Церкви XVI в. –
высокие, восьмигранные, крыты шатром, а пристройки с
двух или с четырех сторон имеют криволинейные кры-
ши – «бочки». Их стройные пропорции, контрасты
фигурных «бочек» и строгого шатра, суровых рубленых
стен и резьбы галереи и крылец, их неразрывная связь с
окружающим пейзажем – свидетельства высокого
мастерства народных мастеров – «древоделей»,
работавших артелями.
Рост Русского государства и национального
самосознания после свержения татарского ига отразился
в каменных храмах-памятниках XVI в. Являя собой
высокое достижение московского зодчества, эти
величественные постройки, посвященные важным
событиям, как бы соединяли в себе динамичность
деревянных шатровых церквей и ярусных завершений
храмов XIV – XV вв. с монументальностью соборов XVI
в. В каменных церквах-башнях ведущими стали формы,
присущие камню, - ярусы закомар и кокошники вокруг
прорезанного окнами шатра. Иногда и шатер заменялся
барабаном с куполом или же башни с куполами окружали
центральную, крытую шатром башню. Преобладание
вертикалей наделяло ликующей динамичностью
устремленную в высь композицию храма, как бы
вырастающего из окружающего его открытых «гульбищ»,
а нарядный декор придавал сооружению праздничную
торжественность
В храмах конца XV и XVI вв. применение так
называемого крестчатого свода, опиравшегося на стены,
избавляло интерьер от опорных столбов и позволяло
разнообразить фасады, которые получали то
трехлопастное, то имитирующее закомары завершение,
то увенчивались ярусами кокошников. Наряду с этим
продолжали строить четырехстолпные пятикупольные
храмы, иногда с галереями и приделами. Каменные
одностолпные трапезные и жилые монастырские
постройки XVI в. имеют гладкие стены, увенчанные
простым карнизом или пояском узорной кладки. В
жилой архитектуре господствовало дерево, из которого
строились и дома в 1-2 этажа, и боярские и епископские
дворцы, состоявшие из связанных переходами
многосрубных групп на подклетах.
В XVII в. переход к товарному хозяйству, развитие
внутренней и внешней торговли, усиление центральной
власти и расширение границ страны привели к росту
старых городов и возникновению новых на юге и
востоке, к постройке гостиных дворов и
административных зданий, каменных жилых домов бояр
и купцов. Развитие старых городов шло в рамках уже
сложившейся планировки, а в новых городах-крепостях
пытались внести регулярность в планировку улиц и
форму кварталов.
В связи с развитием
города окружались земляными валами с бастионами. На
юге и в Сибири строились и деревянные стены с
земляной засыпкой, имевшие башни с навесным боем и
низкими шатровыми крышами. Каменные стены
среднерусских монастырей в то же время теряли свои
старые оборонительные устройства, становились более
нарядными. Планы монастырей стали регулярнее.
Укрупнение масштабов Москвы вызвало надстройку
ряда кремлевских сооружений. При этом больше думали
выразительности силуэта и нарядности убранства, чем
об улучшении оборонительных качеств укреплений.
Сложный силуэт и богатую белокаменную резьбу
карнизов, крылец и фигурных наличников получил
теремной дворец, построенный в Кремле. Возрастает
число каменных жилых зданий. B XVII в. они обычно
строились по трехчастной схеме (с сенями посередине),
имели подсобные помещения в нижнем этаже и
наружное крыльцо. Третий этаж в деревянных зданиях
часто был каркасным, а в каменных – с деревянным
потолком вместо сводов. Порой верхние этажи
каменных домов были деревянными. В Пскове дома XVII
в. почти лишены декоративного убранства, и лишь в
редких случаях окна обрамлялись наличниками.
Среднерусские кирпичные дома, часто асимметричные, с
разными по высоте и форме крышами, имели карнизы,
междуэтажные пояса, рельефные наличники окон из
профильного кирпича и украшались раскраской и
изразцовыми вставками. Иногда применялась
крестообразная схема плана, соединение под прямым
углом трехчастных зданий, внутренние лестницы вместо
наружных.
Дворцы в XVII в. эволюционировали от
живописной разбросанности к компактности и
симметрии. Это видно из сравнения деревянного дворца
в селе Коломенском с Лефортовским дворцом в Москве.
Дворцы церковных владык включали церковь, а иногда,
состоя из ряда зданий, окружались стеной с башнями и
имели вид кремля или монастыря. Монастырские кельи
часто состояли из трехчастных секций, образующих
длинные корпуса. Административные здания XVII в.
походили на жилые дома. Гостиный двор в
Архангельске, имевший 2-этажные корпуса с жильем
наверху и складами внизу, был в то же время и
крепостью с башнями, господствовавшей над
окружающей застройкой. Расширение культурных связей
России с Западом содействовало появлению на фасадах
домов и дворцов ордерных форм и поливных изразцов, в
распространении которых известную роль сыграли
белорусские керамисты, работавшие у патриарха Никона
на постройке Ново-Иерусалимского монастыря в Истре.