Культура и быт России в 14-16 веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:57, доклад

Описание работы

С X в. Почти половина Европейской части России
вошла в состав феодального Древнерусского государства,
где сложилась самобытная художественная культура с
рядом местных школ (юго-западные, западные,
новгородско-псковская, владимиро-суздальская),
накопившая опыт строительства и благоустройства
городов, создавшая замечательные памятники древнего
зодчества, фрески, мозаики, иконописи. Её развитие
было прервано монголо-татарским нашествием,

Содержание

1. Введение
2. Возрождение архитектуры Руси после монголо-
татарского нашествия
3. Архитектура Новгорода
4. Архитектура Пскова
5. Архитектура Москвы
6. Новшества в архитектуре 14-16 в.в.

Работа содержит 1 файл

КУЛЬТУРА И БЫТ РУСИ XIV.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

XV в. расширен  до нынешних размеров, а посад  охватил 

его с трех сторон и был прорезан радиальными улицами.

На востоке  от Кремля возникла Красная площадь, часть 

посада была окружена в 1530-х гг. каменной стеной, а 

затем каменная стена Белого города и деревоземляная

стена Земляного  города окружили столицу двумя 

кольцами, что  и определило радиально - кольцевую 

планировку Москвы. Монастыри-крепости, защищавшие

подступы к  городу и созвучные Кремлю по своему

силуэту, со временем стали композиционными центрами

окраин Москвы. Радиальные улицы с бревенчатыми

мостовыми вели к центру через увенчанные башнями 

ворота Земляного  и Белого городов. Жилая застройка 

городских улиц состояла в основном из деревянных

домов, имевших  два – три этажа на подклетах, отдельные 

крыши над каждой частью дома, средние сени и 

крыльцо. Кремли других городов, как и в Москве,

следовали в  своих планах рельефу местности, а на

ровных местах имели правильные прямоугольные 

планы. Крепостные стены стали выше и толще.

Навесные бойницы  и зубцы в виде ласточкина хвоста

примененные итальянскими архитекторами в 

Московском Кремле, появились и в кремлях Новгорода,

Нижнего Новгорода, Тулы и др. Позднее башни стали 

декорироваться  лопатками и горизонтальными тягами, а

бойницы – наличниками. Свободнее от новых влияний 

были крепости дальних Кирилло-Белозерского и 

Соловецкого монастырей, с мощными стенами и 

башнями, сложенными из крупных валунов и почти 

лишенными украшений.

Сохранившаяся часть великокняжеского

кремлевского  дворца в Москве с огромным

одностолпным  залом наделена чертами западной

архитектуры (граненый руст, парные окна, ренессансный

карниз), но вся  композиция дворца, слагавшаяся из

отдельных зданий с переходами и крыльцами, близка к

композиции деревянных хором. В архитектуре 

Успенского собора Московского Кремля, который было

предложено строить  наподобие одноименного собора

XII в. во Владимире,  традиции владимиро-суздальского 

зодчества подверглись  существенному переосмыслению.

Величественный  пятикупольный храм с редкими 

щелевидными окнами, прорезанными в могучих 

барабанах и  в глади стен, опоясанных аркатурным

фризом, мощнее по пропорциям и монументальнее

своего прототипа. Впечатляющим контрастом несколько 

суровым фасадам собора служит интерьер с шестью

равномерно расставленными высокими тонкими 

столбами, придающими ему вид парадного зала. Храм-

колокольня Ивана  Великого, господствовавший не

только не только над Кремлем, но и над всей Москвой,

стал традиционным образцом для подобных высотных

доминант и  в других русских городах. Попытка 

перенести в  русский храм мотивы раннего 

венецианского Возрождения привела к несоответствию

ярусных членений фасада. В других храмах второй

половины XV-XVI в. встречаются свойственные

Московской архитектуре XIV-XV вв. ярусы килевидных

закомар, но их ритм менее динамичен, а размеренные 

членения фасадов, украшенных аркатурными фризами 

узорной кладкой  с терракотовыми деталями, делают

храмы нарядно-величавыми. Терракотовые детали

встречаются в  Белозерье и Верхнем Поволжье,

например, в дворцовой  палате в Угличе, где венчающие 

щипцы над гладкими стенами заполнены узорной 

кирпичной кладкой  с терракотовыми вставками. Фасады

других светских построек этого времени, как правило,

скромнее.

 Новшества  в архитектуре 14-16 в.в.

От XIV-XVI вв. сохранилось  несколько деревянных

церквей. Более  ранние – «клетские», напоминающие избу

с двухскатной  крышей и пристройками. Церкви XVI в. – 

высокие, восьмигранные, крыты шатром, а пристройки с

двух или с  четырех сторон имеют криволинейные  кры-

ши – «бочки». Их стройные пропорции, контрасты 

фигурных «бочек»  и строгого шатра, суровых рубленых

стен и резьбы галереи и крылец, их неразрывная  связь с 

окружающим пейзажем – свидетельства высокого

мастерства народных мастеров – «древоделей»,

работавших артелями.

Рост Русского государства и национального 

самосознания  после свержения татарского ига  отразился 

в каменных храмах-памятниках XVI в. Являя собой 

высокое достижение московского зодчества, эти

величественные  постройки, посвященные важным

событиям, как  бы соединяли в себе динамичность

деревянных шатровых церквей и ярусных завершений

храмов XIV –  XV вв. с монументальностью соборов XVI

в. В каменных церквах-башнях  ведущими стали формы,

присущие камню, - ярусы закомар и кокошники  вокруг

прорезанного  окнами шатра. Иногда и шатер заменялся 

барабаном с  куполом или же башни с куполами окружали

центральную, крытую шатром башню. Преобладание

вертикалей наделяло ликующей динамичностью 

устремленную в высь композицию храма, как бы

вырастающего  из окружающего его открытых «гульбищ»,

а нарядный декор  придавал сооружению праздничную 

торжественность

В храмах конца XV и XVI вв. применение так 

называемого крестчатого  свода, опиравшегося на стены,

избавляло интерьер от опорных столбов и позволяло 

разнообразить фасады, которые получали то

трехлопастное, то  имитирующее закомары завершение,

то увенчивались ярусами кокошников. Наряду с этим

продолжали строить  четырехстолпные пятикупольные 

храмы, иногда с галереями и приделами. Каменные

одностолпные  трапезные и жилые монастырские

постройки XVI в. имеют гладкие стены, увенчанные

простым карнизом или пояском узорной кладки. В 

жилой архитектуре  господствовало дерево, из которого

строились и  дома в 1-2 этажа, и боярские и епископские

дворцы, состоявшие из связанных переходами

многосрубных  групп на подклетах.

В XVII в. переход  к товарному хозяйству, развитие

внутренней и  внешней торговли, усиление центральной 

власти и расширение границ страны привели к росту

старых городов  и возникновению новых на юге  и 

востоке, к постройке  гостиных дворов и 

административных  зданий, каменных жилых домов бояр

и купцов. Развитие старых городов шло в рамках уже 

сложившейся планировки, а в новых городах-крепостях

пытались внести регулярность в планировку улиц и 

форму кварталов. В связи с развитием артиллерии,

города окружались земляными валами с бастионами. На

юге и в Сибири строились и деревянные стены  с 

земляной засыпкой, имевшие башни с навесным боем и

низкими шатровыми  крышами. Каменные стены 

среднерусских монастырей в то же время теряли свои

старые оборонительные устройства, становились более 

нарядными. Планы  монастырей стали регулярнее.

Укрупнение масштабов  Москвы вызвало надстройку

ряда кремлевских сооружений. При этом больше думали

выразительности силуэта и нарядности убранства, чем 

об улучшении  оборонительных качеств укреплений.

Сложный силуэт и богатую белокаменную резьбу

карнизов, крылец и фигурных наличников получил 

теремной дворец, построенный в Кремле. Возрастает

число каменных жилых зданий. B XVII в. они обычно

строились по трехчастной  схеме (с сенями посередине),

имели подсобные  помещения в нижнем этаже и 

наружное крыльцо. Третий этаж в деревянных зданиях 

часто был каркасным, а в каменных – с деревянным

потолком вместо сводов. Порой верхние этажи 

каменных домов  были деревянными. В Пскове дома XVII

в. почти лишены декоративного убранства, и лишь в 

редких случаях  окна обрамлялись наличниками.

Среднерусские кирпичные дома, часто асимметричные, с

разными по высоте и форме крышами, имели карнизы,

междуэтажные  пояса, рельефные наличники окон из

профильного кирпича  и украшались раскраской и 

изразцовыми вставками. Иногда применялась 

крестообразная  схема плана, соединение под прямым

углом трехчастных  зданий, внутренние лестницы вместо

наружных.

Дворцы в XVII в. эволюционировали от

живописной разбросанности к компактности и 

симметрии. Это  видно из сравнения деревянного  дворца

в селе Коломенском  с Лефортовским дворцом в Москве.

Дворцы церковных  владык включали церковь, а иногда,

состоя из ряда зданий, окружались стеной с башнями  и 

имели вид кремля или монастыря. Монастырские кельи 

часто состояли из трехчастных секций, образующих

длинные корпуса. Административные здания XVII в.

походили на жилые дома. Гостиный двор в 

Архангельске, имевший 2-этажные корпуса с жильем

наверху и складами внизу, был в то же время и 

крепостью с  башнями, господствовавшей над 

окружающей застройкой. Расширение культурных связей

России с Западом содействовало появлению на фасадах

домов и дворцов  ордерных форм и поливных изразцов, в 

распространении которых известную роль сыграли 

белорусские керамисты, работавшие у патриарха Никона

на постройке  Ново-Иерусалимского монастыря в  Истре.

Информация о работе Культура и быт России в 14-16 веках