Культура и быт России в 14-16 веках

Автор: Анна Дубровина, 15 Октября 2010 в 14:44, реферат

Описание работы

Возрождение архитектуры Руси после монголо-татарского нашествия

Содержание

Введение
Возрождение архитектуры Руси после монголо-татарского нашествия
Архитектура Новгорода
Архитектура Пскова
Архитектура Москвы
Новшества в архитектуре 14-16 в.в.
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

культура и быт россии 14-16.docx

— 22.78 Кб (Скачать)

Выполнила: студентка 1 курса,

очн. ф. обучения, группы 9-10

Маштакова М.Ю.

Проверила: Василевская  Г.Г. 
 
 
 
 
 

ТОЛЬЯТТИ 2000  
 

План: 
 
 

Введение 

Возрождение архитектуры  Руси после монголо-татарского нашествия 

Архитектура Новгорода

Архитектура Пскова

Архитектура Москвы

Новшества в архитектуре 14-16 в.в.

Список используемой литературы  
 
 
 
 

1. Введение 

С X в. Почти половина Европейской части России вошла  в состав феодального Древнерусского государства, где сложилась самобытная художественная культура с рядом  местных школ (юго-западные, западные, новгородско-псковская, владимиро-суздальская), накопившая опыт строительства и  благоустройства городов, создавшая  замечательные памятники древнего зодчества, фрески, мозаики, иконописи. Её развитие было прервано монголо-татарским  нашествием, приведшим Древнюю Русь к экономическому и культурному  упадку и к обособлению юго-западных земель, вошедших в состав польско-литовского государства. После полосы застоя в  размещавшихся на территории России Древнерусских землях с конца XIII в. начинает складываться собственно русская (Великорусская) художественная культура. В ее развитии ощутимее, чем в  искусстве Древней Руси, проявилось воздействие городских низов, ставших  важной общественной силой в борьбе за избавление монголо-татарского ига  и объединение русских земель. Возглавившая уже в XIV в. Эту борьбу великокняжеская Москва синтезирует  достижения местных школ и с XV в. становится важным политическим и культурным центром, где складываются проникнутое  глубокой верой в красоту нравственного  подвига искусство Андрея Рублева  и соразмерная человеку в своем  величии архитектура Кремля. Апофеоз  идей объединения и укрепления русского государства воплотили храмы-памятники XVI в. С развитием экономических  и общественных отношений в XVII в. окончательно ликвидируется обособленность отдельных областей, и расширяются  международные связи, в искусстве  нарастают светские черты. Не выходя в целом почти до конца XVII в. за рамки религиозных форм, искусство  отражало кризис официальной церковной  идеологии и постепенно утрачивало цельность мировосприятия: непосредственные жизненные наблюдения разрушали  условную систему церковной иконографии, а заимствованные из западноевропейской архитектуры детали вступали в противоречие с традиционной композицией русского храма. Но этим отчасти подготовлялось решительное освобождение искусства  от влияния церкви, совершившееся  к началу XVIII в. в результате реформ Петра I.  

2. Возрождение архитектуры  Руси после монголо-татарского  нашествия 

После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь о строительстве  недошедших до нас деревянных сооружений. С конца XIII в. в избежавшей разорения  Северо-западной Руси возрождается и  каменное зодчество, прежде всего военное. Возводятся каменные городские укрепления Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или на островах, порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с основной защитный коридор – "захаб" (Изборск, Порхов). С середины XIV в. стены  усиливаются могучими башнями, в  начале над воротами, а затем и  по всему периметру укреплений, получающих в XV веке планировку, близкую к регулярной. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и валунов наделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую выразительность. Такой же была кладка стен небольших однокупольных четырехстолпных  храмов конца XIII – 1-й половины XIV вв., которым обмазка фасадов придавала  монолитный облик. Храмы строились  на средства бояр, богатых купцов. Становясь  архитектурными доминантами отдельных  районов города, они обогащали  его силуэт и создавали постепенный  переход представительного каменного  кремля к нерегулярной деревянной жилой застройке, следующей естественному рельефу. В ней преобладали 1-2 этажные дома на подклетах, иногда трехчастные, с сенями посередине. 

3. Архитектура Новгорода 

В Новгороде развивалось  его прежняя планировка, прибавилось  улиц, ведущих к Волхову. Каменные стены Детинца и Окольного  города, а так же церкви построенные  на средства отдельных бояр, купцов, и групп горожан, изменили облик  Новгорода. В XIII-XIV вв. зодчие переходят  в завершениях фасадов церквей  от полукружий-"закомар" к более  динамичным фронтонам – "щипцам" или чаще к трехлопастным кривым, отвечавшим форме сводов, более низких над углами храма. Величественны  и нарядны храмы 2-й половины XIV в. – поры расцвета новгородской республики, - полнее отражавшее мировоззрение  и вкусы горожан. Стройные, удлиненных пропорций, с покрытием на восемь скатов по трехлопастным кривым, которое  позднее часто переделывалось на пощипцовое, они совмещают живописность и пластическое богатство архитектурного декора (уступчатые лопатки на фасадах, декоративные аркады на апсидах, узорная  кирпичная кладка, рельефные "бровки" над окнами, стрельчатые завершения перспективных порталов) с тектонической  ясностью и компактностью устремленной вверх композиции. Широкая расстановка  столбов внутри делала просторнее интерьеры. В XV в. Новгородские храмы становятся интимнее и уютнее, и них появляются паперти, крыльца, кладовые в подцерковье. С XIV-XV вв. в Новгороде появляются каменные жилые дома с подклетками  и крыльцами. Одностолпная "Грановитая палата" двора архиепископа Евфимия, построенные при участии западных мастеров, имеет готические нервюрные  своды. В других палатах стены  членились лопатками и горизонтальными  поясками, что перешло в монастырские трапезные XVI в. 

4. Архитектура Пскова 

В Пскове, ставшем  в 1348 г. независимым от Новгорода, главный, Троицкий собор имел, судя по рисунку XVII в., закомары, расположенные на разных уровнях, три притвора и декоративные детали, близкие новгородским. Поставленный в кремле (Кром) на высоком мысу при  слиянии Псковы и Великой, собор  господствовал над городом, который  рос к югу, образуя новые, огражденные  каменными стенами части, прорезанные  улицами, ведущими к кремлю. В дальнейшем псковичи разрабатывали тип четырехстолпной  трехапсидной приходской церкви с позакомарным, а позднее и восьмискатным  пощипцовым покрытием. Галереи, приделы, крыльца с толстыми круглыми столбами и звонницы придавали этим, словно вылепленным от руки приземистым  постройкам, возводившимся вне кремля, особую живописность. В псковских  бесстолпных одноапсидных церквях XVI в. барабан с куполом опирался на пересекающиеся цилиндрические своды  или на ступенчато расположенные  арки. В Пскове, как и в Новгороде  улицы, имели бревенчатые мостовые и были так же застроены деревянными  домами. 

5. Архитектура Москвы 

С началом возрождения  Москвы в ней в 1320-1330-х гг. появляются первые белокаменные храмы. Не сохранившийся  Успенский собор и собор Спаса  на Бору с поясами резного орнамента  на фасадах восходили по типу к  четырехстолпным с тремя апсидами владимирским храмом домонгольской  поры. Во второй половине XIV в. строятся первые каменные стены Кремля на треугольном  в плане холме при впадении Неглинной в Москву-реку. На востоке  от Кремля расстилался посад с  параллельной Москве-реке главной улицей. Схожие по плану с более ранними, храмы конца XIV – начала XV вв. благодаря  применению дополнительных кокошников в основании барабана, приподнятого на подпружных арках, получили ярусную  композицию верхов. Это придавало  зданиям живописный и праздничный  характер, усиливавшийся килевидными  очертаниями закомар и верхов порталов, резными поясками и тонкими  полуколонками на фасадах. В соборе московского Андроникова монастыря  угловые части основного объема сильно понижены, а композиция верха  особенно динамична. В бесстолпных  церквах московской школы XIV- начала XV вв. каждый фасад иногда увенчивался  тремя кокошниками. В формировании к концу XV в. централизованного государства  выдвинуло задачу широко развернуть строительство крепостных сооружений в городах и монастырях, а в  его столице – Москве – возводить  храмы и дворцы, отвечающие ее значению. Для этого были приглашены в столицу  зодчие и каменщики из других русских  городов, итальянские архитекторы  и инженеры по фортификации. Основным строительным материалом стал кирпич. Московский Кремль, вмещавший резиденции великого князя, митрополита, соборы, боярские дворы, монастыри, был во второй половине XV в. расширен до нынешних размеров, а  посад охватил его с трех сторон и был прорезан радиальными улицами. На востоке от Кремля возникла Красная  площадь, часть посада была окружена в 1530-х гг. каменной стеной, а затем  каменная стена Белого города и деревоземляная стена Земляного города окружили столицу двумя кольцами, что и  определило радиально - кольцевую планировку Москвы. Монастыри-крепости, защищавшие подступы к городу и созвучные  Кремлю по своему силуэту, со временем стали композиционными центрами окраин Москвы. Радиальные улицы с  бревенчатыми мостовыми вели к центру через увенчанные башнями ворота Земляного и Белого городов. Жилая  застройка городских улиц состояла в основном из деревянных домов, имевших  два – три этажа на подклетах, отдельные крыши над каждой частью дома, средние сени и крыльцо. Кремли других городов, как и в Москве, следовали в своих планах рельефу  местности, а на ровных местах имели  правильные прямоугольные планы. Крепостные стены стали выше и толще. Навесные бойницы и зубцы в виде ласточкина хвоста примененные итальянскими архитекторами  в Московском Кремле, появились и  в кремлях Новгорода, Нижнего  Новгорода, Тулы и др. Позднее башни  стали декорироваться лопатками  и горизонтальными тягами, а бойницы  – наличниками. Свободнее от новых  влияний были крепости дальних Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей, с мощными  стенами и башнями, сложенными из крупных валунов и почти лишенными  украшений. 

Сохранившаяся часть  великокняжеского кремлевского дворца в Москве с огромным одностолпным залом наделена чертами западной архитектуры (граненый руст, парные окна, ренессансный карниз), но вся композиция дворца, слагавшаяся из отдельных  зданий с переходами и крыльцами, близка к композиции деревянных хором. В архитектуре Успенского собора Московского Кремля, который было предложено строить наподобие одноименного собора XII в. во Владимире, традиции владимиро-суздальского зодчества подверглись существенному переосмыслению. Величественный пятикупольный храм с редкими щелевидными окнами, прорезанными в могучих барабанах и в глади стен, опоясанных аркатурным фризом, мощнее по пропорциям и монументальнее своего прототипа. Впечатляющим контрастом несколько суровым фасадам собора служит интерьер с шестью равномерно расставленными высокими тонкими столбами, придающими ему вид парадного зала. Храм-колокольня Ивана Великого, господствовавший не только не только над Кремлем, но и над всей Москвой, стал традиционным образцом для подобных высотных доминант и в других русских городах. Попытка перенести в русский храм мотивы раннего венецианского Возрождения привела к несоответствию ярусных членений фасада. В других храмах второй половины XV-XVI в. встречаются свойственные Московской архитектуре XIV-XV вв. ярусы килевидных закомар, но их ритм менее динамичен, а размеренные членения фасадов, украшенных аркатурными фризами узорной кладкой с терракотовыми деталями, делают храмы нарядно-величавыми. Терракотовые детали встречаются в Белозерье и Верхнем Поволжье, например, в дворцовой палате в Угличе, где венчающие щипцы над гладкими стенами заполнены узорной кирпичной кладкой с терракотовыми вставками. Фасады других светских построек этого времени, как правило, скромнее.  

6. Новшества в  архитектуре 14-16 в.в. 

От XIV-XVI вв. сохранилось  несколько деревянных церквей. Более  ранние – "клетские", напоминающие избу с двухскатной крышей и пристройками. Церкви XVI в. – высокие, восьмигранные, крыты шатром, а пристройки с двух или с четырех сторон имеют  криволинейные кры-ши – "бочки". Их стройные пропорции, контрасты фигурных "бочек" и строгого шатра, суровых  рубленых стен и резьбы галереи и  крылец, их неразрывная связь с  окружающим пейзажем – свидетельства  высокого мастерства народных мастеров – "древоделей", работавших артелями. 

Рост Русского государства  и национального самосознания после  свержения татарского ига отразился  в каменных храмах-памятниках XVI в. Являя  собой высокое достижение московского  зодчества, эти величественные постройки, посвященные важным событиям, как  бы соединяли в себе динамичность деревянных шатровых церквей и ярусных  завершений храмов XIV – XV вв. с монументальностью  соборов XVI в. В каменных церквах-башнях ведущими стали формы, присущие камню, - ярусы закомар и кокошники  вокруг прорезанного окнами шатра. Иногда и шатер заменялся барабаном  с куполом или же башни с  куполами окружали центральную, крытую шатром башню. Преобладание вертикалей наделяло ликующей динамичностью устремленную в высь композицию храма, как бы вырастающего из окружающего его открытых "гульбищ", а нарядный декор придавал сооружению праздничную торжественность 

В храмах конца XV и XVI вв. применение так называемого крестчатого  свода, опиравшегося на стены, избавляло  интерьер от опорных столбов и  позволяло разнообразить фасады, которые получали то трехлопастное, то имитирующее закомары завершение, то увенчивались ярусами кокошников. Наряду с этим продолжали строить  четырехстолпные пятикупольные  храмы, иногда с галереями и приделами. Каменные одностолпные трапезные и жилые монастырские постройки XVI в. имеют гладкие стены, увенчанные простым карнизом или пояском узорной кладки. В жилой архитектуре господствовало дерево, из которого строились и дома в 1-2 этажа, и боярские и епископские дворцы, состоявшие из связанных переходами многосрубных групп на подклетах. 

В XVII в. переход к  товарному хозяйству, развитие внутренней и внешней торговли, усиление центральной  власти и расширение границ страны привели к росту старых городов  и возникновению новых на юге  и востоке, к постройке гостиных дворов и административных зданий, каменных жилых домов бояр и купцов. Развитие старых городов шло в  рамках уже сложившейся планировки, а в новых городах-крепостях  пытались внести регулярность в планировку улиц и форму кварталов. В связи  с развитием артиллерии, города окружались земляными валами с бастионами. На юге и в Сибири строились и  деревянные стены с земляной засыпкой, имевшие башни с навесным боем и низкими шатровыми крышами. Каменные стены среднерусских монастырей в то же время теряли свои старые оборонительные устройства, становились  более нарядными. Планы монастырей стали регулярнее. Укрупнение масштабов  Москвы вызвало надстройку ряда кремлевских  сооружений. При этом больше думали выразительности силуэта и нарядности убранства, чем об улучшении оборонительных качеств укреплений. Сложный силуэт и богатую белокаменную резьбу карнизов, крылец и фигурных наличников получил  теремной дворец, построенный в Кремле. Возрастает число каменных жилых  зданий. B XVII в. они обычно строились  по трехчастной схеме (с сенями посередине), имели подсобные помещения в  нижнем этаже и наружное крыльцо. Третий этаж в деревянных зданиях  часто был каркасным, а в каменных – с деревянным потолком вместо сводов. Порой верхние этажи каменных домов были деревянными. В Пскове дома XVII в. почти лишены декоративного  убранства, и лишь в редких случаях  окна обрамлялись наличниками. Среднерусские  кирпичные дома, часто асимметричные, с разными по высоте и форме  крышами, имели карнизы, междуэтажные пояса, рельефные наличники окон из профильного кирпича и украшались раскраской и изразцовыми вставками. Иногда применялась крестообразная схема плана, соединение под прямым углом трехчастных зданий, внутренние лестницы вместо наружных. 

Информация о работе Культура и быт России в 14-16 веках