Автор: Анна Дубровина, 15 Октября 2010 в 14:44, реферат
Возрождение архитектуры Руси после монголо-татарского нашествия
Введение
Возрождение архитектуры Руси после монголо-татарского нашествия
Архитектура Новгорода
Архитектура Пскова
Архитектура Москвы
Новшества в архитектуре 14-16 в.в.
Список используемой литературы
Выполнила: студентка 1 курса,
очн. ф. обучения, группы 9-10
Маштакова М.Ю.
Проверила: Василевская
Г.Г.
ТОЛЬЯТТИ 2000
План:
Введение
Возрождение архитектуры Руси после монголо-татарского нашествия
Архитектура Новгорода
Архитектура Пскова
Архитектура Москвы
Новшества в архитектуре 14-16 в.в.
Список используемой
литературы
1. Введение
С X в. Почти половина
Европейской части России вошла
в состав феодального Древнерусского
государства, где сложилась самобытная
художественная культура с рядом
местных школ (юго-западные, западные,
новгородско-псковская, владимиро-суздальская),
накопившая опыт строительства и
благоустройства городов, создавшая
замечательные памятники
2. Возрождение архитектуры
Руси после монголо-татарского
нашествия
После монголо-татарского
нашествия долгое время летописи
упоминают лишь о строительстве
недошедших до нас деревянных сооружений.
С конца XIII в. в избежавшей разорения
Северо-западной Руси возрождается и
каменное зодчество, прежде всего военное.
Возводятся каменные городские укрепления
Новгорода и Пскова, крепости на
приречных мысах (Копорье) или на
островах, порой с дополнительной
стеной у въезда, образующей вместе
с основной защитный коридор – "захаб"
(Изборск, Порхов). С середины XIV в. стены
усиливаются могучими башнями, в
начале над воротами, а затем и
по всему периметру укреплений, получающих
в XV веке планировку, близкую к регулярной.
Неровная кладка из грубо отесанного
известняка и валунов наделяло сооружение
живописью и усиливало их пластическую
выразительность. Такой же была кладка
стен небольших однокупольных
3. Архитектура Новгорода
В Новгороде развивалось
его прежняя планировка, прибавилось
улиц, ведущих к Волхову. Каменные
стены Детинца и Окольного
города, а так же церкви построенные
на средства отдельных бояр, купцов,
и групп горожан, изменили облик
Новгорода. В XIII-XIV вв. зодчие переходят
в завершениях фасадов церквей
от полукружий-"закомар" к более
динамичным фронтонам – "щипцам"
или чаще к трехлопастным кривым,
отвечавшим форме сводов, более низких
над углами храма. Величественны
и нарядны храмы 2-й половины XIV
в. – поры расцвета новгородской республики,
- полнее отражавшее мировоззрение
и вкусы горожан. Стройные, удлиненных
пропорций, с покрытием на восемь
скатов по трехлопастным кривым, которое
позднее часто переделывалось на
пощипцовое, они совмещают живописность
и пластическое богатство архитектурного
декора (уступчатые лопатки на фасадах,
декоративные аркады на апсидах, узорная
кирпичная кладка, рельефные "бровки"
над окнами, стрельчатые завершения
перспективных порталов) с тектонической
ясностью и компактностью устремленной
вверх композиции. Широкая расстановка
столбов внутри делала просторнее интерьеры.
В XV в. Новгородские храмы становятся
интимнее и уютнее, и них появляются
паперти, крыльца, кладовые в подцерковье.
С XIV-XV вв. в Новгороде появляются
каменные жилые дома с подклетками
и крыльцами. Одностолпная "Грановитая
палата" двора архиепископа Евфимия,
построенные при участии
4. Архитектура Пскова
В Пскове, ставшем
в 1348 г. независимым от Новгорода, главный,
Троицкий собор имел, судя по рисунку
XVII в., закомары, расположенные на разных
уровнях, три притвора и декоративные
детали, близкие новгородским. Поставленный
в кремле (Кром) на высоком мысу при
слиянии Псковы и Великой, собор
господствовал над городом, который
рос к югу, образуя новые, огражденные
каменными стенами части, прорезанные
улицами, ведущими к кремлю. В дальнейшем
псковичи разрабатывали тип
5. Архитектура Москвы
С началом возрождения
Москвы в ней в 1320-1330-х гг. появляются
первые белокаменные храмы. Не сохранившийся
Успенский собор и собор Спаса
на Бору с поясами резного орнамента
на фасадах восходили по типу к
четырехстолпным с тремя
Сохранившаяся часть
великокняжеского кремлевского дворца
в Москве с огромным одностолпным
залом наделена чертами западной
архитектуры (граненый руст, парные окна,
ренессансный карниз), но вся композиция
дворца, слагавшаяся из отдельных
зданий с переходами и крыльцами,
близка к композиции деревянных хором.
В архитектуре Успенского собора
Московского Кремля, который было
предложено строить наподобие одноименного
собора XII в. во Владимире, традиции владимиро-суздальского
зодчества подверглись существенному
переосмыслению. Величественный пятикупольный
храм с редкими щелевидными окнами, прорезанными
в могучих барабанах и в глади стен, опоясанных
аркатурным фризом, мощнее по пропорциям
и монументальнее своего прототипа. Впечатляющим
контрастом несколько суровым фасадам
собора служит интерьер с шестью равномерно
расставленными высокими тонкими столбами,
придающими ему вид парадного зала. Храм-колокольня
Ивана Великого, господствовавший не только
не только над Кремлем, но и над всей Москвой,
стал традиционным образцом для подобных
высотных доминант и в других русских
городах. Попытка перенести в русский
храм мотивы раннего венецианского Возрождения
привела к несоответствию ярусных членений
фасада. В других храмах второй половины
XV-XVI в. встречаются свойственные Московской
архитектуре XIV-XV вв. ярусы килевидных
закомар, но их ритм менее динамичен, а
размеренные членения фасадов, украшенных
аркатурными фризами узорной кладкой
с терракотовыми деталями, делают храмы
нарядно-величавыми. Терракотовые детали
встречаются в Белозерье и Верхнем Поволжье,
например, в дворцовой палате в Угличе,
где венчающие щипцы над гладкими стенами
заполнены узорной кирпичной кладкой
с терракотовыми вставками. Фасады других
светских построек этого времени, как
правило, скромнее.
6. Новшества в
архитектуре 14-16 в.в.
От XIV-XVI вв. сохранилось
несколько деревянных церквей. Более
ранние – "клетские", напоминающие
избу с двухскатной крышей и пристройками.
Церкви XVI в. – высокие, восьмигранные,
крыты шатром, а пристройки с двух
или с четырех сторон имеют
криволинейные кры-ши – "бочки".
Их стройные пропорции, контрасты фигурных
"бочек" и строгого шатра, суровых
рубленых стен и резьбы галереи и
крылец, их неразрывная связь с
окружающим пейзажем – свидетельства
высокого мастерства народных мастеров
– "древоделей", работавших артелями.
Рост Русского государства
и национального самосознания после
свержения татарского ига отразился
в каменных храмах-памятниках XVI в. Являя
собой высокое достижение московского
зодчества, эти величественные постройки,
посвященные важным событиям, как
бы соединяли в себе динамичность
деревянных шатровых церквей и ярусных
завершений храмов XIV – XV вв. с монументальностью
соборов XVI в. В каменных церквах-башнях
ведущими стали формы, присущие камню,
- ярусы закомар и кокошники
вокруг прорезанного окнами шатра. Иногда
и шатер заменялся барабаном
с куполом или же башни с
куполами окружали центральную, крытую
шатром башню. Преобладание вертикалей
наделяло ликующей динамичностью устремленную
в высь композицию храма, как бы вырастающего
из окружающего его открытых "гульбищ",
а нарядный декор придавал сооружению
праздничную торжественность
В храмах конца XV и XVI
вв. применение так называемого крестчатого
свода, опиравшегося на стены, избавляло
интерьер от опорных столбов и
позволяло разнообразить
В XVII в. переход к
товарному хозяйству, развитие внутренней
и внешней торговли, усиление центральной
власти и расширение границ страны
привели к росту старых городов
и возникновению новых на юге
и востоке, к постройке гостиных
дворов и административных зданий,
каменных жилых домов бояр и купцов.
Развитие старых городов шло в
рамках уже сложившейся планировки,
а в новых городах-крепостях
пытались внести регулярность в планировку
улиц и форму кварталов. В связи
с развитием артиллерии, города окружались
земляными валами с бастионами. На
юге и в Сибири строились и
деревянные стены с земляной засыпкой,
имевшие башни с навесным боем
и низкими шатровыми крышами.
Каменные стены среднерусских монастырей
в то же время теряли свои старые
оборонительные устройства, становились
более нарядными. Планы монастырей
стали регулярнее. Укрупнение масштабов
Москвы вызвало надстройку ряда кремлевских
сооружений. При этом больше думали
выразительности силуэта и