Культура и быт России в 14-16 веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:57, доклад

Описание работы

С X в. Почти половина Европейской части России
вошла в состав феодального Древнерусского государства,
где сложилась самобытная художественная культура с
рядом местных школ (юго-западные, западные,
новгородско-псковская, владимиро-суздальская),
накопившая опыт строительства и благоустройства
городов, создавшая замечательные памятники древнего
зодчества, фрески, мозаики, иконописи. Её развитие
было прервано монголо-татарским нашествием,

Содержание

1. Введение
2. Возрождение архитектуры Руси после монголо-
татарского нашествия
3. Архитектура Новгорода
4. Архитектура Пскова
5. Архитектура Москвы
6. Новшества в архитектуре 14-16 в.в.

Работа содержит 1 файл

КУЛЬТУРА И БЫТ РУСИ XIV.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

КУЛЬТУРА И  БЫТ РУСИ  XIV – XVI

 ВЕКОВ. 

 Содержание:

1. Введение 

2. Возрождение  архитектуры Руси после монголо-

татарского нашествия 

3. Архитектура  Новгорода 

4. Архитектура  Пскова 

5. Архитектура  Москвы 

6. Новшества  в архитектуре 14-16 в.в. 

 

 Введение

С X в. Почти половина Европейской части России

вошла в состав феодального Древнерусского государства,

где сложилась  самобытная художественная культура с 

рядом местных  школ (юго-западные, западные,

новгородско-псковская, владимиро-суздальская),

накопившая опыт строительства и благоустройства

городов, создавшая  замечательные памятники древнего

зодчества, фрески, мозаики, иконописи. Её развитие

было прервано монголо-татарским нашествием,

приведшим Древнюю  Русь к экономическому и 

культурному упадку и к обособлению юго-западных

земель, вошедших в состав польско-литовского

государства. После  полосы застоя в размещавшихся на

территории России Древнерусских землях с конца XIII в.

начинает складываться собственно русская 

(Великорусская)  художественная культура. В ее развитии

ощутимее, чем  в искусстве Древней Руси, проявилось

воздействие городских  низов, ставших важной

общественной  силой в борьбе за избавление монголо-

татарского ига  и объединение русских земель.

Возглавившая  уже в XIV в. Эту борьбу великокняжеская

Москва синтезирует  достижения местных школ и с XV в.

становится важным политическим и культурным

центром, где  складываются проникнутое глубокой верой 

в красоту нравственного  подвига искусство Андрея

Рублева и соразмерная  человеку в своем величии

архитектура Кремля. Апофеоз идей объединения и 

укрепления русского государства воплотили храмы-

памятники XVI в.  С развитием экономических и 

общественных  отношений в XVII в. окончательно

ликвидируется обособленность отдельных областей, и

расширяются международные  связи, в искусстве 

нарастают светские черты. Не выходя в целом почти  до

конца XVII в. за рамки  религиозных форм, искусство 

отражало кризис официальной церковной идеологии  и 

постепенно утрачивало цельность мировосприятия:

непосредственные  жизненные  наблюдения разрушали 

условную систему  церковной иконографии, а 

заимствованные  из западноевропейской архитектуры 

детали вступали в противоречие с традиционной

композицией русского храма. Но этим отчасти 

подготовлялось  решительное освобождение искусства от

влияния церкви, совершившееся к началу XVIII в. в 

результате реформ Петра I.

Возрождение архитектуры  Руси   после монголо-

 татарского  нашествия

После монголо-татарского нашествия долгое время 

летописи упоминают  лишь о строительстве недошедших

до нас деревянных сооружений. С конца XIII в. в 

избежавшей разорения  Северо-западной Руси

возрождается  и каменное зодчество, прежде всего 

военное. Возводятся каменные городские укрепления

Новгорода и  Пскова, крепости на приречных мысах

(Копорье) или  на островах, порой с дополнительной 

стеной у въезда, образующей вместе с основной

защитный коридор  – «захаб» (Изборск, Порхов). С 

середины XIV в. стены  усиливаются могучими башнями,

в начале над  воротами, а затем и по всему  периметру

укреплений, получающих в XV веке планировку,

близкую к регулярной. Неровная кладка из грубо 

отесанного известняка и валунов наделяло сооружение

живописью и  усиливало их пластическую

выразительность. Такой же была кладка стен небольших 

однокупольных четырехстолпных храмов конца XIII – 1-

й половины XIV вв., которым обмазка фасадов 

придавала монолитный облик. Храмы строились на

средства бояр, богатых купцов. Становясь 

архитектурными  доминантами отдельных районов 

города, они обогащали  его силуэт и создавали

постепенный переход  представительного каменного 

кремля к нерегулярной деревянной жилой застройке,

следующей естественному  рельефу. В ней преобладали 1-

2 этажные дома  на подклетах, иногда трехчастные,  с 

сенями посередине.

 Архитектура  Новгорода

В Новгороде  развивалось его прежняя планировка,

прибавилось улиц, ведущих к Волхову. Каменные стены 

Детинца и Окольного  города, а так же церкви,

построенные на средства отдельных бояр, купцов, и 

групп горожан, изменили облик Новгорода. В XIII-XIV

вв. зодчие переходят  в завершениях фасадов церквей  от

полукружий-«закомар»  к более динамичным фронтонам 

– «щипцам» или  чаще к трехлопастным кривым,

отвечавшим форме  сводов, более низких над углами

храма. Величественны  и нарядны храмы 2-й половины

XIV в. – поры  расцвета новгородской республики, -

полнее отражавшее мировоззрение и вкусы горожан.

Стройные, удлиненных пропорций, с покрытием на

восемь скатов по трехлопастным кривым, которое 

позднее часто  переделывалось на пощипцовое, они 

совмещают живописность и пластическое богатство

архитектурного  декора (уступчатые лопатки на фасадах,

декоративные  аркады на апсидах, узорная кирпичная 

кладка, рельефные  «бровки» над окнами, стрельчатые 

завершения перспективных  порталов) с тектонической 

ясностью и компактностью устремленной вверх

композиции. Широкая  расстановка столбов внутри

делала просторнее интерьеры. В XV в. Новгородские

храмы становятся интимнее и уютнее, и них появляются

паперти, крыльца, кладовые в подцерковье. С XIV-XV

вв. в Новгороде появляются каменные жилые дома с

подклетками и  крыльцами. Одностолпная  «Грановитая 

палата» двора  архиепископа Евфимия, построенные  при 

участии западных мастеров, имеет готические

нервюрные своды. В других палатах стены членились 

лопатками и  горизонтальными поясками, что перешло в

монастырские  трапезные XVI в.

                   

 Архитектура  Пскова

В Пскове, ставшем  в 1348 г. независимым от

Новгорода, главный, Троицкий собор имел, судя по

рисунку XVII в., закомары, расположенные на разных

уровнях, три притвора и декоративные детали, близкие

новгородским. Поставленный в кремле (Кром) на

высоком мысу при  слиянии Псковы и Великой, собор 

господствовал над городом, который рос к  югу, образуя 

новые, огражденные  каменными стенами части,

прорезанные улицами, ведущими к кремлю. В

дальнейшем псковичи разрабатывали тип 

четырехстолпной трехапсидной приходской церкви с 

позакомарным, а  позднее и восьмискатным пощипцовым

покрытием. Галереи, приделы, крыльца с толстыми

круглыми столбами и звонницы придавали этим, словно

вылепленным от руки приземистым постройкам,

возводившимся вне кремля, особую живописность. В 

псковских бесстолпных  одноапсидных церквях XVI в.

барабан с куполом  опирался на пересекающиеся

цилиндрические  своды или на ступенчато

расположенные арки. В Пскове, как и в Новгороде

улицы, имели  бревенчатые мостовые и были так  же

застроены деревянными  домами.

 Архитектура  Москвы

С началом возрождения  Москвы в ней в 1320-1330-х 

гг. появляются первые белокаменные храмы. Не

сохранившийся Успенский собор и собор Спаса на Бору

с поясами резного  орнамента на фасадах восходили  по

типу к четырехстолпным  с тремя апсидами

владимирским  храмом домонгольской поры. Во второй

половине XIV в. строятся первые каменные стены 

Кремля на треугольном  в плане холме при впадении

Неглинной в  Москву-реку. На востоке от Кремля

расстилался посад  с параллельной Москве-реке главной 

улицей. Схожие по плану с более ранними, храмы  конца 

XIV – начала XV вв. благодаря применению 

дополнительных  кокошников в основании барабана,

приподнятого  на подпружных арках, получили ярусную 

композицию верхов. Это придавало зданиям 

живописный и  праздничный характер, усиливавшийся 

килевидными очертаниями  закомар и верхов порталов,

резными поясками и тонкими полуколонками на фасадах.

В соборе московского  Андроникова монастыря угловые 

части основного  объема сильно понижены, а 

композиция верха  особенно динамична. В бесстолпных 

церквах московской школы XIV- начала XV вв. каждый

фасад иногда увенчивался  тремя кокошниками. В 

формировании к концу XV в. централизованного

государства выдвинуло  задачу широко развернуть

строительство крепостных сооружений в городах  и 

монастырях, а  в его столице – Москве –  возводить храмы 

и дворцы, отвечающие ее значению. Для этого были

приглашены в столицу зодчие и каменщики из других

русских городов, итальянские архитекторы и инженеры

по фортификации. Основным строительным материалом

стал кирпич. Московский Кремль, вмещавший 

резиденции великого князя, митрополита, соборы,

боярские дворы, монастыри, был во второй половине

Информация о работе Культура и быт России в 14-16 веках