Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:57, доклад
С X в. Почти половина Европейской части России
вошла в состав феодального Древнерусского государства,
где сложилась самобытная художественная культура с
рядом местных школ (юго-западные, западные,
новгородско-псковская, владимиро-суздальская),
накопившая опыт строительства и благоустройства
городов, создавшая замечательные памятники древнего
зодчества, фрески, мозаики, иконописи. Её развитие
было прервано монголо-татарским нашествием,
1. Введение
2. Возрождение архитектуры Руси после монголо-
татарского нашествия
3. Архитектура Новгорода
4. Архитектура Пскова
5. Архитектура Москвы
6. Новшества в архитектуре 14-16 в.в.
КУЛЬТУРА И БЫТ РУСИ XIV – XVI
ВЕКОВ.
Содержание:
1. Введение
2. Возрождение
архитектуры Руси после
татарского нашествия
3. Архитектура Новгорода
4. Архитектура Пскова
5. Архитектура Москвы
6. Новшества в архитектуре 14-16 в.в.
Введение
С X в. Почти половина Европейской части России
вошла в состав феодального Древнерусского государства,
где сложилась самобытная художественная культура с
рядом местных школ (юго-западные, западные,
новгородско-псковская, владимиро-суздальская),
накопившая опыт строительства и благоустройства
городов, создавшая
замечательные памятники
зодчества, фрески, мозаики, иконописи. Её развитие
было прервано монголо-татарским нашествием,
приведшим Древнюю Русь к экономическому и
культурному упадку и к обособлению юго-западных
земель, вошедших в состав польско-литовского
государства. После полосы застоя в размещавшихся на
территории России Древнерусских землях с конца XIII в.
начинает складываться собственно русская
(Великорусская) художественная культура. В ее развитии
ощутимее, чем в искусстве Древней Руси, проявилось
воздействие городских низов, ставших важной
общественной силой в борьбе за избавление монголо-
татарского ига и объединение русских земель.
Возглавившая уже в XIV в. Эту борьбу великокняжеская
Москва синтезирует достижения местных школ и с XV в.
становится важным политическим и культурным
центром, где складываются проникнутое глубокой верой
в красоту нравственного подвига искусство Андрея
Рублева и соразмерная человеку в своем величии
архитектура Кремля. Апофеоз идей объединения и
укрепления русского государства воплотили храмы-
памятники XVI в. С развитием экономических и
общественных отношений в XVII в. окончательно
ликвидируется обособленность отдельных областей, и
расширяются международные связи, в искусстве
нарастают светские черты. Не выходя в целом почти до
конца XVII в. за рамки религиозных форм, искусство
отражало кризис
официальной церковной
постепенно утрачивало цельность мировосприятия:
непосредственные жизненные наблюдения разрушали
условную систему церковной иконографии, а
заимствованные из западноевропейской архитектуры
детали вступали в противоречие с традиционной
композицией русского храма. Но этим отчасти
подготовлялось решительное освобождение искусства от
влияния церкви, совершившееся к началу XVIII в. в
результате реформ Петра I.
Возрождение архитектуры Руси после монголо-
татарского нашествия
После монголо-татарского нашествия долгое время
летописи упоминают лишь о строительстве недошедших
до нас деревянных сооружений. С конца XIII в. в
избежавшей разорения Северо-западной Руси
возрождается и каменное зодчество, прежде всего
военное. Возводятся каменные городские укрепления
Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах
(Копорье) или на островах, порой с дополнительной
стеной у въезда, образующей вместе с основной
защитный коридор – «захаб» (Изборск, Порхов). С
середины XIV в. стены усиливаются могучими башнями,
в начале над воротами, а затем и по всему периметру
укреплений, получающих в XV веке планировку,
близкую к регулярной. Неровная кладка из грубо
отесанного известняка и валунов наделяло сооружение
живописью и усиливало их пластическую
выразительность. Такой же была кладка стен небольших
однокупольных четырехстолпных храмов конца XIII – 1-
й половины XIV вв., которым обмазка фасадов
придавала монолитный облик. Храмы строились на
средства бояр, богатых купцов. Становясь
архитектурными доминантами отдельных районов
города, они обогащали его силуэт и создавали
постепенный переход представительного каменного
кремля к нерегулярной деревянной жилой застройке,
следующей естественному рельефу. В ней преобладали 1-
2 этажные дома
на подклетах, иногда
сенями посередине.
Архитектура Новгорода
В Новгороде
развивалось его прежняя
прибавилось улиц, ведущих к Волхову. Каменные стены
Детинца и Окольного города, а так же церкви,
построенные на средства отдельных бояр, купцов, и
групп горожан, изменили облик Новгорода. В XIII-XIV
вв. зодчие переходят в завершениях фасадов церквей от
полукружий-«закомар» к более динамичным фронтонам
– «щипцам» или чаще к трехлопастным кривым,
отвечавшим форме сводов, более низких над углами
храма. Величественны и нарядны храмы 2-й половины
XIV в. – поры
расцвета новгородской
полнее отражавшее мировоззрение и вкусы горожан.
Стройные, удлиненных пропорций, с покрытием на
восемь скатов по трехлопастным кривым, которое
позднее часто переделывалось на пощипцовое, они
совмещают живописность и пластическое богатство
архитектурного декора (уступчатые лопатки на фасадах,
декоративные аркады на апсидах, узорная кирпичная
кладка, рельефные «бровки» над окнами, стрельчатые
завершения перспективных порталов) с тектонической
ясностью и компактностью устремленной вверх
композиции. Широкая расстановка столбов внутри
делала просторнее интерьеры. В XV в. Новгородские
храмы становятся интимнее и уютнее, и них появляются
паперти, крыльца, кладовые в подцерковье. С XIV-XV
вв. в Новгороде появляются каменные жилые дома с
подклетками и крыльцами. Одностолпная «Грановитая
палата» двора архиепископа Евфимия, построенные при
участии западных мастеров, имеет готические
нервюрные своды. В других палатах стены членились
лопатками и горизонтальными поясками, что перешло в
монастырские трапезные XVI в.
Архитектура Пскова
В Пскове, ставшем в 1348 г. независимым от
Новгорода, главный, Троицкий собор имел, судя по
рисунку XVII в., закомары, расположенные на разных
уровнях, три притвора и декоративные детали, близкие
новгородским. Поставленный в кремле (Кром) на
высоком мысу при слиянии Псковы и Великой, собор
господствовал над городом, который рос к югу, образуя
новые, огражденные каменными стенами части,
прорезанные улицами, ведущими к кремлю. В
дальнейшем псковичи разрабатывали тип
четырехстолпной трехапсидной приходской церкви с
позакомарным, а
позднее и восьмискатным
покрытием. Галереи, приделы, крыльца с толстыми
круглыми столбами и звонницы придавали этим, словно
вылепленным от руки приземистым постройкам,
возводившимся вне кремля, особую живописность. В
псковских бесстолпных одноапсидных церквях XVI в.
барабан с куполом опирался на пересекающиеся
цилиндрические своды или на ступенчато
расположенные арки. В Пскове, как и в Новгороде
улицы, имели бревенчатые мостовые и были так же
застроены деревянными домами.
Архитектура Москвы
С началом возрождения Москвы в ней в 1320-1330-х
гг. появляются первые белокаменные храмы. Не
сохранившийся Успенский собор и собор Спаса на Бору
с поясами резного орнамента на фасадах восходили по
типу к четырехстолпным с тремя апсидами
владимирским храмом домонгольской поры. Во второй
половине XIV в. строятся первые каменные стены
Кремля на треугольном в плане холме при впадении
Неглинной в Москву-реку. На востоке от Кремля
расстилался посад с параллельной Москве-реке главной
улицей. Схожие по плану с более ранними, храмы конца
XIV – начала XV вв. благодаря применению
дополнительных кокошников в основании барабана,
приподнятого на подпружных арках, получили ярусную
композицию верхов. Это придавало зданиям
живописный и праздничный характер, усиливавшийся
килевидными очертаниями закомар и верхов порталов,
резными поясками и тонкими полуколонками на фасадах.
В соборе московского Андроникова монастыря угловые
части основного объема сильно понижены, а
композиция верха особенно динамична. В бесстолпных
церквах московской школы XIV- начала XV вв. каждый
фасад иногда увенчивался тремя кокошниками. В
формировании к концу XV в. централизованного
государства выдвинуло задачу широко развернуть
строительство крепостных сооружений в городах и
монастырях, а в его столице – Москве – возводить храмы
и дворцы, отвечающие ее значению. Для этого были
приглашены в столицу зодчие и каменщики из других
русских городов,
итальянские архитекторы и
по фортификации. Основным строительным материалом
стал кирпич. Московский Кремль, вмещавший
резиденции великого князя, митрополита, соборы,
боярские дворы, монастыри, был во второй половине