Киевская Русь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:00, реферат

Описание работы

Происхождение славян. Термин «славяне» появляется в источниках достаточно поздно — в VI веке нашей эры. Не вызывает сомнений тот факт, что история славян уходит далеко вглубь времен, но проследить их корни достаточно непросто.
Славянские языки относятся к индоевропейским языкам. Они очень близки языку индоевропейской общности. Данное положение вещей можно объяснить тем, что язык славян поздно отделился от общеиндоевропейской основы.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 53.28 Кб (Скачать)

С введением  христианства на Руси организуется церковь  во главе с киевским митрополитом, назначавшемся сначала из Константинополя, а затем Киевским князем. Первым митрополитом на Руси был Михаил. В  других городах церкви возглавлялись  епископами. Митрополит и епископы владели землями, имели слуг и  даже воинов. Князья выделяли на содержание церкви десятину - десятую часть даней и оброков.

Принятие Русью  христианства явилось прогрессивным  шагом и имело важные последствия. Правящие классы Руси получили мощную идеологию для укрепления господства, а христианская церковь, будучи разветвленной  политической организацией, духовно  освящала и всячески поддерживала новый  строй. Получила распространение христианская мораль ("не убий", "возлюби ближнего, как самого себя") и христианских норм поведения - равенство всех перед  Богом, помощи бедным и др. Принятие христианства идеологически закрепляло единство Древнерусского государства (объединение населения в единую русскую народность). Наряду с этим Русь получила славянскую письменность и возможность осваивать достижения византийской культуры. Крепли и ширились международные связи Древнерусского государства вплоть до династических  браков русских князей с представительницами  могущественных держав. Неизмеримо вырос  международный авторитет Руси, которая

Последствия:

На Русь пришла церковная иерархия которая укрепляла  гос. Иерархию; с принятием христианства на Руси исчезло рабство; установлен моногамный брак; появление письменности церковные организации — центры образования; предание забвению предшествующей языческой культуры; преследование людей за называние детей русскими именами; возникновение русского мата.

Причины: внутри-политические; внешне-политические; социальные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Отношения  Киевской Руси  с соседями 

Социальное, политическое и культурное развитие Древнерусского государства проходило в тесном взаимодействии с народами окружающих стран. Одно из первых мест среди них  занимала могущественная Византийская империя, ближайший южный сосед  восточных славян. Русско-византийские отношения IX - XI вв. - это и мирные экономические, политические, культурные связи, и острые военные столкновения. С одной стороны, Византия была удобным  источником военной добычи для славянских князей и их дружинников. С другой стороны, византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем  попыталась превратить Русь в вассала  Византии, особенно при помощи христианизации. Вместе с тем существовали постоянные экономические и политические контакты. Свидетельством таких контактов  служит известное нам по договору Олега с Византией (911) существование  постоянных колоний русских купцов в Константинополе. Торговый обмен  с Византией находит отражение  в большом количестве византийских вещей, найденных на территории нашей  страны. После христианизации усилились  культурные связи с Византией.

Русские дружины, переплывая на кораблях Черное море, совершали  набеги на прибрежные византийские города, а Олегу удалось даже взять  столицу Византии - Константинополь (по-русски - Царьград). Менее удачным  был поход Игоря.

Во второй половине X в. наблюдается некоторое русско-византийское сближение. Поездка Ольги в Константинополь, где она была дружески принята  императором, укрепила отношения между  двумя странами. Византийские императоры иногда использовали русские дружины для войн со своими соседями.

Новый этап отношений  Руси и с Византией, и с другими  соседними народами приходится на время  княжения Святослава, идеального героя  русского рыцарства. Святослав проводил активную внешнюю политику. Он вступил  в столкновение с могущественным Хазарским каганатом, некогда взимавшим  дань с территории Южной Руси. Уже  при Игоре, в 913, 941 и 944 гг., русские  дружинники совершали походы против Хазарии, добившись постепенного освобождения вятичей от уплаты дани хазарам. Решающий удар каганату нанес Святослав (964 - 965), разгромив главные города каганата и захватив его столицу Итиль. Разгром Хазарского каганата привел к образованию из русских поселений на Таманском полуострове Тмутараканского княжества и к освобождению из-под власти каганата волжско-камских болгар, которые сформировали после этого свое государство - первое государственное образование народов Среднего Поволжья и Прикамья.

Падение Хазарского каганата и продвижение Руси в  Причерноморье вызывали беспокойство у Византии. Стремясь взаимно ослабить Русь и Дунайскую Болгарию, против которой Византия вела агрессивную  политику, византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить  поход на Балканы. Святослав одержал  в Болгарии победу и захватил город  Переяславец на Дунае. Этот результат был неожиданным для Византии. Возникала угроза объединения в одно государство восточных и южных славян, с которым Византии справиться уже не удалось бы. Сам Святослав говорил, что хотел бы перенести в Переяславец столицу своей земли.

Для ослабления русского влияния в Болгарии Византия использовала печенегов. Этот тюркский кочевой народ впервые упоминается  в русской летописи под 915 г. Первоначально  печенеги кочевали между Волгой и  Аральским морем, а затем под  давлением хазар перешли Волгу  и заняли Северное Причерноморье. Главным  источником богатства печенежской  племенной знати были набеги на Русь, Византию и другие страны. То Руси, то Византии время от времени удавалось "нанимать" печенегов для нападений  на другую сторону. Так, во время пребывания Святослава в Болгарии они, видимо по наущению Византии, совершили набег  на Киев. Святославу пришлось срочно возвращаться, чтобы разгромить печенегов, но вскоре он снова отправился в Болгарию; там началась война с Византией. Русские дружины сражались ожесточенно  и храбро, однако силы византийцев  слишком превосходили их по численности. В 971 г. был заключен мирный договор: дружина Святослава получила возможность  вернуться на Русь со всем своим  вооружением, а Византия удовлетворялась  обещанием Руси не совершать нападений.

По дороге, на днепровских порогах, видимо, получившие от Византии предупреждение о возвращении  Святослава печенеги напали на него. Святослав  погиб в бою, а печенежский  князь Куря, по летописному преданию, сделал из черепа Святослава чашу и  пил из нее на пирах. По представлениям той эпохи, в этом проявилось, как  это ни выглядит парадоксально, уважение к памяти павшего противника: считалось, что воинская доблесть владельца  черепа перейдет к тому, кто пьет из такой чаши.

Новая стадия русско-византийских отношений приходится на время княжения Владимира и связана с принятием  Русью христианства. Незадолго до этого события византийский император  Василий II обратился к Владимиру  с просьбой помочь вооруженными силами в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который захватил Малую Азию, угрожал Константинополю и претендовал на императорский престол. В обмен за помощь император обещал выдать за Владимира замуж свою сестру Анну. Шеститысячная дружина Владимира помогла подавить восстание, причем сам Варда Фока был убит.

Однако император  не спешил с обещанным браком. Брак же этот имел важное политическое значение. Всего за несколько лет до того германскому императору Отгону II не удалось жениться на византийской принцессе  Феофано. Византийские императоры занимали самое высокое место в феодальной иерархии тогдашней Европы, и женитьба на византийской принцессе резко поднимала международный престиж Русского государства. Чтобы добиться выполнения условий договора, Владимир осадил центр византийских владений в Крыму - Херсонес (Корсунь) и взял его. Императору пришлось выполнить свое обещание. Только после этого Владимир принял окончательное решение креститься. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы.

Это положение  Руси нашло отражение в династических  связях русских князей. Так, Ярослав  Мудрый был женат на дочери шведского  короля Олафа Индигерде. Дочь Ярослава - Анна была замужем за французским королем Генрихом I, другая дочь - Елизавета стала женой норвежского короля Гаральда. Венгерской королевой была третья дочь - Анастасия. Внучка Ярослава Мудрого - Евпраксия (Адельгейда) была супругой германского императора Генриха IV. Один из сыновей Ярослава - Всеволод был женат на византийской принцессе, другой сын Изяслав - на польской. Среди невесток Ярослава были также дочери саксонского маркграфа и графа Штаденского.

С Германской империей Русь связывали и оживленные торговые отношения. Даже на отдаленной периферии  Древнерусского государства, на территории нынешней Москвы, была найдена относящаяся  к XI в. свинцовая торговая пломба, происходящая из какого-то прирейнского города.

Постоянную борьбу Древней Руси приходилось вести  с кочевниками. Владимиру удалось  наладить оборону против печенегов, тем не менее их набеги продолжались. В 1036 г., воспользовавшись отсутствием  в Киеве Ярослава (уехал в Новгород), печенеги осадили Киев. Ярослав быстро вернулся и нанес печенегам жестокое поражение, от которого они так и не смогли оправиться. Их вытеснили из причерноморских степей другие кочевники - половцы.

Половцы (иначе - кипчаки или куманы) - тоже тюркская народность - еще в X в. жили на территории Северо-Западного Казахстана. В середине X в. половцы двинулись в степи Северного Причерноморья и Кавказа. После того как они вытеснили печенегов, под их властью оказалась огромная территория, которую называли Половецкой степью, или (в арабских источниках) Дешт-и-Кипчак. Она простиралась от Сырдарьи и Тянь-Шаня до Дуная. Впервые половцы упоминаются в русских летописях под 1054 г., а в 1061 г. произошло первое столкновение с ними: "Придоша половци первое на Русьскую землю воевать". Вторая половина XI - XII в. - время борьбы Руси с половецкой опасностью. 
 

5.Культура  Киевской  Руси

Общие условия  развития культуры. В IХ в. происходит объединение двух славянских центров (Киев и Новгород)  в единое государство  –  Киевскую Русь со столицей в Киеве.

Первые киевские князья (Олег, Игорь, Святослав, Владимир, Ярослав)  стремились расширить территорию государства за счет  присоединения  не вошедших в состав Киевской Руси славянских племен  (Олег покоряет  древлян, северян, радимичей; Игорь  – уличей, тиверцев, еще раз древлян, которые отпали после смерти Олега; Святослав – вятичей);  освободиться от внешней зависимости (борьба с печенегами, хазарами, экспансией Византии, начало борьбы с половцами);  установить  внешнеэкономические связи (походы на Византию).

Киевская Русь представляла собой  раннефеодальную  монархию во главе с Великим князем, который раздавал своим родственникам  и приближенным в управление крупнейшие центры (волости). Князья же, будучи временными управителями не были заинтересованы в укреплении и усилении возглавляемых ими территорий.

Бояре и князья владели вотчинами (отчина, т.е. отцовское  владение; земля, передававшаяся по наследству). Однако верховным собственником  земли оставалось государство, феодальное землевладение развивалось медленно в отличие от «классических» западных образцов. Главная причина заключалась в том, что основной доход феодалов составляла дань, которой облагались дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг). Иногда князья превышали размер дани, за что князь Игорь, например,  поплатился жизнью и последовала жестокая  месть его жены – княгини Ольги. Наверное, не случайно, именно Ольга отменила «полюдье» (поход за сбором дани) и установила «уроки» – определенный размер дани.

Собранной данью  Великий князь расплачивался  с боярами, дружинниками, церковью. Складывается централизованная форма  распределения материальных благ. При  условии слабо развитой частной  собственности, смещении акцента не в сторону производства, а в  сторону распределения, не могли  должным образом развиваться  и товарно-денежные отношения. Разумеется самым выгодным (и в политическом и экономическом смысле) становится Киевский стол, что стало причиной нескончаемых  междоусобиц.  

Основную массу  населения, конечно, составляли крестьяне (смерды). При чем,  на Руси   долго сохранялось значительное число общинников, которые зависели только от Великого князя,  платили  ему установленную дань и, следовательно, были больше  заинтересованы в результатах  своего труда, чем вотчинные крестьяне (закупы, рядовичи), оказавшиеся в  более тяжелом положении. В вотчинах были и рабы (холопы и челядь), лишенные каких-либо прав. Все население было обязано платить налог в пользу церкви – «десятину» (термин происходит от размеров налога, составлявшего  на первых порах десятую часть  дохода населения). Ярко наметившаяся тенденция к усилению феодального  гнета приводит к массовым  народным выступлениям, которые прокатились  по Киевской Руси во второй половине ХI в.

Основными центрами экономического и культурного развития по-прежнему остаются города. С созданием  единого государства, усилением  внешнеэкономических связей быстрыми темпами развивается ремесленное  производство. Киевская Русь славилась  своими  мастерами    в  прикладном, декоративном   искусстве, которые  в  совершенстве  владели  различными  техниками: сканью,  эмалью,  зернью,  чернью о чем свидетельствуют ювелирные украшения.

Не  случайно  велико  было  восхищение чужеземцев художественным творчеством наших  умельцев.  Л. Любимов в своей  книге «Искусство Древней Руси»  приводит описание звездчатых серебряных  колтов из тверского клада XI–XII веков:  «К  кольцу  с полукруглым щитком  припаяны шесть серебряных конусов с шариками. На каждый конус напаяно 5000 крохотных колечек диаметром 0,06  см из    проволоки   в   0,02   см   толщиной!   Только   специальная микрофотосъемка позволила установить эти размеры. Но это не все. Колечки служат лишь постаментом для зерни, так что на каждое насажено еще зернышко серебра диаметром 0,04 см!». 

Ювелирные изделия  украшались перегородчатой эмалью. Мастера  использовали яркие краски,  умело  подбирали цвета. В  рисунках  прослеживались мифологические языческие  сюжеты и образы,  которые особенно  часто использовались в прикладном искусстве.  Их можно увидеть на резной деревянной мебели,  домашней утвари,  расшитых золотом  тканях,  в резных   костяных   изделиях,  известных  в  Западной  Европе  под названием «резьба тавров», «резьба русов».

Информация о работе Киевская Русь