Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:47, реферат
Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. В ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, тесные экономические связи.
ВВЕДЕНИЕ
1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ
2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИЕВСКОЙ РУСИ
2.1 РУСЬ И ВИЗАНТИЯ
2.2 РУСЬ И СТЕПЬ
2.3 РУСЬ И ЕВРОПА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»
Факультет истории и права
Кафедра
всеобщей истории
Реферат
На
тему: «Киевская
Русь»
Выполнила:
ФИиП ИиЮ 103
Содержание
Актуальность исследования. Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. В ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, тесные экономические связи. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская народность, которая была общей этнической основой трех братских восточнославянских народов - русского, украинского и белорусского, развивалась путем дальнейшей консолидации.
В Киеве, а дальше в Новгороде и других городах Руси складывались летописи, в которых описывалось славное прошлое, а так же анализировалась современная жизнь. Древнерусский народ творил свою устную историю в виде переводов и легенд, песен жен и былин, других фольклорных достопримечательностей. Киевская Русь много весила в политической жизни Европы и Ближнего Востока. С ней вынуждены были считаться византийские императоры и хазарские хапаны. На протяжении пол тысячелетие Древнерусское государство заслоняло собой европейский мир и Византию от кочевников. Киевская Русь сделала огромный взнос к мировой истории ИХ-ХИИИ ст., поэтому интерес к ней не стихает среди ученых современного мира. Таким образом, целью данного исследования является анализ внешней политики и международного положения Киевской Руси.
Объектом исследования является Киевская Русь
Предметом исследования является международное положение и внешняя политика.
В середине IX века на территории Восточной Европы сложилось новое славянское государство вошедшее в историю под названием Русь. Вокруг стержня важного торгового пути "из варяг в греки" объединились восточнославянские племенные союзы, возникли и заняли доминирующие положение крупные города Новгород и Киев.
С самого начала своего существования Русь имела обширные внешнеполитические связи с соседними народами. Княжеская власть скрепившая новое государство активно использовала разнообразные дипломатические приемы, международный опыт, опираясь при этом на традиции и устои восточнославянских племен.
Киевскую Русь можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Ее образование стало итогом сложного и длительного процесса формирования феодальных отношений, подготовленным всем ходом развития полутора десятков восточнославянских племенных союзов.
Во
главе государства стоял
Города-крепости, созывали воинов; отправлялись в другие страны послами князей, торговали княжескими товарами. Зависимость отдельных племенных союзов от киевского князя часто ограничивалась лишь уплатой дани.
Историки выделяют следующие особенности социально-экономического и политического развития Киевской Руси1:
1. Процессы социально-классовой дифференциации шли медленнее, чем в Западной Европе той эпохи. Крупная частная собственность на землю (вотчина) не играла ведущей роли в экономике Руси; основана она была на труде рабов (челяди, холопов) и полусвободных.
2. Основной единицей хозяйственного и общественного устройства оставалась свободная земледельческая община - коллективный собственник, организующий все виды деятельности человека: трудовую, обрядовую, культовую. Внутри общины действовали принципы прямой демократии: коллективное принятие решений, выборность старейшин.
3. Князь в Киевской Руси не был государем в полном смысле слова. Государственное устройство держалось на договоре ("ряде") земель отдельных союзов племен и княжеской власти, который предусматривал взаимные обязательства.
По определению А.Н. Сахарова, "раннее Киевское государство с политической точки зрения - федерация княжеств и непосредственно подчиненных великому князю территорий, с социально-экономической точки зрения - совокупность территориальных общин с элементами родовых отношений".
4. Господствовал идеал "народоправства" ("вечеправства"). Народное собрание (вече) решало важнейшие вопросы в жизни городов, волостей: вопросы войны и мира, денежных сборов и т.д.
5. Древнюю Русь скандинавские саги называли "гардарик" ("страна городов"). Но города Руси - это не только центры торговли, ремесла. Это - и своеобразные города-государства (центры, к которым тяготела округа).
6. Рядовое население Киевской Руси было вооружено, организовано по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи). Это народное ополчение было решающей силой в походах, войнах; подчинялось оно не князю, а вечу. Подобная традиция сложилась под влиянием постоянной внешней опасности, прежде всего - со стороны кочевой Степи2.
Важной проблемой является развитие законодательства в Киевской Руси. Усиление государственности на Руси вызвало установление и развитие правовых норм.
Ряд историков полагает, что в Древней Руси кроме обычного права, существовало законодательство, так называемый "Закон русский". Составление же сложного юридического памятника, опиравшегося на нормы обычного права и прежнего законодательства, - "Русской Правды" - традиция связывает с именем Ярослава Мудрого (1019-1054) 3.
Ярославу Мудрому принадлежат 17 первых статей "Русской правды" ("Правда Ярослава"). Он ограничивал кровную месть кругом ближайших родственников (если мстить было некому, виновный платил штраф-виру - великому князю). Если же убийца скрывался, виру должна была заплатить община - вервь, на территории которой произошло убийство ("общая" или "дикая" вира). Тем самым вводилось общее поручительство, общая ответственность в деревне.
Законы Ярослава Мудрого разбирали споры между свободными людьми, прежде всего - в среде княжеской дружины. "Правда" различала разбойничество (убийство) и убийство в ссоре, в пылу (непреднамеренное убийство). Разбойников с семьей отдавали князю "на поток" (изгнание). "Правда Ярослава" разбирала и сложные вопросы о наследовании имущества.
При сыновьях Ярослава Мудрого - Изяславе, Святославе и Всеволоде - около 1072 г., после массовых народных волнений, прокатившихся по Киевской Руси в 1068_1072 гг., "Русская Правда" была дополнена рядом статей, получивших название "Правды Ярославичей". Была отменена кровная месть. "Правда Ярославичей" усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения Киевской Руси, выразив заботу о защите жизни, собственности и имущества феодалов. Так, за убийство старшего дружинника, княжеского дворецкого ("огнищанина"), подъездного (сборщика налогов) платился штраф в 80 гривен; за убийство свободных людей (мужей, смердов) - 40 гривен; жизнь зависимых крестьян (закупов, рядовичей) и рабов оценивалась в 5 гривен.
В состав Пространной редакции "Русской Правды" входил "Покон вирный" - он устанавливал размеры денежных и продуктовых поборов в пользу вирника - княжеского боярина, взимавшего с общины и общинников судебные пошлины в пользу князя (виры и продажи). Здесь же помещался и "Урок мостникам" - правила для мостовщиков, строителей, ремонтников деревянных мостовых в городах (или мостов на реках).
Владимир Мономах (1113-1125), ставший великим князем после восстания в Киеве 1113 г., издал еще один юридический документ - "Устав Владимира Мономаха", также вошедший в "Русскую Правду". Устав регламентировал запись в холопство (рабство), определив "источники" холопства: женитьба на холопке; рожденный от холопа; купленный "хоть за полгривны". Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками (установив верхний предел - 50% годовых; и максимальный срок уплаты процентов - 3 года), улучшил правовое положение купечества ("застраховав" их на случай гибели имущества при пожаре, кораблекрушении и т.д.). Владимир Мономах большое внимание уделил правовому положению закупов (взявших у феодалов в долг "купу" - деньги, часть урожая, скот - и зависимых от них до выплаты долга). Закупу предоставлялось право ухода с господского двора, если он шел на поиск денег для уплаты долга, жаловаться князю или судье. За несправедливое наказание закупа, "обиду" хозяин платил штраф в казну князя. В случае продажи закупа феодал обязан был заплатить штраф в 12 гривен; сам закуп получал свободу, освобождался от всех долгов. Закуп получал право свидетельствования в небольших судебных делах.
Столь
большое внимание к правовому
статусу закупов в Уставе Мономаха
говорит о том, что закабаление
смердов шло быстрыми темпами, и
закупничество стало очень
В целом же "Устав Владимира Мономаха" считают завоеванием восставших масс, вызвавшим определенные уступки и некоторое улучшение экономического и юридического положения городских ремесленников, купечества и крестьян.
При князях Владимире I и Ярославе Мудром были созданы "церковные уставы", которые определили в пользу церкви "десятину" (десятую часть) судебных и торговых пошлин и "от всякого стада и от всякого жита".
К 60-ым годам X века сложились предпосылки выхода Руси на широкую мировую арену. К тому времени Киевская Русь стала одним из крупнейших государств Европы5
Особое
место в международных
Источники сообщают об успешном морском походе русских на Константинополь в 907 г. в княжение Олега (882-912). После него был заключен письменный договор в 911 г. между Византией и Русью, выгодный для последней. Кроме торговых в договоре были и статьи, предусматривавшие службу русских у византийских императоров, помощь греческим кораблям при морских катастрофах, наказание за убийство греком русина или наоборот и т.д.
В княжение Игоря (912_945) в 941 г. был предпринят еще один поход на Царьград. Русы опустошили приморские провинции Византии, но поход закончился неудачей - ладьи русов были сожжены "греческим огнем". Новый поход 944 г. был предотвращен дарами императора. В итоге был возобновлен договор с Византией, менее выгодный для Руси, но признававший ее суверенным государством.
По договору 944 г. киевский князь соглашался защищать византийское владение в Крыму - Херсонес (Корсунь) от нападений со стороны кочевавших в Приазовье "черных булгар".
Святослав (964-972), сокрушив Хазарский каганат, включив в состав Руси земли Тамани, ясов, касогов, обезов (предки современных осетин, балкарцев, черкесов, кабардинцев), в 968 г. начал поход на Дунай. Полагают, что целью его похода было создание русско-болгарского государства.
Восточная Болгария была завоевана, что привело к началу военных действий Византии против Руси. Святослав опустошил Фракию, вышел к Андрианополю, но затем отвел войска на север.
Весной 971 г. император Иоанн Цимисхий, блестящий полководец, вернувшись из Сирии, вторгся в Болгарию и занял ее столицу Преслав.
Святослав, окруженный с моря и суши, в конце июля 971 г. был вынужден пойти на переговоры и заключение мирного договора с Византией.
По договору он обязался покинуть Болгарию. Византия же обязалась снабдить всем необходимым для возвращения домой каждого из 22 тыс. воинов Святослава и "как к друзьям" относиться к русам, прибывающим в Константинополь по торговым делам.
Во время возвращения в Киев, у днепровских порогов, Святослав был убит кочевниками_печенегами (возможно, они были натравлены Византией).