Киевская Русь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:55, доклад

Описание работы

Княжества суверенные и вассальные государства и государственные образования во главе с князьями. Возникли у восточных славян, став основой древнерусской государственности (с 9в.). Древнерусское государство было своеобразной федерацией княжеств, признавших верховную власть Киева. В процессе его распада в 12 в. образовался ряд независимых княжеств-государств. В Северо-Восточной Руси 14-15 вв. Существовали крупные княжества, называвшиеся великими, а также вассальными удельными княжествами с центрами в Нижнем Новгороде, Твари, Рязани и др. утратили свою самостоятельность и вошли в состав единого Российского государства с центром Москвы. В Российской империи в 1809-1917 Великим княжеством называлась Финляндия (Великое княжество Финляндское).

Работа содержит 1 файл

Киевская Русь.docx

— 22.54 Кб (Скачать)

  Термины

Княжества  суверенные и вассальные государства и государственные образования во главе с князьями. Возникли у восточных славян, став основой древнерусской государственности (с 9в.). Древнерусское государство было своеобразной федерацией княжеств, признавших верховную власть Киева. В процессе его распада в 12 в. образовался ряд независимых княжеств-государств. В Северо-Восточной Руси 14-15 вв. Существовали крупные княжества, называвшиеся великими, а также вассальными удельными княжествами с центрами в Нижнем Новгороде, Твари, Рязани и др. утратили свою самостоятельность и вошли в состав единого Российского государства с центром Москвы. В Российской империи в 1809-1917  Великим княжеством называлась Финляндия (Великое княжество Финляндское).

Дружина  отряд воинов, объединившихся вокруг племенного вождя, затем князя, привилегированный слой общества. Вооружённые отряды во главе с князьями в Древней Руси участвовали в войнах, управлении княжеством, личным хозяйством князя. Делились на «старшую» (наиболее знатные и близкие лица – «княжие мужи») и «младшую» -- «гриди» и «отороки».

Смерды  крестьяне-общинники в Древней Руси (9-14вв.). изначально свободные, с развитием социально-экономических отношений постепенно попадали в зависимость.

Русская правда свод древнерусского права. Включала отдельные нормы «Закона русского», Правду Ярослава Мудрого (т. н. Древнерусская правда), Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Посвящена защите жизни и имуществу княжеских дружинников, слуг, свободных сельских общников и горожан; регламентировала положение зависимых людей; излагала нормы обязательственного и наследственного права и др. Сохранилась в трёх редакциях: Краткой, Пространной, Сокращённой (списки 13-18 вв.). 

Печенеги  объединение тюркских и др. племён в заволжских степях в 8-9 вв. В 9 в. – в южнорусских степях. Основное занятие – кочевое скотоводство. Совершали набеги на Русь. В 1036 разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым. Часть печенегов откочевала в Венгрию. 
 
 
 
 

Персоналии

Олег  (?-912), древнерусский князь. Правил с 879 в Новгороде, с 882 в Киеве. В 907 совершил победоносный поход в Византию, в 907 и 911 заключил с ней договор. При нем был установлен обычай регулярного сбора дани – полюдья. Тогда же была создана четко организованная подготовка всей инфраструктуры сбора, хранения и транспортировки собранных товаров, для отправки их на рынки Византии. В памяти народной он остался под именем «вещего Олега».

Игорь (?-945) князь киевский, считается сыном Рюрика, именно от него (согласно традиции) ведется род Рюриковичей, с 912. В 941 и 944 совершил походы на Византию, с которой заключил договор, содержащий ряд ограничений для русских купцов. Убит древлянами, воспротивившимися княжескому произволу во время сбора дани.

Святослав 1 (?-972), великий князь киевский сын князя Игоря. С 964 совершил поход на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы; освободил вятичей от власти хазар, воевал с Волжско-Камской Булгарией, разгромил (965) Хазарский каган, в 967 воевал с Болгарией за Подуванье. В союзе с венграми, болгарами и др. участвовал в русско-византийской войне 970-971. Укрепил внешнеполитическое положение Древнерусского государства. Убит печенегами.

Владимир 1, Василий  (?-1015), князь новгородский (с 969), великий князь киевский (с 980), младший сын Святослава. Покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжско-Камской Булгарией, Византией и Польшей. При нем сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осётр, Трубеж, Суна и др., укреплён и застроен Киев. В 988-989 ввел христианство. Способствовал расцвету Древнерусского государства и усилению его международного авторитета. В былинах прозван «Красным Солнышком». Канонизирован Русской православной церковью как  равноапостольный святой.

Ярослав Мудрый (ок. 978-1054), великий князь киевский (1019) сын Владимира 1. Изгнал Святополка Окаянного, боролся с его братом Мстиславом, разделил с ним государство (1026), в 1036 вновь объединил его. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи с многими странами Европы. При нем составлена «Русская правда». 
 
 
 

Киевская  Русь

    Переходный период, когда славянское  общество подходило к возникновению  государственности, обычно определяется  как строй «военной демократии».

    Дискуссии о возникновении государства  на Руси не закончены  до  сих пор, однако достоверно  то, что в 9 веке государственность  у восточных славян уже существовала. Так, раннегосударственные объединения в Среднем Поднепровье и Приильменье стали основой Киевской Руси, в которой сформировалась древнерусская народность.

    Летопись связывает возникновение  государства у восточных славян  с призванием варягов. На основе  «варяжской легенды» возникла  в 18 веке норманнская теория, которая  утверждала, что государство у  восточных славян создавали пришельцы-скандинавы, то есть германцы.

     В современной науке большинство  ученых признает историчность  Рюрика, вымышленность Трувора и  Синеуса, варяжское происхождение  первых русских князей (имена  Олег, Игорь, Ольга – явно скандинавские  Хелег, Ингварь, Хельга), но считает,  что государство возникло в  результате закономерного развития  восточнославянского общества.

      Скорее всего, враждующие славянские  племена привели норманнов как  нейтральную силу, способную прекратить  усобицы. Варягов, которые находились  на той же стадии развития, признавали на княжение, следовательно,  сама это форма власти у славян уже существовала.

     Государство Русь появилось в  результате объединения двух  основных политических центров  восточных славян – Киева и  Новгорода. Если до их объединения  существовали отдельные племенные  государства-княжения, то вокняжение  Олега в 882 году стало условной  датой возникновения в Восточной  Европе Древнерусского государства  с центром в Киеве. Олег подчинил  большинство восточнославянских  племен, начал укрепление границы  с кочевниками. Киевские князья  правили, опираясь на дружину. Кроме предводительства в военных походах, князь разбирал межплеменные споры, тяжбы и, основное, организовывал сбор дани (полюдья). Неопределенность размера дани подчас приводила к злоупотреблениям. Так князь Игорь был убит в 945 году древлянами, которые восстали из-за попытки князя вторично собрать дань (руководил восстанием древлянский князь Мал). После подавления восстания Ольга, княжившая до 964 года, установила размеры сбора дани – уроки, и места сбора – погосты.

    С образованием единого государства  неоднократно предпринимались попытки  превратить Киев в религиозный  центр восточных славян, но официальным  началом христианизации Древнейшей  Руси является крещение киевлян, которое, по данным летописи, было осуществлено князем Владимиром летом 988 года. Переход к христианству не является прихотью Владимира и его приближенных, а был исторически предрешен, как и ориентация на Византию. Православие, провозглашенное государственной религии Древней Руси, призвало приоритет (главенство) светской власти над духовной. Принятие христианства имело важные последствия. Князь и его окружение получили идейную основу для единства Древнерусского государства, для укрепления Руси с Европой; распространялись нормы христианской морали; дальнейшее развитие получила единая древнерусская культура.

      Междоусобица 1015-1024  годов между сыновьями Владимира Святославовича показали непрочность единой Руси. Расцвет городов, развитие хозяйственных, международных связей, укрепление государственности наблюдается в годы правления великого князя Ярослава Мудрого. Русь обретает первый свод законов – «Русскую правду», которая уточнялась и дополнялась в течение 11-12 вв.

   Завоевательные устремления первых  правителей Древнерусского государства,  их походы на земли Византии (Олег – в 907 году, Игорь –  в 941, 944 годах, Святослав – в  970-971 годах, Владимир 1 – в 985 году) и других стран цементировали  единство Руси. Но только внешних  завоеваний для поддерживания  единства страны было недостаточно, оно явно ослабевало.

   Важной задачей являлось оборона  славянских земель от постоянного  натиска степных кочевников –  хазар, печенегов, половцев. Но  и эти проблемы со «степью» постепенно регулировались: Святослав (964-972 годы) сумел полностью разгромить Хазарский каганат, Ярослав прекратил набеги на Русь печенегов (1036 год). Что касается внутренних функций, то они могли быть более успешно выполнены в рамках отдельных, сравнительно небольших территорий. Усложнение общественной жизни требовало не редких проявлений князя из центра, а каждодневного регулирования. Кроме того, запутанная система передачи княжеской власти порождала частые конфликты. Прекратить усобицы пытался совместный съезд князей в Любече в 1097 году. Договорились, что за каждым будут сохраняться земли («отчины») отцов (Ярославичей). Но, несмотря на изменившееся  отношение правителей к подвластным землям, на то, что они внимательнее стали относится к проблемам подданных, распад Киевской Руси приостановился лишь при великом князе Владимире Мономахе (1113-1125), его сыне Мстиславе (1125-1132), поскольку авторитет этих князей был весьма велик. Так, Владимир Мономах проявил себя как крупный полководец, властный государственный деятель, проводивший политику, направленную на смягчение социального гнета, на распространение просвещения и культуры, градостроительство. В народе любили и почитали великого князя. Годы его княжения стали для Руси годами покоя и благоденствия. Однако после смерти Мстислава Великого распри начались уже между потомками Мономаха. Власть Киева над другими городами слабла. Удаленный Новгород хотел быть сам себе хозяином. На юге вокруг Киева продолжалась борьба, киевский стол по-прежнему переходил из рук в руки.

  Это привело к окончательной утрате единства Киевской Руси. 

Список  литературы  

  1. Бутромеев В.  Русская история. М.,1993.
  2. Греков Б. Д. Киевская Русь. Госполитиздат., 1953.
  3. История отечества с древнейших времен до наших дней: Энцикл. слов./ Состав: Б. Ю. Иванов и др. М., 1999.
  4. Ключевский В. О. Русская история: учебное пособие. М., 1992.

Информация о работе Киевская Русь