Киевская Русь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:00, реферат

Описание работы

Происхождение славян. Термин «славяне» появляется в источниках достаточно поздно — в VI веке нашей эры. Не вызывает сомнений тот факт, что история славян уходит далеко вглубь времен, но проследить их корни достаточно непросто.
Славянские языки относятся к индоевропейским языкам. Они очень близки языку индоевропейской общности. Данное положение вещей можно объяснить тем, что язык славян поздно отделился от общеиндоевропейской основы.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 53.28 Кб (Скачать)

   Его преемник  Владимир (980 — 1015 гг.) основное внимание  стал уделять внутреннему устройству  Руси, а не завоеваниям. Но во  внешней политике ему также  сопутствовал успех: Русь отвоевала  у Польши земли Червенской Руси, кроме того, Владимиру удалось дать достойный отпор печенегам. Укрепилась власть князя над непокорными славянскими племенами вятичей и радимичей.

   Крещение  Руси. Русь была огромным по  территории, но малонаселенным государством, связанным только княжеской властью.  Владимир решил объединить страну  под властью единой религии.  Попытка использовать для этого  язычество себя не оправдала.  Христианство для этих целей  подходило гораздо больше.

   К этому  времени христианство принимают  Венгрия и Польша; князья и  правители этих стран использовали  данную религию как средство  усиления своего влияния, а  также в целях сплочения общества. Владимир учел опыт Европы  и стал готовиться к христианизации. Он остановился на византийской  церкви, поскольку Русь и Византию  соединяли давние торговые и  культурные связи. В свою очередь,  Византия стремилась использовать  христианизацию Руси для подчинения  ее своим интересам.

   Крещение  Руси принято датировать 988 г.  На самом деле христианизация  затянулась на века и во  многих местах (особенно Новгороде,  Ростове) встречала упорное сопротивление.  Реально христианство коснулось  только верхушки русского общества  и жителей городов. На Руси  возникает двоеверие — причудливая  смесь христианства и язычества.  Но со временем христианству  удалось проникнуть во все  слои общества, а сама церковь  стала мощной и влиятельной  в обществе организацией, хотя  некоторые элементы язычества  сохранились на Руси вплоть  до настоящего времени.

   Ярослав  Мудрый. После смерти Владимира  между его сыновьями развернулась  ожесточенная борьба за власть, в которой победил Ярослав.  Но затем против Ярослава выступил  державшийся в тени Мстислав  и разбил его войско. По уговору  Русь была разделена между  братьями, и только после смерти  Мстислава в 1036 г. Ярослав стал  единым властителем.

   В 1037 г.  в битве под Киевом русские  дружины разгромили печенегов.  После этого они уже не представляли  опасности для Руси.

   Обострились  русско-византийские отношения,  закономерным разрешением которых  явилась война 1043 г. Но русский  поход на Византию закончился  неудачей. Проводя собственную политическую  линию и стремясь к независимости  от Византии, Ярослав утвердил  митрополитом — главой русской  церкви — не грека, а русского  — Иллариона.

   Положение  Руси на европейской арене  при Ярославе заметно укрепилось: русские князья заключали династические  браки с представителями крупнейших  европейских монархий. Так, сын  Ярослава Всеволод женился на  византийской принцессе. При Ярославе  появился свод законов Киевской  Руси — «Русская Правда». По  всей Руси развернулось обширное  строительство, основывались новые  города. Киевская Русь переживала  период своего расцвета. Внутриполитическое  устройство Руси. Во главе древнерусского  государства стоял великий киевский  князь из династии Рюриковичей.  Князь опирался на войсковые  подразделения — дружину. Дружинники  не только выполняли военные  функции, но также могли выступать  в качестве посадников — наместников  князя в городах, воевод —  предводителей отрядов, исполнять  обязанности сборщиков податей  и торговых пошлин, судебных чиновников. Существовали дружины и у других, местных князей. Бояре - члены  старшей дружины — занимали  высшие посты в государстве  и входили в Совет при князе.

   В Новгороде  и других городах сохранились  старые демократические институты,  такие, как вече — народное  собрание. Некоторые должности в  городах и деревнях были выборными.

   Структурно  Русь делилась на волости, которыми  правили представители правящей  династии. По завещанию Ярослава  Мудрого киевский престол —  престол великого кпязя — переходил самому старшему Рюриковичу. На деле между сыновьями великого князя и его братьями часто возникали конфликты по поводу прав на великокняжеский престол. После смерти Ярослава Русь распалась на несколько больших удельных княжеств, которыми правили князья, постоянно враждовавшие между собой.

   Экономическое  развитие Киевской Руси. Основная  масса населения Руси - свободные  общинники — жила в селах  и была обязана платить дань  князю. Князь со своей дружиной  каждый год обходил свои земли,  собирая дань, которая именовалась  полюдьем.

   Постепенно  формируется княжеский домен  — земли, которыми владеет  князь. Из этих земель составлялись  вотчины — наследственные земельные  владения, которые князь давал  за службу своим дружинникам.  Княжеская власть также предоставляла  местным правителям право на  кормления — сбор дани с  земель и городов. Со временем  князья даровали крупным землевладельцам  — боярам и церкви — право  суда и другие важные полномочия  в своем вотчинном хозяйстве.

   Так на  Руси формируется феодальное  землевладение, Появляется феодально-зависимое  население, обязанное платить  подати за землю своему господину.  Возникает новая форма зависимости  — личная.

   Набирают  силу и растут города, которые  были политическими, административными,  торговыми и ремесленными центрами  княжеств. Город делился на две  части — детинец (крепость) и  посад, расположенный подле детинца*  В посаде жили торговцы и  ремесленники, .в детинце — князь  или наместник с дружиной.

   Обострение  социальных противоречий. Во второй  половине XI в. в связи с усилением  феодальной эксплуатации, ростом  княжеских усобиц и произвола  властей усиливается борьба народа  с феодальной знатью. Народное  восстание 1068 г. в Киеве было  вызвано поражением князей в  битве с половцами — новым  врагом, появившимся у южных рубежей  Руси. В 1071 г. антихристианские  выступления про шли в Новгородской  и Ростовской землях: все эти  волнения были сравнительно быстро  подавлены.

   Крупное  восстание произошло в Киеве  в 1113 г. Народ, недовольный администрацией  князя и обозленный на ростовщиков,  совершил здесь ряд погромов. Движение расширялось. В этой  обстановке на великое княжение  был приглашен Владимир Мономах,  который сумел справиться с  мятежом.

   Владимир  Мономах (1113—1125). Внук византийского  императора и Ярослава Мудрого,  Владимир Мономах показал себя  их достойным преемником. Всю  свою жизнь он провел в походах,  в том числе против главного  внешнего врага Руси — половцев. Он организовал несколько крупных  военных походов на половцев, один из которых — в 1111 г  — по примеру Запада, был назван  крестовым. Половцы долго не  могли оправиться после этих  выступлений. Кроме того Мономах  пытался упрочить влияние Руси  на Византию, оказывая на нее  военное и политическое давление. Владимир Мономах довольно успешно  противостоял сепаратистским устремлениям  некоторых князей, сумев сохранить  единство Руси. Новый князь также  проявил себя как мудрый реформатор. После восстания 1113 г., учитывая  требования восставших, Мономах  издал юридический свод законов  — так называемую Пространную  редакцию Русской Правды.

   Но Мономах  сумел лишь на время приостановить  центростремительные тенденции  в русских княжествах. Со смертью  его преемника в 1132 г. Русь  распалась на несколько независимых  государств. 

3.Принятие христианства :причины и последствия .

Принятие христианства на Руси: причины, ход, последствия.

При Владимире  произошло одно из величайших событий  в русской истории - Русь приняла  христианство. Среди киевских дружинников  христиане были уже в середине 10 в. Византийские источники сообщают, что крещение русов происходило уже в 60-70 гг. 9 века.Ольга была христианкой, но её сын не только остался язычником, но по некоторым источникам, был ярым противником христианства.До принятия христианства, т.к. славяне были земледельцами, они обожествляли землю, солнце, реки. В языческой вере было 6 основных богов. Богам молились и приносили жертву (даже человеческие).Придя к власти, Владимир хотел укрепить языческую веру, но ему это не удалось. К тому же по политическим соображениям Владимир понимал необходимость принятия одной из мировых религий (чтобы повысить свой авторитет внутри государства, повысить статус Руси на мировой арене и т.д) "Повесть временных лет" рассказывает, что в 986 году в Киев приехали представители трех религий: христианство (Византия), иудаизм (Хазария), ислам (Волжская Булгария). Каждый из них предлагал свою религию. Ислам не подходил Владимиру, т.к. его не устраивало воздержание от вина, иудаизм - т.к. евреи, исповедавшие его, лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. А проповедь представителей византийской империи произвела на Владимира впечатление. Однако, чтобы во всем убедиться, он посылает своих послов посмотреть, как поклоняться богу в разных странах. И вернувшись, посланники назвали самую лучшую греческую веру. Еще одной из причин принятия христианства явилось то, что в христианстве главой церкви являлся глава светской власти. С решением Владимира принять христианскую веру была также связана его женитьба на византийской принцессе Анне (сестре Василия II). Византия стремилась христианизировать Русь для того, чтобы оказывать на нее политическое влияние и обезопасить себя от русских набегов. На переговорах Руси и Византии в 987 г. Владимир потребовал себе в жены сестру императора Василия 2 принцессу Анну. Это могло бы сильно возвысить государственный престиж Руси в Европе и Азии, укрепить авторитет династии внутри страны. Не случайно многие монархи Европы и Азии стремились породниться с византийским императорским домом.

Крещение Руси происходило очень медленно, т.к. было большое сопротивление со стороны  населения, заставить язычников  покориться помогало лишь насилие и  запугивание. Большинство жителей  Киевской Руси крестилось на протяжении всего правления Владимира, но язычников все ещё оставалось немало. Особенно долго сопротивлялись Северо-восток, Ростово-Суздальская и Мурманская земли. Они приняли христианство в середине 11 в. Чтобы как-то облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники (такие как, масленица, Иван Купала…). Также сохранились веры в русалок, леших, домовых. Принятие христианства на Руси имело большое значение. Христианство заставляло употреблять в пищу много овощей, следовательно, совершенствовалось огородничество. Христианство повлияло на развитие ремёсел, также перенимались приёмы кладки стен, возведение куполов, мозайка и т.д. Каменное зодчество, фрески, иконопись появились на Руси также, благодаря христианству. Было построено много храмов (В Киеве было около 400 храмов, и не один из них не копировал другой). Русь получила две азбуки: глаголица и кирилица, что способствовало распространению грамотности. Стали появляться первые рукописные книги. Очень заметно сменялись нравы на Руси, так как церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, убийство рабов…Также христианство способствовало укреплению княжеской власти. Князь теперь воспринимался, как посланник бога. И, наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Руси. Она органично вписалась в европейскую культуру и дипломатические отношения с другими странами.

Как и другие раннефеодальные государства, Русь нуждалась в общегосударственной  религии, которая бы закрепляла только что созданное государственное  единство. Дохристианская религия - язычество - такой роли играть не могла, будучи идеологией родового строя. Она вошла  в противоречие с новыми условиями  классового общества и государства  и не была способна освящать и укреплять  существующий общественный порядок.

Основными причинами  принятия христианства являлись: недопустимость изоляции от христианских государств; монотеизм (единобожие); укрепление единого  государства во главе с монархом; введение новой морали; необходимость  объяснить нарастание социального  неравенства (при язычестве —  все равны перед богом); соперник Владимира в борьбе за власть Ярополк  ориентировался на союз с папством.

Сразу же после  того, как Владимир овладел в 980 г. киевским престолом, устранив старшего брата Ярополка (972-980 гг.), он сделал попытку создать общерусский  языческий пантеон во главе с  Перуном - богом грозы и установить общий ритуал. Однако механическое объединение старых племенных божеств не могло привести к единству культа и по-прежнему идеологически разъединяло страну. К тому же новый культ сохранял в себе идеи родового равенства, неприемлемые для феодального общества. Владимир понял, что надо не реформировать старое, а принять принципиально новую религию, соответствующую уже сформировавшемуся государству.

Одна из причин решения князя - проникновение христианства на Русь еще до Владимира. Бабушка  Владимира княгиня Ольга крестилась в Константинополе и побуждала  к этому сына Святослава. Христианство уже проникло на Русь: в Киеве  действовала церковь Святого  Ильи, из Болгарии и Византии поступала  христианская литература.

Христианство  принималось в сложной политической ситуации борьбы Руси с Византией. Восстания  в Болгарии и Малой Азии вынудили византийского императора Василия II обратиться к Владимиру за военной  помощью. В ответ Владимир потребовал выдать за него замуж сестру императора Анну. Шеститысячный русский отряд  принял участие в разгроме войск  мятежников. Но Василий II нарушил соглашение, отказавшись отправить сестру на Русь. Тогда Владимир выступил походом  на центр крымских владений Византии - Херсонес (Корсунь), взял его и тем самым принудил императора выполнить договор. Анна была прислана к нему в Херсонес, Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе.

В 988 г. христианство стало господствующей, официально признанной религией. Сначала крещение приняла  дружина великого князя. Массовое приобщение киевлян к новой вере происходило  в водах Днепра. Затем новая  религия стала распространяться, частью мирно, а кое-где (например, в  Новгороде) и в результате кровавых столкновений по всей Руси. В связи  с насильственным насаждением христианства, в жизни народов Руси практическое значение приобрел вопрос синкретизма - сочетания разнородных, противоречивых вероисповеданий. Русь далеко не сразу стала православной.

Информация о работе Киевская Русь