Киевская Русь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:19, реферат

Описание работы

Территория Киевского государства сосредоточилась вокруг нескольких политических центров некогда бывших племенными. Во второй половине XI - начале XII в. в пределах Киевской Руси стали образовываться достаточно устойчивые княжества. В результате слияния восточнославянских племён в период Киевской Руси постепенно образовалась древнерусская народность, для которой были характерны известная общность языка, территории и психического склада, проявлявшегося в общности культуры.

Содержание

Политическая система и социально-экономическое отношение в Киевской Руси………………………………............................................2
Христианизация Руси и ее влияние на русскую цивилизацию……….7
Роль и место Киевской Руси в контексте средневековой эпохи…..…13
Список используемой литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Киевская Русь.docx

— 38.26 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

  1. Политическая система и социально-экономическое отношение в Киевской Руси………………………………............................................2
  2. Христианизация Руси и ее влияние на русскую цивилизацию……….7
  3. Роль и место Киевской Руси в контексте средневековой эпохи…..…13
  4. Список используемой литературы……………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Политическая система и социально-экономическое отношение в Киевской Руси.

В X в. большая часть славянских племен слилась в территориальный союз, получивший название «Русская земля». Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда. В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян - Киевский и Новгородский объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI в это государство включало территории других славянских племен - древлян, северян, радимичей, уличей тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

Территория Киевского  государства сосредоточилась вокруг нескольких политических центров некогда  бывших племенными. Во второй половине XI - начале XII в. в пределах Киевской Руси стали образовываться достаточно устойчивые княжества. В результате слияния восточнославянских племён в период Киевской Руси постепенно образовалась древнерусская народность, для которой были характерны известная общность языка, территории и психического склада, проявлявшегося в общности культуры.

Древнерусское государство  было одним из крупнейших европейских  государств. Борьба Руси с набегами кочевников имела большое значение для безопасности стран как Передней Азии, так и Европы. Широкими были торговые связи Руси. Русь поддерживала политические, торговые и культурные отношения с Чехией, Польшей, Венгрией и Болгарией, имела дипломатические  связи с Византией, Германией, Норвегией  и Швецией, налаживала также связи  с Францией и Англией. О международном  значении Руси свидетельствуют династические  браки, заключавшиеся русскими князьями. Договоры с Византией хранят ценные свидетельства об общественных отношениях в Киевской Руси и международном ее значение.

Источником наших знаний о социально-экономических отношениях в Киевской Руси является в первую очередь, древнейший памятник законодательства - Русская Правда.

Большую часть населения  Киевской Руси составляли свободные  общинники, зависимость которых  ограничивалась выплатой дани - со всей общины или подворно ("с дыма"). Община у славян называлась вервью и в Х-ХI вв. была уже не родовой, а соседской. Участки принадлежавшей ей земли находились в индивидуальном пользовании. Частное землевладение  в IX-н.XI в. ещё не было развито. Имелись  лишь немногочисленные и небольшие  княжеские и боярские вотчины, где  работали зависимые люди.

В Киевской Руси существовало несколько категорий зависимого населения:  холопы, челядь

закупы 

рядовичи

смерды.

Вотчиной управляли: огнищанин, тиун, ключник, ратайный (от "ратай" - пахарь), староста. Все они являлись либо холопами, либо рядовичами.

Законодательство Киевской Руси устанавливало штраф (виру) за убийство зависимого человека - 5 гривен, свободного - 40, а княжеского приближённого - уже 80 гривен.

Система штрафов за убийство и нанесение увечий являлась в XI в. новшеством, свидетельствующим о  постепенном усилении государства. Ещё в "Правде Ярослава" допускалась, хотя и ограниченно, кровная месть. В "Правде Ярославичей" она была уже безусловно запрещена и заменена вирой.

Социально-экономические  отношения XI-XII вв.

Социально-политическая организация  дневнерусских городов-государств базировалась на соответствующих социально-экономических  отношениях. Советские историки и  археологи окончательно подтвердили  те выводы, которые некоторые исследователи  сделали уже в начале века - о  земледельческом характере хозяйства Древней Руси. Вернее сказать, древнерусская экономика основывалась на комплексном развитии земледелия, скотоводства и разнообразных промыслов, основными из которых были охота, рыболовство и бортничество - добыча меда диких пчел. Этот тезис сейчас никем не оспаривается. Гораздо более спорным является вопрос о характере землевладения в древнерусский период. Еще в 30-е годы был выдвинут тезис о господстве крупного феодального землевладения, начиная чуть ли не с IX в. Согласно воззрениям школы Б.Д.Грекова, феодализм, постоянно развиваясь в Киевской Руси в XI-XII вв., приводит к феодальной раздробленности. Однако уже в 50-х годах ученым стало ясно, что, опираясь на исторические источники, доказать раннее развитие крупного феодального землевладения на Руси невозможно. Л.В.Черепнин наиболее полно постарался обосновать гипотезу о верховной феодальной собственности в Древней Руси. По его мнению, уже первые известные нам русские князья были верховными, собственниками всей русской территории на феодальном праве, а дани, которые они собирали с подвластного населения, были не контрибуцией, платой за мир, а феодальной рентой. Никакими теоретическими и конкретно-историческими данными доказать такой путь развития Руси невозможно. Уже в первой половине 70-х годов была выдвинута никем еще не опровергнутая гипотеза о преобладании в Киевской Руси общинной собственности на землю (И.Я.Фроянов). Это, конечно, не значит, что крупного землевладения в Древней Руси не было совсем. Вотчина существовала, и в ней работали различные категории зависимого населения (это челядь и холопы, общей чертой которых было их рабское положение). Другие категории населения находились на стадии переходной: они двигались или от свободы к рабству или от рабской зависимости к освобождению. Таковыми были закупы, изгои, рядовичи. Вызывавшие много споров в историографии смерды делились на "внутренних" и "внешних". Первые - это посаженные на землю пленные, сходные с рабами фиска (т.е. государства) Западной Европы эпохи средневековья. "Внешние" смерды - покоренные племена, платившие дань. Таким образом население, которое работало в вотчине, было еще не феодально-зависимым. Но главное - эти вотчины были островками в море свободного общинного землевладения. Русь IX-XII вв., по мнению И.Я.Фроянова, переживала период перехода отродоплеменных отношений к раннеклассовым, период, который можно определить как "дофеодальный", сходный с тем, который выделил на материалах Западной Европы советский медиевист А.И.Неусыхин. Древнерусская знать благоденствовала за счет всякого рода внеземельных доходов - даней, полюдья, кормлений. В социальных отношениях было много архаических черт, пережиточных явлений: сохранялась кровная месть, наряду со многими пережиточными чертами в семейно-брачных отношениях господствовала большая семья.

Все это нашло отражение  в древнейшем своде законов Руси - Русской Правде. Под этим названием  известны три памятника: "Краткая  Правда" - древнейшая, "Пространная", которая относится ко второй половине XII в., и "Сокращенная", основанная как на Пространной, так и на некоторых не дошедших до нас законодательных актах более раннего времени. В свою очередь Краткая Правда делится на Правду Ярослава (около 1016 г.), Правду Ярославичей (вторая половина XI в.) и дополнительные статьи. Пространная Правда, как считают некоторые исследователи, была составлена в начале XIII в. на основе Краткой с добавлением ряда статей. Такова принятая на настоящий день периодизация древнейшего русского законодательства. В нем явственно предстает перед нами община - "мир".

Данные древнерусских  летописей и других источников свидетельствуют  о том, что в Киевской Руси уже  существовало заметное расслоение общества. Его верхушку составляли князья, их приближенные бояре («княжеские мужи«), дружинники, служители культа. Предполагают, что развитие крупного феодального  землевладения, образование наследственных феодов, которых на Руси называли «вотчинами«, началось не ранее XI в. Основную массу населения в те времена, видимо, составляли лично свободные крестьяне, называемые в источниках «люди». Важную роль в их жизни играла община («мир», или «вервь»). Во многих источниках упоминаются смерды. Возможно, это слово было синонимом понятия «люди». Некоторые историки считают, что смердами назывались зависимые от феодалов крестьяне. Точных сведений о путях закабаления и формах эксплуатации смердов у нас нет. Существовали также категории крестьян – закупы и рядовичи, у которых доминировали различные формы экономической зависимости от высших сословий. Свободные жители городов назывались «градские люди».

Развивалась и внешняя  торговля. Через русские земли  проходил знаменитый путь «из варяг  в греки» – то есть из Скандинавии  в Византию. Экспортировались воск, пушнина, лен и льняные ткани, изделия кузнецов и оружейников. Была и работорговля – русские  купцы нередко продавали челядь в другие страны. Импортировала Древняя  Русь, главным образом, предметы роскоши, церковную утварь и пряности. Вместе с тем во внутриэкономической  жизни Руси, как и во времена  родового строя, господствовало натуральное  хозяйство, и торговые связи большого значения не имели.

Социально-экономический  строй поддерживался системой соответствующих  ценностей, среди которых сПолитическая  обособленность волостей была естественным и единственным состоянием Киевской империи. Причина — в присущей общине территориальной ограниченности, связанной с коренной ее чертой –  непосредственным народовластием. Организованная по образу и подобию племени, Русская  земля, развиваясь, дробилась как  племя — чем дальше, тем больше, — создавая все новые и новые  города и волости. Но при этом она  сохраняла свое «племенное» единство, в основе которого — общий язык, культура, социально-экономический  уклад, княжеский род, церковная  организация, правовые обычаи и законодательство.

Самым заметным политическим явлением на Руси были междоусобицы. По существу они представляли собой  что-то вроде «суда божьего» и  широких масс чаще всего не касались. Горожане нередко принимали победителя в крамоле как законного князя, считая старейшим в княжеском  роду того, кто оказался в ходе борьбы сильнее. Так было в 1073 году, когда  Киев занял Святослав Ярославич, выгнав оттуда своего брата; в 1139 году, когда здесь сел Всеволод Ольгович, прогнав из города Вячеслава Владимировича; в 1146 году, когда Изяслав Мстиславич сверг с киевского стола Игоря  Ольговича. Основных причин междоусобиц  было две. Во-первых, стремление князей занять киевский стол. Во-вторых, желание  иметь в своем распоряжении больше волостей.

Борьба за Киев началась еще в X веке. Тогда киевлянам пришлось признать старшим князем самого младшего из сыновей Великого Святослава —  Владимира, который решил проблему старшинства в княжеском роду самым надежным способом — убив своего брата. Смерть самого Владимира  привела к еще более острой и ожесточенной усобице между  его сыновьями — первой и самой  крупной в XI столетии. Она продолжалась с 1015 по 1025 год. В начале столкнулись  Святополк и Ярослав, затем в 20-х  годах XI века борьба развернулась между  Ярославом и Мстиславом. Особенность  ситуации заключалась в том, что  война решала только проблему старшинства  в княжеском роду и не касалась киевского стола, судьба которого к  тому времени была уже решена киевлянами. Ещё в 1023 году они высказались  против того, чтобы киевским князем стал Мстислав, которого здесь прозвали лютым. Одержав победу над Ярославом, он и не попытался даже вернуться  в Киев и остался в своем  Чернигове, поделив Русь со своим  побежденным братом пополам.

      2. Христианизация Руси и ее влияние на русскую цивилизацию.

Важнейшей вехой на пути становления русского этноса является принятие христианства в форме православия  в качестве государственной религии  Киевской Руси. Конкретным актом принятия православия явилось знаменитое крещение на Днепре населения города Киева князем Владимиром в 988 г. Однако принятие православия не ограничивается этим актом. Оно имеет длительную историю: распространение христианства на Руси началось задолго до крещения на Днепре и продолжалось еще в течение полутора веков.

Православные источники  связывают проникновение христианства на территорию Киевской Руси с миссионерской  деятельностью апостола Андрея Первозванного  в I веке н. э., который якобы после смерти, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа направился проповедовать его учение в Византию, а затем «и прошел Черным морем до Днепра и Днепром вверх до Киева, а от Киева далее до Великого Новгорода». Исторических источников, подтверждающих версию миссионерской деятельности апостола Андрея не существует. Однако существуют источники, указывающие, что бабка Владимира, княгиня Ольга, была христианкою. Христианами были и некоторые видные дружинники князя Владимира.

Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина христианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно православие? Ответ на эти  вопросы следует искать как в  личности князя Владимира, так и  в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили  в то время в Киевской Руси.

Князь Владимир был крупным  государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий  политеизм не соответствует политическим и духовным потребностям государства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную  реформу, суть которой состояла в  попытке слияния разнородных  богов всех племен Киевской Руси в  единый пантеон во главе с княжеским  богом Перуном. Однако попытка повсеместного  распространения культа Перуна потерпела  неудачу. Языческому богу противостояли  другие языческие боги, которым поклонялись  славянские и неславянские племена  Киевской Руси. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

Православная версия принятия христианства утверждает, что этому  событию предшествовала процедура  «выбора вер». Киевская Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским  Каганатом, в котором господствовал  иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ислам, православной Византией и католическими государствами  Западной Европы. Во все эти регионы  Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы  вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его  храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.

Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в принятии православия. Решающим фактором обращения  к религиозно-идеологическому опыту  Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение  от императора. Это соответствовало  политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические  соображения. Принятие православия  открывало дорогу для брака Владимира  с сестрой византийского императора принцессой Анной -- и, таким образом, еще в большей мере закрепило  дружеские отношения с такой  влиятельной державой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала  дорогу к расширению торгово-экономических  и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую  степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом.

Информация о работе Киевская Русь