Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:19, реферат
Территория Киевского государства сосредоточилась вокруг нескольких политических центров некогда бывших племенными. Во второй половине XI - начале XII в. в пределах Киевской Руси стали образовываться достаточно устойчивые княжества. В результате слияния восточнославянских племён в период Киевской Руси постепенно образовалась древнерусская народность, для которой были характерны известная общность языка, территории и психического склада, проявлявшегося в общности культуры.
Политическая система и социально-экономическое отношение в Киевской Руси………………………………............................................2
Христианизация Руси и ее влияние на русскую цивилизацию……….7
Роль и место Киевской Руси в контексте средневековой эпохи…..…13
Список используемой литературы………………………
Содержание
1. Политическая система и социально-экономическое отношение в Киевской Руси.
В X в. большая часть славянских племен слилась в территориальный союз, получивший название «Русская земля». Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда. В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян - Киевский и Новгородский объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI в это государство включало территории других славянских племен - древлян, северян, радимичей, уличей тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.
Территория Киевского
государства сосредоточилась
Древнерусское государство было одним из крупнейших европейских государств. Борьба Руси с набегами кочевников имела большое значение для безопасности стран как Передней Азии, так и Европы. Широкими были торговые связи Руси. Русь поддерживала политические, торговые и культурные отношения с Чехией, Польшей, Венгрией и Болгарией, имела дипломатические связи с Византией, Германией, Норвегией и Швецией, налаживала также связи с Францией и Англией. О международном значении Руси свидетельствуют династические браки, заключавшиеся русскими князьями. Договоры с Византией хранят ценные свидетельства об общественных отношениях в Киевской Руси и международном ее значение.
Источником наших знаний
о социально-экономических
Большую часть населения Киевской Руси составляли свободные общинники, зависимость которых ограничивалась выплатой дани - со всей общины или подворно ("с дыма"). Община у славян называлась вервью и в Х-ХI вв. была уже не родовой, а соседской. Участки принадлежавшей ей земли находились в индивидуальном пользовании. Частное землевладение в IX-н.XI в. ещё не было развито. Имелись лишь немногочисленные и небольшие княжеские и боярские вотчины, где работали зависимые люди.
В Киевской Руси существовало несколько категорий зависимого населения: холопы, челядь
закупы
рядовичи
смерды.
Вотчиной управляли: огнищанин, тиун, ключник, ратайный (от "ратай" - пахарь), староста. Все они являлись либо холопами, либо рядовичами.
Законодательство Киевской Руси устанавливало штраф (виру) за убийство зависимого человека - 5 гривен, свободного - 40, а княжеского приближённого - уже 80 гривен.
Система штрафов за убийство и нанесение увечий являлась в XI в. новшеством, свидетельствующим о постепенном усилении государства. Ещё в "Правде Ярослава" допускалась, хотя и ограниченно, кровная месть. В "Правде Ярославичей" она была уже безусловно запрещена и заменена вирой.
Социально-экономические отношения XI-XII вв.
Социально-политическая организация
дневнерусских городов-
Все это нашло отражение в древнейшем своде законов Руси - Русской Правде. Под этим названием известны три памятника: "Краткая Правда" - древнейшая, "Пространная", которая относится ко второй половине XII в., и "Сокращенная", основанная как на Пространной, так и на некоторых не дошедших до нас законодательных актах более раннего времени. В свою очередь Краткая Правда делится на Правду Ярослава (около 1016 г.), Правду Ярославичей (вторая половина XI в.) и дополнительные статьи. Пространная Правда, как считают некоторые исследователи, была составлена в начале XIII в. на основе Краткой с добавлением ряда статей. Такова принятая на настоящий день периодизация древнейшего русского законодательства. В нем явственно предстает перед нами община - "мир".
Данные древнерусских летописей и других источников свидетельствуют о том, что в Киевской Руси уже существовало заметное расслоение общества. Его верхушку составляли князья, их приближенные бояре («княжеские мужи«), дружинники, служители культа. Предполагают, что развитие крупного феодального землевладения, образование наследственных феодов, которых на Руси называли «вотчинами«, началось не ранее XI в. Основную массу населения в те времена, видимо, составляли лично свободные крестьяне, называемые в источниках «люди». Важную роль в их жизни играла община («мир», или «вервь»). Во многих источниках упоминаются смерды. Возможно, это слово было синонимом понятия «люди». Некоторые историки считают, что смердами назывались зависимые от феодалов крестьяне. Точных сведений о путях закабаления и формах эксплуатации смердов у нас нет. Существовали также категории крестьян – закупы и рядовичи, у которых доминировали различные формы экономической зависимости от высших сословий. Свободные жители городов назывались «градские люди».
Развивалась и внешняя торговля. Через русские земли проходил знаменитый путь «из варяг в греки» – то есть из Скандинавии в Византию. Экспортировались воск, пушнина, лен и льняные ткани, изделия кузнецов и оружейников. Была и работорговля – русские купцы нередко продавали челядь в другие страны. Импортировала Древняя Русь, главным образом, предметы роскоши, церковную утварь и пряности. Вместе с тем во внутриэкономической жизни Руси, как и во времена родового строя, господствовало натуральное хозяйство, и торговые связи большого значения не имели.
Социально-экономический
строй поддерживался системой соответствующих
ценностей, среди которых сПолитическая
обособленность волостей была естественным
и единственным состоянием Киевской
империи. Причина — в присущей
общине территориальной
Самым заметным политическим явлением на Руси были междоусобицы. По существу они представляли собой что-то вроде «суда божьего» и широких масс чаще всего не касались. Горожане нередко принимали победителя в крамоле как законного князя, считая старейшим в княжеском роду того, кто оказался в ходе борьбы сильнее. Так было в 1073 году, когда Киев занял Святослав Ярославич, выгнав оттуда своего брата; в 1139 году, когда здесь сел Всеволод Ольгович, прогнав из города Вячеслава Владимировича; в 1146 году, когда Изяслав Мстиславич сверг с киевского стола Игоря Ольговича. Основных причин междоусобиц было две. Во-первых, стремление князей занять киевский стол. Во-вторых, желание иметь в своем распоряжении больше волостей.
Борьба за Киев началась еще в X веке. Тогда киевлянам пришлось признать старшим князем самого младшего из сыновей Великого Святослава — Владимира, который решил проблему старшинства в княжеском роду самым надежным способом — убив своего брата. Смерть самого Владимира привела к еще более острой и ожесточенной усобице между его сыновьями — первой и самой крупной в XI столетии. Она продолжалась с 1015 по 1025 год. В начале столкнулись Святополк и Ярослав, затем в 20-х годах XI века борьба развернулась между Ярославом и Мстиславом. Особенность ситуации заключалась в том, что война решала только проблему старшинства в княжеском роду и не касалась киевского стола, судьба которого к тому времени была уже решена киевлянами. Ещё в 1023 году они высказались против того, чтобы киевским князем стал Мстислав, которого здесь прозвали лютым. Одержав победу над Ярославом, он и не попытался даже вернуться в Киев и остался в своем Чернигове, поделив Русь со своим побежденным братом пополам.
2. Христианизация Руси и ее влияние на русскую цивилизацию.
Важнейшей вехой на пути становления русского этноса является принятие христианства в форме православия в качестве государственной религии Киевской Руси. Конкретным актом принятия православия явилось знаменитое крещение на Днепре населения города Киева князем Владимиром в 988 г. Однако принятие православия не ограничивается этим актом. Оно имеет длительную историю: распространение христианства на Руси началось задолго до крещения на Днепре и продолжалось еще в течение полутора веков.
Православные источники
связывают проникновение
Перед историками всегда стояли
вопросы: в чем причина христианизации
Руси и почему князь Владимир выбрал
именно православие? Ответ на эти
вопросы следует искать как в
личности князя Владимира, так и
в анализе социально-
Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий политеизм не соответствует политическим и духовным потребностям государства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распространения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.
Православная версия принятия
христианства утверждает, что этому
событию предшествовала процедура
«выбора вер». Киевская Русь по своему
геополитическому положению находилась
в тесном контакте с Хазарским
Каганатом, в котором господствовал
иудаизм, арабо-мусульманским миром,
в котором исповедовали ислам, православной
Византией и католическими
Однако не эти обстоятельства
сыграли главную роль в принятии
православия. Решающим фактором обращения
к религиозно-идеологическому