Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:55, курсовая работа
Из ряда существующих в советской Древнерусского обусловившие исторической науке концепций государства образование происхождения славян наиболее государства: полно отвечает требованиям современной науки, так называемая Днепровско-Одерская концепция происхождения славян академика Б. А. Рыбакова, в соответствии с которой с сере дины II тыс. до н.э. в северной части Восточной Европы между Днепром и Одером проживали древнейшие праславяне выделившиеся к этому времени из состава индоевропейцев.
1. Политическая система и социально-экономические отношения в Киевской Руси……………………………………………………………………..2-5 стр.
2. Христианизация Руси и ее влияние на русскую цивилизацию……6-10 стр.
3. Роль и место Киевской Руси в контексте средневековой эпохи…11-12 стр.
4. Литература……………………………………………………………....13 стр.
Содержание
Государство Киевская Русь в Х – начале ХII века.
1.Политическая система и социально-экономические отношения в Киевской Руси.
1). Образование Древнерусского государства.
Факторы, обусловившие образование государства:
а) социальные;
б) внешнеполитические и экономические;
в) общественные;
г) "союзы союзов".
II. Социально-экономический строй.
Управление:
а) князь;
б) община;
в) вече;
г) система "старший город пригороды".
Социальный строй:
а) феодализм.
Категории населения:
а) свободные общины;
б) смерды;
в) закупы;
г) изгои (свободные и зависимые);
д) челядь и холопы.
4. Вотчина.
5. Экономическое развитие.
6. Церковь.
III. Политический строй.
1. Князь.
2. Община.
IV. Внутренняя политика.
1. Занятие славян.
2. Князь и его дружина. Полюдье.
3. Вотчинная собственность.
4. "Правда Русская"
5. Социальная организация
и система управления
6. Восстания и социальное волнение.
V. Внешняя политика.
1. Русско-византийские отношения.
2. Разгром Хазарского каганата.
3. Борьба против кочевников.
Из ряда существующих в
советской Древнерусского обусловившие
исторической науке концепций государства
образование происхождения
а) социальные:
В письменных источниках, относящихся к началу нашей эры, славяне упоминаются под названием "венеды".
Известно, что венеды вели оседлый образ жизни, знали пашенное земледелие. У них существовала внутренняя торговля, связанная с развитием ремесла, и внешняя торговля, в частности, с Римом. Торговля ускоряла процесс дифференциации общества, способствовала появлению богатой социальной верхушки. Малая семья, состоящая из мужа, жены, детей, становилась составной частью важнейшей социальной клеточки общества - сельской общины. В сельской территориальной общине выделялись отдельные, зажиточные семьи, обладавшие определенной собственностью. В VI в. усиливается военная и политическая власть. Все это ускоряло имущественную и социальную дифференциацию славянского общества, и формирование в ней классовых отношений. По мере углубления социальной дифференциации в союзах племен все более усиливалось государственное начало, что неизбежно вела в конечном счете к образованию государства. Но этот процесс потребовал длительного времени.
б) внешнеполитические:
Неблагоприятно складывается
и внешнеполитический фактор. На
экономическом развитии славян
тяжело отразилось нашествие
гуннов. В результате этого
В связи с ростом производительности труда становилось вполне возможной индивидуализация производства. Подготавливались условия для перехода от раннеклассовых отношений к феодализму. Экономический прогресс у восточных славян являлся движущей силой их общественного раз вития. При условии существования индивидуальных хозяйств дополнительный продукт, получаемый в них и достигавший значительных размеров, становился собственностью производителя и мог являться источником обогащения. Так возникло сначала имущественное, а потом и социальное неравенство. Так же в это время складывалась и росла частная собственность у зажиточных членов общины. Формировалась социальная верхушка общества.
в) общественные:
Большое значение для образования государства имели союзы племен. В начале существования таких союзов племен, формой организации управления была военная демократия. Однако при этом еще долгое время сохранялась первобытные демократические учреждения - народные собрания и совет старейшин: Но народное собрание превращалось в собрание воинов, которому военный предводитель, окруженный и поддерживаемый дружиной, навязывал свою волю, приобретая все большее влияние и власть за счет других старейшин. Таким образом, шел процесс преобразования органов общественного самоуправления в государственные органы. Военная демократия постепенно перестала в военно-иерархическое правление-княжение. Органы общественного самоуправления превращались в органы господства и угнетения, направленные против народа. Завершалось тем самым оформление государственного строя, важнейшим признаком которого было по явление особой, не совпадающей непосредственно с населением, отделенной от него публичной власти, располагающей специальным аппаратом управления и распространяющейся на определенную территорию. Военный предводитель крупного союза племен превращался в правителя - князя. Главенство князей приобретало характер осуществления властных классовых функций. Приближенные князя становились его советниками и наместниками. Дружина превращалась в военную силу, которая подавляла сопротивление эксплуатируемых масс и вела захватнические и оборони тельные войны. Указанный процесс преобразования органов общественного самоуправления в государственные органы не был актом единовременным для всех союзов восточнославянских племен. В VIII в. в условиях борьбы с кочевниками в Среднем Приднепровье произошло объединение нескольких союзов племен или княжений в "союз союзов" под названием "Русь", столицей которого стал Киев.
г) "Союзы союзов", объединявшие по несколько союзов племен-княжений, являлись новыми образованьями и отражали более высокий этап в процессе восточнославянской консолидации.
Примерно на рубеже
VIII-IX вв. приднепровский союз союзов
племен "Русь" перерастает еще
более мощное объединение с
названием "Русская земля",
включавшее значительное число
союзов славянских племен. Летопись
их перечисляет: Русь, Поляне, Древляне,
Полочане, Дреговичи, Север. Это
уже почти половина восточных
славян. Правила в этом
В экономике Древнерусского государства господствующей системой производственных отношений был феодализм, но сохранялись и рабовладельческие, и первобытно-патриархальные отношения. Главным богатством и основным средством производства была земля. Поэтому привилегированное положение занимали те группы населения, которые ей владели.
Распространенной формой организации производства была феодальная вотчина. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу великого князя.
Все свободное население Киевской Руси носило название «люди» или «людины». Отсюда термин, означающий сбор дани - «полюдье ». Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась «смердами». Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения – закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.
Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение на Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм, который имел существенные отличия от «классического» западно-европейского. Главной особенностью феодализма в Древнерусском государстве была большая роль государственного сектора в экономике страны. Здесь было значительное числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.
2.Христианизация Руси и ее влияние на русскую цивилизацию.
Конструктивное влияние христианизации на русскую цивилизацию проявилось в:
1.Развитии хозяйства, ремесла, торговли;
2.Возникновении каменного зодчества, живописи, развитии литературы;
3.Смягчении моральных норм, укреплении семьи;
4.Централизации политической власти, совершенствовании государственности;
5.Повышении международного авторитета Руси, прежде всего – на Западе;
6.Начале интеграции российской цивилизации в европейское сообщество народов.
Негативное влияние
1) Крещение было принудительным, оно стало началом длительного и ожесточённого социального конфликта;
2) Христианизация сопровождалась уничтожением памятников древней истории и культуры Руси;
3) Произошло изменение менталитета русичей, возникла дихотомия языческих и христианских морально-этических основ, поскольку крещение чаще всего имело формальный, внешний, характер;
4) Оторванность христианского мировоззрения от реальной жизни стала причиной расщепления социальных норм на идеальные, признаваемые лишь теоретически, в лоне церкви, и реальные, применяемые непосредственно в быту;
5) Слияние церкви с государством стало основой деспотического правления, проявившегося в более позднюю эпоху.
Однако следует найти
компромисс, отметив объективность
процесса христианизации.Общественное
развитие восточного славянства уже
в начале новой эры определило
постепенное проникновение
Христианство в своей развитой форме призывало угнетенных к покорности, однако в то же время оно осуждало само угнетение и, следовательно, могло быть направлено против угнетателей и эксплуататоров. Нельзя безоговорочно утверждать, что древнерусская феодальная элита навязывала христианство народу силой; она лишь стремилась использовать его догматические установки для утверждения и усиления своей мощи и господства. Вполне понятно, что такое использование стало возможным только в условиях свободного (а не навязанного) принятия новой веры народом, и признанного авторитета христианского учения. Для внутреннего язычника все христианские установки оставались пустопорожними декларациями, лишенными какой бы то ни было реальной силы. Чтобы убояться христианского бога, необходимо в него верить.
Институт монашества и
аскетизма, направленный против внутренних
импульсов, продиктованных природой человеческого
организма, в наше время кажется
бессмысленным и
Если не можем признать христианскую церковь демиургом древнерусской культуры, то во всяком случае не подлежит сомнению, что в конкретных условиях эпохи именно она взяла на себя миссию главного стимулятора, организатора и координатора данного процесса. Духовная жизнь страны развивалась под эгидой церкви, которая, естественно, стремилась использовать культурный процесс в собственных интересах.
Историки традиционно называют несколько причин принятия Русью христианства:
1. Необходимость объединения
славянских племён на основе
единой идеологии. Такую