Киевская Русь: политический и социально-экономический строй

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 11:45, реферат

Описание работы

Свыше одиннадцать веков тому назад восточные славяне создали свое первое государство. Летописи и другие достопримечательности древнерусской литературы называют ее Русью, или русскою землей, ученые-историки – Киевской, или Давней Русью. Она принадлежала к наибольшим, самым культурным, самым развитым экономически и политически державам средневековья.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Предпосылки образования восточнославянского государства.........4-5
Особенности социального строя Киевской Руси. . . . . . . . . . . . . . . . 6-9
Политический строй Киевской Руси. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10-13
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13-14
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 36.62 Кб (Скачать)

Главное отличие феодализма на Руси от Запада заключалось в огромной роли "государственного сектора" в экономике страны — в наличии  территориальных общин свободных крестьян, плативших подать великому князю. В Европе же в X—XIIIвв. происходило разрушение общинных структур, шел процесс классообразования на основе выделения частной собственности.

Скандинавы Русь называли Гардарикой — Страной городов ввиду большого числа городов и оживленной городской  жизни. Генезис города начинается с  формирования древнерусской государственности. На раннем этапе города возникали на основе племенных и межплеменных центров. Со второй половины X в. городами становятся центры волостей, на которые была разделена территория Древнерусского государства. Типичными чертами города считалось наличие крепости, дворов феодалов, ремесленного посада, торговли, административного управления и церквей.

 

Политический строй Киевской Руси

Киевская Русь преимущественно  рассматривалась как самобытное общество и государство, развивающееся  иным, нежели Европа или Азия, путем.

Во главе Древнерусского государства  стоял великий князь киевский, которому принадлежала высшая хозяйственная, административная, судебная и военная  власть. Он, однако, не являлся единоличным  правителем государства, а его власть еще не приобрела отчетливо наследственного  характера. Существовали различные  способы замещения великокняжеского престола: наследование, насильственный захват, наконец, избрание вечем. Последний способ, впрочем, имел вспомогательный характер: избрание князя вечем обычно лишь подкрепляло наследование или узурпацию им власти.

Князь управлял при помощи дружины, делившейся на старшую («бояре», «мужи») и младшую («гриди», «отроки», «детские»). Старшая дружина фактически являлась княжеским советом. Совместно с  ней князь принимал решения о  походах, сборе дани, строительстве  крепостей и др. Из нее впоследствии выросла Боярская дума. Дружина содержалась  князем на его средства: за счет добычи от завоевательных походов, отчислений от дани и судебных сборов. В недрах дружинной организации, еще до образования Древнерусского государства, сложилась так называемая десятичная или численная система управления, распространившаяся впоследствии на города и общины: население делилось на десятки, сотни, тысячи во главе соответственно с десятскими, сотскими, тысяцкими.

Ближайшие родственники князя —  братья, сыновья, племянники — образовывали особую аристократическую прослойку, стоявшую выше других дружинников. Некоторые из них имели свои собственные дружины. Занимая киевский стол, новый князь обычно соединял собственную дружину с дружиной своего предшественника.

Для сбора дани с подвластного населения  киевские князья предпринимали специальные  походы — полюдье. Долгое время дань была ненормированной, и ее размер обусловливался или аппетитом князя и его  дружинников, или возможностью использования  дани в качестве средства давления на непокорных подданных. Установление даннических отношений означало вхождение той или иной территории в состав Древнерусского государства, а само полюдье являлось способом управления страной при отсутствии развитого государственного аппарата, так как князья на месте улаживали конфликты, творили суд, разрешали пограничные споры и др.

Постепенно из дружинников и  лично зависимых от князя людей  формировалась княжеская администрация, важнейшая роль в которой принадлежала представителям князя на местах: посадникам (наместникам) - в городах и волостелям - в сельской местности. Жалованье за службу они не получали и содержались за счет сборов с населения - так называемого корма. Такая система называлась кормлениями, а должностные лица -кормленщиками.

Княжеским хозяйством управлял дворский. Ему помогали тиуны, назначавшиеся из дворовых слуг князя. Они присутствовали также на суде князя или посадника и даже нередко замещали их в суде. Учет собираемой дани осуществляли данщики, торговую пошлину - «мыть» - взимали мытники, денежный штраф за убийство - «виру» - вирники, пошлину за продажу лошадей - «пятно» - пятенщики.

Несмотря на некоторый рост княжеской  администрации, государственный аппарат Древнерусского государства оставался примитивным. Государственные и дворцовые функции еще не обособились друг от друга и выполнялись одними и теми же лицами.

Развитие феодальных отношений  способствовало усилению позиций местных  феодалов - князей и бояр. В их статусе - крупных вотчинников - соединились  право на землю и право на власть. Будучи вассалами великого князя, они  обязаны были ему служить. В то же время они являлись полными  господами в своих вотчинах, обладали правом иммунитета, т.е. осуществляли в своих владениях некоторые государственные функции, могли иметь собственных вассалов.

Таким образом, окончательно складывается так называемая дворцово-вотчинная  система управления, при которой  выделяются два центра управления - княжеский дворец и боярская вотчина, власть разделяется между крупными земельными собственниками - князем и боярами, а выполнение важнейших государственных функций поручается их представителям, являвшимся одновременно и должностными лицами и управляющими вотчинным хозяйством. Государственный аппарат фактически совпадал с аппаратом управления княжеской и боярской вотчиной.

Судебных органов как особых учреждений в Древнерусском государстве  не было. Правосудие осуществлялось князем или его представителями на основе обычного права и норм Русской Правды. По мере становления вотчинного землевладения и оформления боярского иммунитета росло значение боярского суда над зависимыми крестьянами. Превращение христианства в государственную религию привело к появлению церковной юрисдикции, распространявшейся на духовенство.

Образование Древнерусского государства  не повлекло за собой немедленной  ликвидации племенных княжений. Местные  князья находились в вассальной зависимости от великого князя, сводившейся к уплате дани и участию в военных предприятиях Киева.

По мере разрастания великокняжеской  семьи киевские князья практиковали выделение отдельных земель - уделов - в княжение своим сыновьям. Они  постепенно заменяли князей из местных династий. На некоторое время это упрочило великокняжескую власть.

Важную роль в Древнерусском  государстве продолжало играть вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан. Решающее слово на вечевых собраниях принадлежало городской знати. На вече выносились важнейшие вопросы жизни городской общины. Особенно значительна была роль вече в организации обороны города: оно формировало народное ополчение и выбирало его предводителей - тысяцкого, сотских, десятских. Иногда вече избирало князей, заключало с ними договор (ряд). Из 50 князей, занимавших киевский стол в X - начале XIII в., 14 были приглашены вечем. Атрибутами вече являлись вечевой колокол и специальная трибуна, возвышавшаяся над площадью, - степень. Решения на вече принималось большинством голосов. В большом городе могло быть несколько вечевых собраний. Многие историки рассматривали вече как орган народовластия.

Основную массу населения в  Древнерусском государстве составляли крестьяне-общинники. Крестьянская община представляла собой конгломерат мелких поселений. На севере она именовалась миром, на юге - вервью. К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла соседская, или территориальная, община. Общинников объединяло теперь не столько родство, сколько общность территории и хозяйственной жизни. Все владения общины делились на личные и общественные. Дом, приусадебная земля, скот, хозяйственный инвентарь составляли личную собственность каждой семьи. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы и т. д. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между общинниками, проводившемуся раз в несколько лет. Община занималась перераспределением земельных наделов, раскладывала подати между дворами, разрешала споры между общинниками, разыскивала преступников. В рамках общины действовал институт круговой поруки. Общинное самоуправление возглавлялось выборным старостой. Государство было заинтересовано в сохранении общинных порядков, так как с их помощью было легче осуществлять сбор податей и обеспечивать лояльность населения княжеской власти.

Развитие феодальных отношений  и рост крупного землевладения имели  своим результатом постепенное подчинение общин государству или отдельным феодалам-вотчинникам. Наряду с выборными старостами появляются назначаемые князьями и боярами приказчики и иные должностные лица. Со временем и старосты также стали назначаться феодалами-вотчинниками.

 

Заключение

Киевская Русь была могучим государством средневековой Европы, которая играла большую роль, как в истории  восточнославянских народов, так и  в мировой истории. Образование  большого и сильного Древнерусского государства содействовало общественно-экономическому, политическому и культурному развитию восточных славян, значительно усиливало их в борьбе с внешними врагами.

Экономическое и военное могущество, активные выступления на международной арене выдвинули ее в число ведущих стран средневекового мира. Успешно отбивая нападения степных кочевников, Русь сыграла роль щита, который прикрыл западноевропейскую цивилизацию с востока. Древняя Русь имела большой авторитет и влияние на международной арене и ее вмешательство в тот или другой конфликт бывало достаточно, чтобы сдержать его.

Киевская Русь имела высокий  уровень экономического развития. Высокопродуктивными были земледелие и скотоводство, ремесла и промыслы, а энергичные и богатые русские купцы были известны чуть ли не во всем тогдашнем мире. Русские люди создали много духовную и материальную культуру.

Традиции Киевской Руси оказались  настолько живучими и крепкими, что  дошли до наших дней, добыв новую  жизнь в материальной и духовной культуре украинцев, россиян и белорусов.

 

Список литературы.

1. Амелина В.В., Юрова В.Н. История государственного управления в России.

          2. История России / под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева.

          3. История Украины. Учебное пособие для студентов неисторических специ   альностей.

           4. История государственного управления в России / под общ. ред. Р.Г. Пихои.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Киевская Русь: политический и социально-экономический строй