Киевская Русь: политический и социально-экономический строй

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 11:45, реферат

Описание работы

Свыше одиннадцать веков тому назад восточные славяне создали свое первое государство. Летописи и другие достопримечательности древнерусской литературы называют ее Русью, или русскою землей, ученые-историки – Киевской, или Давней Русью. Она принадлежала к наибольшим, самым культурным, самым развитым экономически и политически державам средневековья.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Предпосылки образования восточнославянского государства.........4-5
Особенности социального строя Киевской Руси. . . . . . . . . . . . . . . . 6-9
Политический строй Киевской Руси. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10-13
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13-14
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 36.62 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Предпосылки образования  восточнославянского государства.........4-5

Особенности социального  строя  Киевской Руси. . . . . . . . . . . . . . . . 6-9

Политический строй Киевской Руси. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10-13

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13-14

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Свыше одиннадцать веков  тому назад восточные славяне создали свое первое государство. Летописи и другие достопримечательности древнерусской литературы называют ее Русью, или русскою землей, ученые-историки – Киевской, или Давней Русью. Она принадлежала к наибольшим, самым культурным, самым развитым экономически и политически держал средневековье. На огромной территории от Черного к Белому морей, от Карпатских гор к Волге жилы русичи. Они выращивали хлеб и разводили скот, имели развитые ремесла и промыслы, а русские купцы были известны на торгах Багдада и Константинополя, Кракова и Конуры Большого Булгара и Итилью. Могучей, высокоразвитой и целостной была материальная и духовная культура Киевской Руси. Ее народ возводил величественные каменные храмы и нарядное деревянное жилье, создавал могучие фортификационные сооружения своих больших и малых городов, строил на тысяче верст защитные валы против кочевников. На весь мир славились изделия древнерусских мастеров. В Киеве, а дальше в Новгороде и других городах Руси складывались летописи, в которых описывалось славное прошлое, а так же анализировалась современная жизнь. Древнерусский народ творил свою устную историю в виде переводов и легенд, песен жен и былин, других фольклорных достопримечательностей. Киевская Русь много весила в политической жизни Европы и Ближнего Востока. С ней вынуждены были считаться византийские императоры и хазарские хапаны. На протяжении пол тысячелетие Древнерусское государство заслоняло собой европейский мир и Византию от кочевников. Киевская Русь сделала огромный взнос к мировой истории ИХ-ХИИИ ст., поэтому интерес к ней не стихает среди ученых современного мира. Источниками воссоздания истории Киевской Руси являются письменные и вещевые (археологические) достопримечательности. Главными письменными источниками являются летописи: “Повесть временных лет”, Киевский, Галицко-волынский, Новгородские, Суздальский, Московский, Никонивский и др. Немало ценного добавляют и другие письменные достопримечательности – кодексы и записи норм права, княжеские земельные грамоты, и тому подобное.

Предпосылки образования  восточнославянского государства

Восточные славяне, начиная  с VI-VII ст. расселились на огромной территории Восточной Европы, образовывая союзы  племен. “Повесть временных лет”  сложена, пять веков тому, рисует грандиозное  полотно этого расселения: “Славяне пришли и сели по Днепру и назвались  полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели промежду Припятью и Двиною и назвались дреговичами, вторые сели по Двины и назвались полочанами, - за рекой, что впадает в Двины и имеет название Полота. Те же славяне, которые сели у озера Ильмень, прозвались именем – словенами. А другие сели по десне, и по Сэму, и по Сулеи назвались северянами”. Этот процесс расселение в целом завершился в VIII-IX ст.

Первым этапом образования  государства у восточных славян было образование на протяжении VII – первой половины ІХ ст. перед государственных образований – полянского княжества Кия, Дулибо - Волынского союза и др. Восточнославянские союзы племен представляли собой выразительные этнокультурные общности, которые имели определенные локальные особенности. Впоследствии, порождение родоплеменного строя – большие и малые союзы племен в ходу развития восточнославянского общества постепенно переросли в образование более высокого социально-политического уровня – племенные княжества.

Коренной причиной образования  государства у восточных славян, как и у всех других народов, было возникновение социально неоднородного  общества, то есть общества с частной  собственностью, имущественным неравенством, социальным расслоением. Усиление движения населения (в ходе торговых связей, войн, перемещения сельского населения в города), нарастания социальной напряженности переросли регулирующие функции  рода и требовали принципиально нового регулятора – публичной власти с мощным аппаратом принуждения, подкрепленным идеологической системой. Восточные славяне находились на том уровне социально экономического развития, которое создает внутренние предпосылки для возникновения государства. Главными их занятиями были пахотное земледелие, ремесла, торговля. Существенно усовершенствовались основные сельскохозяйственные и переработочные орудия труда. Усовершенствование орудий труда повышало производительность труда и урожайность зерновых культур. Быстро развивалась металлургия и другие ремесла. Образовались города, отдельные из которых превратились в политические центры племенных союзов.

Особенностью и дополнительным стимулом генезиса государственности  у восточных славян была заострена  потребность в организации защиты от внешней угрозы – в первую очередь из стороны хазар, объединенных в мощный каганат, а также варягов, Византии, Польши.

Формирование государственного аппарата стимулировала также перспектива  получения больших прибылей от больших  торговых путей в случае налаживания  их содержания и охраны. Особенно это  касалось пути “Из  варяг в греки”.

Главными признаками существования  государственности в раннесредневековому обществе современные историки считают наличие власти, отчужденной от народа, размещения населения по территориальному принципу и стягивания дани для содержания власти. Можно прибавить к этому как обязательный признак унаследования власти князем. В условиях Киевской Руси Х ст. конкретными формами государственности были: княжение земель (подчинение власти государственного центра территорий племенных княжеств) и распространения на те земли систем сбора дани, управления и судопроизводства. Первыми киевскими князьями, существование которых зафиксировано летописцами, были Аскольд и Дыр. Полянские княжество Кия, Аскольда и Дыра стало этнокультурным, политическим и социальным средоточием, вокруг которого в конце ІХ ст. начало расти русское государство. Возможно, летописец Нестор имел основания, делая под 860-м годом запись о походе Аскольда и Дыра на Константинополь, отметить, что с того времени “началась называться Русская земля”.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРОЯ  ДРЕВНЕЙ РУСИ

Традиционно историю Древнерусского государства отечественные историкиделят на три периода.

I период (IX - середина X в.): формирование государства, правление первых киевских князей (Олега, Игоря, Святослава).

II период (вторая половина X — первая половина XI в.): эпоха расцвета Киевской Руси, ее наивысшего могущества, правление Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого.

III период (вторая половина XI — начало XII в.): время территориально-политической раздробленности.

Геополитическое пространство, в котором  располагалась Киевская Русь, находилось на стыке разных миров: кочевого и оседлого, христианского и мусульманского, языческого и иудейского. Население Древней Руси испытывало мощное влияние разнонаправленных цивилизационных факторов. Естественно, это сказывалось на истории государства с самого начала его формирования.

Важнейшая черта создававшегося государства  — завоевание славянских племен и подчинение их киевскому политическому центру. При Олеге дань Киеву стали платить древляне, северяне, радимичи. После его смерти процесс присоединения земель к Киеву продолжался: в княжение Игоря (912—945) и Ольги (945—957) были присоединены земли уличей, тиверцев и, окончательно, древлян, отказавшихся при Игоре платить двойную дань. Жена Игоря, Ольга, упорядочила сбор дани, установив "уроки" — размер дани и "погосты" — места сбора дани. Игорь и Ольга, вероятно, укрепили дворы княжеских управителей, превратившиеся затем в опорные центры княжеской власти.

Становление государства продолжалось при Святославе (964— 972). Исследователи расходятся в оценках его личности: одни считают его талантливым полководцем и видным государственным деятелем, другие — разбойником варяжских кровей, видевшим цель жизни в военных походах. Но, так или иначе, Святослав стремился расширить владения Руси и наладить торговые связи с другими странами. Он нанес поражение Волжской Булгарии, разгромил Хазарский каганат, совершил успешные походы на Северный Кавказ, Азовское побережье, овладев Тмутараканью на Тамани, отразил натиск печенегов, заключил с Византией договор о ненападении. В 972 г. он попал в засаду к печенегам и был убит. По сохранившейся доныне легенде, печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, чтобы пить из нее на пирах в надежде, что к нему перейдет слава князя. Осталась в истории и знаменитая фраза Святослава, которой он предупреждал противников: "Иду на вы".

При Владимире (980—1015) все земли  восточных славян объединились в  составе Киевской Руси, а сам князь, окончательно подчинив каганат, принял титул "каган", т.е. царь. Создалось единое русское государство, выступившее субъектом огромного евразийского региона, в котором находились такие мощные государства, как Византия и Арабский халифат.

Владимир переносит центр тяжести  в своей деятельности с организации  дальних грабительских походов на упрочение власти Киева над восточнославянскими племенами. Переход к оседлой жизни в столице был серьезным шагом в направлении феодализации государства. Королевские монархи того времени в основном управляли своими странами из столиц. Владимир же, хотя и совершал военные походы, никогда не оставался на завоеванных землях, а возвращался в Киев. Его походы диктовались нуждами государства. Строительство оборонительных сооружений по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне также говорило о том, что он намерен постоянно жить в столице и защищать ее от кочевников. Спокойная обстановка в столице была залогом успешных государственных реформ.

Киевскую Русь большинство историков  рассматривают как раннефеодальное  государство. Во главе его стоял  наследственный князь, державший "стод" в Киеве. Ему подчинялись князья подвластных земель. Княжеские сыновья  и старшие дружинники получали в управление крупнейшие центры, ставшие столицами уделов, на которые была разделена Русь. Удельные князья продолжали оставаться вассалами великого киевского князя. Первоначально насчитывалось шесть уделов, затем число их выросло, но все удельные князья были из рода Рюриковичей. Принцип наследования в те времена был таков: престол передавался от брата к брату, от дяди к племяннику (но он часто нарушался отцом, передававшим престол сыну или другим родственникам). В целом такой принцип наследования не способствовал укреплению политической устойчивости государства.

Киевский князь выполнял функции  законодателя, военного предводителя, верховного судьи, сборщика налогов. По всем вопросам он поначалу советовался  с дружиной. В его руках дружина  была средством принуждения, управления, сбора дани, защиты собственных интересов  и населения страны от врагов. Можно  говорить о государственно-образующей деятельности дружины в эпоху становления восточнославянской государственности. Вплоть до конца X в. князь зависел от дружины, считался с нею. Однако Владимир уже в начале своего правления перестал пополнять дружину скандинавами. По словам Р.Г. Скрынникова, он "разорвал пуповину, прочно связывавшую Киевское княжество со Скандинавией". На эпохе Владимира дружинная форма государственности заканчивается. Князья племенных княжений, великие бояре, видимо, составляли верхушку дружины, которая постепенно превратилась в военно-административный спой общества, а позднее — в класс феодалов. Что же касается норманнов, то их полная ассимиляция местным славянским населением завершилась к началу XI в.

Экономической основой социального  строя Древней Руси было феодальное землевладение. Но земля на Руси не представляла собой ценность, воплощенную  в стоимостном выражении, она  не была предметом купли-продажи, а  выступала как вотчина - общая, коллективная собственность рода. Феодальная вотчина ("отчина") передавалась по наследству от отца к сыну. Владел вотчиной князь  или боярин. Главной функцией князя  было "держать отчину". Бояре  являлись вассалами князя, обязанными служить в его войске. Они же, как хозяева своей территории, имели в подчинении менее знатных  вассалов. Такие же отношения были характерны для Западной Европы, что свидетельствовало о близости тенденций развития Руси и Запада. Бояре формировались из родовой и племенной знати или верхушки княжеской дружины. Жесткое обособление феодальной элиты на Руси отсутствовало, сохранялся патриархальный быт, институт частной собственности был не развит.

И.Я. Фроянов полагает, что феодализация древнерусского общества осуществлялась па путях формирования вотчинного хозяйства и работающего в нем феодально - зависимого населения. Заметный рост вотчинных владений происходит на протяжении XI—ХП вв. Но господствующее положение в экономике Руси ХР-ХШ вв. занимало общинное землевладение. Древнерусская знать свои представления о богатстве связывала преимущественно с драгоценностями и деньгами, а не с землей.

Сначала население вотчины состояло из рабов и полусвободных категорий  зависимого населения. И только со второй половины XI в. в вотчине появляются феодальные элементы. Современная концепция генезиса феодализма в России основана на идеях академика Л.В. Черепнина, утверждавшего, что феодализм на Руси первоначально устанавливался в форме верховной государственной собственности на землю, персонифицированной в лице князя. Эксплуатация крестьян велась с помощью централизованной феодальной ренты (сначала отработочной, затем натурально-оброчной), а частное феодальное землевладение стало развиваться только в XII в.

Информация о работе Киевская Русь: политический и социально-экономический строй