Киевская Русь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 15:50, реферат

Описание работы

Древнерусское государство оставило огромный след в развитии нашего народа. Это подтверждает немалое количество былин, посвященных именно этому периоду истории. И это не может быть случайностью. Народ, переживший на протяжении своей истории много тяжелых и радостных событий, прекрасно их запомнил, оценил и передал на память следующим поколениям.

Содержание

Введение 3
1. Образование древнерусского государства 5
2. Первые князья Киевской Руси, их внутренняя и внешняя политика 7
3. Принятие –христианства- важная веха в истории Руси 12
4. Общественный и государственный строй Киевского государства 14
Заключение 18
Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

Киевская Русь.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

     Древнерусское государство оставило огромный след в развитии нашего народа. Это подтверждает немалое количество былин, посвященных именно этому периоду истории. И это не может быть случайностью. Народ, переживший на протяжении своей истории много тяжелых и радостных событий, прекрасно их запомнил, оценил и передал на память следующим поколениям.

     Киевская  Русь 9-12 веков - это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов - русских, украинцев и белорусов, - а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах народов и государств Запада, Востока и отдаленного Севера.

     От  сравнительно небольшого союза славянских племен Среднего Поднепровья Русь выросла до огромной державы, объединившей как все восточнославянские племена, так и ряд литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы. Древнерусское государство было обороноспособным и грозным для своих соседей. Оно было самым крупным государством из всех славянских и неславянских современных ему государств.

     Киевские  князья на протяжении IX—X веков проводили  активную политику по насильственному  присоединению восточных славян, что позволило превратить Киевскую Русь в одно из самых могущественных государств средневековой Европы. Объединив под свою власть огромную территорию со славянскими и угро-финскими племенами, киевские князья удерживали их в своем подчинении при помощи военной силы, стараясь при этом организовать и хозяйственное управление на этих землях.

     Принятие  христианства имело большое значение для Руси не только в идеологическом аспекте. Этот шаг способствовал  дальнейшему укреплению государственности, а также повысил международный  авторитет Киевской Руси, поскольку  поставил ее в ряд с цивилизованными европейскими державами.

     Цель  работы – охарактеризовать Киевскую Русь 9-12 вв.

     Задачи:

     1. рассмотреть образование древнерусского государства,

     2. охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику первых князей Киевской Руси,

     3. охарактеризовать важную веху в истории Киевской Руси - принятие христианства,

     4. рассмотреть общественный и государственный строй Киевского государства

 

1. Образование  древнерусского государства

     В конце VIII—начале IX вв. на восточнославянской территории сложились условия для формирования раннефеодального государства.

     Предгосударственными  формами общественной организации  на восточно-славянской территории, близкими к приданию княжеской власти постоянного  и государственного характера, стали  группы славянских племен, объединенных в крупнейшие политические союзы: на юге — Куявия (с центром в Киеве), на севере — Славия (с центром в Новгороде), на юго-востоке — Артания (предположительно в районе Рязани).

     Один  из первых русских историков монах-летописец  Киево-Печерского монастыря Нестор в «Повести временных лет» рассказывает, что племенная знать враждовавших между собой северных славян для справедливого решения спорных вопросов и сохранения порядка пригласила со стороны в качестве арбитра варяжского князя Рюрика (862) со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да пойдете княжит и володете нами1». И хотя межплеменные споры и противоречия были порою столь остры, что угрожали самому существованию славянских союзов, с князем был заключен договор, в дальнейшем определивший взаимоотношения Новгорода с властью. Так, за местной знатью оставалось право приглашения князя, сбора государственных доходов и пр. Рюрика за определенное жалование пригласили исполнять обязанности судьи, определили ему территорию для проживания, оговорили в договоре условия, ограничивавшие свободу действий его дружины и пр.

     Князь Олег, опекун малолетнего сына умершего Рюрика — Игоря, возглавил поход на юг и объединил в 882 г. два основных центра восточных славян — Новгородскую и Киевскую земли, а также обширные территории, лежавшие вдоль торгового пути «из варяг в греки» (от Балтийского, или Варяжского, моря к Черному, или Русскому). Сформировалось Древнерусское государство — Киевская Русь. В дальнейшем княжеский род Рюриковичей взял на себя роль не только судьи при разрешении возникающих спорных проблем, но и выполнял функции защиты населяющих этот регион славянских и других народностей от постоянных набегов враждебных племен. Поэтому приглашенные военные предводители, не обремененные грузом местных родовых традиций, стали предпочтительными кандидатурами. Держава Рюрика вышла за рамки племенного союза. Она объединилась не столько силой оружия, сколько общими интересами славян, финских племен и пришлых воинов.

     Интересна история происхождения термина «рос» или «рус». Как повествует ряд древних источников, уже в VI в. н.э. в среднем Поднепровье одно из славянских племен называлось «рос» или «рус», давшее имя всему крупнейшему племенному союзу. В IX—X вв. словом «Русь» обозначились варяжско-славянские воины, появившиеся у стен византийских городов, а также территория, откуда они осуществляли свои походы. К середине X в. появляется термин «Русская земля»владения киевских князей. При этом в княжеском окружении или среде горожан не было резкого различия между варягами и славянами. Общее имя «русы», «русичи» было вполне уместным.

     Территориальный рост государства продолжался и  в дальнейшем. В середине XI в. Киевская Русь стала могучим и одним из крупнейших государств в Европе. К этому времени в ее состав вошли все восточно-славянские земли от Чудского, Ладожского и Онежского озер — на севере (новгородские и ильменские славяне) до верховья Волги — на востоке (вятичи, меря, мурома и др.), от середины Днепра на юге (Чернигово-Северская, Киевская, Галицкая, Волынская земли северян, полян, древлян, полыням, тиверцев) до Чудского озера на западе (включая земли дреговичей, полочан, кривичей, радимичей).

 

2. Первые  князья Киевской  Руси, их внутренняя и внешняя политика

     В IX—XII вв. Древнерусское государство — Киевская Русь одно из крупнейших в  Средневековой Европе. Летописи и другие источники донесли до нас сведения о первых правителях Руси, повествующие об их деяниях и вкладе в отечественную историю.

     За  время пятнадцатилетнего правления  Рюрика к Руси присоединились некоторые финские племена, меря, весь и мурома, которые приняли обычаи славян, их язык и веру. Правление Русью и своего малолетнего сына Игоря умирающий Рюрик вручил Олегу, князю и своему родственнику.

     И хотя летопись мало доносит сведений о делах Рюрика, его считают основателем династии Рюриковичей, правившей в России с IX по конец XV вв.

     Главным делом своего правления князь Олег (? — 912) делал захват всех днепровских земель и надзор над водным путем в богатую Грецию. В 882 г. он выступил в поход, взяв с собой малолетнего Игоря. Назвавшись купцом, он хитростью выманил на берег Днепра Аскольда и Дира, представил им истинного наследника — Игоря и уничтожил самозванцев. Объединив Новгородскую, Киевскую, Смоленскую земли и всю территорию, прилегающую к торговому пути «из варяг в греки», он образовал Киевскую Русьраннефеодальное Древнерусское государство. Выгодное географическое положение Киева, мягкий климат, живописные окрестности покорили Олега. По утверждению летописца, он произнес: «да будет Киев матерью городов русских», сделал его столицей Руси, а себя провозгласил великим князем.

     Дальнейшее  правление Олега было наполнено  многочисленными походами и завоеваниями: побеждены и обложены данью древляне, северяне, радимичи и др. Повсюду князь строил города и крепости, оставляя в них своих наместников.

     В 907 г. за славой и добычей он отправился на Царьград (Константинополь) на двух тысячах ладьях, в каждой их которых  было по 40 воинов. Конница продвигалась по берегу. Летописец Нестор беспристрастно рассказывает о бесчеловечности и жестокости олеговой рати при взятии Константинополя. Побежденные жители вручили Олегу значительную дань — по 12 гривен (фунтов) серебра на каждого воина. По преданию, в знак своей победы Олег повесил свой щит на воротах Царьграда. По итогам сражения был заключен мирный договор, причем с соблюдением священного обряда: император клялся Евангелием, а Олег с воинами — оружием и богами славянского народа Перуном и Белесом. Воинственность и предприимчивость,   смекалка и  удачливость  в  многочисленных битвах и походах   вместе   со   своей удалой  дружиной  утвердили за Олегом прозвище «Вещий» и породили немало легенд.

     Воспитанный  своим властолюбивым      опекуном, правление которого растянулось более чем на три десятилетия, князь Игорь (? — 945) первым из русских князей встретился с необходимостью защиты русских границ от кочевников-печенегов, превосходных наездников и стрелков. Неоднократно он отражал их набеги на Русские земли, предотвращая грабежи и пленение русичей. Собрав огромную рать, он в 941 г. направился в Византию. Однако предупрежденные болгарами, греки выступили навстречу. Метание огня в русские ладьи посеяло панику и ужас в игоревом войске. Многие русичи погибли или были взяты в плен. Следующий поход в 944 г. завершился победой, подписанием выгодного договора и получением от греческого императора богатых даров. Удача похода несколько расслабила князя. Даже сбор дани с подвластных территорий (полюдье) он стал поручать воеводе, порою превышавшему свои полномочия, обогащая себя и свою дружину. Недовольная дружина Игоря заставила князя второй раз, вопреки обычаю, вернуться за дополнительной данью к древлянам. На что, как повествует летопись, древляне заявили: «Повадится волк к овцам, перетаскает все стадо, если не убьют его. Так теперь и с нами, если не убьем Игоря, то он нас всех погубит». И древляне, как утверждает предание, убили княжеских воинов, а самого князя привязали к верхушкам наклоненных деревьев, отпустили стволы и разорвали его пополам. Традиционно Игоря считают родоначальником династии Рюриковичей.

       В результате трагической смерти  мужа в 945 г. правительницей Руси при малолетнем сыне Святославе стала княгиня Ольга (? — 969). По преданию, она была правнучкой старшины Гостомысла, который призвал на Русь в 862 г. Рюрика. Княгиня Ольга сумела в столь неспокойное время сохранить целостность и независимость государства. Княгиня довольно долго и жестоко мстила древлянам за убийство Игоря. Окрыленные своим «подвигом», согласно преданию, древляне решили овладеть Киевом и женить своего князя на Ольге. Двадцать древлянских послов прибыли на ладье. Княгиня их встретила приветливо и приказала своим людям на руках донести ладью до своего терема, где заранее был вырыт глубокий ров. Послов опустили в эту яму и засыпали землей. Следующую группу прибывших послов по славянскому обычаю пригласили в хорошо растопленную баню и там сожгли. Ольга сообщила древлянам, что намерена посетить могилу мужа. Во время тризны все пять тысяч древлян, приглашенных на могилу Игоря, были зарублены дружинниками княгини. Через год войско Ольги окружило столицу древлян Искоростень. Как гласит предание, осажденным было предложено выплатить незначительную дань: по три голубя и воробья с каждого дома. К хвостам птиц дружинники княгини привязали горящий трут с серой и отпустили птиц. Вернувшиеся к своим жилищам птицы подожгли весь город. Выбегавшие из пламени горожане гибли от стрел своих врагов.

     Почти два десятилетия правила княгиня  Ольга, отличавшаяся редким умом и способностями. Она стремилась обеспечить внутренний порядок в государстве. Ею фактически упразднена система сбора дани «полюдье» и заменена централизованным сбором фиксируемой дани — уроком, установив время и место (погосты) ее сбора. В годы ее правления состоялся обмен посольствами с германским императором Отгоном I.

     Уже на склоне лет, разуверившись в верности идолопоклонства, она решила стать христианкой. С этой целью Ольга отправилась в Константинополь (ок. 957), чтобы принять христианство от греческого патриарха. Крестным отцом стал сам император Константин Багрянородный. В крещении она получила имя Елены в честь матери Константина Великого. Событие завершил торжественный прием во дворце императора, где греки одарили русское посольство червонцами, а княгиня вручила императорской семье много драгоценных мехов. Мудрая Ольга сумела избежать нежелательного брака с византийским императором, напомнив, что христианский обычай не позволяет венчаться крестному и его крестнице. Княгиня Ольга была канонизирована Русской Православной Церковью.

Информация о работе Киевская Русь