Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 15:50, реферат
Древнерусское государство оставило огромный след в развитии нашего народа. Это подтверждает немалое количество былин, посвященных именно этому периоду истории. И это не может быть случайностью. Народ, переживший на протяжении своей истории много тяжелых и радостных событий, прекрасно их запомнил, оценил и передал на память следующим поколениям.
Введение 3
1. Образование древнерусского государства 5
2. Первые князья Киевской Руси, их внутренняя и внешняя политика 7
3. Принятие –христианства- важная веха в истории Руси 12
4. Общественный и государственный строй Киевского государства 14
Заключение 18
Список литературы 19
Древнерусское государство оставило огромный след в развитии нашего народа. Это подтверждает немалое количество былин, посвященных именно этому периоду истории. И это не может быть случайностью. Народ, переживший на протяжении своей истории много тяжелых и радостных событий, прекрасно их запомнил, оценил и передал на память следующим поколениям.
Киевская Русь 9-12 веков - это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов - русских, украинцев и белорусов, - а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах народов и государств Запада, Востока и отдаленного Севера.
От сравнительно небольшого союза славянских племен Среднего Поднепровья Русь выросла до огромной державы, объединившей как все восточнославянские племена, так и ряд литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы. Древнерусское государство было обороноспособным и грозным для своих соседей. Оно было самым крупным государством из всех славянских и неславянских современных ему государств.
Киевские
князья на протяжении IX—X веков проводили
активную политику по насильственному
присоединению восточных
Принятие христианства имело большое значение для Руси не только в идеологическом аспекте. Этот шаг способствовал дальнейшему укреплению государственности, а также повысил международный авторитет Киевской Руси, поскольку поставил ее в ряд с цивилизованными европейскими державами.
Цель работы – охарактеризовать Киевскую Русь 9-12 вв.
Задачи:
1. рассмотреть образование древнерусского государства,
2. охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику первых князей Киевской Руси,
3. охарактеризовать важную веху в истории Киевской Руси - принятие христианства,
4. рассмотреть общественный и государственный строй Киевского государства
В конце VIII—начале IX вв. на восточнославянской территории сложились условия для формирования раннефеодального государства.
Предгосударственными формами общественной организации на восточно-славянской территории, близкими к приданию княжеской власти постоянного и государственного характера, стали группы славянских племен, объединенных в крупнейшие политические союзы: на юге — Куявия (с центром в Киеве), на севере — Славия (с центром в Новгороде), на юго-востоке — Артания (предположительно в районе Рязани).
Один
из первых русских историков монах-
Князь Олег, опекун малолетнего сына умершего Рюрика — Игоря, возглавил поход на юг и объединил в 882 г. два основных центра восточных славян — Новгородскую и Киевскую земли, а также обширные территории, лежавшие вдоль торгового пути «из варяг в греки» (от Балтийского, или Варяжского, моря к Черному, или Русскому). Сформировалось Древнерусское государство — Киевская Русь. В дальнейшем княжеский род Рюриковичей взял на себя роль не только судьи при разрешении возникающих спорных проблем, но и выполнял функции защиты населяющих этот регион славянских и других народностей от постоянных набегов враждебных племен. Поэтому приглашенные военные предводители, не обремененные грузом местных родовых традиций, стали предпочтительными кандидатурами. Держава Рюрика вышла за рамки племенного союза. Она объединилась не столько силой оружия, сколько общими интересами славян, финских племен и пришлых воинов.
Интересна история происхождения термина «рос» или «рус». Как повествует ряд древних источников, уже в VI в. н.э. в среднем Поднепровье одно из славянских племен называлось «рос» или «рус», давшее имя всему крупнейшему племенному союзу. В IX—X вв. словом «Русь» обозначились варяжско-славянские воины, появившиеся у стен византийских городов, а также территория, откуда они осуществляли свои походы. К середине X в. появляется термин «Русская земля» — владения киевских князей. При этом в княжеском окружении или среде горожан не было резкого различия между варягами и славянами. Общее имя «русы», «русичи» было вполне уместным.
Территориальный рост государства продолжался и в дальнейшем. В середине XI в. Киевская Русь стала могучим и одним из крупнейших государств в Европе. К этому времени в ее состав вошли все восточно-славянские земли от Чудского, Ладожского и Онежского озер — на севере (новгородские и ильменские славяне) до верховья Волги — на востоке (вятичи, меря, мурома и др.), от середины Днепра на юге (Чернигово-Северская, Киевская, Галицкая, Волынская земли северян, полян, древлян, полыням, тиверцев) до Чудского озера на западе (включая земли дреговичей, полочан, кривичей, радимичей).
В IX—XII вв. Древнерусское государство — Киевская Русь — одно из крупнейших в Средневековой Европе. Летописи и другие источники донесли до нас сведения о первых правителях Руси, повествующие об их деяниях и вкладе в отечественную историю.
За
время пятнадцатилетнего
И хотя летопись мало доносит сведений о делах Рюрика, его считают основателем династии Рюриковичей, правившей в России с IX по конец XV вв.
Главным делом своего правления князь Олег (? — 912) делал захват всех днепровских земель и надзор над водным путем в богатую Грецию. В 882 г. он выступил в поход, взяв с собой малолетнего Игоря. Назвавшись купцом, он хитростью выманил на берег Днепра Аскольда и Дира, представил им истинного наследника — Игоря и уничтожил самозванцев. Объединив Новгородскую, Киевскую, Смоленскую земли и всю территорию, прилегающую к торговому пути «из варяг в греки», он образовал Киевскую Русь — раннефеодальное Древнерусское государство. Выгодное географическое положение Киева, мягкий климат, живописные окрестности покорили Олега. По утверждению летописца, он произнес: «да будет Киев матерью городов русских», сделал его столицей Руси, а себя провозгласил великим князем.
Дальнейшее правление Олега было наполнено многочисленными походами и завоеваниями: побеждены и обложены данью древляне, северяне, радимичи и др. Повсюду князь строил города и крепости, оставляя в них своих наместников.
В 907 г. за славой и добычей он отправился на Царьград (Константинополь) на двух тысячах ладьях, в каждой их которых было по 40 воинов. Конница продвигалась по берегу. Летописец Нестор беспристрастно рассказывает о бесчеловечности и жестокости олеговой рати при взятии Константинополя. Побежденные жители вручили Олегу значительную дань — по 12 гривен (фунтов) серебра на каждого воина. По преданию, в знак своей победы Олег повесил свой щит на воротах Царьграда. По итогам сражения был заключен мирный договор, причем с соблюдением священного обряда: император клялся Евангелием, а Олег с воинами — оружием и богами славянского народа Перуном и Белесом. Воинственность и предприимчивость, смекалка и удачливость в многочисленных битвах и походах вместе со своей удалой дружиной утвердили за Олегом прозвище «Вещий» и породили немало легенд.
Воспитанный своим властолюбивым опекуном, правление которого растянулось более чем на три десятилетия, князь Игорь (? — 945) первым из русских князей встретился с необходимостью защиты русских границ от кочевников-печенегов, превосходных наездников и стрелков. Неоднократно он отражал их набеги на Русские земли, предотвращая грабежи и пленение русичей. Собрав огромную рать, он в 941 г. направился в Византию. Однако предупрежденные болгарами, греки выступили навстречу. Метание огня в русские ладьи посеяло панику и ужас в игоревом войске. Многие русичи погибли или были взяты в плен. Следующий поход в 944 г. завершился победой, подписанием выгодного договора и получением от греческого императора богатых даров. Удача похода несколько расслабила князя. Даже сбор дани с подвластных территорий (полюдье) он стал поручать воеводе, порою превышавшему свои полномочия, обогащая себя и свою дружину. Недовольная дружина Игоря заставила князя второй раз, вопреки обычаю, вернуться за дополнительной данью к древлянам. На что, как повествует летопись, древляне заявили: «Повадится волк к овцам, перетаскает все стадо, если не убьют его. Так теперь и с нами, если не убьем Игоря, то он нас всех погубит». И древляне, как утверждает предание, убили княжеских воинов, а самого князя привязали к верхушкам наклоненных деревьев, отпустили стволы и разорвали его пополам. Традиционно Игоря считают родоначальником династии Рюриковичей.
В результате трагической
Почти
два десятилетия правила
Уже на склоне лет, разуверившись в верности идолопоклонства, она решила стать христианкой. С этой целью Ольга отправилась в Константинополь (ок. 957), чтобы принять христианство от греческого патриарха. Крестным отцом стал сам император Константин Багрянородный. В крещении она получила имя Елены в честь матери Константина Великого. Событие завершил торжественный прием во дворце императора, где греки одарили русское посольство червонцами, а княгиня вручила императорской семье много драгоценных мехов. Мудрая Ольга сумела избежать нежелательного брака с византийским императором, напомнив, что христианский обычай не позволяет венчаться крестному и его крестнице. Княгиня Ольга была канонизирована Русской Православной Церковью.