Этнология

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 21:00, шпаргалка

Описание работы

Этнология — наука, изучающая процессы формирования и развития этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды

Работа содержит 1 файл

Этнология.docx

— 68.75 Кб (Скачать)

Другим важным признаком политической организации  был переход от добровольных форм перераспределения прибавочного продукта и приношений вождям к упорядоченному налогообложению. С образованием государства законодательно закрепляется регулируемая властью жестко фиксируемая система налогообложения (с населения, мастерских, административных территорий и др.). Налоги стали экономической основой политической власти и направлялись на ее содержание.

В процессе становления  государства формировалось и  неотделимое от него право. В эпоху первобытности общество регулировало взаимоотношения человека с человеком и коллективов и коллективами на основе обычного права -  совокупности социальных норм отношений, сформированных на базе морали, этики и нравственности, этнических традиций. Со становлением государства, появлением публичной власти, классов и частной собственности необходимы другие формы регуляции обществом в целях сохранения его целостности, привилегий высших слоев и их собственности. Формируется государственное законодательство и появляются первые записанные законы, зачастую объединявшие новые и старые (первобытные) нормы регуляции.

Иногда как отдельный  признак государства выделяется государственная идеология. На раннем этапе становление ее фиксируется в появлении этногонических мифов имеющих целью обосновать божественное происхождение определенного народа и, соответственно, право его господства над другими, а также богоданность власти (обоснование наследственной власти монархов).

Таким образом, ни один признак  государственности не был самоочевидным  рубежом, разделявшим потестарную  и политическую организацию общества. Не было таким рубежом и обязательное сочетание всех признаков, так как в конкретной истории народов одни признаки могли появляться раньше, другие - позже.

Вывод о возникновении ранней государственности обычно делается на основе развитости и выраженности перечисленных признаков, а также присутствия не одного, а хотя бы двух из них.

 

Бигменство – ненаследственная форма власти, при которой богатейшие представители имели непререкаемый авторитет и влияние в обществе. Авторитет и влияние достигались как за счет личных качеств так и, обязательно, за счет узурпации права распоряжаться избыточным продуктом и возможностью использовать его в потлачах. В эпоху соседско-территориальной общины отмечена монополизация бигменства и тенденция к наследованию статуса бигмена.

 

Военная демократия – форма организации власти на стадии перехода от родового строя к государству. Термин используется также для обозначения заключительной стадии первобытного общества (эпоха соседско – территориальной общины). Данная форма организации власти имеет двойственный характер: с одной стороны сохранялась демократия со свойственными ей институтами управления – народным собранием, советом старейшин, выборным племенным вождем; с другой стороны происходило ограничение их функций – народное собрание было собранием только воинов, военный вождь и его окружение постепенно узурпировали власть за счет других вождей.

     Военная иерархия – форма организации и институциализации власти на поздних стадиях перехода от первобытного общества к государству. Возникает на основе поступательного развития военной демократии. Характеризуется постепенным вытеснением из жизни общества элементом народовластия, сужением круга лиц, причастных к отправлению власти, переходом к олигархическому правлению группы военных предводителей, а затем и к единоличной власти одного из них. Опора ее – военная сила, представленная не народным ополчением, а дружиной, которая с развитием войн превращается в военно – грабительский институт, защищающий интересы предводителя и своих членов.

  Союз мужской – общественный институт, возникший на стадии перехода от материнского к отцовскому роду, как организация мужчин для борьбы за преобладающее положение в обществе. Создавались на основе мужских домов, имели возрастные разряды, обрядовые церемонии, тайные языки и т. д.

  В процессе разложения  первобытного общества мужские  союзы перерастают в тайные  союзы и становятся рычагами  классообразования и зародышевыми  органами государственной власти, защищавшими собственность и  престижное положение своих членов. В отличии от мужских союзов, доступ в тайные союзы зависел от уплаты взносов. Члены такого союза делились не по возрастному разряду, а по рангом, продвижение по которым также оплачивалось взносами. В тайном союзе допускалось членство представителей разных родов, что приводило к созданию межобщинного института власти.

Причини та передумови розкладу родового ладу

Непосредственной предпосылкой процесса разложения первобытного общества и классообразования был рост регулярного избыточного продукта. Только на его основе мог возникнуть отчуждаемый при эксплуатации человека человеком прибавочный продукт. Рост регулярного избыточного и появление прибавочного продукта были обусловлены подъемом в различных областях производства. Особенно большую роль здесь сыграли дальнейшее развитие производящего хозяйства, возникновение металлургии и других видов ремесленной деятельности и интенсификация обмена.

При анализе причин разложения родового строя можно  выделить две основные – развитие производящего типа хозяйства и  связанное с ним социально-экономическое  развитие общества.

1.Зарождение производящего хозяйства уже на стадии позднепервобытной общины сделало возможным его прогрессирующее развитие в эпоху классообразования. Сложились различные системы земледелия, комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства и скотоводства. В дальнейшем прослеживается его эволюция от ручного (палочно-мотыжного) земледелия к более прогрессивному - пашенному, предполагающему использование тягловых животных.

Развитие земледелия позволяло  использовать часть выращенного  продукта для прокорма скота и  тем самым способствовало развитию скотоводства. Особенно это относится  к пашенному земледелию, требовавшему тягловой силы и прямо стимулировавшему разведение пригодных для тягла  животных.

2.Катализатором в прогрессивном развитии хозяйства стало открытие металлов (сначала меди, потом бронзы и, наконец, железа).Изготовление орудий из металла более совершенных, чем каменные, в дальнейшем определило прогресс в развитии техники.

3.Разложения родового строя связано также со 2 общественным разделением труда – отделением ремесла от сельского хозяйства, усилившимся с открытием и обработкой металлов. Появление ремесла как отдельной сферы производства, не связанной с сельским хозяйством имело важнейшее значение для истории общества. Благодаря наличию квалифицированных ремесленников значительно возросла производительность труда. Это сказалось, с одной стороны, на увеличении избыточного продукта в целом, а с другой – благодаря увеличивающемуся разрыву между прожиточным минимумом и производительной способностью работника открыло новые формы эксплуатации. Все это вместе взятое  образовывало реальные экономические предпосылки для имущественной дифференциации, для разделения общества на богатых и бедных.

В результате 2 общественного  разделения труда развивается товарный обмен и производство товаров  на продажу, зарождается торговля. Появляется специфическая прослойка осуществлявшая торговые операции – купечество.

4.Зарождение торговли и появление купечества трактуется как 3 общественное разделение труда. Оно существенно отличается от первых двух. Ранее выделялись группы людей занятых непосредственно в производстве. Сейчас выделилась группа посредников между производителями и потребителями, получавшая за свои услуги огромную прибыль. Богатства купечества  складывались в результате эксплуатации как производителя, так и потребителя.

Для нужд торговли стали  использоваться эквиваленты стоимости  товаров – сначала слитки металлов определенного веса, а затем и  монета. Начали развиваться товарно-денежные отношения.

Развитие торговли углубляло  социальную дифференциацию, что вело к появлению ссуды, а вместе с  ней и к ростовщичеству, а впоследствии – резкому обнищанию и эксплуатации рядовых производителей-общинников.

Развитие ремесла и  товарно-денежных отношений способствовали появлению и росту городов. Именно города стали сосредоточием хозяйственной, административной, политической и культовой  жизни общества.

Наиболее древние государства  сформировались именно как города-государства.

 

 

 

Развитие хозяйства, специализация  отдельных групп населения на разных видах производства, появление  обмена и торговли обусловили возникновение  следующей причины разложения родового строя - социально-экономической

Зарождается частной собственности, чему способствовали рост производительности труда появление избыточного продукта, распределение полученной продукции по труду, что открывало возможность присвоения одним человеком излишков, произведенных другим человеком.

Начало частной собственности  было положено накоплением отдельными семьями излишков продукции в  виде богатств. Ими становились некоторые  пищевые продукты длительного хранения, ремесленные изделия, металлы, производственный инвентарь и оружие, а у скотоводов – скот. К наиболее ранним видам  частной собственности принадлежали и рабы. Излишки накапливались  как в натуральной форме, так  и в форме сокровищ – эквивалентов денег. Этнографические данные свидетельствуют, что накопление богатств происходило  прежде всего в семьях родо-племенных  вождей – именно они были хранителями  и распорядителями тех ценностей, которые принадлежали первоначально  всей общине. Как правило, эти богатства  использовались для общинных нужд и  для снабжения малоимущих. Поэтому  еще до того, как главари и вожди  стали присваивать себе богатства  общины, распоряжение этими богатствами  было важным дополнительным рычагом, с  помощью которого они усиливали  свое влияние и приумножали свои богатства.

Развитие частной собственности  тормозилось сохранением общинной собственности на землю. В то время  как движимость, в том числе  и орудия производства, уже стала  частной собственностью отдельных  семей, обрабатываемые земли и промысловые  территории оставались коллективной собственностью распадавшейся родовой или складывавшейся соседской общины. Более того, пока существовала коллективная собственность  на землю, частная собственность  имела второстепенный, подчиненный  характер и не могла получить преобладающего значения. Индивидуализация труда и  постепенное развитие частной собственности  с неизбежностью должны были привести к появлению частной собственности  на землю. Она зарождалось в еще  более ожесточенной борьбе, чем частная  собственность на движимое имущество (право первопоселения, духи предков, погребения). Пахотные земли и промысловые угодья еще долго продолжали оставаться собственностью общины, но отдельные семьи, пользовавшиеся общинными наделами, всячески стремились препятствовать переделам и постепенно закрепляли за собой право монопольного владения землей и передачи ее по наследству – владение землей, пока ее обрабатывают. У кочевников-скотоводов монопольное владение землей вождями практически приводило к ее закреплению за их семьями. Однако в окончательном виде частная собственность на землю складывается в классовом обществе.

Развитие частнособственнических отношений отразилось и на эволюции семейно-брачных отношений. Первой формой отдельной семьи была большая патриархальная семья. Члены ее сообща владели имуществом и имели равные права, при доминирующей роли патриарха. Однако частнособственнические тенденции проникли и в большую семью, разрушая свойственные ей коллективистские порядки. Ее глава стремился стать основным распорядителем семейного хозяйства и собственником семейного имущества, усилить свою власть. Это вызывало сопротивление других взрослых мужчин, стремившихся обособить свое имущество и образовать ее своими женами и детьми самостоятельные семьи. Начинается постепенный распад большой семьи и возникновение малой – моногамной.

В связи с ростом значения частной собственности терпят крах родственные узы, объединявшие ранее  рода и племена. Чувство родства  отступало на задний план перед интересами хозяйственными

Возникает новая форма общины – соседско-территориальная, где людей, проживающих на определенной территории, объединяли сугубо хозяйственные интересы.

Становление частной собственности привело к имущественной дифференциации в обществе, зарождениею эксплуатации и общественных классов

Фактором, который в значительной степени усилил и ускорил начавшееся имущественное расслоение, стало рабство. В первобытной общине, не располагавшей регулярным продуктом, рабство стало невозможно. Поэтому пленные мужчины обычно умерщвлялись, а женщины и дети усыновлялись и становились полноправными членами общины. Когда нужно было возместить потерю павших в бою, усыновляли и мужчин.

Появление регулярного прибавочного продукта сделало возможным использование  труда военнопленных, которых стали  теперь обращать в рабство. Существует мнение, что первоначально рабы становились собственностью общины (общинное или коллективное рабство – оболочка – фактически принадлежали вождям. Вначале рабы использовались в домашнем хозяйстве. Жили и питались вместе с хозяевами. В некоторых случаях они могли поселяться в отдельных домах и вести свое хозяйство, продолжая помогать своим владельцам. Обращение с ними мягкое, в большинстве случаев раб пользовался некоторыми имущественными и личными правами – женитьба на свободных, участие в общественной жизни, над ними не было постоянного присмотра. Рабство это не было вначале пожизненным, через несколько лет рабы могли стать полноправными членами племени.

Став пожизненным, рабство  не было наследственным: в зависимости  от степени развития рабовладения, дети, внуки и т.д. рабов становились  свободными. Эта примитивная форма  рабства, при которой рабы еще  не занимают особого места в производстве и выступают как бы в качестве домочадцев, младших членов семьи, получила название патриархального рабства.

Информация о работе Этнология