Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 21:00, шпаргалка
Этнология — наука, изучающая процессы формирования и развития этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды
Происходит смена религиозных воззрений. На смену тотемизму приходит культ предков – общеродовой, семейный и личный. Первый впоследствии перерастает в культ вождей, а затем становится основой для зарождения пантеона богов. Формируются культы плодородия, земледелия
В связи с увеличением роли мужского труда в хозяйстве, происходит постепенная замена материнского рода отцовским и становление патриархата.
И, наконец, переход к производящему
типу хозяйства характеризуется
коренным изменением социально-экономической
и политической структуры общества.
Становление земледелия и скотоводства
знаменуется формированием
Становление производящего
типа хозяйства в благоприятных
природно-климатических
межобщинное разделение труда
В позднеродовой общине, как и ранее, разделение труда имело прежде всего половозрастной характер. Однако с изменением качества ряда работ, с появлением новых видов деятельности, с ростом их трудоемкости организация труда и соотношение в нем различных половозрастных категорий постепенно изменялось.
В период позднеродовой общины большое значение приобретает и межобщинное разделение труда, которое выражается в развитии системы обмена. С оседлостью и ростом изоляции общин обмен наряду с хозяйственной ролью начал играть важную социальную роль, будучи эффективным механизмом установления и укрепления социальных связей внутри и между общинами.
Распределение и эволюция отношений собственности в эпоху позднеродовой общины
С появлением производящего
типа хозяйства начинает изменяться
и характер распределения продуктов
питания. В позднеродовых общинах
земледельческая продукция
Выделяются две формы распределения: 1/ коллективное – соблюдает древние традиционные нормы; 2/ трудовое распределение – возникает на основе зарождающегося производящего хозяйства.
Возникновение трудового
распределения, при котором отец
(как основной производитель и
добытчик) получал возможность
Социальная структура позднеродовой общины
В эпоху позднеродовой общины сохраняются традиционные формы организации человеческих коллективов – родовая община, фратрия, племя, семья.
В то же время в структуре родовой общины наблюдаются противоречивые процессы – раскола и объединения.
1/Процессы раскола: В
ряде случаев рост
2/ Наряду с расколом
в в позднеродовой общине
Организация власти в эпоху позднеродовой общины
Высшим органом власти в позднеродовой общине было собрание общинников. Собрание созывалось в особо сложных ситуациях – решение хозяйственных дел, военных вопросов, приеме в общину новых членов. Решение могло выноситься только с согласия всего собрания или его большинства.
И все же одного общественного
мнения и норм коллективной морали
оказывалось недостаточно для того,
чтобы управлять обществом. Нужны
были главари. С развитием социально-
Отсутствие принципа наследования
власти породило своеобразную форму
соперничества, на основе которой развилась
система лидерства. Чаще всего соперничество
происходило в форме престижно-
Однако власть лидера покоилась
не только на его личных качествах,
но и зависела от размеров группы, оказывавшей
ему поддержку. Иногда привлечение
сторонников осуществлялось с помощью
раздач пустующих земель, иногда с
помощью удачных браков. Повсюду
для повышения своего авторитета
и вербовки сторонников лидеры и
претенденты на эту должность
устраивали потлачевидные пиры. Имущественный
достаток на первых порах не играл
почти никакой роли в развитии
системы лидерства, однако, постепенно
богатство становилась все
На начальном этапе власть лидеров была невелика – не имели права командовать, приказывать, не обладали аппаратом физического принуждения.
С совершенствованием системы лидерства и развитием прав собственности и принципов ее наследования функции власть усложнились, а требования к ним возросли настолько, что одних только личных качеств стало недостаточно для обеспечения успешной борьбы за лидерство. У лидеров появились специальные знания и опыт, передача которых их преемникам, существенно помогала их преемникам утвердится у власти. Не меньшее значение получило и наследование различных материальных ценностей, богатства, ритуальных предметов. В ряде случаев лидеры назначали и даже готовили своих преемников, которых они специально обучали. Чаще всего они выбирали себе преемников из ближайших сородичей: при патрилинейности - братьев и сыновей, при матрилинейности – племянников. В некоторых обществах на лидерство мог претендовать любой общинник, прошедший за плату курс обучения у лидера (пиароа).
И все же решающим в утверждении человека на должность лидера было общественное мнение. Без общественного мнения никакие права наследования в ранееземледельческих общинах не помогали.
Политогенез – понятие, предложенное Л.Е.Куббелем и обозначающее генезис и развитие политической подсистемы общества, которая может трансформироваться в государство или его аналог. В результате политогенеза (и в особенности в результате формирования государства) в управлении обществом все бóльшую роль начинают играть административные, силовые и правовые методы.
Проблеме политогенеза посвящены работы Крадина Н.Н. Политическая антропология; Куббеля Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии; Циреля С. Пути к государственности и демократии: исторический анализ
В период соседско-территориальной общины усложнение всех сфер жизни требовало укрепления организационно-управленческой функции, т.е. функции власти. Традиционные родоплеменные органы власти, проникнутые духом первобытной демократии, были неприемлемы в условиях общественного и имущественного неравенства и зарождения частной собственности. Они должны были уступить место новым формам сперва потестарной, а затем и политической организации.
В советской исторической науке вплоть до 50-х гг. доминировало мнение, что универсальной формой предгосударственной власти, через которую прошли все народы земного шара, была военная демократия.
Данный термин был введен в научный оборот Л.Г.Морганом в труде «Древнее общество» для обозначения организации власти на стадии перехода от родового строя к государству. Он был принят Марксом и Энгельсом, а позднее в работах историков-марксистов стал использоваться для обозначения не только формы организации власти, но и эпохи, завершающей первобытную историю.
Однако уже с середины 50-х, после смерти Сталина, началась ревизия многих марксистско-ленинских положений, проникновение в отечественную историографию разработок зарубежных исследователей. Коснулись эти изменения и проблем предгосударственных форм власти. С 1950гг. и до начала ХХІ в. данный вопрос разрабатывался в трудах Косвена «О военной демократии», Васильева «Протогосударство-чифдом как политическая структура», Кочаковой «Города-государства йоруба» и других исследователей, Токарева «Родовой строй в Меланезии», Куббеля «Потестарная и политическая этнография»
В настоящее время для
периода соседско-
Необходимость упрочения власти требовала ее признания как власти наследственной. Факторами ее становления были:
экономический – возможность
присвоения общественного продукта
и использование его для
идеологический – право передачи власти по наследству, базирующееся на культе предков и культе вождей, а позднее возникновение идеи о богоданности власти;
силовой – формирование военных дружин, действовавшей в интересах своего предводителя.
В современной литературе (с 60-х гг.) наследственного лидера обозначают термином «вождь», а форму социально-экономическо организации власти эпохи разложения родового строя термином «Вождество».
Именно в «вождествах»
завершалось превращение
В зависимости от формы организации власти (тайные мужские союзы, военная демократия, военная иерархия, бигменство) в настоящее время выделены три основные пути классобразования и становления государства и государственной власти – аристократический, плутократический и военный.
аристократический путь основан
на сохранении родоплеменной верхушкой
своих экономических и
плутократический путь основан на выдвижении бигменов, пользовавшихся ненаследственной властью. Базируется на кабальничестве.
военный путь. С превращением войны в регулярный промысел наследственными лидерами становятся военные предводители, опиравшиеся на военную мощь дружины. Базируется на внешней эксплуатации и, в меньшей степени, внутренней.
Признаки политической
или государственной
Публичная власть, располагающая аппаратом принуждения. Отделена от народа. Подразделяется на трие ветви – законодательную и исполнительную.
Законодательная ветвь на раннем этапе государственности представлена наследственным правителем-монархом – царем, королем, фараоном и др.
Исполнительная ветвь представлена бюрократическим аппаратом чиновников (контроль за выполнением законов), армией (охрана границ),
Судебная власть - суд, тюрьмы, полиция (карательные органы и охрана внутреннего порядка),
Зачатки всех этих органов власти имелись и в вождествах, но только с их институциализацией вождества превращались в ранние государства.
Еще одним общим признаком государственного устройства было разделение населения не по родоплеменному, а по территориальному принципу. Возникали округа, волости и т. д., не совпадавшие с прежними родоплеменными единицами, Становление государства зачастую проходило с включением в его границы неродственных племен и народов. Для создания прочной централизованной власти и подрыва позиций родо-племенной верхушки на местах, проводились административные реформы по разделу всей территории государства на округа, уезды, губернии и т.д., без учета кровнородственных связей.