Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:00, доклад
Интерес к этническим проблемам в России появился во второй половине XVIII века, когда впервые в русской общественной мысли были поставлены вопросы о месте и роли России среди других народов, об исторических корнях русского народа, об особенностях русской культуры ( славянофилы ). Этнология в России сложилась в форме самостоятельного научного направления в то же время, что и на Западе, т.е. в середине XIX века.
Предыстория этнологии. История любой области научного знания с большей или меньшей очевидностью свидетельствует, что ее возникновение всегда было обусловлено практическими потребностями людей. Становление этнологии как самостоятельной науки в этом отношении не является исключением. Многочисленные исторические исследования ученых-этнологов из разных стран убеждают нас, что на протяжении всей человеческой истории (от первобытного состояния до наших дней) у людей существовала и существует потребность в знаниях не только о своей жизни, традициях и обычаях, но и о культуре окружающих народов. Наличие такого рода знаний позволяло легче ориентироваться в окружающем мире, надежнее и увереннее чувствовать себя в нем. На протяжении нескольких столетий накапливались этнографические знания о близких и дальних народах. Такого рода сведения мы находим в мифах, сказках, легендах древних народов.
К эпохе античности такого рода сведений о далеких народах и землях было накоплено довольно много, они были точны и обстоятельны. Поэтому в Древней Греции и Древнем Риме были предприняты первые попытки привести многочисленные знания и материалы в систему. Они послужили основой для рождения первых этнографических описаний. Их характерной чертой был этноцентризм, т.е. деление народов по уровню их культурного развития на цивилизованные и дикие, причем эталоном была собственная культура этих первых учений.
В раннее средневековье
в результате произошедших демографических,
экологических и социальных изменений
интерес к этнографическим
Возрождение интереса
к знаниям о других народах
и странах в Западной Европе было
вызвано интересами католической церкви
и колониальной политикой европейских
государств. Крестовые походы, путешествия
миссионеров и купцов, Великие
географические открытия позволили
западноевропейцам собрать
С эпохи Просвещения (XVIII в.) начинается непосредственная предыстория этнологии как особой науки о народах. В это время господствующей была теория географического детерминизма, в соответствии с которой человек, народы и культуры рассматривались как продукты окружающей природной среды. Широкое распространение получило также представление о «благородном дикаре», живущем по природным законам, из которого путем эволюции образовался современный цивилизованный человек, живущий по законам социума. Обширный этнографический материал стал, таким образом, основой для построения теории поступательного развития отдельных народов и их культур.
Возникновение
самостоятельной науки о
Само название науки «этнология» было взято из греческого языка, оно состоит из двух слов: etnos - народ и logos - слово, наука. В античные времена древние греки применяли понятие «этнос» к другим народам (негрекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями и т.п.
Вплоть до XIX века
понятие «этнология» не имело
широкого распространения и употреблялось
при описании различного рода этнографических
процессов, но не как обозначение
особой науки. Использование этого
понятия в качестве наименования
вновь народившейся науки о народах
и культурах было предложено французским
ученым Жан-Жаком Ампером, который
в 1830 году разработал общую классификацию
антропологических (гуманитарных) наук,
среди которых выделил и
Развитие этнологии в России. Интерес к этническим проблемам в России появился во второй половине XVIII века, когда впервые в русской общественной мысли были поставлены вопросы о месте и роли России среди других народов, об исторических корнях русского народа, об особенностях русской культуры ( славянофилы ). Этнология в России сложилась в форме самостоятельного научного направления в то же время, что и на Западе, т.е. в середине XIX века. Началом русской этнологии принято считать учреждение в 1846 году Русского географического общества. В этом году председатель отделения этнографии Бэр Карл Максимович выступил с программным докладом «Об этнографических исследованиях» Согласно его представлениям, основная работа отделения этнографии была ориентирована на всестороннее изучение России: ее географии, природных богатств и народов. Государственные интересы требовали также сведений о народах Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, Кавказа. Для этого внутри общества было создано этнографическое отделение, главной задачей которого являлось исследование «умственных способностей русского народа», его способов жизни, нравов, религии, предрассудков, языка, сказок и т.д. Тогда же была принята программа «Об этнографическом изучении народности русской», в соответствии с которой проводились все этнографические исследования.
Особое место в
истории русской науки о
Этнология сегодня. Конечно, современная этнологическая наука значительно обогатилась по сравнению с прошлыми временами. В сферу ее профессионального интереса теперь входят не только «отсталые» этнические группы, но и народы современных индустриальных обществ. В этнологии все явственнее вырисовываются черты новой социальной науки, синтезирующей в себе разнообразные знания о человеке и его культуре.
Как и прежде,
этнология сохраняет свою связь
с реальными общественными
XX век по праву
считается веком национальных
идеологий, национальных
Распад колониальной
системы ведущих
следует отметить, что в течение XX века в рамках этнологии был сконцентрирован богатейший эмпирический и теоретический материал. И не только благодаря научному переосмыслению и переоценке многочисленных и разнообразных исторических данных. Основными источниками вновь систематизированных данных стали результаты многочисленных полевых исследований, и если в первой половине столетия исследования носили в основном академический характер и определялись стремлением сохранить информацию об уходящих в прошлое «примитивных» культурах, то со второй половины столетия ситуация коренным образом меняется. Стала очевидной прагматическая ценность этнологических знаний. Сегодня рекомендации и знания этнологов по вопросам из самых разных сфер общественной жизни становятся необходимыми для решения политических, экономических и социальных проблем. Они также эффективно используются в массовых коммуникациях, международной торговле, дипломатии и т.д.
К настоящему времени этнологическая наука представляет собой довольно сложную и разветвленную систему знаний, состоящую из нескольких разделов. К числу последних можно отнести следующие:
- этническую
антропологию (исследует вопросы
этногенеза и развития народов)
- этническую
социологию (изучает социальные
аспекты развития и
- этническую
психологию (рассматривает вопросы
формирования этнических
- экономическую
этнологию (анализирует
- этнодемографию (основными задачами которой являются исследования демографических процессов и динамики численности народов);
- этническую
географию (своим предметом
- этнопедагогику (своей целью имеет исследование особенностей воспитательного и образовательного процессов у различных этносов).
Этот процесс
дифференциации этнологической науки
еще далек от своего завершения,
и в ближайшие два десятилетия
следует ожидать появления
Таким образом,
как мы могли убедиться, предмет
этнологии постоянно
Разные определения предмета исследования этнологии частично являются выражением различных постановок вопросов, а частично объясняются существованием целого ряда теорий и концепций. В совокупности все эти определения предмета науки, разные способы постановки проблем, их объяснения и описания и составляют этнологию как науку.
Этногинез – происхождение народа
Арутюнов С.А., Семенов Ю.И. и др. Человек и общество. Кн.1 – Что такое общество; кн. 2 – Сферы общественной жизни; кн. 3 – Мир, в котором мы живем. Учебное пособие М. ,1993.
Лебедева Н.М. Введение в этническую кросс-культурную психологию. Учебное пособие для студентов университетов. М., 1998.
Белик А.А. Культура и личность