Этнология в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:00, доклад

Описание работы

Интерес к этническим проблемам в России появился во второй половине XVIII века, когда впервые в русской общественной мысли были поставлены вопросы о месте и роли России среди других народов, об исторических корнях русского народа, об особенностях русской культуры ( славянофилы ). Этнология в России сложилась в форме самостоятельного научного направления в то же время, что и на Западе, т.е. в середине XIX века.

Работа содержит 1 файл

этнология.docx

— 19.76 Кб (Скачать)

Предыстория этнологии. История любой области научного знания с большей или меньшей очевидностью свидетельствует, что ее возникновение всегда было обусловлено практическими потребностями людей. Становление этнологии как самостоятельной науки в этом отношении не является исключением. Многочисленные исторические исследования ученых-этнологов из разных стран убеждают нас, что на протяжении всей человеческой истории (от первобытного состояния до наших дней) у людей существовала и существует потребность в знаниях не только о своей жизни, традициях и обычаях, но и о культуре окружающих народов. Наличие такого рода знаний позволяло легче ориентироваться в окружающем мире, надежнее и увереннее чувствовать себя в нем. На протяжении нескольких столетий накапливались этнографические знания о близких и дальних народах. Такого рода сведения мы находим в мифах, сказках, легендах древних народов.

К эпохе античности такого рода сведений о далеких народах  и землях было накоплено довольно много, они были точны и обстоятельны. Поэтому в Древней Греции и  Древнем Риме были предприняты первые попытки привести многочисленные знания и материалы в систему. Они  послужили основой для рождения первых этнографических описаний. Их характерной чертой был этноцентризм, т.е. деление народов по уровню их культурного развития на цивилизованные и дикие, причем эталоном была собственная культура этих первых учений.

В раннее средневековье  в результате произошедших демографических, экологических и социальных изменений  интерес к этнографическим знаниям  в Западной Европе падает. Ведущими центрами их накопления и хранения становятся Византия, Китай и Арабский Восток.

Возрождение интереса к знаниям о других народах  и странах в Западной Европе было вызвано интересами католической церкви и колониальной политикой европейских  государств. Крестовые походы, путешествия  миссионеров и купцов, Великие  географические открытия позволили  западноевропейцам собрать обширные сведения о народах Африки, Америки, Юго-Восточной Азии, а позднее  Океании и Австралии.

С эпохи Просвещения (XVIII в.) начинается непосредственная предыстория этнологии как особой науки о народах. В это время господствующей была теория географического детерминизма, в соответствии с которой человек, народы и культуры рассматривались как продукты окружающей природной среды. Широкое распространение получило также представление о «благородном дикаре», живущем по природным законам, из которого путем эволюции образовался современный цивилизованный человек, живущий по законам социума. Обширный этнографический материал стал, таким образом, основой для построения теории поступательного развития отдельных народов и их культур.

Возникновение самостоятельной науки о народах  относится к середине XIX века и  было связано с назревшей необходимостью теоретического объяснения различий в  культурном развитии народов, понимания  механизмов формирования и особенностей этнической психологии, выяснения причин расовых различий народов, установления взаимосвязи этнических особенностей и общественного устройства, определения  причин расцвета и упадка культуры и исторической роли того или иного  народа. В ответ на эти проблемы и начали возникать теории и концепции, складываться научные направления и школы, которые постепенно трансформировались в единую науку о народах, названную этнологией.

Само название науки «этнология» было взято из греческого языка, оно состоит из двух слов: etnos - народ и logos - слово, наука. В античные времена древние греки применяли понятие «этнос» к другим народам (негрекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями и т.п.

Вплоть до XIX века понятие «этнология» не имело  широкого распространения и  употреблялось  при описании различного рода этнографических  процессов, но не как обозначение  особой науки. Использование этого  понятия в качестве наименования вновь народившейся науки о народах  и культурах было предложено французским  ученым Жан-Жаком Ампером, который  в 1830 году разработал общую классификацию  антропологических (гуманитарных) наук, среди которых выделил и этнологию. Официальным фактом утверждения этнологии как самостоятельной науки стало основание в 1839 году Парижского общества этнологии.

Развитие  этнологии в России. Интерес к этническим проблемам в России появился во второй половине XVIII века, когда впервые в русской общественной мысли были поставлены вопросы о месте и роли России среди других народов, об исторических корнях русского народа, об особенностях русской культуры ( славянофилы ). Этнология в России сложилась в форме самостоятельного научного направления в то же время, что и на Западе, т.е. в середине XIX века. Началом русской этнологии принято считать учреждение в 1846 году Русского географического общества. В этом году председатель отделения этнографии  Бэр Карл Максимович выступил с программным докладом «Об этнографических исследованиях» Согласно его представлениям, основная работа отделения этнографии была ориентирована на всестороннее изучение России: ее географии, природных богатств и народов. Государственные интересы требовали также сведений о народах Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, Кавказа. Для этого внутри общества было создано этнографическое отделение, главной задачей которого являлось исследование «умственных способностей русского народа», его способов жизни, нравов, религии, предрассудков, языка, сказок и т.д. Тогда же была принята программа «Об этнографическом изучении народности русской», в соответствии с которой проводились все этнографические исследования.

Особое место в  истории русской науки о народах  занимает научная деятельность Никалай Никалаеевича Миклухо-Маклая, который стремился доказать единство человеческого рода, физическую и психическую равноценность всех рас и народов, обосновать идею о том, что все имеющиеся различия между народами вызваны природными и социальными условиями их жизни. Исследование жизни папуасов Новой Гвинеи и народов Океании, их материальной и духовной культуры, психологии и социальных отношений позволило ученому обоснованно отрицать сущность расистских теорий.

Этнология сегодня. Конечно, современная этнологическая наука значительно обогатилась по сравнению с прошлыми временами. В сферу ее профессионального интереса теперь входят не только «отсталые» этнические группы, но и народы современных индустриальных обществ. В этнологии все явственнее вырисовываются черты новой социальной науки, синтезирующей в себе разнообразные знания о человеке и его культуре.

Как и прежде, этнология сохраняет свою связь  с реальными общественными процессами, что является прямым свидетельством высокой степени важности этой науки. Даже поверхностный анализ основных исторических событий XX века позволяет  сделать вывод о возрастании  роли этнического фактора в культурно-историческом процессе.

XX век по праву  считается веком национальных  идеологий, национальных движений, веком национализма. Постоянно возрастающие  темпы культурно-исторического развития  народов стимулируют межэтнические  взаимодействия и национально-освободительные  движения. Конкретными результатами  этих процессов являются обретение  государственной самостоятельности  Норвегией и Ирландией, Польшей,  Финляндией, странами Балтии, возникновение  национальных государств в Центральной Европе и на Балканах в результате развала Австро-Венгерской империи после первой мировой войны.

Распад колониальной системы ведущих капиталистических  государств после второй мировой  войны привел к образованию целого ряда независимых государств в Юго-Восточной  Азии, Индокитае, Африке. Все это  прямые свидетельства, указывающие  на интенсификацию действия этнических процессов в современной истории. Наконец, центробежные тенденции, появившиеся  в 90-е годы и приведшие к образованию  группы национальных государств вместо бывшего СССР, а также трения и конфликты на этнической почве и с этнически политическим оттенком, которые периодически, на протяжении десятилетий то затухают, то обостряются в самых, казалось бы, благополучных регионах и странах мира (например, противоречия между фламандцами и валлонами в Бельгии, между франко- и англоканадцами в Канаде), убедительно показывают, что этнический фактор чрезвычайно актуален сегодня.

следует отметить, что  в течение XX века в рамках этнологии был сконцентрирован богатейший эмпирический и теоретический материал. И не только благодаря научному переосмыслению и переоценке многочисленных и разнообразных исторических данных. Основными источниками вновь систематизированных данных стали результаты многочисленных полевых исследований, и если в первой половине столетия исследования носили в основном академический характер и определялись стремлением сохранить информацию об уходящих в прошлое «примитивных» культурах, то со второй половины столетия ситуация коренным образом меняется. Стала очевидной прагматическая ценность этнологических знаний. Сегодня рекомендации и знания этнологов по вопросам из самых разных сфер общественной жизни становятся необходимыми для решения политических, экономических и социальных проблем. Они также эффективно используются в массовых коммуникациях, международной торговле, дипломатии и т.д.

К настоящему времени  этнологическая наука представляет собой довольно сложную и разветвленную  систему знаний, состоящую из нескольких разделов. К числу последних можно отнести следующие:

- этническую  антропологию (исследует вопросы  этногенеза и развития народов);

- этническую  социологию (изучает социальные  аспекты развития и функционирования  этнических групп, их идентичности, формы самоорганизации, типы взаимодействий  этнических групп);

- этническую  психологию (рассматривает вопросы  формирования этнических стереотипов,  этнического самосознания и идентификации);

- экономическую  этнологию (анализирует проблемы  хозяйственной и экономической  деятельности этносов);

- этнодемографию (основными задачами которой являются исследования демографических процессов и динамики численности народов);

- этническую  географию (своим предметом считает  изучение вопросов географического  расселения народов, особенностей  их месторазвития, этнических территорий и этнических границ);

- этнопедагогику (своей целью имеет исследование особенностей воспитательного и образовательного процессов у различных этносов).

Этот процесс  дифференциации этнологической науки  еще далек от своего завершения, и в ближайшие два десятилетия  следует ожидать появления новых  направлений.

Таким образом, как мы могли убедиться, предмет  этнологии постоянно расширяется, что не дает возможности дать четкое определение этой науки. Вот почему в отечественной и зарубежной этнологии нет какого-то общепринятого  определения этнологии, а существует довольно большое число определений, основанных на различных методологических подходах, которые, по мнению их авторов, подчеркивают наиболее существенные черты  этнологической науки.

Разные определения  предмета исследования этнологии частично являются выражением различных постановок вопросов, а частично объясняются  существованием целого ряда теорий и  концепций. В совокупности все эти  определения предмета науки, разные способы постановки проблем, их объяснения и описания и составляют этнологию  как науку.

 

Этногинез – происхождение народа

 

                              Список литературы

 
 

Арутюнов  С.А., Семенов Ю.И. и др. Человек и общество. Кн.1 – Что такое общество; кн. 2 – Сферы общественной жизни; кн. 3 – Мир, в котором мы живем. Учебное пособие М. ,1993.

Лебедева  Н.М. Введение в этническую кросс-культурную психологию. Учебное пособие для студентов университетов. М., 1998.

Белик А.А. Культура и личность

Информация о работе Этнология в России