Этнология

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 21:00, шпаргалка

Описание работы

Этнология — наука, изучающая процессы формирования и развития этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды

Работа содержит 1 файл

Этнология.docx

— 68.75 Кб (Скачать)

 

Этнология — наука, изучающая процессы формирования и развития этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды

Эта дисциплина призвана дать системные знания о процессах  антропогенеза и этногенеза, об историческом многообразии культур, о роли этнического  фактора в эволюции мировой культуры, об особенностях этнического самосознания, о сущности этнической идентичности, о формах и способах межэтнической  коммуникации, о причинах этнических конфликтов и принципах их регулирования  и разрешения.

Становление этнологии в качестве самостоятельной науки началось с изучения европейцами культур «чужих» народов. Исследование этносов через разнообразие их культур и в настоящее время остается одним из основных разделов этнологии. И здесь наиболее важными представляются вопросы функционального назначения этнической культуры, ее уровней, взаимосвязи с другими типами культур. В то же время под пристальным вниманием ученых уже давно находится проблема сосуществования культур с различным уровнем развития.

Как отмечают представители  самых разных наук, весь современный  мир находится под воздействием противоположных тенденций: интеграции и дифференциации. Поэтому межэтнические  коммуникации приводят как к поступательному  сближению этносов, так и к  не менее серьезным процессам  отчуждения и враждебности. Вопрос о природе и детерминантах  межэтнических конфликтов остается наиболее острым и актуальным в современной  этнологии.

 

Своеобразие каждой науки, как  известно, определяется собственным предметом изучения  и вытекающими отсюда задачами исследования. С начала становления этнологии как науки и по настоящее время сквозной темой ее исследований является генезис этнических культур и межэтнических отношений.

Примитивные»  народы как предмет этнологии. Исторически первым предметом этнологии как науки стали народы, находящиеся на значительно более низком уровне культурного развития, чем европейцы. Поэтому первоначально этнология представляла собой науку, занимающуюся исследованием традиционных и «примитивных» обществ и их культур. Такой методологический подход в определении предмета этнологии был обусловлен тем, что к концу XIX в. в результате процессов модернизации практически все европейские народы сумели создать качественно новый тип цивилизации, значительно превосходивший все иные, созданные на планете. В результате стремительного технического развития и уверенности в безграничности человеческого прогресса европейцы начали считать, что историческое место культурно отсталых народов должно быть не рядом с ними, а далеко позади. Эти народы были для европейцев в некотором роде «живыми предками», подлежащими изучению и подчинению.

Примитивные народы н их культуры стали главными объектами  формирующейся этнологии, о чем  самым убедительным образом свидетельствуют  работы наиболее известных основоположников этнологии XIX в. — Л.Г. Моргана («Древнее общество») и Э. Тайлора («Первобытная культура»).

Изменение предмета этнологии и XX в. На рубеже XIX—XX столетий этнология начинает преподаваться в университетах. Благодаря этому обстоятельству в нее пришло новое поколение ученых-теоретиков, которое заменило поколение основоположников-практиков. Со сменой поколений исследователей в этнологии меняются и представления о предмете самой науки. Прежде всего были подвергнуты критике идеи о разделении народов на примитивные (первобытные) и цивилизованные. Многие ученые стали придерживаться убеждения, что так называемые примитивные народы, как и европейцы, имеют свою историю и не находятся на более ранней ступени развития человечества, будучи удаленными от первобытности, как и мы. В определении их как примитивных верным является лишь то, что они в ходе своей истории сформировали иное отношение к окружающему миру.

 

 

Другая часть ученых выступала  против сохранения термина «первобытные народы», поскольку он предполагает использование термина «культурные  народы», а такое противопоставление придает первому понятию уничижительный смысл.

Вместо термина «первобытные народы» ученые предлагали другие термины  и понятия, которые, по их мнению, в  большей степени соответствуют  новой предметной области этнологии. В понятийный аппарат этнологии  предлагалось ввести названия «архаические культуры», «доиндустрнальные общества», «традиционные общества», «бесписьменные культуры», и т.д. Каждое из них стремилось выразить соответствующие особенности  этнических культур, и поэтому все  они сохранились в современной  этнологии, не заменив при этом понятие  «первобытные народы».

Разнообразие  точек зрения и концепций нашло  свое отражение в понимании предмета этнологической науки. В ходе дискуссий  и споров сложились следующие  варианты.

• Описательная и обобщающая наука, которая исследует общие  законы социального и культурного  развития человека и человечества.

• Сравнительная наука, исследующая  различные типы культур и пути их преобразования.

• Раздел социологии, объектом изучения которого являются примитивные  и традиционные общественные системы.

• Наука о динамике культуры как искусственного, внеприродного  мира человека.

• Наука, которая путем  сравнительного анализа призвана изучать  культуру первобытных, традиционных и  современных обществ.

Исторические события  и процессы XX в. привели ученых к  убеждению, что любой парод имеет  право на самостоятельную жизнь, на самобытную культуру, на право быть равным в сообществе народов. Господствующим среди этнологов стало убеждение  об отсутствии «отсталых» и «передовых»  народов — все народы равноправны. Культуры народов могут быть оценены  лишь функционально, по отношению к  своей общности, т.е. с позиций  того, насколько эффективно они обеспечивают жизнь того или иного народа.

Расширение предмета этнологии в наши дни. Быстро меняющаяся ситуация в мире в последние десятилетия вновь заставила ученых обратиться к вопросу о предмете этнологии. Многочисленные диаспоры мигрантов и беженцев в Европе и Северной Америке, образовавшиеся в результате различного рода конфликтов, существенно изменили этнический состав многих развитых государств. С другой стороны, интеграционные процессы в странах Западной Европы также породили целую группу проблем этнического характера. Из них наиболее актуальны сегодня совмещение типов поведения разных народов, взаимодействие и сосуществование различных типов культур, взаимная адаптация психологических особенностей в условиях устойчивых межкультурных контактов, развитие этнического сознания в нетрадиционных условиях, особенности экономического поведения представителей какого-либо этноса в другой хозяйственной культуре.

К настоящему времени этнологическая наука представляет собой довольно сложную и разветвленную систему  знаний, состоящую из следующих разделов со своими задачами исследования:

— этническая антропология (исследует проблемы этногенеза и  антропофизического развития народов);

— этническая социология (социальные аспекты развития и функционирования этнических групп, их идентичность, формы  самоорганизации, типы взаимодействий этнических групп);

— этническая психология (формирование этнических стереотипов, этнического  самосознания и идентификации);

— экономическая этнология (хозяйственная и экономическая  деятельность этносов);

— этнодемография (демографические  процессы и динамика численности  народов);

— этническая география (расселение народов, особенности их месторазвития, этнических территорий и этнических границ);

— этнопедагогика (особенности  воспитательного и образовательного процесса у различных этносов).

Процесс дифференциации этнологической науки еще далек от завершения, и в ближайшие два десятилетия  следует ожидать появления новых  направлений.

Таким образом, предмет этнологии постоянно расширяется, что не позволяет дать четкое определение этой науки. Поэтому и в отечественной, и в зарубежной этнологии существует довольно большое число определений, основанных на различных методологических подходах, которые, по мнению их авторов, подчеркивают наиболее существенные черты этнологической науки.

Множественность определений  предмета исследования этнологии частично объясняется различными постановками вопросов, частично — наличием различных  теорий и концепций. В совокупности все эти определения предмета науки, разные способы постановки проблем, их объяснения и описания и составляют этнологию как науку в целом.

 

К числу основных понятий  этнологии относятся такие как: этнос (нация, народность, племя), иерархия этноса (Этникос, субэтнос, этносоциальная общность, метаэтническая общность), этногенез (Этноэволюционные и этнотрансформационные  процессы, ассимиляция, интеграция, миксация, сепарация, парциация) и др.

 

Крупнейшие отечественные  исследователи, занимавшиеся теорией  этноса и определением предмета этнологии  – Ю.В.Бромлей. В.В.Тишков, С.А.Токарев, Г.Т.Тавадов, украинские – Ф. Вовк, М.Тыводар, Ф.Колесса, В.Кричевский и др.

Позднеродовая община

 

Стадия позднеродовой  общины характеризуется развитием  производящего хозяйства земледельцев или земледельцев-скотоводов. Возникновение  производящего хозяйства было величайшим достижением первобытной экономики, фундаментом всей дальнейшей социально-экономической  истории человечества, важнейшей  предпосылкой получения регулярного  избыточного, а затем прибавочного продукта. В перспективе именно оно  повело к разложению первобытного и  складыванию классовых обществ.

Переход к производящему  типу хозяйства в мировом масштабе произошел в период неолита, около 6 тыс. л. до н.э., хотя в отдельных  регионах отмечается становление земледельческих  культур уже с 12 тыс. до н.э.

Термин «производящий  тип хозяйства» введен в науку  Ф.Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и  государства», вышедшей в 1871 г. и с  тех пор общепринят в мировой  исторической литературе.

Уже в конце XIX – начале ХХ вв. Гордон Чайльд в работах «Человек делает сам себя» и «Древняя мировая преистория» назвал становление производящего типа хозяйства «неолитической революцией», отмечая тем самым важность формирования земледелия и скотоводства в истории человечества.

Основные производственные достижения на стадии позднепервобытной общины

усовершенствование техники обработки камня, Широкое распространение получают топоры и тесла. Значение – развитие деревообработки, строительство деревянных домов, расчистка лесистых участков.

Истощение наземных месторождений  кремня повлекло за собой разработку подземных отложений. Появляются кремниевые шахты в Европе и Азии. Значение - знакомство человека с полезными  ископаемыми земных недр.

Интенсивное собирательство и земледелие повлекло за собой массовое изготовление соответствующих орудий труда – зернотерок, ступок и  пестиков, мотыг, серпов и т.д.

Одним из важнейших нововведений неолита стала керамика. Иногда даже неолит называют керамическим веком. Значение – изменение пищевого рациона. Появление  гончарных печей и обжиг керамики способствовали в дальнейшем развитию металлургии. Обмазка глиной (обожженной) стенок и дна ям-хранилищ способствовала длительному хранению продуктов, созданию больших запасов – независимости  человека от количества урожая данного  года.

Развивается ткачество. Материалом служили окультуренные виды растений и шерсть домашних животных.

Прогресс в средствах  передвижения – появляются лодки, лыжи, сани, нарты. Человек осваивает раннее недоступные регионы.

К концу неолита относится  зарождение металлургии, что послужило  новым толчком к дальнейшему  прогрессу в производстве.

Самым главным достижением  неолита, имевшим всемирно-историческое значение, был переход к развитию земледелия и скотоводства, к развитию производящего типа хозяйства.

С развитием экономики  связаны следующие достижения

новые отрасли хозяйства  стали надежным и постоянным источником питания

резко повысился прирост  населения. Если для конца мезолита численность человечества оценивается  демографами около 5 млн. человек, то уже к началу нашей эры –  около 250 млн. человек. По мнению Вишняцкого, известного демографа, в неолите  произошел первый демографический  взрыв.

происходит окончательное  заселение человеком земного  шара (освоены северные регионы, острова  Океании). Причина тому – резкий прирост населения, необходимость  освоения новых территорий.

путем скрещивания и гибридизации человек существенно улучшил  особенности и свойства животных и растений и вывел новые сорта.

формируется система знаний, базирующихся на земледелии: появляется письменность, арифметика, геометрия, развивается архитектура, астрономия и появляются первые календари.

Информация о работе Этнология