Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 21:00, шпаргалка
Этнология — наука, изучающая процессы формирования и развития этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды
Постепенно труд рабов начинал выходить за пределы домашнего хоз-ва, приобретая все большее значение, количество рабов увеличилось – все большее занятие их на общественных работах.
К первоначальному источнику
рабства – захвату
Последствия рабства:
Патриархальное рабовладение ускорило рост расслоения в среде свободных общинников. Рабы, как и др. виды военной добычи, становились, в первую очередь, собственностью племенной верхушки – вождей, дружинников и их семей. Эксплуатируя труд рабов, те умножали свои богатства и увеличивали свой общественный престиж. С развитием частной собственности и обмена это приводило к тому, что в руках родо-племенной верхушки скапливались земли, скот, сокровища. Одновременно происходило обеднение другой части общинников, иногда полностью нищавших и утрачивающих возможность вести свое самостоятельное хоз-во. Прибегая к займам, некоторые из них попадали в долговую кабалу, заканчивающуюся продажей или самопродажей в рабство. У многих народов положение рабов долговых (соплеменников) поначалу отличалось от положения военнопленных рабов. Но, так или иначе, появился новый вид рабства – кабальное или долговое рабство соплеменников.
Особо выделяются формы эксплуатации не базирующиеся на экономической зависимости – внеэкономическое принуждение. Выделяются 3 вида его.
1.Эксплуатация юридически и экономически свободных общинников путем силового и идеологического принуждения. Выражалась в необходимости выполнения свободными общинниками общественных работ (строительство ирригационных систем, дорог, храмов, дворцов и др.), традиционных отчислениях доли продукции на нужды общины).
2.Данничество – форма эксплуатации, состоящая в регулярном отчуждении прибавочного продукта победителями у побежденных. Дань не изменяла социально-экономической структуры побежденного коллектива – данники располагали собственными органами правления, собственными средствами производства. Эксплуатация распространялась не на отдельные личности, а на весь коллектив, плативший дань, чтобы сохранить свободу.
3.Военный протекторат – форма эксплуатации, состоящая в регулярном отчуждении прибавочного продукта слабыми в военном отношении коллективами более сильным в обмен на гарантии военной защиты.
Постепенно с развитием имущественной дифференциации и развитием форм эксплуатации оформляются общественные группы, занимавшие различное место в системе производства и отличающиеся по отношению к средствам производства – появляются классы. Появление классов было тем рубежом, который отделял первобытное общество от раннеклассового. Возникает необходимость защиты интересов власть имущих, что привело к становлению государства.
Этнос
Концепции и теории этноса
В среде этнологов отсутствует единство в подходе к определению этноса и этничности. В связи с этим выделяются несколько наиболее популярных теорий и концепций.
Примордиализм
Данный подход предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими, регистрируемыми признаками. Можно указать на признаки, по которым индивид принадлежит к данному этносу, и по которым один этнос отличается от другого.
" Эволюционно-историческое направление ". Сторонники этого направления рассматривают этносы как социальные сообщества, возникшие в результате исторического процесса.
Социобиологическое направление
Данное направление
Пассионарная теория этноса (теория Гумилёва)
Оригинальная пассионарная теория этногенеза создана Львом Гумилёвым.
В ней этнос — естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как системная целостность (структура), противопоставляющая себя всем другим коллективам, исходя из ощущения комплиментарности и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию.
Наиболее полно определение этноса и его признаков звучит следующим образом:
Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общим языком, культурой и психикой, а также осознанием своего единства и отличия от других общностей (самосознание), фиксированном в самоназвании (этнониме). Характерной чертой этой общности является преимущественное заключение эндогамных браков.
Все перечисленные признаки этноса характерны для его становления, но с дальнейшим развитием могут быть утрачены или изменены.
Примеры:
Язык - важнейший этнический определитель, выступает как символ этнической принадлежности. У каждого народа есть свой родной язык.
Однако, в ходе развития этносов, их миграций, завоеваний и т.д. выделяются два важнейших изменения в языке.
Ареал языка шире ареала этноса – так, многие народы, представляющие собой самостоятельные этносы, говорят на одном и том же языке.
Примеры:
английский – англичане, американцы, англо-канадцы, англо-австралийцы и др.
испанский – испанцы, бразильцы, венесуэльцы, аргентинцы и др.
арабский – народы Ирана, Афганистана, Сирии, Ливии, Турции, Пакистана и др.
Ареал языка уже ареала этноса – в современном мире распространено двуязычие или треязычие, как на государственном, так и на негосударственном уровне. Причина – полиэтничность государств
Примеры:
Канада - английский и французский
Швейцария – немецкий, французский, английский, итальянский
Украина – украинский и русский; Молдавия – молдавский и русский;
Шотлания – английский и гэльский (шотландский), ирландцы – английский и валлийский (ирландский);
В странах, бывших колониях, получила распространение практика объявления официальным государственным языком языка метрополий (Африка).
Территория – каждый этнос имел территорию формирования и становления. В ходе развития этноса возможны следующие изменения территории:
Расширение – в ходе численного разрастания этноса и его завоевательной политики. Русские – регион становления - область Москвы, современная территория - от Ледовитого океана до Черного моря и от Балтики до Тихого океана.
Уменьшение – в результате войн, эпидемий, природных катаклизмов. Многие местные народы Америки, Австралии, Океании, Африки в результате колонизации, уничтожения и сгона в резервации, сократились численно и занимают незначительные территории.
Исчезновение – полное исчезновение этнической территории происходит в результате полного вымирания или истребления этноса (тасманийцы), или его изгнания (евреи, цыгане)
Культура – каждый народ имеет свой тип хозяйства, материальную (орудия труда, дома, постройки, одежда, украшения) и духовную (мировоззрение, идеология, устное народное творчество, песни, танцы) культуру. На протяжении периода существования этноса отдельные элементы культуры видоизменяются, эволюционируют, передаются от поколения к поколению. Своеобразие культурного облика является одним из основных критериев, по которому различаются народы. Если народ утрачивает культурную специфику, он перестает существовать как самостоятельный этнос.
Этническое самосознание – общественно-психологическая категория. Формируется в период становления этноса и оперирует понятиями-противопоставлениями «мы» и «они». Самосознание всегда выражено в самоназвании (этнониме). В ходе миграций народов и расселения их в чужеродной стране может формироваться двойное этническое самосознание.
Иерархия этноса
В силу специфических условий этнос а/существует как нераздельное целое, в/разделяется на более мелкие категории или с/объединяется в более крупные общности.
а/ Формирование и дальнейшее
существование этноса находится
в тесной связи с социально-
В) 1/ Этникос – совокупность человеческих групп, не обладающих территориально-политической и социально-экономической общностью, но сохраняющих основные этнические черты (такие как элементы культуры и быта, языка, психики, самосознания и самоназвания). Примеры: мигранты, проживающие компактно в других государствах – украинцы в Канаде, гагаузы в Молдавии, болгары в Украине и т.д.
2/Субэтнос – совокупность человеческих групп, входящих в состав крупного этноса, но отличающихся от него своеобразием психики, различиями в материальной и духовной культуре, верованиях, автономным управлением, имеющие собственное этническое самосохнание. Происхождение различно: выделяются 4 основных тенденции: а/ территориальное обособление вследствие незаверщенности процесса ассимиляции этносом какой-то инородной группы (корсиканцы); б/ наличие особого социального статуса (донские казаки); с/ конфессиональные различия (амхары и харары в Эфиопии); д/ расовая обособленность – афро-американцы.
3/ Этнографические группы - подразделения этноса, не имеющие собственного этнического самосознания - гуцулы, лемки, полищуки и др.
с/ Объединения этносов – метаэтнические общности. Выделяются лингвистические, потестарно-политические, конфессиональные.
метаэтнолингвистические общности – группы этносов, имеющие близкую или дальнюю степень родства, выражающуюся в языковой близости. Примеры: славянские языки - славяне (восточные – русские, украинцы, белорусы; западные – чехи, словаки, поляки; южные – болгары, сербы, словенцы); германские языки (немцы, австрийцы, датчане, шведы, англичане); романские языки (французы, испанцы, итальянцы, португальцы).
Метаэтнополитические общности – группы этносов, объединенные по политическим причинам, реже военным, экономическим. Примеры: полиэтничные государства современности, НАТО, ЕЭС, СЭВ и др. В подобные общности могут включаться и родственные и неродственные этносы. Существование в рамках одного объединения, преследующего единые цели, приводит к интеграции культуры, идеологии и т.д.
Метаэтноконфессиональные общности – объединения этносов, различных по происхождению и локализации, на базе мировых религий – христианства, ислама, буддизма и др. Единство вероисповедания приводит к формированию различий менталитета, психики, мировоззрения.
Типология этногенеза
Этнические общности отличаются устойчивостью, однако не остаются неизменными. Становление и развитие этноса происходит в русле двух качественно различных, но органически взаимосвязанных процессов: этноэволюционных и этнотрансформационных.
Этноэволюционные процессы приводят к изменению каких-то элементов этноса, но не приводят к ломке этнической системы. Так на протяжении сотен, а то и тысяч лет существования какого-либо этноса происходят кардинальные изменения в его хозяйстве, материальной и духовной культуре, языке и т.д., но сам народ продолжает существовать (греки, русские, украинцы и др…).
Этнотрансформационные процессы приводят к изменению этнической принадлежности тех или иных групп людей, к исчезновению одних и возникновению других этносов. Эти процессы происходит очень медленно, но приводят к кардинальной смене этнической карты мира.
Данные виды развития или смены этносов подразделяются в свою очередь на процессы этнического разделения и этнического объединения.
Этническое разделение – это процесс, при котором от прежней единой этнической общности отделяется другая (другие) общность, каждая из которых становится отдельным самостоятельным этносом.
Среди процессов этнического разделения выделяются 3 типа: парциация, сепарация, дисперсизация.
Этническая парциация – это деление единого прежде этноса на несколько относительно равных частей, причем ни один из этносов не отождествляет себя со старым. Причины: 1/ рост этносов при одновременном истощении природных ресурсов, что обусловило необходимость территориального разрыва между его отдельными частями (характерен для первобытного общества); 2/ расчленение этноса государственными границами (распад древнерусского государства и становление этносов русских, украинцев, белорусов; Северная и Южная Корея).
Этническая сепарация – отделение от этноса небольшой его части, со временем превращающейся в самостоятельный этнос. (франкоканадцы – потомки группы колонистов, численностью около 10 тыс. человек; исландцы – потомки незначительной группы норвежских мигрантов).