Этнология

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 21:00, шпаргалка

Описание работы

Этнология — наука, изучающая процессы формирования и развития этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды

Работа содержит 1 файл

Этнология.docx

— 68.75 Кб (Скачать)

Постепенно труд рабов  начинал выходить за пределы домашнего  хоз-ва, приобретая все большее значение, количество рабов увеличилось –  все большее занятие их на общественных работах.

К первоначальному источнику  рабства – захвату военнопленных, добавились новые источники –  работорговля и деторождение. Рабство  стало наследственным. Положение  рабов резко ухудшилось. Рабы не владели никакой собственностью и не могли жениться. Распространено жестокое обращение, ритуальное умерщвление. Рабство домашнее постепенно преобразовывалось  в рабство производительное. Из младших  домочадцев рабы превратились в лишенную средств производства бесправную группу населения, начинавшую занимать особое место в общественном производстве.

Последствия рабства:

Патриархальное рабовладение ускорило рост расслоения в среде  свободных общинников. Рабы, как  и др. виды военной добычи, становились, в первую очередь, собственностью племенной  верхушки – вождей, дружинников  и их семей. Эксплуатируя труд рабов, те умножали свои богатства и увеличивали  свой общественный престиж. С развитием  частной собственности и обмена это приводило к тому, что в  руках родо-племенной верхушки скапливались земли, скот, сокровища. Одновременно происходило  обеднение другой части общинников, иногда полностью нищавших и утрачивающих возможность вести свое самостоятельное  хоз-во. Прибегая к займам, некоторые  из них попадали в долговую кабалу, заканчивающуюся продажей или самопродажей в рабство. У многих народов положение  рабов долговых (соплеменников) поначалу отличалось от положения военнопленных  рабов. Но, так или иначе, появился новый вид рабства – кабальное или долговое рабство соплеменников.

Особо выделяются формы эксплуатации не базирующиеся на экономической зависимости  – внеэкономическое принуждение. Выделяются 3 вида его.

1.Эксплуатация юридически и экономически свободных общинников путем силового и идеологического принуждения. Выражалась в необходимости выполнения свободными общинниками общественных работ (строительство ирригационных систем, дорог, храмов, дворцов и др.), традиционных отчислениях доли продукции на нужды общины).

2.Данничество – форма эксплуатации, состоящая в регулярном отчуждении прибавочного продукта победителями у побежденных. Дань не изменяла социально-экономической структуры побежденного коллектива – данники располагали собственными органами правления, собственными средствами производства. Эксплуатация распространялась не на отдельные личности, а на весь коллектив, плативший дань, чтобы сохранить свободу.

3.Военный протекторат – форма эксплуатации, состоящая в регулярном отчуждении прибавочного продукта слабыми в военном отношении коллективами более сильным в обмен на гарантии военной защиты.

Постепенно с развитием  имущественной дифференциации и  развитием форм эксплуатации оформляются  общественные группы, занимавшие различное  место в системе производства и отличающиеся по отношению к  средствам производства – появляются классы. Появление классов было тем  рубежом, который отделял первобытное  общество от раннеклассового. Возникает  необходимость защиты интересов  власть имущих, что привело к становлению  государства.

Этнос

 

Концепции и теории этноса

 

В среде этнологов отсутствует  единство в подходе к определению  этноса и этничности. В связи с  этим выделяются несколько наиболее популярных теорий и концепций.

Примордиализм

Данный подход предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей  свою основу в природе или в  обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с  реально существующими, регистрируемыми  признаками. Можно указать на признаки, по которым индивид принадлежит  к данному этносу, и по которым  один этнос отличается от другого.

" Эволюционно-историческое  направление ". Сторонники этого направления рассматривают этносы как социальные сообщества, возникшие в результате исторического процесса.

Социобиологическое  направление

Данное направление предполагает существование этничности благодаря  биологической сущности человека. Этническая принадлежность примордиальна, то есть изначально свойственна для людей.

Пассионарная  теория этноса (теория Гумилёва)

Оригинальная пассионарная теория этногенеза создана Львом  Гумилёвым.

В ней этнос — естественно  сложившийся на основе оригинального  стереотипа поведения коллектив  людей, существующий как системная  целостность (структура), противопоставляющая  себя всем другим коллективам, исходя из ощущения комплиментарности и  формирующая общую для всех своих  представителей этническую традицию.

 

Наиболее полно определение  этноса и его признаков звучит следующим образом:

Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общим языком, культурой и психикой, а также осознанием своего единства и отличия от других общностей (самосознание), фиксированном в самоназвании (этнониме). Характерной чертой этой общности является преимущественное заключение эндогамных браков.

Все перечисленные признаки этноса характерны для его становления, но с дальнейшим развитием могут  быть утрачены или изменены.

Примеры:

Язык - важнейший этнический определитель, выступает как символ этнической принадлежности. У каждого народа есть свой родной язык.

Однако, в ходе развития этносов, их миграций, завоеваний и т.д. выделяются два важнейших изменения в  языке.

Ареал языка шире ареала этноса – так, многие народы, представляющие собой самостоятельные этносы, говорят на одном и том же языке.

Примеры:

английский – англичане, американцы, англо-канадцы, англо-австралийцы и др.

испанский – испанцы, бразильцы, венесуэльцы, аргентинцы и др.

арабский – народы Ирана, Афганистана, Сирии, Ливии, Турции, Пакистана и др.

Ареал языка уже  ареала этноса – в современном мире распространено двуязычие или треязычие, как на государственном, так и на негосударственном уровне. Причина – полиэтничность государств

Примеры:

Канада  - английский и  французский

Швейцария – немецкий, французский, английский, итальянский

Украина – украинский и русский; Молдавия – молдавский и русский;

Шотлания – английский и гэльский (шотландский), ирландцы – английский и валлийский (ирландский);

В странах, бывших колониях, получила распространение практика объявления официальным государственным  языком языка метрополий (Африка).

Территория – каждый этнос имел территорию формирования и становления. В ходе развития этноса возможны следующие изменения территории:

Расширение – в ходе численного разрастания этноса и его завоевательной политики. Русские – регион становления - область Москвы, современная территория  - от Ледовитого океана до Черного моря и от Балтики до Тихого океана.

Уменьшение – в результате войн, эпидемий, природных катаклизмов. Многие местные народы Америки, Австралии, Океании, Африки в результате колонизации, уничтожения и сгона в резервации, сократились численно и занимают незначительные территории.

Исчезновение – полное исчезновение этнической территории происходит в результате полного вымирания или истребления этноса (тасманийцы), или его изгнания (евреи, цыгане)

Культура – каждый народ имеет свой тип хозяйства, материальную (орудия труда, дома, постройки, одежда, украшения) и духовную (мировоззрение, идеология, устное народное творчество, песни, танцы) культуру. На протяжении периода существования этноса отдельные элементы культуры видоизменяются, эволюционируют, передаются от поколения к поколению. Своеобразие культурного облика является одним из основных критериев, по которому различаются народы. Если народ утрачивает культурную специфику, он перестает существовать как самостоятельный этнос.

Этническое  самосознание – общественно-психологическая категория. Формируется в период становления этноса и оперирует понятиями-противопоставлениями «мы» и «они». Самосознание всегда выражено в самоназвании (этнониме). В ходе миграций народов и расселения их в чужеродной стране может формироваться двойное этническое самосознание.

 

 

 

Иерархия этноса

 

В силу специфических условий  этнос а/существует как нераздельное целое, в/разделяется на более мелкие категории или с/объединяется в более крупные общности.

а/ Формирование и дальнейшее существование этноса находится  в тесной связи с социально-экономическим  развитием. Человечество на всем протяжении своей истории прошло длительный путь развития от племени до государства различных уровней (античного, средневекового, капиталистического), характеризующихся различными типами социального и политического устройства, экономики. Этнос в таком случае выступает как этносоциальный организм - т.е. образование, обладающее не только этнической и территориальной, но и социально-экономической и политической общностью. Примеры - современные этносы, имеющие свои государства.

В) 1/ Этникос – совокупность человеческих групп, не обладающих территориально-политической и социально-экономической общностью, но сохраняющих основные этнические черты (такие как элементы культуры и быта, языка, психики, самосознания и самоназвания). Примеры: мигранты, проживающие компактно в других государствах – украинцы в Канаде, гагаузы в Молдавии, болгары в Украине и т.д.

2/Субэтнос – совокупность человеческих групп, входящих в состав крупного этноса, но отличающихся от него своеобразием психики, различиями в материальной и духовной культуре, верованиях, автономным управлением, имеющие собственное этническое самосохнание. Происхождение различно: выделяются 4 основных тенденции: а/ территориальное обособление вследствие незаверщенности процесса ассимиляции этносом какой-то инородной группы (корсиканцы); б/ наличие особого социального статуса (донские казаки); с/ конфессиональные различия (амхары и харары в Эфиопии); д/ расовая обособленность – афро-американцы.

3/ Этнографические  группы -  подразделения этноса, не имеющие собственного этнического самосознания -  гуцулы, лемки, полищуки и др.

с/ Объединения этносов  – метаэтнические общности. Выделяются лингвистические, потестарно-политические, конфессиональные.

метаэтнолингвистические общности – группы этносов, имеющие близкую или дальнюю степень родства, выражающуюся в языковой близости. Примеры: славянские языки - славяне (восточные – русские, украинцы, белорусы; западные – чехи, словаки, поляки; южные – болгары, сербы, словенцы); германские языки (немцы, австрийцы, датчане, шведы, англичане); романские языки (французы, испанцы, итальянцы, португальцы).

Метаэтнополитические  общности – группы этносов, объединенные по политическим причинам, реже военным, экономическим. Примеры: полиэтничные государства современности, НАТО, ЕЭС, СЭВ и др. В подобные общности могут включаться и родственные и неродственные этносы. Существование в рамках одного объединения, преследующего единые цели, приводит к интеграции культуры, идеологии и т.д.

Метаэтноконфессиональные  общности – объединения этносов, различных по происхождению и локализации, на базе мировых религий – христианства, ислама, буддизма и др. Единство вероисповедания приводит к формированию различий менталитета, психики, мировоззрения.

 

Типология этногенеза

 

Этнические общности отличаются устойчивостью, однако не остаются неизменными. Становление и развитие этноса происходит в русле двух качественно различных, но органически взаимосвязанных  процессов: этноэволюционных и этнотрансформационных.

Этноэволюционные  процессы приводят к изменению каких-то элементов этноса, но не приводят к ломке этнической системы. Так на протяжении сотен, а то и тысяч лет существования какого-либо этноса происходят кардинальные изменения в его хозяйстве, материальной и духовной культуре, языке и т.д., но сам народ продолжает существовать (греки, русские, украинцы и др…).

Этнотрансформационные процессы приводят к изменению этнической принадлежности тех или иных групп людей, к исчезновению одних и возникновению других этносов. Эти процессы происходит очень медленно, но приводят к кардинальной смене этнической карты мира.

Данные виды развития или  смены этносов подразделяются в  свою очередь на процессы этнического разделения и этнического объединения.

Этническое разделение – это процесс, при котором от прежней единой этнической общности отделяется другая (другие) общность, каждая из которых становится отдельным самостоятельным этносом.

Среди процессов этнического  разделения выделяются 3 типа: парциация, сепарация, дисперсизация.

Этническая парциация – это деление единого прежде этноса на несколько относительно равных частей, причем ни один из этносов не отождествляет себя со старым. Причины: 1/ рост этносов при одновременном истощении природных ресурсов, что обусловило необходимость территориального разрыва между его отдельными частями (характерен для первобытного общества); 2/ расчленение этноса государственными границами (распад древнерусского государства и становление этносов русских, украинцев, белорусов; Северная и Южная Корея).

Этническая сепарация – отделение от этноса небольшой его части, со временем превращающейся в самостоятельный этнос. (франкоканадцы – потомки группы колонистов, численностью около 10 тыс. человек;  исландцы – потомки незначительной группы норвежских мигрантов).

Информация о работе Этнология