Иван Грозный

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:07, реферат

Описание работы

Иоа́нн IV Васи́льевич (прозвание Ива́н Гро́зный; 25 августа 1530, село Коломенское[1] под Москвой — 18 марта 1584, Москва) — великий князь Московский и всея Руси с 1533, первый царь всея Руси (с 1547) (кроме 1575—1576, когда «великим князем всея Руси» номинально был Симеон Бекбулатович).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 89.30 Кб (Скачать)

[править]

Царь Иван и церковь

 

Сближение с Западом при  Иоанне IV не могло остаться без того, чтоб приезжавшие в Россию иностранцы не беседовали с русскими и не вносили  господствовавшего тогда на западе духа религиозных умствований и  прений[271].

 

Осенью 1553 года открылся собор  по делу Матвея Башкина и его сообщников. Еретикам было предъявлен ряд обвинений: отрицание святой соборной апостольской церкви, отвержение поклонения иконам, отрицания силы покаяния, пренебрежительное  отношение к постановления вселенских соборов и пр[272]. Летопись сообщает: «И царь и митрополит велели его, изымав, истязати о сих; он же христиана себя исповеда, скры в собе вражию прелесть, сатанино еретичество, мняше бо безумьный  от Всевидящего Ока укрытися»[273].

 

Наиболее значимы отношения  царя с митрополитом Макарием и его  реформами, митрополитом Филиппом, протопопом Сильвестром, а также соборы, состоявшиеся в то время, — они нашли свое отражение в деятельности Стоглавого собора.

 

Одним из проявлений глубокой религиозности Ивана IV были его значительные по размеру вклады в различные  монастыри. Многочисленные пожертвования  на помин душ людей, убитых по указу  самого государя (см. синодик опальных), не имеют аналогов не только в российской, но и в европейской истории[274].

[править]

Вопрос о канонизации

Основная статья: Вопрос о  канонизации Ивана Грозного

 

В конце XX века часть церковных  и околоцерковных кругов обсуждала  вопрос о канонизации Грозного. Эта  идея встретила категорическое осуждение  церковного священноначалия и патриарха, указавших на историческую несостоятельность  реабилитации Грозного, на его преступления перед церковью (убийства святых), а  также отвергших утверждения  о его народном почитании.

[править]

Характер царя по отзывам  современников

 

 Изображение Ивана  IV из западного источника

 

Иван рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой боярских родов Шуйских и Бельских. Поэтому  сложилось мнение, что убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нём подозрительности, мстительности и жестокости. С. Соловьёв анализируя влияние нравов эпохи  на характер Ивана IV отмечает, что он «не сознал нравственных, духовных средств для установления правды и наряда или, что ещё хуже, сознавши, забыл о них; вместо целения он усилил болезнь, приучил ещё более  к пыткам, кострам и плахам»[275].

 

Однако, в эпоху Избранной  Рады царя характеризовали восторженно. Один из современников пишет о 30-летнем Грозном: «Обычай Иоаннов есть соблюдать  себя чистым пред Богом. И в храме, и в молитве уединенной, и в  совете боярском, и среди народа у него одно чувство: „Да властвую, как Всевышний указал властвовать  своим истинным Помазанникам!“ Суд  нелицеприятный, безопасность каждого  и общая, целость порученных ему  государств, торжество веры, свобода  христиан есть всегдашняя дума его. Обремененный делами, он не знает иных утех, кроме  совести мирной, кроме удовольствия исполнять свою обязанность; не хочет  обыкновенных прохлад царских… Ласковый к вельможам и народу — любя, награждая всех по достоинству —  щедростию искореняя бедность, а  зло — примером добра, сей Богом  урождённый Царь желает в день Страшного  суда услышать глас милости: „Ты еси  Царь правды!“»[276].

 

«Он так склонен к гневу, что, находясь в нём, испускает пену, словно конь, и приходит как бы в  безумие; в таком состоянии он бесится также и на встречных. — Пишет посол Даниил Принц  из Бухова. — Жестокость, которую  он часто совершает на своих, имеет  ли начало в природе его, или в  низости (malitia) подданных, я не могу сказать. <…> Когда он за столом, то по его  правую руку садится старший сын. Сам он грубых нравов; ибо он опирается  локтями на стол, и так как не употребляет никаких тарелок, то ест пищу, взяв её руками, а иногда недоеденное кладет опять назад  в чашку (in patinam). Прежде чем пить или  есть что-нибудь из предложенного, он обыкновенно  знаменует себя большим крестом  и взирает на повешенные образа Девы Марии и Святого Николая»[277].

 

 

 

Князь Катырев-Ростовский дает Грозному следующую знаменитую характеристику:

Царь Иван образом нелепым, очи имея серы, нос протягновен  и покляп <длинный и загнутый>; возрастом <ростом> велик бяше, сухо тело имея, плещи имея высоки, груди  широкы, мышцы толсты, муж чюдного  разсуждения, в науке книжного поучения доволен и многоречив зело, ко ополчению  дерзостен и за свое отечество  стоятелен. На рабы своя, от бога данныя ему, жестокосерд вельми, и на пролитие крови на убиение дерзостен и  неумолим; множество народу от мала и до велика при царстве своем  погуби, и многие грады своя поплени, и многие святительские чины заточи и смертию немилостивою погуби, и  иная многая содея над рабы своими, жен и девиц блудом оскверни. Той  же царь Иван многая благая сотвори, воинство велми любяща и требующая ими  от сокровища своего неоскудно подаваше. Таков бо бе царь Иван.

 

— Н. В. Водовозов. История  древнерусской литературы[278]

 

Историк Соловьёв считает, что  рассматривать личность и характер царя необходимо в контексте его  окружения в молодости:

 

Не произнесет историк  слово оправдания такому человеку; он может произнести только слово  сожаления, если, вглядываясь внимательно  в страшный образ, под мрачными чертами  мучителя подмечает скорбные черты  жертвы; ибо и здесь, как везде, историк обязан указать на связь  явлений: своекорыстием, презрением общего блага, презрением жизни и чести  ближнего сеяли Шуйские с товарищами — вырос Грозный[279].

 

— С.М. Соловьёв. История России с древнейших времен.

[править]

Внешность

 

 Восковая фигура Ивана  Грозного, выполненная Санкт-Петербургским  музеем восковых фигур

 

 Реконструкция внешнего  вида Ивана IV по черепу, выполненная  профессором М. Герасимовым

 

Свидетельства современников  о внешности Ивана Грозного весьма скудны[280]. Все имеющиеся его портреты, по мнению К. Валишевского, имеют сомнительную подлинность. По отзывам современников, он был сухощав, имел высокий рост и хорошее телосложение. Глаза  Ивана были голубые с проницательным взглядом, хотя во второй половине его царствования отмечают уже мрачное и угрюмое лицо. Царь брил голову, носил большие усы и густую рыжеватую бороду, которая сильно поседела к концу его царствования[281].

 

Венецианский посол Марко  Фоскарино пишет о внешности 27-летнего  Ивана Васильевича: «красив собою»[282].

 

Германский посол Даниил Принц, дважды бывавший в Москве у  Ивана Грозного, описывал 46-летнего  царя: «Он очень высокого роста. Тело имеет полное силы и довольно толстое, большие глаза, которые у него постоянно бегают и все наблюдают  самым тщательным образом. Борода у  него рыжая (rufa), с небольшим оттенком черноты, довольно длинная и густая, но волосы на голове, как большая  часть русских, бреет бритвой»[277].

 

В 1963 году в Архангельском  соборе Московского Кремля была вскрыта  гробница Ивана Грозного. Царь был  похоронен в облачении схимонаха. По останкам установлено, что рост Ивана  Грозного был около 179—180 сантиметров. В последние годы жизни его  вес составлял 85—90 кг[280]. Советский  учёный М. М. Герасимов использовал  разработанную им методику для восстановления внешности Ивана Грозного по сохранившемуся черепу и скелету. По результатам  исследования можно сказать, что  «к 54 годам царь был уже стариком, лицо его было покрыто глубокими  морщинами, под глазами — огромные мешки. Ясно выраженная асимметрия (левый  глаз, ключица и лопатка были значительно  больше правых), тяжелый нос потомка  Палеологов, брезгливо-чувственный  рот придавали ему малопривлекательный  вид»[283].


Информация о работе Иван Грозный