Иван Грозный

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:07, реферат

Описание работы

Иоа́нн IV Васи́льевич (прозвание Ива́н Гро́зный; 25 августа 1530, село Коломенское[1] под Москвой — 18 марта 1584, Москва) — великий князь Московский и всея Руси с 1533, первый царь всея Руси (с 1547) (кроме 1575—1576, когда «великим князем всея Руси» номинально был Симеон Бекбулатович).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 89.30 Кб (Скачать)

Иоа́нн IV Васи́льевич (прозвание  Ива́н Гро́зный; 25 августа 1530, село Коломенское[1] под Москвой — 18 марта 1584, Москва) — великий князь Московский и  всея Руси с 1533, первый царь всея Руси (с 1547) (кроме 1575—1576, когда «великим князем всея Руси» номинально был Симеон Бекбулатович).

 

Сын великого князя Московского  Василия III и Елены Глинской. По отцовской  линии происходил из московской ветви  династии Рюриковичей, по материнской  — от Мамая, считавшегося родоначальником  литовских князей Глинских[2][3]. Бабка  по отцу, Софья Палеолог — из рода византийских императоров.[4].

 

Пришёл к власти в 7-летнем возрасте. После восстания в Москве 1547 года правил с участием круга  приближённых лиц, который князь  Курбский назвал «Избранной радой». При  нём начался созыв Земских  соборов, составлен Судебник 1550 года. Проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном  уровне (Губная, Земская и другие реформы). Были захвачены Казанское  и Астраханское ханства.

 

В 1560 году Избранная рада пала, её главные деятели попали в опалу, и началось полностью  самостоятельное правление царя. Вторая половина правления Ивана  Грозного была отмечена полосой неудач в Ливонской войне и учреждением  опричнины, в ходе которой был  нанесён удар старой родовой аристократии и укреплены позиции поместного дворянства.

Согласно бытовавшему  на Руси праву престолонаследия великокняжеский  престол переходил к старшему сыну монарха, однако Ивану («прямое  имя» по дню рождения — Тит) было всего три года, когда его отец великий князь Василий III серьёзно заболел. Ближайшими претендентами  на трон, кроме малолетнего Ивана, были младшие братья Василия. Из шестерых сыновей Ивана III осталось двое —  князь Старицкий Андрей и князь  Дмитровский Юрий.

 

Предвидя скорую смерть, Василий III сформировал для управления государством «седьмочисленную» боярскую комиссию (именно к опекунскому совету при  малолетнем великом князе впервые  стало применяться название «Семибоярщина», чаще в современности ассоциирующееся  исключительно с олигархическим боярским правительством эпохи Смутного Времени в период после свержения  царя Василия Шуйского[6]). Опекуны  должны были беречь Ивана, пока он не достигнет 15 лет. В опекунский совет вошли  князь Андрей Старицкий — младший  брат отца Ивана, М. Л. Глинский — дядя великой княгини Елены и советники: братья Шуйские (Василий и Иван), Михаил Захарьин, Михаил Тучков, Михаил Воронцов. По замыслу великого князя, этим должны были сохраниться порядок  правления страной доверенными  людьми и уменьшиться распри в  аристократической Боярской думе[7]. Существование регентского совета признаётся не всеми историками, так  по версии историка А. А. Зимина, Василий  передал ведение государственных  дел Боярской думе, а опекунами  наследника назначил М. Л. Глинского  и Д. Ф. Бельского[8]. Мамкой для Ивана  была назначена А. Ф. Челяднина.

 

Василий III умер 3 декабря 1533 года, а уже через 8 дней бояре  избавились от основного претендента  на трон — дмитровского князя Юрия[9].

 

Опекунский совет управлял страной меньше года, после чего его власть начала рушиться. В августе 1534 года произошёл ряд перестановок в правящих кругах. 3 августа князь  Семён Бельский и опытный военачальник окольничий Иван Ляцкий оставили Серпухов и отъехали на службу к литовскому князю. 5 августа был арестован  один из опекунов малолетнего Ивана  — Михаил Глинский, который тогда  же умер в тюрьме[9]. За соумышленничество  с перебежчиками были схвачены[10] брат Семёна Бельского Иван и князь  Иван Воротынский с детьми. В этом же месяце был арестован и ещё  один член опекунского совета —  Михаил Воронцов. Анализируя события  августа 1534 года, историк С. М. Соловьёв делает вывод, что «все это было следствием общего негодования вельмож на Елену  и её любимца Оболенского».

 

 Иван Грозный. Парсуна

 

Попытка Андрея Старицкого в 1537 году захватить власть[11] окончилась неудачей: запертый в Новгороде с  фронта и тыла, он был вынужден сдаться[12][13] и закончил жизнь в тюрьме[14].

 

В апреле 1538 года 30-летняя Елена  Глинская умерла, а через шесть  дней бояре (князья И. В. Шуйский и  В. В. Шуйский с советниками[15]) избавились и от Оболенского. Митрополит Даниил и дьяк Федор Мищурин, убежденные сторонники централизованного государства  и активные деятели правительства  Василия III и Елены Глинской[16], были немедленно отстранены от управления государством. Митрополит Даниил был  отправлен в Иосифо-Волоцкий монастырь, а Мищурина «бояре казнили…не любя того, что он стоял за великого князя  дела»[17].

 

«Многие промеж бояр бяше вражды о корыстех и о племенех, всяк своим печется, а не государьским», так описывает летописец годы боярского властвования, в которые  «кийждо себе различных и высочайших санов желаху… и нача в них  бытии самолюбие, и неправда, и  желание хищения чужого имения. И  воздвигоша велию крамолу между  себе, и властолюбия ради друг друга  коварствоваху… на своих другов востающе, и домы их и села себе притежаша  и сокровища свои наполниша неправедного богатства»[18].

 

В 1545 году, с приходом 15-летнего  возраста, Иван достиг совершеннолетия, таким образом, став полноправным правителем.

[править]

Венчание на царство

 

 Ларец-ковчег для хранения  грамоты об утверждении на  царство Ивана IV. Художник Ф.  Г. Солнцев. Россия, фабрика Ф.  Шопена. 1853-48 гг. Бронза, литье, золочение,  серебрение, чеканка. ГИМ

 

13 декабря 1546 года Иван  Васильевич впервые высказал  Макарию намерение жениться (подробнее  см. ниже), а перед этим венчаться  на царство «по примеру прародителей»[19]

 

Ряд историков (Н. И. Костомаров, Р. Г. Скрынников, В. В. Кобрин, К. О. Сушко, К. В. Разва, С. С. Исаченко) полагают, что  инициатива принятия царского титула не могла исходить от 16-летнего юноши. Скорее всего, важную роль в этом сыграл митрополит Макарий. Упрочнение власти царя также было выгодно его родне  по материнской линии[20]. В. О. Ключевский придерживается противоположной точки  зрения, подчёркивая рано сформировавшееся у государя стремление к власти. По его мнению, «политические думы царя вырабатывались тайком от окружающих», идея о венчании стала полной неожиданностью для боярства.

 

Древнее византийское царство  с его боговенчанными императорами всегда было образом для православных стран, однако оно пало под ударами  неверных. Москва в глазах русских  православных людей должна была стать  наследницей Царьграда — Константинополя. Торжество самодержавия олицетворяло и для митрополита Макария  торжество Православной веры. Так  сплелись интересы царской и духовных властей (Филофей). В начале XVI века все  большее распространение получает признание и идея божественного  происхождения власти государя. Одним  из первых об этом заговорил Иосиф  Волоцкий. Иное осмысление власти государя протопопом Сильвестром позднее  привело к ссылке последнего. Мысль  о том, что самодержец обязан во всем подчиняться Богу и его установлениям, проходит через всё «Послание  царю».

 

16 января 1547 года в Успенском  соборе Московского Кремля состоялась  торжественная церемония венчания, чин которой был составлен  самим митрополитом[21]. Митрополит  возложил на него знаки царского  достоинства — крест Животворящего  Древа, бармы и шапку Мономаха; Иван Васильевич был помазан  миром, а затем митрополит благословил  царя.

 

 Венчание на царство  Ивана IV

 

Позднее, в 1558 году Константинопольский  патриарх Иоасаф II сообщал Ивану  Грозному, что «царское имя его  поминается в Церкви Соборной по всем воскресным дням, как имена прежде бывших Византийских Царей; это повелено делать во всех епархиях, где только есть митрополиты и архиереи», «а о благоверном венчании твоем  на царство от св. митрополита всея Руси, брата нашего и сослужебника, принято нами во благо и достойно твоего царствия». «Яви нам, — писал  Иоаким, патриарх Александрийский, — в нынешние времена нового кормителя и промыслителя о нас, доброго поборника, избранного и Богом наставляемого Ктитора святой обители сей, каков был некогда боговенчанный и равноапостольный Константин… Память твоя пребудет у нас непрестанно не только на церковном правиле, но и на трапезах с древними, бывшими прежде Царями»[22].

 

Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических  сношениях с Западной Европой. Великокняжеский  титул переводили как «принц»  или даже «великий герцог». Титул  же «царь» в иерархии стоял наравне  с титулом император[23].

 

Безоговорочно титул уже  с 1554 года предоставлялся Ивану Англией. Сложнее стоял вопрос о титуле в католических странах, в которых  крепко держалась теория единой «священной империи». В 1576 году император Максимилиан II, желая привлечь Грозного к союзу  против Турции, предлагал ему в  будущем престол и титул «всходного [восточного] цесаря». Иоанн IV отнесся  совершенно равнодушно к «цесарству греческому», но потребовал немедленного признания себя царем «всея Руси», и император уступил в этом важном принципиальном вопросе, тем  более, что ещё Максимилиан I признал  царский титул за Василием III, именуя Государя «божиею милостью цесарем  и обладателем всероссийским  и великим князем»[24]. Гораздо  упорнее оказался папский престол, который отстаивал исключительное право пап предоставлять королевский  и иные титулы государям, а с другой стороны, не допускал нарушения принципа «единой империи». В этой непримиримой позиции папский престол находил  поддержку у польского короля, отлично понимавшего значение притязаний Московского Государя. Сигизмунд II Август представил папскому престолу записку, в которой предупреждал, что признание папством за Иваном IV титула «Царя всея Руси» приведёт к отторжению от Польши и Литвы  земель, населённых родственными московитам «русинами», и привлечёт на его  сторону молдаван и валахов. Со своей  стороны Иоанн IV придавал особенное  значение признанию его царского титула именно Польско-Литовским государством, но Польша в течение всего XVI века так и не согласилась на его  требование. Из преемников Ивана IV его  мнимый сын Лжедимитрий I использовал  титул «императора», но Сигизмунд III, посадивший его на московский престол, официально именовал его просто князем, даже не «великим»[25].

 

В результате коронации родня  царя упрочила своё положение, добившись  значительных выгод, однако после Московского  восстания 1547 года род Глинских потерял  всё своё влияние, а юный правитель  убедился в разительном несоответствии между его представлениями о  власти и реальным положением дел.

[править]

Внутренняя политика

[править]

Реформы Ивана IV

 

В. М. Васнецов Царь Иван Грозный, 1897

 

С 1549 года вместе с Избранной  радой (А. Ф. Адашев, митрополит Макарий, А. М. Курбский, протопоп Сильвестр) Иван IV осуществил ряд реформ, направленных на централизацию государства: Земскую  реформу, Губную реформу, провел преобразования в армии. В 1550 году был принят новый  судебник, который ужесточил правила  перехода крестьян (размер пожилого был  увеличен). В 1549 году был созван первый Земский собор. В 1555—1556 Иван IV отменил  кормления и принял Уложение о  службе.

 

Судебник и царские  грамоты предоставляли крестьянским общинам право самоуправления, раскладки  податей и надзора за порядком.

 

При Иване Грозном был  запрещён въезд на территорию России еврейских купцов. Когда же в 1550 году польский король Сигизмунд-Август потребовал, чтоб им был дозволен свободный въезд  в Россию, Иоанн отказал в таких  словах: «в свои государства Жидом  никак ездити не велети, занеже в  своих государствах лиха никакого видети не хотим, а хотим того, чтобы Бог  дал в моих государствах люди мои  были в тишине безо всякого смущенья. И ты бы, брат наш, вперёд о Жидех  к нам не писал»[26], поскольку они  русских людей «от христианства отводили, и отравные зелья в наши земли привозили и пакости  многие людям нашим делали»[27][28].

 

С целью устроить типографию в Москве царь обратился к Кристиану II с просьбой выслать книгопечатников, и тот прислал в 1552 году в Москву через Ганса Миссингейма Библию в переводе Лютера и два лютеранских  катехизиса[29], но по настоянию русских  иерархов план короля по распространению  переводов в нескольких тысячах  экземпляров был отвергнут[30].

 

В начале 1560-х годов Иван Васильевич произвел знаковую реформу  государственной сфрагистики. С  этого момента в России появляется устойчивый тип государственной  печати. Впервые на груди древнего двуглавого орла появляется всадник  — герб князей Рюрикова дома, изображавшийся до того отдельно, и всегда с лицевой  стороны государственной печати, в то время как изображение  орла помещалось на оборотной: «Того  же году (1562) февраля в третий день Царь и Великий Князь печать старую меньшую, что была при отце его  Великом Князе Василии Иоанновиче, переменил, а учинил печать новую  складную: орел двоеглавый, а среди  его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавый, а среди  его инърог». Новая печать скрепила договор с Датским королевством от 7 апреля 1562 года[31].

 

 Иоанн Васильевич Великий,  император Руссии, князь Московский. С карты Ортелия 1574 года

[править]

Реформа военной организации

 

В 1550 году «избранная тысяча»  московских дворян получила поместья в пределах 60—70 км от Москвы. В том  же году было учреждено постоянное пешее стрелецкое войско, вооружённое  пищалями, бердышами и саблями. Стрелецкие части были полурегулярными, поскольку  стрельцы самостоятельно вели хозяйство, хотя и получали жалованье. Стрельцы делились на московских и городовых, выделялись стремянные стрельцы. Командирами  стрелецких частей назначались «дети  боярские». Оценки общей численности  стрельцов колеблются от 10 до 25 тыс.чел.[32]

 

«Приговор о местничестве»  способствовал значительному укреплению дисциплины в войске, повышению авторитета воевод, особенно не знатного происхождения, и улучшению боеспособности русского войска, хотя и встретил большое  сопротивление родовой знати[33].

Информация о работе Иван Грозный