Иван Грозный

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:07, реферат

Описание работы

Иоа́нн IV Васи́льевич (прозвание Ива́н Гро́зный; 25 августа 1530, село Коломенское[1] под Москвой — 18 марта 1584, Москва) — великий князь Московский и всея Руси с 1533, первый царь всея Руси (с 1547) (кроме 1575—1576, когда «великим князем всея Руси» номинально был Симеон Бекбулатович).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 89.30 Кб (Скачать)

 

Русская артиллерия эпохи  Ивана Грозного была разнообразна и  многочисленна. Дж. Флетчер в 1588 году писал:

Полагают, что ни один из христианских государей не имеет такой хорошей  артиллерии и такого запаса снарядов, как русский царь, чему отчасти  может служить подтверждением Оружейная  палата в Москве, где стоят в  огромном количестве всякого рода пушки, все литые из меди и весьма красивые[34].

 

«К бою у русских  артиллеристов всегда готовы не менее  двух тысяч орудий…» — доносил  императору Максимилиану II его посол  Иоанн Кобенцль[35]. Московская летопись пишет: «…ядра у больших пушек  по двадцати пуд, а у иных пушек  немного полегче». Самая крупная  в Европе гаубица — «Кашпирова пушка», весом 1200 пудов и калибром в 20 пудов, — принимала участие  в осаде Полоцка в 1563 году. Также  «следует отметить ещё одну особенность  русской артиллерии 16 столетия, а  именно — её долговечность», — пишет  современный исследователь Алексей  Лобин. «Пушки, отлитые по повелению  Иоанна Грозного, стояли на вооружении по нескольку десятилетий и участвовали  почти во всех сражениях XVII века»[36].

[править]

Опричнина

Основные статьи: Опричнина, Опричник

[править]

Причины введения опричнины

 

По мнению советских историков  А. А. Зимина и А. Л. Хорошкевич, причина  разрыва Ивана Грозного с «Избранной радой» состояла в том, что программа  последней оказалась исчерпанной[37]. В частности, была дана «неосмотрительная  передышка» Ливонии, в результате чего в войну втянулось несколько  европейских государств. Кроме того, царь не был согласен с идеями деятелей «Избранной рады» (в особенности, Адашева) о приоритетности завоевания Крыма по сравнению с военными действиями на Западе[38]. Наконец, «Адашев проявил излишнюю самостоятельность во внешнеполитических сношениях с литовскими представителями в 1559 г.»[39] и в итоге был отправлен в отставку. Следует отметить, что подобные мнения о причинах разрыва Ивана с «Избранной радой» разделяют далеко не все историки. Так, Н. И. Костомаров видит истинную подоплеку конфликта в отрицательных особенностях характера Ивана Грозного, а деятельность «Избранной рады» напротив оценивает весьма высоко[40]. В. Б. Кобрин также полагает, что личность царя сыграла здесь решающую роль, однако в то же самое время увязывает поведение Ивана с его приверженностью программе ускоренной централизации страны, противостоящей идеологии постепенных перемен «Избранной рады»[41]. Историки считают, что выбор первого пути обусловлен личным характером Ивана Грозного, не желавшего слушать людей, не согласных с его политикой. Таким образом, после 1560 г. Иван становится на путь ужесточения власти, который привел его к репрессивным мерам[42].

 

По мнению Р. Г. Скрынникова, знать легко бы простила Грозному отставку его советников Адашева  и Сильвестра, но она не желала мириться с покушением на прерогативы боярской Думы[43]. Идеолог боярства Курбский самым решительным образом протестовал  против ущемления привилегий знати  и передачи функций управления в  руки приказных (дьяков): «писарям русским  князь великий зело верит, а избирает их ни от шляхетского роду, ни от благородна, но паче от поповичей или от простого всенародства, а то ненавидячи творит вельмож своих»[44].

 

Новые недовольства князей, считает Скрынников, вызвал царский  указ от 15 января 1562 года об ограничении  их вотчинных прав, ещё больше чем  прежде уравнивавший их с поместным  дворянством[45]. Вследствие этого в  начале 1560-х гг. среди знати появляется стремление бежать от царя Ивана за границу. Так, дважды пытался бежать за рубеж и дважды был прощён И. Д. Бельский, были пойманы при попытке  к бегству и прощены князь  В. М. Глинский и И. В. Шереметев[46]. Среди  окружения Грозного нарастает напряженность: зимой 1563 года перебежали к полякам  боярин Колычев, Т. Пухов-Тетерин, М. Сарохозин. Был обвинен в измене и сговоре  с поляками, но после помилован  наместник г. Стародуба В. Фуников[47]. За попытку уйти в Литву смоленский воевода князь Дмитрий Курлятев был отозван из Смоленска и  сослан в отдаленный монастырь на Ладожском озере[48]. В апреле 1564 года в Польшу перебежал в опасении опалы Андрей Курбский, как позднее  указывает в своих сочинениях сам Грозный, прислав оттуда Ивану  обвинительное письмо.

 

В 1563 г. дьяк Владимира Андреевича Старицкого Савлук Иванов, посаженный князем за что-то в тюрьму, подал  донос о «великих изменных делах» последнего, что тотчас нашло живой  отклик у Ивана. Дьяк утверждал, в  частности, что Старицкий предупредил  полоцких воевод о намерении царя осадить крепость. Царь простил брата, но лишил части удела, а княгиню  Ефросинью Старицкую 5 августа 1563 г. велел постричь в монахини Воскресенской  обители на р. Шексне[49]. При этом последней было позволено сохранить  при себе прислугу, получившую несколько  тысяч четвертей земли в окрестностях монастыря, и ближних боярынь-советниц, а также разрешены поездки  на Богомолье в соседние обители  и вышивка[50]. Веселовский[51] и Хорошкевич[52] выдвигают версию добровольного  пострижения княгини в монахини[42][53].

 

В 1564 г. русское войско было разбито на р. Уле. Есть версия, что  это послужило толчком к началу казней тех, кого Грозный счёл виновниками  поражения: были казнены двоюродные братья — князья Оболенские, Михайло  Петрович Репнин и Юрий Иванович Кашин. Считается, что Кашин был казнён за отказ плясать на пиру в скоморошьей  маске, а Дмитрий Фёдорович Оболенский-Овчина — за то, что попрекнул Фёдора Басманова его гомосексуальной  связью с царём[20] [54][55][56][57][58], за ссору  с Басмановым был казнён и известный  воевода Никита Васильевич Шереметев[42].

 

 Аллегория тиранического  правления Ивана Грозного

 

В начале декабря 1564, согласно исследованиям Шокарева[59], была предпринята  попытка вооружённого мятежа против царя, в которой принимали участие  западные силы: «Многие знатные вельможи собрали в Литве и в Польше немалую партию и хотели с оружием  идти против царя своего»[60].

[править]

Учреждение опричнины

 

В 1565 году Грозный объявил  о введении в стране Опричнины. Страна делилась на две части: «Государеву  светлость Опричнину» и земство. В Опричнину попали, в основном, северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. Центром  Опричнины стала Александровская  слобода — новая резиденция Ивана  Грозного, откуда 3 января 1565 года гонцом Константином Поливановым была доставлена грамота духовенству, боярской Думе и народу об отречении царя от престола[61]. Хотя Веселовский считает, что Грозный  не заявлял о своем отказе от власти[62], но перспектива ухода государя и  наступления «безгосударного времени», когда вельможи могут снова заставить  городских торговцев и ремесленников  всё делать для них даром, не могла  не взволновать московских горожан[63].

 

Указ о введении Опричнины  был утверждён высшими органами духовной и светской власти — Освященным собором и Боярской Думой[64]. Также  есть мнение, что этот указ подтвердил своим решением Земский собор[65][66][67][68][69]. Однако, по другим данным, члены Собора 1566 г. резко протестовали против опричнины, подав челобитную об отмене опричнины  за 300 подписей; все челобитники были немедленно посажены в тюрьму, но быстро выпущены (как полагает Р. Г. Скрынников, благодаря вмешательству митрополита  Филиппа); 50 подвергли торговой казни, нескольким урезали языки, трёх обезглавили[70].

 

Первыми жертвами опричнины  стали виднейшие бояре: первый воевода  в Казанском походе А. Б. Горбатый-Шуйский  с сыном Петром, его шурин Пётр Ховрин, окольничий П. Головин (чей род  традиционно занимал должности московских казначеев), П. И. Горенский-Оболенский (младший брат его, Юрий успел спастись в Литве), князь Дмитрий Шевырёв, С. Лобан-Ростовский и др.[71]

 

Началом образования опричного  войска можно считать тот же 1565 год, когда был сформирован отряд  в 1000 человек, отобранных из «опричных» уездов. Каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. В дальнейшем число  «опричников» достигло 6000 человек. В  Опричное войско включались также и  отряды стрельцов с опричных территорий. С этого времени служилые люди стали делиться на две категории: дети боярские, из земщины, и дети боярские, «дворовые и городовые», то есть получавшие государево жалование непосредственно  с «царского двора». Следовательно, Опричным войском надо считать не только Государев полк, но и служилых людей, набранных с опричных территорий и служивших под начальством  опричных («дворовых») воевод и голов.

 

Шлихтинг, Таубе и Крузе  упоминают 500—800 человек «особой  опричнины». Эти люди в случае необходимости  служили в роли доверенных царских  порученцев, осуществлявшие охранные, разведывательные, следственные и карательные  функции. Остальные 1200 опричников разделены  на четыре приказа, а именно: Постельный, ведающий обслуживанием помещений  дворца и предметами обихода царской  семьи; Бронный — оружейный; Конюшенный, в ведении которого находилось огромное конское хозяйство дворца и царской  гвардии; и Сытный — продовольственный[72].

 

Летописец, по мнению Фроянова[73], возлагает вину за беды, обрушившиеся на государство, на саму «Русскую землю, погрязшую в грехах, междоусобной брани и изменах»: «И потом, по грехом Руския всея земли, восташа мятеж  велик и ненависть во всех людях, и междоусобная брань и беда велика, и государя на гнев подвигли, и за великую измену царь учиниша опричнину»[74].

 

Будучи опричным «игуменом», царь исполнял ряд монашеских обязанностей. Так, в полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра — к  заутрене, в восемь начиналась обедня. Царь показывал пример благочестия: сам звонил к заутрене, пел на клиросе, усердно молился, а во время  общей трапезы читал вслух  Священное Писание. В целом, богослужение занимало около 9 часов в день[75].

 

При этом есть свидетельства, что приказы о казнях и пытках отдавались нередко в церкви. Историк  Г. П. Федотов считает, что «не  отрицая покаянных настроений царя, нельзя не видеть, что он умел в налаженных бытовых формах совмещать зверство с церковной набожностью, оскверняя  самую идею православного царства»[76].

 

С помощью опричников, которые  были освобождены от судебной ответственности, Иоанн IV насильственно конфисковывал  боярские и княжеские вотчины, передавая  их дворянам-опричникам. Самим боярам и князьям предоставлялись поместья в других областях страны, например, в Поволжье[61].

 

К посвящению в сан митрополита  Филиппа, произошедшему 25 июля 1566 года, им была подготовлена и подписана  грамота, согласно которой Филипп обещал «в опричнину и царский обиход не вступаться и, по поставлении, из-за опричнины… митрополии не оставлять»[77].

 

 «Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские  ворота московского застенка  на рубеже XVI и XVII веков)», 1912 г.

 

Введение опричнины ознаменовалось массовыми репрессиями: казнями, конфискациями, опалами. В 1566 г. часть опальных была возвращена, однако после Собора 1566 г. и требований об отмене опричнины  террор возобновился. Напротив Кремля на Неглинной (на месте нынешней РГБ) был построен каменный Опричный двор, куда переселился из Кремля царь.

 

В начале сентября 1567 года Грозный  вызвал к себе английского посланника Дженкинсона и через него передал  королеве Елизавете I просьбу о предоставлении убежища в Англии. Это было связано  с известием о заговоре в земщине, поставившем целью свергнуть  его с престола в пользу Владимира  Андреевича. Основой послужил донос  самого Владимира Андреевича; Р. Г. Скрынников признает принципиально неразрешимым вопрос, действительно ли возмущенная  опричниной «земщина» составила  заговор, или все сводилось лишь к неосторожным разговорам оппозиционного толка. По этому делу последовал ряд  казней, также в Коломну был  сослан конюший боярин Иван Фёдоров-Челяднин, крайне популярный в народе своей  неподкупностью и судейской добросовестностью (незадолго перед тем он доказал  свою верность царю, выдав подосланного к нему польского агента с грамотами  от короля).

 

Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного

 

С этими событиями связано  публичное выступление митрополита  Филиппа против царя: 22 марта 1568 г. в  Успенском соборе он отказался благословить царя и потребовал отменить опричнину. В ответ опричники насмерть забили железными палками слуг митрополита, затем против митрополита был  возбужден процесс в церковном  суде. Филипп был извергнут из сана и сослан в Тверской Отрочь монастырь.

 

Летом того же года Челяднин-Фёдоров  был обвинен в том, что якобы  с помощью своих слуг собирался  свергнуть царя. Фёдоров и 30 человек, признанные его сообщниками, были казнены. В царском Синодике опальным по этому  поводу записано: Отделано <то есть убито  — жаргонный термин опричников>: Ивана Петровича Федорова; на Москве отделаны Михаил Колычев да три сына его; по городам — князя Андрея Катырева, князя Федора Троекурова, Михаила Лыкова с племянником". Их поместья были разгромлены, все слуги перебиты: «Отделано 369 человек и всего отделано июля по 6-е число (1568)». По мнению Р. Г. Скрынникова, «Репрессии носили в целом беспорядочный характер. Хватали без разбора друзей и знакомых Челяднина, уцелевших сторонников Адашева, родню находившихся в эмиграции дворян и т. д. Побивали всех, кто осмеливался протестовать против опричнины». В подавляющем большинстве они были казнены даже без видимости суда, по доносам и оговорам под пыткой. Федорову царь собственноручно нанес удар ножом, после чего опричники его изрезали своими ножами[54][55][58][70].

 

В 1569 году царь покончил со своим  двоюродным братом: он был обвинен  в намерении отравить царя и казнен вместе со слугами, его мать Ефросиния  Старицкая утоплена с 12 монахинями в реке Шексне.

[править]

Поход на Новгород и «розыск» о новгородской измене

Информация о работе Иван Грозный