Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:27, шпаргалка
Документ содержит 90 ответов на вопросы по курсу "История Украины"
1. Предмет курса
Объектом ист У явл те реальные события общественной жизни с древнейших времен до наших дней, кот происходили на территории Украины, в ее нынешних государственных границах. Предметом истории У являются закономерности возникнов и развития разнообразной деятельности народа Украины. Например, создание украинской государственности.
Задачи:1) Дать понимание сути исторических процессов, которые происходили в прошлом и происходят ныне в Украине.
2) Выработать умение анализировать и обобщать исторический материал в определенной системе, контексте мировой истории. 3) Выработать умение применять полученные знания для прогнозирования общественных процессов.
Источники и литература:
- памятники материальной культуры (церкви, соборы, дворцы, орудия труда, предметы быта, монеты)
- устные источники (народные песни, исторические думы, легенды, поговорки, присказки и т.д.)
- письменные источники (законы, конституции, универсалы, договоры, циркуляры, приказы, грамоты, летописи, дневники, письма, воспоминания и т.д.)- основа исторических знаний
Литература: монография, статьи, учебные пособия, учебники
Советское
правительство, взяв курс на модернизацию
пром потенциала страны, сразу столкнулся
с 3 проблемами:средства, сырье и раб руки
для развития индустрии.Получить это все
можно было от крестьянства.Выход Ленин
видел в кооперации.Суть проблемы лежала
лишь в том, каким способом в традиционную
форму кооперации вложить новое социалистич.
Содержание.Курс на коллективизацию СССР
провозгласилна 15 съезде в 1927г.Задачи
кол-ции:Создание коллективных соц.хоз-в
в деревне;Повышение продуктивности с\х
произ-ва.В начале кол-ю предполагалось
проводить постепенно на основе добровольности
и материальной заинтересованности. Однако
развернувшаяся инд-я требовала огромных
ср-в, их могли дать только крестьяне, кот.
сост. Большинство населеня. Поэтому решено
было провести форсированную кол-ю. Колхозы
были удобной формой при помощи кот. можно
было перекачивать ср-ва из аграрного
сектора в пром-ть. В январе 1930 были установлены
оч сжатые сроки проведения сплошной коллективизации.Для
У. ее завершение планировалось на осень
1931 или не позднее весны 1932г. Коллективизация
осущ. Насильственными методами. Для того
чтобы сломить сопротивление зажиточных
крестьян проводилась политика ликвидации
кулачества как класса.В итоге кол-я была
проведена, с\х стало колхозным.Цель была
достигунта, крупные соц хоз-ва созданы.Насильственная
кол-я имела тяж.последствия:1.200 тыс. семей
было насильственно выселено с мест их
постоянного проживания.2.в ходе кол-ии
был ликвидирован самый работящий слой
крестьянства.3.В ходе кол-ии произошло
отчуждение крестьянина от земли.4.Крестьяне
оказались на положении гос.крепостных.5.в
1932-1933 У постиг страшный голод.Среди историков
в трактовке этого вопроса нет единого
мнения.Западные историки считают, что
основными были национально-полит факторы,акцентируя
внимания на его искусственности и организованности
Некоторые рос. И укр историки считают
что голод был вызван нвсильственными
хлебзаготовками, возвращению к эк необоснованной
продразверстке.Кол-во жертв голодомора
могла быть намного меньше, если бы сталинское
рук-во обратилось за помощью к мировому
содружеству.Однако это не было сделано
67. Установление тоталитарного режима в СССР и репрессии в Украине
В 30-е
г в СССР сформ. Тоталитарный режим
власти. Тот. Режим- это об-во в кот
гос-во осущ полный контроль над всей жизнью
и где отсутствуют демокр. Свободы.Основными
чертами сталинской модели тоталитаризма:
тотальное огосударствление собств-ти.Командно-
68. Развитие культуры в У. в 20-30 гг.
Политика
советского руководства в отрасли
культуры официально была названа «культурной
революцией».Планировалось ликвидировать
неписьменность, создать систему народного
обр-я,сформ кадры новой интеллигенции
,преобразовать литературу, искусство
, исп. научные достижения для социалистического
строительства.Тоталитарное гос-во не
было заинтересовано в коренном перевороте
сознательности трудящихся, повышении
их культурного уровня, системе нужны
были исполнители.В то же время реализация
сталинского большого скачка требовала
определенного образовательного и культурного
уровня участников этого процесса.Этим
объясняется неоднозначный и противоречивый
характер культурных преобразований в
20-30г.Для дальнейшего развития духовной
жизни общества большое значение имела
ликвидация неграмотности.К сер 30х г закончилось
форм-е советск. Системы народного образования.несмотря
на значительные успехи в народн. образ-ии
существовали и проблемы.Потребности
индустрии обусловили чрезмерный захват
производственным обучением учеников,
что обусловило сворачивание предметов
гуманитарного цикла.такое положение
в образовании было обусловлено не только
срочными потребностями индустрии в кол-ве
рабочей силы, суть проблемы намного глубже.Прав-ву
не нужны были мыслящие люди, поэтому из
учебных учреждений вытеснялись гуманитарные
предметы на которых базируется мораль,
идеалы, взгляды на жизнь
69. Западно- укр земли между мировыми войнами
Восточная
Галиция и Западная Волынь.По рижскому
договору 1920г между РСФСР, УССР и Польшей
польское правительство обязывалось гарантировать
права нац меньшинств и обеспечить свободное
развитие их культур, языков и вероисповеданий.Оккупанты
установили в Зап укр режим террора и насилия.Из
гос учреждений освобождались все служащие,
кот отказывались от присяги на верность
польскому гос-ву.После оккупации Восточной
Галиции и Западной Волыни прав-во переименовало
эту тер-ю Восточную Малопольшу, а в последствии
– в Польшу «Б».Край был разделен на 5 воеводств-волынское,
львовское,полесье,
Северная буковина.Более жестоким террором сопровождался захват Румынией Буковины.Политика Бухареста основывалась на пренебрежении правами украинского народа.18 декабря 1918 румынский король подписал декрет о присоед буковины к Румынии.После замены военного управления гражданским политика террора не прекращалась.В то время как польская власть не отрицала совместное славянское прошлое поляков и украинцев,бухарест объявил украинцев Буковины «украинизированными румынами».К концу 1924 в Буковине были закрыты все укр школы.Тотальная румынизация охватила все население Буковины и Бессарабии.Даже фамилии менялись на румынский образец.Румынск господство привело к упадку пром-ти края.В глубоком кризисе пребывало с\х.Сохр помещичье землевлад-е.Крестьяне облагались многочисленным налогам, кот имели феод характер.Взимался налог за проезд дорогами, за въезд вгород, пользование пастбищами.Налоги забирали почи весь доход крестьянских хоз-в.В феврале 1938 в Румынии был установлен фашистский режим генерала Антонеску.
Закарпатская
Укр.В лучшем положении находилось
укр население закарпатья.
70. Украинский вопрос в международной политике накануне и в нач. 2 М.Войны. Вхожденеи Зап. У. земель в УССР.
2МВ
возникла в результате
71. Начальный период ВОВ на терр-ии У.
22 июня
1941 фашистская Германия без
72. Немецко-фашистский оккупационный режим в У. в 1941-1944гг.
Фашистский
оккупац режим в У.должен был
исполнить 3 основных задания:1.обеспеч.
продовольствием, матер. И людскии
рес-ми потребности фашистск. Военной
машины.2. физ. Уничтожение укр. Населения.3.
содействовать колонизации значит тер-ии
окуп. Земель. Важным эк. рес-ом было многочисленное
население У.Окупац. режим требовал от
жителей У. рабского повиновения и тяжелого
труда. Молодежь насильно вывозили в Германию
на каторжные работы. Уничтожались культурные
учреж-я.Характерной чертой «нового порядка»
кот. вводился гитлеровцами на окуп. Тер-ях,
был кровавый террор.7 декабря 1941 г увидел
свет подписанный Гитлером декрет, под
названием «ночь и туман». Его сутью было
то, что каждый кто будет сопротивляться
фашизму должен бесследно исчезнуть. Во
время оккупации население У. сократилось
на 13,6 млн. ч-к.
73. Советское партизанское движение и подполье на оккупированной тер-ии У.
С пониманием
настоящих намерений
74. Деятельность ОУН-УПА в годы 2Мв
Была
создана в 1929.Лидер Евген.Коновалец.До
войны д-ла в Галичине, кот. входила
в сост Польши.В 1938 Коновалец был убит.
А орг-ии произошел раскол, образ. 2 напр-я:
ОУН «М» во главе с Мельниковым и радикальное
напр-е во главе с Бендерой.Обе орг-ии ставили
перед собой 1 цель-независимость У, но
взгляды на пути ее достижения отличались.Если
мельниковцы рассчитывали на Германию
в решении укр вопр, то приверженцы Бандеры
считали, что укр гос-во может быть образовано
только в результате нац рев-ции.С помощью
немецкого военного командования ОУН
– Б сформ. «Легион укр националистов»,
кот сост и подразделений «Нахтигаль»
и «Роланд».В 1941 во Львове опираясь на
Нахтигаль бандеровца провели сборы, кот
подписали Акт о восстановлени Укр гос-ва.Реакция
Берлина на восстановление укр гос-ти
была быстрой и резкой - лидеры Оун-б
были арестованы и отпралены в Берлин,
гитлеровцами было арестовано 300 членов
ОУН,15 было расстреляно.ОУН-М решительно
ограничевался от львовской акции бандеровцев.Мельник
отправил Гитлеру письмо, в кот. вопрос
независимости У. не поднимался, а подчеркивалась
верноподданная позиция ОУН_М.Не желая
утверждения в У. никакой модели гос-ти,3ий
рейх вскоре перешел в репрессиям против
обоих ответвлений ОУН. 14 октября 1942г отряды
бандеровцев объед в УПА.Командиром УПА
был Роман Шухевич.Численность УПА доходила
до 100тыс.УПА вела борьбу на 2 фронта против
немецкой армии и против Красной армии
т.к ту и др. нац-ты считали оккупац. Псле
освобождения У. от немецко-фаш. Захватчиков
УПА сосредотосила все свои силы на борьбе
против сов. Армии
75. Освобождение советской армией Украины от фашистских захватчиков.Вклад укр народа в победу над фашизмом
В результате
начатого в ходе сталинградской битва
контрнаступления уже 18 декабря 1942г
был освобожден 1ый укр населенный
пункт- с. Пивнивку Луганской обл.Успешное
наступление Красной армии на
фронте продолжалось аж до февраля 1943г.
За это время была освобождена значительная
часть Донбасса и Харьковщины.Однако 16
марта харьков снова был захвачен фашистами.Войска
южного фронта освободили Мариуполь и
подошли к мелитополю.Войска воронежского
фронта освободили сумы и вышли к Днепру.
Освободить столицу У Сталин собирался
до октябрьской революции.Наступление
было начато, и утром 6 ноября киев был
взят, но ценой огромных потерь.Освобождение
днепра и взятие киева сорвало план гитлера
стабилизировать линию фронта, создать
неприступный «восточный вал» и перейти
к затяжной позиционной войне с целью
изматывания сил Красной армии. Именно
поэтому победа в битве за Днепр и стала
завершением коренного перелома во 2МВ.В
январе 1944г Красная армия начала освобождение
Правобережной Украины и Крыма.В нач. октября
1944г тер-я У была полностью освобождена
от оккупантов, а в конце того же месяца
войска 4го укр фронта выбили врага из
закарпатья.24 июня 1945 г между СССР и Чехословакией
было подписано соглашение о воссоединении
Закарпатья с УССР. 8 мая 1945 капитулировала
Германия, а 2 сентября-Япония.Это означао
, что 2МВ фактически закончена.Освобождение
У было важной частью процесса разгрома
фашистских захватчиков.Победа стала
возможной благодаря значительному напряжению
сил народа. Война обусловила значит. Изменения
в общественной жизни У.С одной стороны
- гигантские убытки.С другой- с войной
связано завоевание У. авторитета на междунар
арене, возростание сознательности и веры
народа в свои силы, концентрация в границах
одного го-ва основной части укр.этнических
земель.