Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:27, шпаргалка
Документ содержит 90 ответов на вопросы по курсу "История Украины"
1. Предмет курса
Объектом ист У явл те реальные события общественной жизни с древнейших времен до наших дней, кот происходили на территории Украины, в ее нынешних государственных границах. Предметом истории У являются закономерности возникнов и развития разнообразной деятельности народа Украины. Например, создание украинской государственности.
Задачи:1) Дать понимание сути исторических процессов, которые происходили в прошлом и происходят ныне в Украине.
2) Выработать умение анализировать и обобщать исторический материал в определенной системе, контексте мировой истории. 3) Выработать умение применять полученные знания для прогнозирования общественных процессов.
Источники и литература:
- памятники материальной культуры (церкви, соборы, дворцы, орудия труда, предметы быта, монеты)
- устные источники (народные песни, исторические думы, легенды, поговорки, присказки и т.д.)
- письменные источники (законы, конституции, универсалы, договоры, циркуляры, приказы, грамоты, летописи, дневники, письма, воспоминания и т.д.)- основа исторических знаний
Литература: монография, статьи, учебные пособия, учебники
Перед вторым походом в Болгарию Святослав несколько реформировал систему государственного правления в Руси. Он заменил племенных вождей в трех важнейших центрах своими сыновьями: старшего Ярополка посадил в Киеве, среднего Олега в Овруче, у древлян, младшего Владимира в далеком Новгороде. Устроив таким образом государство, князь отправился в поход.
Побежденного Святослава Византия боялась. В дороге Святослава и дружину застала зима, они вынуждены были зимовать на одном из днепровских островов. Здесь и напал печенежский хан Куря на русскую дружину. В бою погиб Святослав.
Со смертью
Святослава завершилась целая эпоха в
истории Киевской Руси, когда внешним
проблемам уделялось больше внимания
и сил, чем внутренним. Святослав остался
для последующих поколений образцом воина
и полководца, который не жалел сил для
родной земли и сложил голову, защищая
ее от врагов.
8. Деятельность Киевского князя Владимира Великого
Владимир Святославич (980-1015) энергично проводил государственные реформы .Во время его княжения основные союзы восточнославянских племен были присоединены к Киеву. Однако племенная знать чувствовала себя достаточно независимой, что мешало укреплению связей между отдельными землями. Поэтому Владимир отстранил от власти племенных вождей, а на их место посадил своих сыновей, вся власть в государстве сосредоточилась в руках киевского князя.
Князь Владимир укрепил связи с королями других европейских стран, в том числе с венгерским, германским и чешским. Своего сына Святослава он женил на дочери польского князя Болеслава Храброго.
Одной из заслуг Владимира была защита Руси от нападений печенежских орд. Борьба велась практически постоянно. Наши предки проявляли в ней силу, мужество, отвагу, а также рыцарство и патриотизм.
Владимир
преследовал цель превратить Киев в
религиозный центр всех восточных славян.
В столице он создал пантеон главных языческих
богов. Деревянную статую бога Перуна
из княжеского двора переместил в центральную
часть города. Уже самим перенесением
идола на холм для всеобщего обозрения
Владимир пытался превратить его во всенародного
бога. Однако вскоре убедился, что с установлением
языческого пантеона Киев единым идеологическим
центром не стал. Язычество с его многобожием
и отсутствием единого верховного божества
для всех восточных славян было далеким
от идеи его единства. Оно стало тормозом
на пути дальнейшего политического и культурного
развития Руси
9. Принятие христианства на Руси и его значение
Введение христианства на Руси было ускорено политическими отношениями с Византией. В 987 г. в Византийской империи вспыхнуло восстание против Василия II, который за помощью обратился к князю Владимиру. Последний согласился, но при условии, что император отдаст за него замуж свою сестру Анну. Император согласился, Владимир предоставил помощь, однако Василий не спешил выполнить обещание. Женитьба Владимира грозила межгосударственным конфликтом, поскольку рассматривалась в качестве важного политического акта, ставившего русского князя вровень с византийским императором. В Корсуне (Херсонесе) состоялось крещение Владимира, после чего он обвенчался с царевной Анной.
После своего крещения Владимир в 988 г. велел уничтожить языческих идолов. На местах, где ранге стояли идолы, Владимир приказал ставить христианские церкви. В 989 г. началось и через семь лет было завершено строительство каменной Десятинной церкви.
В Новгороде против принятия христианства вспыхнуло восстание. Новая религия распространялась по стране медленно и полностью так и не вытеснила язычество. Много элементов старой религии восприняло и христианство, ставшее господствующей формой идеологии на Руси.
В целом
принятие христианства имело большое
значение для дальнейшего развития Древнерусского
государства. Новая религия способствовала
повышению авторитета и власти князя,
а также укреплению единства государства.
Русь приобщилась к мировой культуре.
Расширились экономические и культурные
связи Киевской Руси с европейскими странами.
Принятие христианства ввело Киевское
государство в круг христианских держав
мира, сделав возможными равноправные
взаимоотношения с ними.
10. Основные направления деятельности князя Ярослава Мудрого
После смерти Мстислава в 1036 г. полновластным правителем всей Киевской Руси стал Ярослав. Ярославу принадлежит честь разгрома печенегов, более ста лет терзавших русскую землю. В 1036 г. печенеги обступили Киев, и князь дал генеральную битву врагу. Завершилась она победой русской дружины. В ходе изнурительной борьбы с печенежскими ханами Ярослав укреплял южные границы Руси.
Устранение внешней опасности позволило Ярославу сосредоточиться на внутренних проблемах. Им было много сделано для утверждения Киева в качестве политического центра страны. Одной из наибольших заслуг Ярослава Мудрого считается создание первого свода законов (кодекса) под названием Русская Правда. Документ зафиксировал изменения, произошедшие в обществе. Под защиту была поставлена жизнь и здоровье человека. Вместо кровной мести вводилась денежная компенсация. В этом своде законов было зафиксировано социальное неравенство: за убийство крестьянина платилось 6, а за княжеского дружинника - 80 гривен. Хотя законы были направлены прежде всего на защиту верхушки общества, но и рядовые его члены чувствовали себя более защищенными от произвола. Русская Правда действовала вплоть до XVв. С именем Ярослава Владимировича связан и невиданный дотоле расцвет древнерусской культуры и научных знаний. Его с полным правом можно назвать основателем учености на Руси. Летописец не без гордости пишет, что князь "к книгам выявлял интерес..., часто читая их и ночью, и днем. И собрал книгописцев силу, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг... Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей..." На Руси распрост- ранялись церковные книги, а также трактаты по истории, философии, праву, естественным наукам. Книжные мастерские были созданы в Киеве и других городах Руси: Новгороде, Чернигове, Полоцке.
Во многих городах при Ярославе возводились храмы. В честь победы над печенегами Ярослав приказал построить по образцу храма св. Софии в Константинополе в Киеве в 1037 г. Софийский собор. В 1051 г. монахи Антоний и Феодосии основали на склонах Днепра православный Печерский монастырь. Всего в Киеве тогда насчитывалось 40 церквей. Усиление Киевской Руси сказалось и на росте ее авторитета в средневековом мире. Могущество государства было признано всей Европой. Это, в свою очередь, отразилось на династических связях дома Ярослава с правящими династиями Европы. Породниться с киевским князем желали многочисленные королевские фамилии Запада. Не случайно самого Ярослава Мудрого называли "тестем Европы". Его женой была дочь шведского короля Ингигерда (Ирина). Три дочери Ярослава стали королевами: Анна - французской, Елизавета - норвежской, Анастасия - венгерской. Сестра Ярослава Добронега была отдана замуж за польского князя Казимира, что обеспечило Руси на долгие годы безопасность западного рубежа. Один из сыновей Ярослава Святослав женился на дочери саксонского графа, Изяслав -на родственнице императора Генриха III. Проводя дружественную политику в отношении могущественной Германской империи, Ярослав намеревался использовать эту козырную карту в ухудшавшихся отношениях с Византией.
Ярослав дожил до преклонного возраста, что было редким явлением в суровые средневековые времена. Он умер в зените могущества в возрасте 76 лет. Имя Ярослава почитали на Руси на протяжении последующих столетий. А сегодня его портрет помещен на одной из банкнот национальной денежной единицы Украины - гривни.
В годы
правления Владимира и Ярослава
Мудрого Киевская Русь достигла наивысшей
точки своего экономического роста и политического
могущества. Это была эпоха расцвета Киевской
Руси.
11. Социально- экономическое развитие Киевской Руси
Основой экономики Киевской Руси было земледелие: пшеница, рожь, ячмень, овес, лук, чеснок, капуста, сады. Важная отрасль хозяйства - скотоводство, оно выполняло 3 задачи:
- обеспечивало население мясом и молоком
- сырье для изготовления одежды и обуви
- обеспечивало рабочим скотом
Жители
Руси занимались охотой, рыболовством,
пчеловодством. Высокого уровня развития
достигло ремесло. В Киевской Руси насчитывалось
60 ремесленных специальностей. Развивалась
внешняя и внутренняя торговля. Она требовала
создания и совершенствования денежной
системы. Вначале денежной единицей выступала
куна, т.е. мех куницы. Затем металлическая
монета – гривна ( слиток серебра-195г.).
12. Политический строй и социально-классовая структура Киевской Руси.
Политический
строй представлял сочетание
трех начал: аристократического, монархического,
демократического. Монархическое начало
было представлено князем. В его руках
сосредотачивалась законодательная, исполнительная,
судебная, военная власть. Аристократическое
начало было представлено Боярской думой
- совещательный орган. Дума давала советы
князю по управлению государством. Демократическое
начало было представлено народным собранием
– вече. Оно созывалось князем или горожанами,
когда возникала необходимость обсудить
такие вопросы, как: военные походы; подписание
договора; наследие престола. Таким образом
строй Киевской Руси был монархическим,
но власть монарха была не абсолютной,
она ограничивалась Боярской думой и вече.
13. Культура Киевской Руси
Киевская Русь достигла высокого уровня культуры. На ее развитие огромное влияние оказало принятие христианства. Оно приобщило Русь к достижениям Византийской цивилизации. Как атрибуты христианства из Византии в Киевскую Русь были принесены школы и письменность. Первая школа в Х1 веке. При храмах и монастырях создавались библиотеки. Первая библиотека – библиотека при Софийском соборе, она насчитывала 950 томов. При Киево-Печерском монастыре, на базе монастырских библиотек, развернулось летописании.
Архитектура. Среди памятников надо отметить «Золотые ворота» в Киеве (главный торжественный въезд в Киев). Жемчужиной древнерусской архитектуры является Софийский собор в Киеве (главный храм в государстве, церковный центр Руси). Успенский собор Печерского монастыря - образец старейшего храма в древних городах.
Литература. Наиболее выдающимся историческим произведением является «Повесть временных лет». Она создана монахом Киево -Печерского монастыря- Нестором 1113г. Также раннее художественно-публицистическое произведение «Слово о законе и благодати» -Иллариона. Крупное произведение литературы- «Поучение детям»- В. Мономаха. Шедевром древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве»
Живопись. Древнерусская живопись и рисунки дошли до нас в виде фресок, икон, книжных миниатюр, мозаики.
Музыкальное
искусство. Народ любил песни, танцы,
играть на свирелях, гуслях, бубнах, хоровое
пение, обрядовые песни и т.д. Составной
частью древнерусской культуры было устное
народное творчество. В нем отражались
важные исторические события, прославлялись
защитники отчизны. Любимыми героями были
воины-богатыри. Культура Киевской Руси
явилась ценным вкладом в сокровищницу
мировой культуры.
14. Феодальная раздробленность Киевской Руси, ее причины и последствия.
Из огромной державы Владимира Мономаха при его сыне Ярополке, унаследовавшем киевский престол после брата Мстислава, осталось только Киевское.. княжество. В истории Киевской Руси наступила эпоха, называемая периодом феодальной раздробленности, ставшей закономерным этапом в развитии средневекового общества. Раздробленность была вызвана, прежде всего, экономическим развитием и формированием феодальных отношений. Если раньше Киев был центром политической, хозяйственной и культурной жизни страны, то с середины XII в. с ним успешно конкурировали другие центры, такие как Новгород, Смоленск, Полоцк, Владимир, Галич. Под защитой единого государства развивалось хозяйство, расширялись производственные возможности крестьян. Это означало рост ценности земли, которую феодалы стремились превратить в свою собственность. За счет общинных земель возросло количество боярско-княжеских владений - вотчин. Теперь земля давала более значительные прибыли, чем военные походы, связанные к тому же с риском для жизни. Расширение частного землевладения превратило боярство в могущественную политическую силу.
Следующей причиной следует назвать слабые экономические связи между ее землями. Каждое княжество постепенно превращалось в отдельное государство, слабо связанное с другими.
В итоге Русь раздиралась междукняжескими войнами, что ослабляло ее в борьбе с врагами, в частности с половцами. Вследствие перехода владений от отца к сыну укреплялись местные княжеские династии. Они проявляли все большую самостоятельность в решении внутренних и внешних проблем и все меньше подчинялись великому князю киевскому.
В результате
распада возникло 14 княжеств. На северо-западе
выделились земли, со временем составившие
основу Беларуси: Полоцкая, Турово-Пинская,
Минская. На северо-востоке: Ростово-Суздальское,
Муромское, Рязанское, Смоленское княжества,
а также Новгородская боярская республика.
В центральной и юго-западной части Руси
оформились Киевское, Черниговское, Новгород-Северское,
Переяславское, Галицкое и Волынское княжества.
15. Главная идея «Слова о полку Игореве» и пути ее реализации.
1185 г.
Неудачный поход новгород-
В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. В 1185 году князь Игорь Новгород-Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию, половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю.