История Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:27, шпаргалка

Описание работы

Документ содержит 90 ответов на вопросы по курсу "История Украины"

1. Предмет курса

Объектом ист У явл те реальные события общественной жизни с древнейших времен до наших дней, кот происходили на территории Украины, в ее нынешних государственных границах. Предметом истории У являются закономерности возникнов и развития разнообразной деятельности народа Украины. Например, создание украинской государственности.

Задачи:1) Дать понимание сути исторических процессов, которые происходили в прошлом и происходят ныне в Украине.

2) Выработать умение анализировать и обобщать исторический материал в определенной системе, контексте мировой истории. 3) Выработать умение применять полученные знания для прогнозирования общественных процессов.

Источники и литература:

- памятники материальной культуры (церкви, соборы, дворцы, орудия труда, предметы быта, монеты)

- устные источники (народные песни, исторические думы, легенды, поговорки, присказки и т.д.)

- письменные источники (законы, конституции, универсалы, договоры, циркуляры, приказы, грамоты, летописи, дневники, письма, воспоминания и т.д.)- основа исторических знаний

Литература: монография, статьи, учебные пособия, учебники

Работа содержит 1 файл

Экзамен история Украины (1-90).doc

— 432.00 Кб (Скачать)

23. Казацко-селянские  восстания против  польско - шляхетского гнета в к. XVI –п. п. XVII века

Две волны  активного протеста народных масс против существующих порядках. Главной движущей силой народных выступлений было казачество. Первая волна (1591-1596г.г.), вторая волна (1625-1638г.г.). Основными причинами первой волны народного гнева были усиление крепостного и национального гнета, энергетическая экспансия  шляхты на относительно свободные украинские земли, колонизированные запорожцами, еще одна причина столкновение интересов шляхетских и казацких слоев, попытка официальной власти Речи Посполитой взять под контроль казачество. Первое великое селянско - казацкое выступление восстание К. Коссинского (1591-1593г.г.). Он захватил замок и город Белая Церковь. Вскоре это восстание обрело масштабный размер. После первого большого проявления народной активности 1594 год начинается кацацко-селянским восстанием во главе с С.Наливайком. Он отступил на Волынь а оттуда в Белую Церковь именно там объединились С.Наливайко, М.Шауло и Г.Лобода. 2 течения казачества: радикальное и умеренное. С 1596 до 1625г.г. доминировало умеренное течение, самыми яркими личностями которого были С.Кошка и П.Канашевич - Сагайдачный. Новым масштабным выступлением народных масс стало селянско- казацкое восстание 1637-1638г.г., которое возглавил П. Бут они выступали в защиту православной веры, уничтожение предателей. Восстание было на Поднепровье и Левобережье. Последняя решающая битва произошла в 1637 году под Кумейками, вблизи Черкасс. Казаки потерпели поражение. Итак, две

волны восстания окончились поражением, Основными причинами неудач были: стихийность, неорганизованность, плохое вооружение, локальный характер действий, малое количество восставших, трения между казацкой старшиной и реестровым казацтвом. Однако несмотря на это, казацко-селянские восстания сыграли значительную роль в истории украинского народа поскольку существенно тормозили процессы ополячивания и окатоличивания, уменьшали давление феодального гнета, повышали престиж и авторитет казацтва содействовали  накоплению опыта борьбы, служили примером для будущих борцов за освобождение народа, ускоряли формирование национального самосознания. 

24. Развитие украинской  культуры в 16 - п.п. 17 века.

РАЗВИТИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

а) растет число начальных школ, как  церковных   (православных,  униатских, -католических, протестантских), обучавших старославянскому  языку, арифметике, молитвам, пению и т. п., так и светских школ (славяно-греко-латинских), где дополнительно изучались  латинский   язык  (основной язык в западных университетах), диалектика, астрология, гео метрия, астрономия и др. Первой, наиболее известной такой школой была  Острожская школа,  основанная князем Острожским

б) братские школы  открылись вначале при .Львовском (1585 г.), а  затем при. Киевском, Луцком, Каменец-Подольском и др. братствах, отличаясь от остальных школ: от педагогов требовали любви и одинаково го отношения ко всем детям, независимо от происхождения; воспитывали патриотизм, уважение к родному языку и культуре, к  православию;  учебная программа была сходной с славяно-греко-латинской школой.

в) высшее образование —первой  высшей школой  стала Киево-Могилянская коллегия, созданная в 1632 г. на основе  объединения  Киевской братской школы  (1615 г.) и Лаврской школы (1631 г.).  Состояла из 3классов: 1-го подготовительного, 3 младших, 3 высших. Учебная  программа: славяно-греко-латинской школы;    дополнительно преподавались философия, география, истерия и др. предметы.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ  ТВОРЧЕСТВО

Песни, предания, легенды, сказки, сатирические частушки  и  отражали важнейшие события в жизни украинского народа:   —   героико-патриотическая тематика — о борьбе  с татарскими  и  турецкими набегами, воспевали любовь к Родине, храбрость защитников,  клеймили предателей;   —   о борьбе против феодального гнета и мечтах о вольной казацкой  жизни, где главным персонажем становится, как  правило,  казак-герой «Дума об Алексее Поповиче»

—   общечеловеческие ценности — о любви парня  и девушки,  предательстве, долге, верности и других проявлениях человеческих взаимоотношений

БЫТ И  ОБЫЧАИ  УКРАИНСКОГО НАРОДА  .

Жилье  —  у феодалов —  каменные и кирпичные  постройки в виде замков с башнями, укреплениями, узкими окнами; у крестьян — деревянные  жилища  двух типов: срубный (четырехугольный сруб состоял из горизонтально положенных друг на друга  бревен, затем  доделывались крыша,  двери, окна; распространен на большей части Украины) и каркасный (между  столбами вбивались колья с внутренней и внешней стороны, заплетались прутья, замазывались глиной и соломой; высохшую стену белили; встречалась на юге Волыни). При входе в дом стояла печь —  противоположный  по диагонали угол был  «красным»,  для   гостей. Комнат было мало и делались они большими. Жили большими  семьями из нескольких поколений (как правило 2—3  семей  в комнате). На дворе— хозяйственные постройки (сараи, амбары, хлев для скота), рядом — огород. Одежда —   из льняного или конопляного полотна, обычно дома шили для мужчин  рубахи с вышивкой (у панов —   вышивка из шелка, серебра, золота) без воротников, широкие шаровары, широкий (около 15 см) пояс из полотняной ткани, как правило красного цвета. У женщин — сорочка, длинная широкая юбка, фартук, сарафан, бусы' (из камня, стекла, монет, бисера), в ушах — серьги или колокольчики. Зимой —  длинные до пят овчинные кожухи или бурки. Феодалы шили  шубы  из дорогих мехов.

ТЕАТР

—  Школьный  театр —  при Острожской  школе, Львовской братской школе —   ученики на рождественские, пасхальные и др. праздники и при встречах именитых гостей читали стихи собственного сочинения и приветствия, играли небольшие пьесы в форме диалога на учебные и религиозные темы.  Народно-площадный  театр —  на ярмарках, праздниках  и  др. при больших скоплениях людей  игрались комедии, иногда драмы для развлечения  зрителей.

В конце XVI ст. под руководством патриарха  Александрии М. Пигаса была  проведена реформа церковного пения, которая противопоставила католическому богослужению с органной музыкой и полифоническим пением многоголосое пение по нотам.

В портретной живописи духовенство отошло от старых византийских канонов, взяв на вооружение  достижения искусства Ренессанса и даже пытаясь превзойти его силой эмоционального влияния.

Произошло  перемещение центра политической и  культурной жизни в Киев, т. к.;

—  Киев  был столицей Киевской Руси; важный  ремесленный, торговый  и культурный   центр;

—   находился на юго-восточной окраине Речи Посполитой, что затрудняло последней вмешиваться в ее дела, а с другой стороны, всего в нескольких сотнях верст от Киева базировалось Запорожское казачество;

—  с 1620  г. Киев — снова религиозный центр православия на Украине. 

25. Причины, цели  и движущие силы  национально-освободительной  борьбы украинского  народа середины 17 века.

Причины:

- тяжелый феодально-крепостнический гнет

- национальный  гнет ( Польша проводила политику  колонизации, всячески препятствовало развитию украинского языка, культуры)

- религиозные  притеснения (Польша насаждала  католическую, греко - католическую веру)

- агрессивная  внешняя политика Польши, нацеленная на поглощение Украины

Цели:

- уничтожение  польского господства и создание  независимого, соборного государства в этнических границах Украины

-ликвидация  крупного землевладения и утверждение  в Украины нового социально-экономического строя с мелкой собственностью на землю

Исходя  из этого война, по существу, представляла собой национальную революцию, которая  открывала перспективу к переходу к буржуазному обществу.

Движущие  силы: Главной силой освободительной войны являлось казачество. Именно оно играло роль политического руководителя народа, носителя государственности. Вместе с казачеством в освободительной войне активно участвовали: крестьяне, мещане, мелкая украинская шляхта и православное духовенство. 

26. Основные события освободительной войны во главе с Б.Хмельницким  Основные события   можно разделить на три этапа:

1) 1648 год  (весь год) – победоносный этап. В это время народная армия, созданная Б.Хмельницким одержала ряд замечательных побед:

- она  нанесла поражение польским войскам 5-6 июня 1648 года под Желтыми Водами        ( три тысячи пленных воинов, 50 шляхт) – Днепропетровская область

- 16.05.1648г  – вторая победа под Корсунем (Днепр. область)

- третья  победа 11-13.09. 1648г. под Пилявцами  (Хмельницкая область)

Итогом  первого этапа освободительной войны явилось  освобождение большей части  украинских земель от иностранного порабощения. На освобожденной территории стало формироваться украинская казацкая держава. Территория стала делиться на полки и сотни во главе с полковниками и сотниками.

2) 1649-1651г.г.- драматический этап. Весной 1649 г.  в наступление пошли поляки. Б.Хмельницкий применяет тактику быстрого маневра, окружил польскую армию под Зборовым. Его союзник – крымский хан, однако в тот момент, когда назревало поражение польских войск, крымский хан предал Хмельницкого. Он отвел свои войска и потребовал от Хмельницкого заключить с польским королем. Причина поведения крымского хана – боязнь усиления Украины. Хмельницкий вынужденный в август в 1649г. подписать Зборовский договор. Согласно договору Киевское, Черниговское, Братславское воеводство переходили к Хмельницкому, вся остальная территория под властью Польши, В 1651г. на Украину снова двинулась огромная ( 150000) войско Польши, Решающая битва в июне 1651г. под Берестечком, Хмельницкий проиграл битву ( вторая измена татар). Хмельницкий вынужден заключить тяжелый Белоцерковский договор, поэтому договору под властью гетмана оставалось только Киевское воеводство.

3) 1652-1654г.г.  Весной 1652г. собрав новые силы Хмельницкий нанес поражение полякам в урочище Ваток. Победа была блестящей. После этого Хмельницкий стал искать надежного союзника. Таким союзником была Россия. Хмельницкий предложил принять Украину под свою высокую руку. Русский царь собрал земский собор, который 1.10.1653г. принял решение включить Украину в состав России. 

27. Создание Украинского  государства Войска  Запорожского

Основа  государства: демократия и авторитаризм. Государство сформировалось под действие двух факторов: традиций и обычаев общественной жизни украинцев, особенно Запорожской Сечи, и геополитического положения, которое обусловило постоянную ситуацию необычному состоянию в государстве.  Функционирование государства оказалось во внедрении собственного территориального деления, создании и деятельности органов публичной власти; введении своей налоговой системы. Военно-сотенному территориально – административному делению отвечала система органов публичной власти. Эта система фактически дублировала модель управления Запорожской Сечью. Гетман был главой и правителем Украины. Финансовой системой руководил «підскарбій». Войско, как и в Запорожской Сечи. Украинское государство активно действовала на международной арене- дипломатические контакты. Значит, в процессе национально-освободительных соревнований в мировоззрении казацкой элиты произошла некоторая эволюция от идеи казацкой автономии до создания суверенного независимого государства. В основу государствообразующего процесса была положена модель военного территориального деления и систему организации публичной власти Запорожской Сечи. Со временем под влиянием обстоятельств в жизни казацкого государства усилились тенденции перерастания демократии в авторитаризм, а республики в монархию. 

28. Б. Хмельницкий,  как известный  полководец, государственный деятель и дипломат

Хмельницкий Богдан (Зиновий) Михайлович 1595-1657г.г. –  гетман Украины, творец украинской государственности. Местом рождения считается Субботов. Происхождением из мелкой украинской шляхты. Образование приобрел в одной из киевских школ и в Львовской иезуитской коллегии, хорошо знал несколько языков, историю, юриспруденцию, военное дело и др. С юношеских лет на военной службе. Принимал участие в походах против Крымского ханства, а во времена восстаний 30-х г. 17 века выступал на стороне казаков. В январе 1648г. на Запорожской Сечи поднимает восстание, положивши этим самым начало Украинской национальной революции. Проявил себя, как выдающийся государственный деятель, опытный полководец, тонкий дипломат. До конца своей жизни Хмельницкий проводил независимую внутреннюю политику, хотел укрепить международные позиции Украины. Умер в Чигирине. Похоронен в Субботове в Ильинской церкви. 
 

29. Переясловская Рада  и украино-московский  договор в 1654г.

Информация о работе История Украины