Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:27, шпаргалка
Документ содержит 90 ответов на вопросы по курсу "История Украины"
1. Предмет курса
Объектом ист У явл те реальные события общественной жизни с древнейших времен до наших дней, кот происходили на территории Украины, в ее нынешних государственных границах. Предметом истории У являются закономерности возникнов и развития разнообразной деятельности народа Украины. Например, создание украинской государственности.
Задачи:1) Дать понимание сути исторических процессов, которые происходили в прошлом и происходят ныне в Украине.
2) Выработать умение анализировать и обобщать исторический материал в определенной системе, контексте мировой истории. 3) Выработать умение применять полученные знания для прогнозирования общественных процессов.
Источники и литература:
- памятники материальной культуры (церкви, соборы, дворцы, орудия труда, предметы быта, монеты)
- устные источники (народные песни, исторические думы, легенды, поговорки, присказки и т.д.)
- письменные источники (законы, конституции, универсалы, договоры, циркуляры, приказы, грамоты, летописи, дневники, письма, воспоминания и т.д.)- основа исторических знаний
Литература: монография, статьи, учебные пособия, учебники
38. Украина в составе Австрии
В состав
Австрийской империи входят Польша,
Буковина, Галичина, Закарпатье. Характерной
чертой западно-украинских земель в
составе Австрийской империи
было чередование периодов реформ с периодами
реакций. В то время общественная жизнь
функционировала в режиме: «вперед – стоп
– назад». Реформы Марии Терезы и Иосифа
II были попыткой модернизовать империю,
осовременить и гармонизировать в духе
абсолютизма социальные и национальные
отношения. События Великой Французской
революции, эгоистичные желания феодалов
подтолкнули к действию консервативные
круги империи. Продолжительный период
реакции характеризуется постепенным
обновлением феодалами утраченных позиций
в аграрном секторе, усиленной эксплуатацией
сельских жителей, торможением промышленного
развития, углубление общественного кризиса.
Реакцией народа на эти процессы было
усиление национального и общественного
движения. Ярким явлением была деятельность
общественно-культурного объединения
«Русская троица». Члены этой организации
определяли и оглашали основные идеи национального
возрождения, своей разносторонней деятельностью
осуществили переход от фольклорно-этнографического
этапа национального движения к культурному,
делали первые попытки направить решение
национальных проблем в политическое
русло. Революционная волна 1848-1849гг. основала
новый этап модернизации империи – было
отменено крепостное право, оглашена конституция,
создан парламент. Эта и другая модернизация
положительно отобразилась на жизни
западно-украинских земель, активизировали
общественную деятельность общества.
Но неожиданно опять стала господствовать
реакция, которая перечеркнула большинство
революционных завоеваний.
39. Культурное возрождение в составе России
В начале ХІХ века центром культурной жизни на Левобережной Украине становится Харьков. Здесь в 1805г. по инициативе местного общественного деятеля Василия Каразина на средства местного дворянства и купечества был основан университет, который собрал вокруг себя лучшие культурные силы
украинского общества. Ректором университета стал известный украинский поэт Петр Гулак-Артемовский. В Харькове начали выходить журналы «Украинский
вестник», «Украинский журнал» и др. Во главе литературного движения стоял Григорий Билета. Харьковский университет и те интеллектуальные силы,
которые образовались вокруг него, положили начало духовному возрождению украинского общества. Позднее, в связи с основание в 1834г. университета
Св. Владимира интеллектуальный центр Украины переместился в Киев. Состав, ставший основой для формирования первого поколения украинской
интеллигенции, в первую очередь создавался из обедневших дворян, происходивших из старой казацкой старшины, сыновей священников, мещан и
казаков.
Очень редко встречались
Кирило-Мефодиевское братство учло уроки мирового опыта и использовало идеи западноевропейского вольнодумства в своих национальных условиях. Им
были сформулированы основные постулаты украинского возрождения, определены формы и методы достижения поставленной цели. Деятельность братства стала началом перехода от культурнического к политическому этапу борьбы за государственность Украины. Это была попытка новой национальной элиты
определить
место и роль украинского
народа в современном историческом
контексте.
40. Культурное возрождение в составе Австрии
В это
время украинский этнос на западно-украинских
землях представляло большей частью
крестьянство. Оно сохраняло
родной язык и этнический
характер традиционно-бытовой
культуры, проявляло себя
и активной общественной силой.
Отношение народа к власти
находило проявление и в
его устном поэтическом творчестве.
Очевидно, что социальная активность
и антифеодальная направленность
народа влияла на формирование
общественной мысли на западно-украинских
землях. Понятно, что украинское
панство и церковная греко-католическая
иерархия этому расположению духа сочувствия
не вызвали. На интерес жизнью
народа, его образованием,
традиционно-бытовой культурой
имели влияние идеи
просвещения, наполеоновской войны,
революционное польское движение,
пропагандированные романтизмом
постулаты народности, интенсивное развертывание
народоведческой робот в славянских
странах. Пример культурного самоутверждения
славянских народов послужил,
в частности, толчком к научному исследованию
украинского языка, написанию его грамматики,
складыванию словарей. В начале 30-х
годов возникает кружок “Русская
троица”, который был создан М. Шашкевичем,
И. Вагилевичем и Я. Головацким. Члены кружка
находились под влиянием идей
романтизма, произведений историков,
этнографов и литераторов
Приднепровской Украины,
поэтому стремились поднять народный
дух, просветить народ. В 1848г. волна революционного
духа охватила всю западную
половину европейского материка. В
Австрийской империи это движение
откликнулось более громко, чем в других
странах: восстала Венгрия, восстали
славянские народы Австрии, которые были
подготовлены предшествующим культурническим
и общественным движением. Центральной
и Восточной Европы за свободу и дала название
революции – “Весна народов”. В 1848г.
во Львове вышла в печать первая
украинская газета “Зоря Галичская”,
а также была созданная
культурно-просветительская организация
“Галицько-Руська матиця”. Главный Русский
Совет через “Звезду Галичскую” пропагандировала
свою программу политической деятельности,
которая потом надолго оставалась
программой передовой части галичской
интеллигенции. В ней шла речь о “добре
и счастье народа” в демократическом
значении этого слова. Далее
идет “развитие и подъем
народности во всех ее частях”, то
есть усовершенствование языка, введение
его в школах, издание газет
и книг на украинском
языке. И, наконец,
охрана конституционной свободы и
попытка искать пути улучшения
жизнь лишь в границах конституции.
41. Кирилло-Мефодиевское братство
Большое
общественно-политическое значение имела
деятельность созданного в 1864г. в Киеве
Кирилло-Мефодиевского общества. Члены
Кирилло-Мефодиевского общества хотели,
во-первых, сформировать украинскую национальную
идею, основные проблемы которой были
уже поставлены в ходе национальной борьбы,
а именно: какой должна быть роль украинцев
среди славянских народов; должна ли украинская
нация создавать собственное, независимое
от России и Австрии, государство; какими
средствами можно ликвидировать национальное
угнетение, создать независимое государство.
Во-вторых, Кирилло-Мефодиевское общество
планировало развернуть практическую
деятельность, направленную на реализацию
национальной идеи. Большинство членов
Кирилло-Мефодиевского общества считали,
что применять революционные методы для
достижения поставленных целей нельзя.
Исключение составляли Т.Г. Шевченко, Н.И.
Гулак, А. Навроцкий, доказавшие, что без
решительных революционных действий достичь
социального и национального освобождения
не удастся. Учредители общества (всего
несколько десятков человек): Н.И. Костомаров
(профессор Киевского университета, историк),
В.М. Белозерский (учитель), Н.И. Гулак (чиновник).
Интеллигенция: поэт Т.Г. Шевченко, писатель
П.А. Кулиш и др. Студенты. Организационные
и программные положения общества
содержались в документах «Книга бытия
украинского народа» и «Статут славянского
братства св. Кирилла и Мефодия». Общество
существовало недолго. Весной 1847г. по доносу
провокатора – студента А. Петрова – постоянные
участники заседаний общества были арестованы.
Н.И. Гулак заключен в Шлиссельбургскую
крепость, Т.Г. Шевченко отдан в солдаты
в Оренбургский край, остальные высланы.
Деятельность Кирилло-Мефодиевского общества
имела большое значение для дальнейшего
формирования национальной идеи. Даже
то немногое, что успели сделать члены
общества – издание книг, беседы, лекции,
программные документы – будило общественную
мысль, заставляя искать пути к лучшему,
свободному будущему.
42. Реформы 60-70 гг.
Крестьянская реформа, 19.02.1861г.: Александр II издал монифест об отмене крепостного права в России. Крестьяне стали лично-свободными. В Украине было 5 млн. 300 тыс. крепостных крестьян. В тоже время сохранялась экономическая несвобода – крестьяне обязаны были выкупать свои земельные наделы у помещиков в течении 49 лет.
Судебная реформа, 1864г.: суд стал не сословным, гласным; суд стал независимым; в суде участвовали присяжные заседатели от всех сословий; обвинение поддерживал прокурор, защиту – адвокат.
Земская реформа, 1864г.: создавались выборные органы власти в масштабах губернии, уезда – земства; в земствах были представители всех сословий; земства занимались хозяйственными и культурными вопросами.
Военная реформа, 1862-1874гг.: вводилась всеобщая воинская повинность для мужчин по достижении 21 года; сокращался срок военной службы (пехота – 6 лет, флот – 7 лет); армию начали оснащать современным вооружением. Была улучшена подготовка офицеров.
Школьная реформа, конец 70-х годов XIXв.: увеличили количество начальных учебных заведений, открыли земские школы, создали воскресные школы для обучения взрослых; увеличили количество средних и высших учебных заведений; открыли женские гимназии и школы.
Реформы 60-70гг. носили буржуазный характер, но сохранили много феодальных пережитков, а именно: собственность помещиков на землю, отсутствие демократических свобод, неограниченная власть царских чиновников и полиции.
В Украине возникли пром. центры: Донецкий угольно-металлургический бассейн; Приднепровский металлургический; Криворожский железорудный. В огромных масштабах велось ж/д строительство. Развивалось транспортное машиностроение. В XIX в. вступили в строй Харьковский и Луганский паровозостроительные заводы. Широко привлекался иностранный капитал. Все металлургические заводы и шахты были построены на ср-ва английских, немецких, бельгийских и французских капиталистов. 80-е гг. XIX века в Украине завершился промышленный переворот, т.е. переход от мануфактуры к машинной индустрии. Он обусловил переворот и в социальной сфере. Сформировав 2 класса: рабочие и буржуазия.
43. Надднепрянская Украина
Интенсивно
развивались угольная, железорудная,
металлургическая отрасли промышленности;
началось строительство ж/д (Одесса и Балта
в 1865г.); развивалась торговля, окончательно
формировался внутренний и внешний рынок;
возросла потребность в водном транспорте;
строились крупные предприятия – Харьковский,
Луганский паровозостроительные заводы,
Екатеринославский, Херсонский металлургические
заводы; увеличилось количество городов;
завершился промышленный переворот –
переход от мануфактуры к машинной индустрии,
с применением паровых двигателей, машин,
станков. В результате промышленного переворота
создавались заводы и фабрики.
44. Гражданские и народные движения в Надднепрянской Украине
Деятельность громад: издавали журнал «Основа», который редактировали бывшие кирилло-мефодиевцы – В.М. Белозерский, Н.И. Костомаров, П.А. Кулиш (1861-1862гг.); в 1873-1876гг. организовали с помощью Российского географического общества изучение истории, экономики, географии, фольклора Украины и по итогам работы провели съезд; издавали за границей (в Швейцарии) на украинском языке журнал «Громада» и другие печатные издания. Главным организатором изданий был М.П. Драгоманов; открывали общественные украинские школы для взрослых и детей; организовывали фольклорные и исторические праздники.
В 70-е
годы началась революционная деятельность
народников. Организации народников возникли
сначала в России, а в 1873г. Ф. Вольховский
основал организацию народников в Одессе,
затем и в Киеве, Харькове, Чернигове и
др. городах. Цели народничества: повысить
культуру крестьян; организовать крестьянскую
революцию, установить социализм; после
революции ввести самоуправление крестьянских
общин; всю землю передать в собственность
крестьянам. Народники плохо знали жизнь
крестьян, так как в основном их организации
состояли из интеллигентов. Они идеализировали
крестьян, не понимали их жизни и убеждений.
Для реализации своих целей народники
предприняли «хождение в народ» (приезжали
в села, где работали учителями, врачами,
писателями и вели революционную пропаганду;
обучали крестьян грамоте и городским
профессиям; народники носили крестьянскую
одежду, старались быть похожими на крестьян
в поведении, ошибочно думая, что крестьяне
больше поверят им; не смогли поднять крестьян
на революцию) и организовали «Чигиринский
заговор» (видя, что крестьяне верят в
«добро царя», народники сфабриковали
«царскую грамоту»; крестьян призывали
не платить налоги, захватить землю, готовить
всеобщее восстание; в 1877г. заговор был
раскрыт царскими властями, члены группы
арестованы, приговорены к каторге и ссылке).
В конце XIX в. роль народников в общественно-политической
жизни страны значительно снизилась. В
1881 г. после убийства петербургскими народниками
царя Александра II организации народников
были ликвидированы. Общество разочаровалось
в их идеях.
45. Роль Украины в экономике Австро-Венгерской империи в кон. XIX - нач. XX вв.»
В западно-украинских землях под гнетом Австро -Венгрии к началу XX столетия находилось 4600 тыс. украинцев: В Галичине -3850 тыс., на Буковине -305 тыс., на Закарпатье -505 тыс.. примерно -80-90 % местного населения занималось сельским хозяйством, которое давало около 70% национального дохода.
Аграрные отношения в этом регионе характеризовались наличием большого числа крепостнических пережитков. Примитивное крестьянское хозяйство, сосуществовавшее с капиталистическими экономивши, переживало глубокий кризис. Сельские подворья с участками до 2 га составляли: в Галичине -42,7 % всей земли, на Буковине -56%, на Закарпатье -51%.
Усиливалась социальная дифференциация крестьянства. В Галичине в 1902 году кулаки составляли уже 9,7 % общей численностью хозяйств и владели 20,7 % всей земли, на Буковине - соответственно 8 и 23%, на Закарпатье - 9,93 и 23%.
Кабальные
условия существования и