История Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:27, шпаргалка

Описание работы

Документ содержит 90 ответов на вопросы по курсу "История Украины"

1. Предмет курса

Объектом ист У явл те реальные события общественной жизни с древнейших времен до наших дней, кот происходили на территории Украины, в ее нынешних государственных границах. Предметом истории У являются закономерности возникнов и развития разнообразной деятельности народа Украины. Например, создание украинской государственности.

Задачи:1) Дать понимание сути исторических процессов, которые происходили в прошлом и происходят ныне в Украине.

2) Выработать умение анализировать и обобщать исторический материал в определенной системе, контексте мировой истории. 3) Выработать умение применять полученные знания для прогнозирования общественных процессов.

Источники и литература:

- памятники материальной культуры (церкви, соборы, дворцы, орудия труда, предметы быта, монеты)

- устные источники (народные песни, исторические думы, легенды, поговорки, присказки и т.д.)

- письменные источники (законы, конституции, универсалы, договоры, циркуляры, приказы, грамоты, летописи, дневники, письма, воспоминания и т.д.)- основа исторических знаний

Литература: монография, статьи, учебные пособия, учебники

Работа содержит 1 файл

Экзамен история Украины (1-90).doc

— 432.00 Кб (Скачать)

38. Украина в составе  Австрии

В состав Австрийской империи входят Польша, Буковина, Галичина, Закарпатье. Характерной  чертой западно-украинских земель в  составе Австрийской империи  было чередование периодов реформ с периодами реакций. В то время общественная жизнь функционировала в режиме: «вперед – стоп – назад». Реформы Марии Терезы и Иосифа II были попыткой модернизовать империю, осовременить и гармонизировать в духе абсолютизма социальные и национальные отношения. События Великой Французской революции, эгоистичные желания феодалов подтолкнули к действию консервативные круги империи. Продолжительный период реакции характеризуется постепенным обновлением феодалами утраченных позиций  в аграрном секторе, усиленной эксплуатацией сельских жителей, торможением промышленного развития, углубление общественного кризиса. Реакцией народа на эти процессы было усиление национального и общественного движения. Ярким явлением была деятельность общественно-культурного объединения «Русская троица». Члены этой организации определяли и оглашали основные идеи национального возрождения, своей разносторонней деятельностью осуществили переход от фольклорно-этнографического этапа национального движения к культурному, делали первые попытки направить решение национальных проблем в политическое русло. Революционная волна 1848-1849гг. основала новый этап модернизации империи – было отменено крепостное право, оглашена конституция, создан парламент. Эта и другая модернизация положительно отобразилась на жизни  западно-украинских земель, активизировали общественную деятельность общества. Но неожиданно опять стала господствовать реакция, которая перечеркнула большинство революционных завоеваний. 

39. Культурное возрождение в составе России

В начале ХІХ века центром культурной  жизни  на  Левобережной  Украине становится Харьков. Здесь в  1805г.  по  инициативе  местного  общественного деятеля Василия Каразина на средства местного дворянства  и  купечества  был основан университет, который  собрал  вокруг  себя  лучшие  культурные  силы

украинского общества. Ректором университета стал известный  украинский  поэт Петр Гулак-Артемовский.  В  Харькове  начали  выходить  журналы  «Украинский

вестник», «Украинский журнал» и др. Во главе  литературного  движения  стоял Григорий  Билета.  Харьковский  университет  и  те  интеллектуальные   силы,

которые образовались вокруг  него,  положили  начало  духовному  возрождению украинского общества. Позднее, в связи с  основание  в  1834г.  университета

Св. Владимира  интеллектуальный центр Украины  переместился в Киев. Состав, ставший основой для формирования первого поколения  украинской

интеллигенции,  в  первую   очередь   создавался   из   обедневших   дворян, происходивших из старой казацкой  старшины,  сыновей  священников,  мещан  и

казаков. Очень редко встречались выходцы  из крестьян. В этот период появляются серьезные исторические исследования. В первых десятилетиях ХІХ века много  молодых  интеллигентов  начинают ходит  по  селам,  где  ищут,  собирают,  а  затем  и  публикуют  украинский фольклор. В 1819г. выходит в свет первый сборник  украинских  исторических  дум, собранных князем Николаем Церетели под названием  «Попытка  собрания  старых малороссийских  песен».  В  1827г.  появляется  публикация   «Малороссийские народные пески» профессора Московского университета Михаила  Максимовича. Усиливается внимание и к украинскому  языку.  Так,  в  1818г.  Алексей Павлович пишет «Грамматику малороссийского наречия», а в  1823г.  появляется словарь Ивана Войцеховича.

Кирило-Мефодиевское братство учло уроки мирового опыта  и  использовало идеи западноевропейского  вольнодумства в  своих  национальных  условиях.  Им

были  сформулированы основные постулаты  украинского  возрождения,  определены формы и методы достижения поставленной  цели.  Деятельность  братства  стала началом  перехода  от  культурнического  к  политическому  этапу  борьбы  за государственность  Украины.  Это  была  попытка  новой  национальной   элиты

определить  место  и  роль  украинского  народа  в  современном  историческом контексте. 

40. Культурное возрождение  в составе Австрии

В это  время украинский этнос на западно-украинских землях представляло большей  частью  крестьянство.  Оно  сохраняло  родной  язык  и   этнический характер   традиционно-бытовой   культуры,   проявляло   себя   и   активной общественной силой. Отношение  народа  к  власти  находило  проявление  и  в  его   устном поэтическом   творчестве. Очевидно, что социальная активность  и  антифеодальная  направленность народа влияла  на  формирование  общественной  мысли  на  западно-украинских землях. Понятно,  что  украинское  панство  и  церковная  греко-католическая иерархия этому расположению духа сочувствия не вызвали. На  интерес  жизнью  народа,  его  образованием,   традиционно-бытовой культурой   имели   влияние   идеи   просвещения,   наполеоновской войны, революционное польское движение,  пропагандированные  романтизмом  постулаты народности, интенсивное развертывание  народоведческой  робот  в  славянских странах. Пример культурного  самоутверждения  славянских  народов  послужил,  в частности, толчком к научному исследованию украинского языка, написанию  его грамматики,  складыванию  словарей. В начале 30-х годов возникает кружок  “Русская  троица”,  который был создан М. Шашкевичем, И. Вагилевичем и Я. Головацким. Члены кружка находились под  влиянием  идей  романтизма,  произведений историков,  этнографов  и  литераторов   Приднепровской   Украины,   поэтому стремились поднять народный дух, просветить народ. В 1848г. волна революционного  духа  охватила  всю западную  половину европейского материка.  В  Австрийской  империи  это  движение  откликнулось более громко, чем в других странах: восстала  Венгрия,  восстали  славянские народы Австрии, которые были подготовлены предшествующим  культурническим  и общественным движением.  Центральной  и Восточной Европы за свободу и дала название революции – “Весна народов”. В  1848г. во Львове вышла в  печать  первая  украинская  газета “Зоря  Галичская”,  а  также   была   созданная   культурно-просветительская организация “Галицько-Руська матиця”. Главный Русский Совет через “Звезду Галичскую”  пропагандировала  свою программу  политической  деятельности,  которая  потом  надолго   оставалась программой передовой части галичской интеллигенции. В ней шла речь о  “добре и счастье народа” в демократическом  значении  этого  слова.  Далее идет  “развитие  и  подъем  народности  во всех ее частях”, то есть усовершенствование языка, введение  его  в  школах, издание  газет и   книг   на   украинском   языке.   И,   наконец,   охрана конституционной свободы  и  попытка  искать  пути  улучшения  жизнь  лишь  в границах конституции. 

41. Кирилло-Мефодиевское  братство

Большое общественно-политическое значение имела  деятельность созданного в 1864г. в Киеве Кирилло-Мефодиевского общества. Члены Кирилло-Мефодиевского общества хотели, во-первых, сформировать украинскую национальную идею, основные проблемы которой были уже поставлены в ходе национальной борьбы, а именно: какой должна быть роль украинцев среди славянских народов; должна ли украинская нация создавать собственное, независимое от России и Австрии, государство; какими средствами можно ликвидировать национальное угнетение, создать независимое государство. Во-вторых, Кирилло-Мефодиевское общество планировало развернуть практическую деятельность, направленную на реализацию национальной идеи. Большинство членов Кирилло-Мефодиевского общества считали, что применять революционные методы для достижения поставленных целей нельзя. Исключение составляли Т.Г. Шевченко, Н.И. Гулак, А. Навроцкий, доказавшие, что без решительных революционных действий достичь социального и национального освобождения не удастся. Учредители общества (всего несколько десятков человек): Н.И. Костомаров (профессор Киевского университета, историк), В.М. Белозерский (учитель), Н.И. Гулак (чиновник). Интеллигенция: поэт Т.Г. Шевченко, писатель П.А. Кулиш и др. Студенты. Организационные и программные  положения общества содержались в документах «Книга бытия украинского народа» и «Статут славянского братства св. Кирилла и Мефодия». Общество существовало недолго. Весной 1847г. по доносу провокатора – студента А. Петрова – постоянные участники заседаний общества были арестованы. Н.И. Гулак заключен в Шлиссельбургскую крепость, Т.Г. Шевченко отдан в солдаты в Оренбургский край, остальные высланы. Деятельность Кирилло-Мефодиевского общества имела большое значение для дальнейшего формирования национальной идеи. Даже то немногое, что успели сделать члены общества – издание книг, беседы, лекции, программные документы – будило общественную мысль, заставляя искать пути к лучшему, свободному будущему. 

42. Реформы 60-70 гг.

Крестьянская  реформа, 19.02.1861г.: Александр II издал  монифест об отмене крепостного права  в России. Крестьяне стали лично-свободными. В Украине было 5 млн. 300 тыс. крепостных крестьян. В тоже время сохранялась экономическая несвобода – крестьяне обязаны были выкупать свои земельные наделы у помещиков в течении 49 лет.

Судебная  реформа, 1864г.: суд стал не сословным, гласным; суд стал независимым; в суде участвовали присяжные заседатели от всех сословий; обвинение поддерживал прокурор, защиту – адвокат.

Земская реформа, 1864г.: создавались выборные органы власти в масштабах губернии, уезда – земства; в земствах были представители всех сословий; земства занимались хозяйственными и культурными вопросами.

Военная реформа, 1862-1874гг.: вводилась всеобщая воинская повинность для мужчин по достижении 21 года; сокращался срок военной службы (пехота – 6 лет, флот – 7 лет); армию начали оснащать современным вооружением. Была улучшена подготовка офицеров.

Школьная  реформа, конец 70-х годов XIXв.: увеличили количество начальных учебных заведений, открыли земские школы, создали воскресные школы для обучения взрослых; увеличили количество средних и высших учебных заведений; открыли женские гимназии и школы.

Реформы 60-70гг. носили буржуазный характер, но сохранили много феодальных пережитков, а именно: собственность помещиков на землю, отсутствие демократических свобод, неограниченная власть царских чиновников и полиции.

В Украине  возникли пром. центры: Донецкий угольно-металлургический бассейн; Приднепровский металлургический; Криворожский железорудный. В огромных масштабах велось ж/д строительство. Развивалось транспортное машиностроение. В XIX в. вступили в строй Харьковский и Луганский паровозостроительные заводы. Широко привлекался иностранный капитал. Все металлургические заводы и шахты были построены на ср-ва английских, немецких, бельгийских и французских капиталистов. 80-е гг. XIX века в Украине завершился промышленный переворот, т.е. переход от мануфактуры к машинной индустрии. Он обусловил переворот и в социальной сфере. Сформировав 2 класса: рабочие и буржуазия.

43. Надднепрянская Украина

Интенсивно  развивались угольная, железорудная, металлургическая отрасли промышленности; началось строительство ж/д (Одесса и Балта в 1865г.); развивалась торговля, окончательно формировался внутренний и внешний рынок; возросла потребность в водном транспорте; строились крупные предприятия – Харьковский, Луганский паровозостроительные заводы, Екатеринославский, Херсонский металлургические заводы; увеличилось количество городов; завершился промышленный переворот – переход от мануфактуры к машинной индустрии, с применением паровых двигателей, машин, станков. В результате промышленного переворота создавались заводы и фабрики. 

44. Гражданские и народные движения в Надднепрянской Украине

Деятельность  громад: издавали журнал «Основа», который редактировали бывшие кирилло-мефодиевцы – В.М. Белозерский, Н.И. Костомаров, П.А. Кулиш (1861-1862гг.); в 1873-1876гг. организовали с помощью Российского географического общества изучение истории, экономики, географии, фольклора Украины и по итогам работы провели съезд; издавали за границей (в Швейцарии) на украинском языке журнал «Громада» и другие печатные издания. Главным организатором изданий был М.П. Драгоманов; открывали общественные украинские школы для взрослых и детей; организовывали фольклорные и исторические праздники.

В 70-е  годы началась революционная деятельность народников. Организации народников возникли сначала в России, а в 1873г. Ф. Вольховский основал организацию народников в Одессе, затем и в Киеве, Харькове, Чернигове и др. городах. Цели народничества: повысить культуру крестьян; организовать крестьянскую революцию, установить социализм; после революции ввести самоуправление крестьянских общин; всю землю передать в собственность крестьянам. Народники плохо знали жизнь крестьян, так как в основном их организации состояли из интеллигентов. Они идеализировали крестьян, не понимали их жизни и убеждений. Для реализации своих целей народники предприняли «хождение в народ» (приезжали в села, где работали учителями, врачами, писателями и вели революционную пропаганду; обучали крестьян грамоте и городским профессиям; народники носили крестьянскую одежду, старались быть похожими на крестьян в поведении, ошибочно думая, что крестьяне больше поверят им; не смогли поднять крестьян на революцию) и организовали «Чигиринский заговор» (видя, что крестьяне верят в «добро царя», народники сфабриковали «царскую грамоту»; крестьян призывали не платить налоги, захватить землю, готовить всеобщее восстание; в 1877г. заговор был раскрыт царскими властями, члены группы арестованы, приговорены к каторге и ссылке). В конце XIX в. роль народников в общественно-политической жизни страны значительно снизилась. В 1881 г. после убийства петербургскими народниками царя Александра II организации народников были ликвидированы. Общество разочаровалось в их идеях. 

45. Роль Украины в  экономике Австро-Венгерской  империи в кон. XIX - нач. XX вв.»

В западно-украинских землях под гнетом Австро -Венгрии  к началу XX столетия находилось 4600 тыс. украинцев: В Галичине -3850 тыс., на Буковине -305 тыс., на Закарпатье -505 тыс.. примерно -80-90 % местного населения занималось сельским хозяйством, которое давало около 70% национального дохода.

Аграрные  отношения в этом регионе характеризовались наличием большого числа крепостнических пережитков. Примитивное крестьянское хозяйство, сосуществовавшее с капиталистическими экономивши, переживало глубокий кризис. Сельские подворья с участками до 2 га составляли: в Галичине -42,7 % всей земли, на Буковине -56%, на Закарпатье -51%.

Усиливалась социальная дифференциация крестьянства. В Галичине в 1902 году кулаки составляли уже 9,7 % общей численностью хозяйств и владели 20,7 % всей земли, на Буковине - соответственно 8 и 23%, на Закарпатье - 9,93 и 23%.

Кабальные условия существования и бесправие  усилили процессы эмиграции. В 1909 г.в  США проживало уже 470 тыс. украинцев. Значительное число западно-украинских крестьян уезжало в Канаду, а также Бразилию и Аргентину.

Информация о работе История Украины