История Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:27, шпаргалка

Описание работы

Документ содержит 90 ответов на вопросы по курсу "История Украины"

1. Предмет курса

Объектом ист У явл те реальные события общественной жизни с древнейших времен до наших дней, кот происходили на территории Украины, в ее нынешних государственных границах. Предметом истории У являются закономерности возникнов и развития разнообразной деятельности народа Украины. Например, создание украинской государственности.

Задачи:1) Дать понимание сути исторических процессов, которые происходили в прошлом и происходят ныне в Украине.

2) Выработать умение анализировать и обобщать исторический материал в определенной системе, контексте мировой истории. 3) Выработать умение применять полученные знания для прогнозирования общественных процессов.

Источники и литература:

- памятники материальной культуры (церкви, соборы, дворцы, орудия труда, предметы быта, монеты)

- устные источники (народные песни, исторические думы, легенды, поговорки, присказки и т.д.)

- письменные источники (законы, конституции, универсалы, договоры, циркуляры, приказы, грамоты, летописи, дневники, письма, воспоминания и т.д.)- основа исторических знаний

Литература: монография, статьи, учебные пособия, учебники

Работа содержит 1 файл

Экзамен история Украины (1-90).doc

— 432.00 Кб (Скачать)

84. Достижение У.  независимости. Распад  СССР. Создание СНГ.

16 июля 1990 Верх Совет УССР принял Декларацию  о гос суверенитете У.В декл-ции  определялось,что У как суверенное гос-во будет развиваться в сущ границах на основе осущ укр нацией права на самоопределение.Любые насильственные д-я со стороны полит партий, общ орг-ий и отдельных лиц преследуется законом.У. явл самостоятельной в решении любых вопр. своей гос. Жизни.Тер-я У в сущ границах явл неприкосновенной и не может быть изменена или исп без ее согласия.Нац богатством страны владеет, пользуется и распоряжается только народ У.Гос-во проявл заботу об удовл еац=культ нужд укр-цев,прожив-х за ее пределами.У. также в праве иметь собственные вооруженные силы,внутр войска и органы гос безоп-ти.24 августа 1991 Верх совет УССР принял Акт провозглашения независимости У.На всеукр референдуме 1 декабря 1991 90% избирателей подтвердили акт провозглашения независимости У.Появление на полит карте мира нового независимого гос-ва У обусловил ряд причин:внешн причины-Поражение соц лагеря в холодной войне.-ухудшение соц-эк и полит сит-ции в СССР.-потеря центром контроля над событиями на местах.ВНутр.причины:-сущ-е в У. системы формально легитимных органов гос управления.-желание киевской номенклатуры освободится из-под опеки центра.-определенная стабильность укр товарного рынка.-многовековая борьба народа за создание собств независим гос-ва.7-8 декабря В Беловежской Пуще лидеры У. Рос и Беларус констатировали распад СССР и подписали соглашение о создании Содруж-ва нзависим гос-в-СНГ.21 декабря 1991 в Алма-Ате к этому соглашению присоед еще 8 независимых гос-в бывшего СССР.В принятой декларации зафиксировано,что с созд Содружества СССР прекращает свое сущ-е. Причем СНГ не явл ни гос-вом, на надгос. Образованием.Для координации деят-ти в сф совместных интересов был образован совет глав гос-в и Совет глав прав-в.Основатели СНГ определили,что каждая и респ явл независимым в своей внутр и внешн политике гос-вом.В опред мере пр-сс интеграции стимулировался общностью интересов гос-в кот вошли в сост СНД,приоритетными из кот были:выход из соц эк кризиса.-проведение эффективных рыночных реф-м.-реструктуризация и модернизация эк.-сохр территориальной целостности.-достижение внутр соц-эк и полит стабильности 

85. Становление властных структур независимой У.

1.Фиксация  границ.2.Определение гражданства.Согласно  закону о гражданстве У. гражданство  предоставлялось всем, кто проживал  на тер-ии республики.3.Определение  нац символики как гос.4.Введение  собственной денежной ед.Важным явлением было формирование 3 ветвей власти-законодательной,судебной и исполнительной.1ый парламент независимой У. за период своей деят-ти принял почти 450 законов.Верховная Рада от 5 июля 1991 ввела институт президента.Президент У. ЯВЛ ГЛАВОЙ ГОС-ВА И ГЛАВОЙ ИСПОЛН. ВЛАСТИ.Судебная власть совершается судейскими органами.Возникло 3 центра власти – Президент,Верховная Р., и прав-во.На 1 ом этапе гос.строит-ва возник кризис,кот выявился в ряде негативных тенденций:1.в этот период не удалось эффективно совершить разделение властных полномочий.2.раздвоенность исполн. Ветви власти усложняло упраление и мешало работать3. Последовательное противодействие Верх Рады не дала возможность создать сильную исполн. Власть, необход в усл.переходного периода.В течении июня-июля 1994 в У. прошли президентские выборы.Выграл Кучма.Развернутый после провозглашения независимости процесс строит-ва гос-ва протекает противоречиво и неоднозначно.С 1ой стороны произошли опред позитивные изменения: введены атрибуты гос-ти,созданы Вооруж силы У.,сформ  правовое поле для пр-сса гос строит-ва.В то же время выявилась слабая скоординированность и отсутствие единства в действия разных ветвей власти,возростание противоречий между центральными и местными органами власти,низкая эффективность гос контроля за выполнением принятых решений,значит влияние полит противостояния в госве на поведение гос установок,коррупция и протекционизм в гос структурах, недостатолчная квалиф-я профессиональных политиков.

86. Принятие новой конституции и ее основные положения

Декларация  о гос суверенитете У.16 июля 1990 г  стала не только толчком к конституционным  изменениям,но и политико-правовой основой концепции новой Конституции У, утвержденной Верховной Радой в мае 1991г.Провозглашение  24 августа 1991 Акта о независимости У, кардинально изменило ситуацию-значительная часть положений конституции уже не отвечала реалиям и и утратила свою актуальность.Возникла потребность новых подходов к перестройке правового поля.Активное гос строительство можно было развернуть лишь при условии создания соответствующей законодательной базы,а этот пр-сс усложнялся отсутствием самостоят нац правовой системы.Правовая сист УСССР базировалась на 2х основах:общесоюзном законодательстве и собственном Укр.2 попытки сдвинуть с места конститут пр-сс закончился неудачей:Верх Рада не утвердила ни один из них.Во время обсуждения вариантов новой конституции основная борьба точилась вокруг проблемы разделения властных полномочий. Бескомпромиссная позиция поклонников сохр советск сист с одной стороны и поклонников парламентской, президентской и парлам-президент з другой, окончательно затормозила конституционный процесс, в следствии чего была оставлена Конституция УССР 1978 к кот было внесено 200 поправок.После того как президентом стал Кучма, была создана новая конституционная комиссия, работа кот не отличалась продуктивностью.Со временем был создан Конституционный дог-р, подписаны Верх РадойюНесмотря на недостатки договора он создал условия для активизации конститут пр-сса28 июня 1996 была принята конституция У. Ее принятие завершило процесс становления полит системы республики.Новая конст-я с одной стороны фиксирует и регламентирует ,то что сущ-ет в реальности(стю4 утверждает, что в У сущ. Единое гражданство, а ст.5-что У. явл республикой),с другой- явл своего рода юридич программой нашей страны,кот опред и утверждает главные принципы и цели будующего развития строительства гос-ва(ст.1 У. явл суверенным и независимым демократичным,соц и правовым гос-вом).На протяжении 1990-1998 принято около 1200 законодат актов. 

87. Становление  и развитие многопартийности в независимой У.Парламентские выборы 2007г

Одним из главных эл демократич полит системы  явл многопартийность,т.к именно полит партии явл связующим звеном между прав-вом и народом Многопартийность в свое развитии на У. прошла несколько этапов:1эт.-Зарождение многопартийности(сер1988-март1990)-возникновение неформ орг-ий,создание легальной организованной оппозиции.-дифференциация внутри правящей компартии, организованная консолидация поклонников демократич платформы.-возникновение первой формально задекларированной партии 0Укр нац партии.2эт-выход многопартийности на го ур-нь(май 1990-август 1991)-появл парламенской оппозиции.-увелич кол-ва полит партий.-принятие декларации о гос суверенитее У.3эт.-становление многопартийности(с августа 1991)-расширение спектра многопартийности.-усиление расколов и дробления полит сил.-активизацияч пр-сса создания местных партийных отделений.-укрепление связей партий с влиятельными бизнес и юридич кругами.- периодическая перегруппировка сил,создание полит блоков для борьбы за власть.Характерными чертами развития многопартийности на соврем эт явл:-мультипартийность.-.неопределенность соц базы.- создание значит части партий не на основе консолидации вокруг идеи.-сравнительно четкая географич ориентированность партий.В конце 90-х многопартийность была в значительной степени формальной.Слабость отечественных партий объяснялась низким ур-нем полит культуры населения,искусственностью создания многих партий,программной непоследовательностью и противоречивостью провозглашенных программ,кот часто не отвечали реальной полит деятельности , амбициями и противостоянием некоторых полит лидеров . 30 сентября 2007 года на Украине прошли внеочередные парламентские выборы. Дата их проведения была установлена в соответствии с соглашениями, достигнутыми 27 мая 2007 года между президентом Украины Виктором Ющенко и премьер-министром Виктором Януковичем в качестве выхода из затяжного политического кризиса.[1]Результаты соцопросовСогласно большинству социологических исследований, проведённых за месяц до выборов, высокую вероятность попасть в украинский парламент имели 4 партии и блока:1) Партия регионов,2) Блок Юлии Тимошенко,3) Блок «Наша Украина — Народная самооборона»,4) Коммунистическая партия Украины.Участники выборов:В избирательные списки были включены 4 860 кандидатов в депутаты от 20 политических партий и блоков Первое место на выборах заняла Партия регионов, за которую проголосовали 34,37% избирателей (175 депутатских мест). Далее идут Блок Юлии Тимошенко - 30,71% (156 мандатов), блок "Наша Украина - Народная самооборона" - 14,15% (72 депутата), Компартия - 5,39% (27 мандатов) и Блок Литвина - 3,96% (20 мандатов). СПУ во главе с председателем Верховной Рады 5-го созыва Александром Морозом набрала 2,86% голосов и не прошла в Верховную Раду. В кампании участвовали 20 партий и блоков. 17 октября Высший административный суд Украины (ВАСУ) запретил опубликовывать официальные результаты парламентских до рассмотрения по сути иска ряда политсил.  

88. Социально-экономические процессы в условиях независимой У.

Эк кризис в нач 90 негативно повлиял на ур-нь жизни и на соц структуру об-ва.После либерализации цен 1992 г основная масса населения оказалась за гранью бедности.Эк проблемы также негативно сказывались на соц структуре об-ва.Фарсированное расслоение об-ва привела к соц поляризации. В этих условиях Кучма в 1994 провозгласил новую соц эк стратегию осн. Направл кот были:- финн стабилизация- ослабление налогового процесса, преодоление платежного кризиса, углубление банковской реф-мы- регилируемая и контолируемая гос-вом либерализация цен-коренное структурное преобр-е произ-ва с целью созд рыночн эк-децентрализаци управл эк.-либерализация внешнеэк. Связей-соц. Защита.Однако курс имел существенные недостатки и требовал пересмотра.Уже 1995 Кучма прзнал потребность корректирования реф-м.Однако сит-я оставалась сложной-приближение отечественной эк  рынку сопровождался  такими негативными пр-ми:1 сохранение и углубление структурных деформаций2катастрофич ур-нь физ и морального старения осн произв фондов3 неэффективное исп-е реального эк потенциала4 низкий ур-нь эк свободы и высокий эк риска.5Угроза безопасности гос-ва в сф энергоснабжения6обострение проблем в соц секторе.Базовыми приоритетами были провозглашены:-укрепление дееспособности гос-ва на основе реализации администр и конституц реф-мы.-созд-е независимой законодат базы и стабильных правил как основы эк деят-ти.-укрепление позиций нац капитала.-ограничение теневой эк и влияния олигархичных структур.-децентрализация власных полномочий, усиление роли регионов, расширение их прав и полномочий. 

89. Цели и основные напрвления внешней политики У.У и ЕС

Основные  пункты внешней политики У. гос-ва были определены еще Декларацией о гос суверенитете У, в кот определен демокр и миролюб внешнеполит курс. Для обоснования собств линии на междунар арене 2 1993 Верх Рада У одобрила «основные напр внешней политики У».Этот документ определил нац интересы У и задачи ее внешне политии.Внешн политика У направлялась на утверждение и развитие ее как независимого демокр гос-ва,обеспеч стабильности междунар положения У.,сохр территориальной целостности гос-ва и неприкосновенности ее границ,защита прав и интересов граждан У,создание имиджа У как надежного и предсказуемого партнера.В это док указывалось, что У совершает откр внешн полит и стремится к сотрудничеству со всеми заинтересованными партнерами, избегая зависимости от отдельных стран или групп гос-в.внешняя политика у. стала попыткой не только макс прагматично подойти к удовл потребностей и интересов нашего гос-ва, но и стремление учитывать специфич черты менталитета, традиций и внешнеполит ориентации населения.Важным аспектом в пр-ссе  форм-я концепции внешнеполит курса стало приняие новой конституции У, кот юридич закрепила принципы внешнеполит деят-ти, напр на обеспеч нац интересов и безопасности нашего гос-ва.В нач 2001 г У. поддерживала дипломатич отношения с 153 странами мира.На современном этапе основными формами сотрудничества У. и ЕС явл технич помощь, торговля и инвестиционная деят-ть.По обемам технич помощи со стороны ЕС У. занимает 2ое место после Росси среди постсоветских стран.Сейчас ЕС явл наибольшим после бывших сов. Республик торговым партнером У.Характерной чертой процесса интеграции У в евр структуры явл необычайно осторожная позиция ЕС, замедленное развитие эк связей.Активизации интеграционных процессов мешают такие факторы:-Существенные отличия нормативно-правовой базы У. и ЕС.-изношенность основных произв. Фондов укр эк.- низкий ур-нь конкурентоспособности большинства укр пр-ий.-нынешнее состояние укр эк пока не дакт возможности полноправного финн участия в деят-ти ЕС.-Быстрая интеграция У в ЕС могла бы дестабилизировать сит-ю.Кроме того сущ-нно усложняется пр-сс интеграции У в ЕС корпоративная закрытость гос управления, высокий ур-нь коррупции, слабость демократич институций и неразвитость гражданского об-ва, ущемление свободы прессы, полит проблемы. 

90. Национально-культурное строительство  в независимой У.У диаспора.

Историч опыт доказывает, что в переломные моменты можно достичь гармонии только тогда,когда параллельно с радикальными преобразованииями в политике,эк, соц сф происх изменения в культуре.После провозглашения независимости  в духовно-культурной жизни происходило 3 противоречивых процесса:- пересмотр,переосмысление и переоценка еще недавно главенствующих взглядов, ориентиров.- возвращение традиционных ценностей нац. Культуры, возрождение религиозных и нац форм световосприятия.- проникновение и адаптация на на почве новой системы ценностей.Отказ,даже частичный от старой шкалы ценностей вывело об-во из равновесия, а отсутствие четкой новой сист ценностей не давала ему возможности стабилизироваться.Другой серьезной проблемой духовно-культурной жизни соврем У. явл проникновение и адаптация  на нац почве систем ценностей западно цивилизации.Основой возрождения культуры явл обр-е. В 1993 КабМин утвердил программу «обр-е»,кот предусматривала-1.децентрализацию управления обр-ем2диференциализ-ю, гуманизацию учебно-воспит пр-сса.В пр-ссе рефорвирования ударение было сделано на:-деидеологизацию и демократизацию уч пр-сса.—связь обр-я с нац историей,культурой и традициями.—обеспечении свободы творчести педагогам.В кон 2000 г был онародован проэкт «концепции 12 летней среднеобразоват школы».Содержание конц-ции предполагает: -переход к 12 летней сист обр-я в ср. школе.-обеспечение непрерывности обр-я молодежи.- усиление воспитательной и организаторской ф-ции учителя.-увеличение в учебном пр-ссе умение добывать инф-ю из разных источников.Составной частью культуры явл. Наука, потенциал кот. в У. сравнительно высокий. В этой обл сущ негативные тенденции:- постоянное снижение затрат на науку.-падение ур-ня наукоемкости ВВП У.-недостаточная матер. База.—снижение эффективности функ-я научных учр-ий.—внутр и внешн утечка мозгов.Характерными чертами лит пр-сса явл утверждение мировоззренчеки-эстетического плюрализма,творческий поиск,сохр и творческое осмысление традиций.Несмотря на эк беспорядки развивается нац театр.Сложная сит-я в сф кинематогрофа.В сф культуры активно развиваются междунар связи, что содействует расширению Укр культуры в мир.

Информация о работе История Украины