84.
Достижение У.
независимости. Распад
СССР. Создание СНГ.
16 июля
1990 Верх Совет УССР принял Декларацию
о гос суверенитете У.В декл-ции
определялось,что У как суверенное
гос-во будет развиваться в сущ границах
на основе осущ укр нацией права на самоопределение.Любые
насильственные д-я со стороны полит партий,
общ орг-ий и отдельных лиц преследуется
законом.У. явл самостоятельной в решении
любых вопр. своей гос. Жизни.Тер-я У в сущ
границах явл неприкосновенной и не может
быть изменена или исп без ее согласия.Нац
богатством страны владеет, пользуется
и распоряжается только народ У.Гос-во
проявл заботу об удовл еац=культ нужд
укр-цев,прожив-х за ее пределами.У. также
в праве иметь собственные вооруженные
силы,внутр войска и органы гос безоп-ти.24
августа 1991 Верх совет УССР принял Акт
провозглашения независимости У.На всеукр
референдуме 1 декабря 1991 90% избирателей
подтвердили акт провозглашения независимости
У.Появление на полит карте мира нового
независимого гос-ва У обусловил ряд причин:внешн
причины-Поражение соц лагеря в холодной
войне.-ухудшение соц-эк и полит сит-ции
в СССР.-потеря центром контроля над событиями
на местах.ВНутр.причины:-сущ-е в У. системы
формально легитимных органов гос управления.-желание
киевской номенклатуры освободится из-под
опеки центра.-определенная стабильность
укр товарного рынка.-многовековая борьба
народа за создание собств независим гос-ва.7-8
декабря В Беловежской Пуще лидеры У. Рос
и Беларус констатировали распад СССР
и подписали соглашение о создании Содруж-ва
нзависим гос-в-СНГ.21 декабря 1991 в Алма-Ате
к этому соглашению присоед еще 8 независимых
гос-в бывшего СССР.В принятой декларации
зафиксировано,что с созд Содружества
СССР прекращает свое сущ-е. Причем СНГ
не явл ни гос-вом, на надгос. Образованием.Для
координации деят-ти в сф совместных интересов
был образован совет глав гос-в и Совет
глав прав-в.Основатели СНГ определили,что
каждая и респ явл независимым в своей
внутр и внешн политике гос-вом.В опред
мере пр-сс интеграции стимулировался
общностью интересов гос-в кот вошли в
сост СНД,приоритетными из кот были:выход
из соц эк кризиса.-проведение эффективных
рыночных реф-м.-реструктуризация и модернизация
эк.-сохр территориальной целостности.-достижение
внутр соц-эк и полит стабильности
85.
Становление властных
структур независимой
У.
1.Фиксация
границ.2.Определение гражданства.Согласно
закону о гражданстве У. гражданство
предоставлялось всем, кто проживал
на тер-ии республики.3.Определение
нац символики как гос.4.Введение
собственной денежной ед.Важным явлением
было формирование 3 ветвей власти-законодательной,судебной
и исполнительной.1ый парламент независимой
У. за период своей деят-ти принял почти
450 законов.Верховная Рада от 5 июля 1991
ввела институт президента.Президент
У. ЯВЛ ГЛАВОЙ ГОС-ВА И ГЛАВОЙ ИСПОЛН. ВЛАСТИ.Судебная
власть совершается судейскими органами.Возникло
3 центра власти – Президент,Верховная
Р., и прав-во.На 1 ом этапе гос.строит-ва
возник кризис,кот выявился в ряде негативных
тенденций:1.в этот период не удалось эффективно
совершить разделение властных полномочий.2.раздвоенность
исполн. Ветви власти усложняло упраление
и мешало работать3. Последовательное
противодействие Верх Рады не дала возможность
создать сильную исполн. Власть, необход
в усл.переходного периода.В течении июня-июля
1994 в У. прошли президентские выборы.Выграл
Кучма.Развернутый после провозглашения
независимости процесс строит-ва гос-ва
протекает противоречиво и неоднозначно.С
1ой стороны произошли опред позитивные
изменения: введены атрибуты гос-ти,созданы
Вооруж силы У.,сформ правовое поле
для пр-сса гос строит-ва.В то же время
выявилась слабая скоординированность
и отсутствие единства в действия разных
ветвей власти,возростание противоречий
между центральными и местными органами
власти,низкая эффективность гос контроля
за выполнением принятых решений,значит
влияние полит противостояния в госве
на поведение гос установок,коррупция
и протекционизм в гос структурах, недостатолчная
квалиф-я профессиональных политиков.
86. Принятие
новой конституции и
ее основные положения
Декларация
о гос суверенитете У.16 июля 1990 г
стала не только толчком к конституционным
изменениям,но и политико-правовой
основой концепции новой Конституции
У, утвержденной Верховной Радой в мае
1991г.Провозглашение 24 августа 1991 Акта
о независимости У, кардинально изменило
ситуацию-значительная часть положений
конституции уже не отвечала реалиям и
и утратила свою актуальность.Возникла
потребность новых подходов к перестройке
правового поля.Активное гос строительство
можно было развернуть лишь при условии
создания соответствующей законодательной
базы,а этот пр-сс усложнялся отсутствием
самостоят нац правовой системы.Правовая
сист УСССР базировалась на 2х основах:общесоюзном
законодательстве и собственном Укр.2
попытки сдвинуть с места конститут пр-сс
закончился неудачей:Верх Рада не утвердила
ни один из них.Во время обсуждения вариантов
новой конституции основная борьба точилась
вокруг проблемы разделения властных
полномочий. Бескомпромиссная позиция
поклонников сохр советск сист с одной
стороны и поклонников парламентской,
президентской и парлам-президент з другой,
окончательно затормозила конституционный
процесс, в следствии чего была оставлена
Конституция УССР 1978 к кот было внесено
200 поправок.После того как президентом
стал Кучма, была создана новая конституционная
комиссия, работа кот не отличалась продуктивностью.Со
временем был создан Конституционный
дог-р, подписаны Верх РадойюНесмотря
на недостатки договора он создал условия
для активизации конститут пр-сса28 июня
1996 была принята конституция У. Ее принятие
завершило процесс становления полит
системы республики.Новая конст-я с одной
стороны фиксирует и регламентирует ,то
что сущ-ет в реальности(стю4 утверждает,
что в У сущ. Единое гражданство, а ст.5-что
У. явл республикой),с другой- явл своего
рода юридич программой нашей страны,кот
опред и утверждает главные принципы и
цели будующего развития строительства
гос-ва(ст.1 У. явл суверенным и независимым
демократичным,соц и правовым гос-вом).На
протяжении 1990-1998 принято около 1200 законодат
актов.
87. Становление
и развитие многопартийности
в независимой У.Парламентские
выборы 2007г
Одним
из главных эл демократич полит системы
явл многопартийность,т.к именно полит
партии явл связующим звеном между прав-вом
и народом Многопартийность в свое развитии
на У. прошла несколько этапов:1эт.-Зарождение
многопартийности(сер1988-март1990)-возникновение
неформ орг-ий,создание легальной организованной
оппозиции.-дифференциация внутри правящей
компартии, организованная консолидация
поклонников демократич платформы.-возникновение
первой формально задекларированной партии
0Укр нац партии.2эт-выход многопартийности
на го ур-нь(май 1990-август 1991)-появл парламенской
оппозиции.-увелич кол-ва полит партий.-принятие
декларации о гос суверенитее У.3эт.-становление
многопартийности(с августа 1991)-расширение
спектра многопартийности.-усиление расколов
и дробления полит сил.-активизацияч пр-сса
создания местных партийных отделений.-укрепление
связей партий с влиятельными бизнес и
юридич кругами.- периодическая перегруппировка
сил,создание полит блоков для борьбы
за власть.Характерными чертами развития
многопартийности на соврем эт явл:-мультипартийность.-.неопределенность
соц базы.- создание значит части партий
не на основе консолидации вокруг идеи.-сравнительно
четкая географич ориентированность партий.В
конце 90-х многопартийность была в значительной
степени формальной.Слабость отечественных
партий объяснялась низким ур-нем полит
культуры населения,искусственностью
создания многих партий,программной непоследовательностью
и противоречивостью провозглашенных
программ,кот часто не отвечали реальной
полит деятельности , амбициями и противостоянием
некоторых полит лидеров . 30 сентября 2007 года на Украине прошли
внеочередные парламентские выборы. Дата
их проведения была установлена в соответствии
с соглашениями, достигнутыми 27 мая 2007 года между президентом
Украины Виктором
Ющенко и
премьер-министром Виктором
Януковичем
в качестве выхода из затяжного политического
кризиса.[1]Результаты соцопросовСогласно
большинству социологических исследований,
проведённых за месяц до выборов, высокую
вероятность попасть в украинский парламент
имели 4 партии и блока:1) Партия
регионов,2) Блок Юлии
Тимошенко,3) Блок «Наша
Украина — Народная самооборона»,4) Коммунистическая
партия Украины.Участники
выборов:В избирательные списки были включены
4 860 кандидатов в депутаты от 20 политических
партий и блоков Первое место на выборах
заняла Партия регионов, за которую проголосовали
34,37% избирателей (175 депутатских мест).
Далее идут Блок Юлии Тимошенко - 30,71% (156
мандатов), блок "Наша Украина - Народная
самооборона" - 14,15% (72 депутата), Компартия
- 5,39% (27 мандатов) и Блок Литвина - 3,96% (20
мандатов). СПУ во главе с председателем
Верховной Рады 5-го созыва Александром
Морозом набрала 2,86% голосов и не прошла
в Верховную Раду. В кампании участвовали
20 партий и блоков. 17 октября Высший административный
суд Украины (ВАСУ) запретил опубликовывать
официальные результаты парламентских
до рассмотрения по сути иска ряда политсил.
88. Социально-экономические
процессы в условиях
независимой У.
Эк кризис
в нач 90 негативно повлиял на ур-нь жизни
и на соц структуру об-ва.После либерализации
цен 1992 г основная масса населения оказалась
за гранью бедности.Эк проблемы также
негативно сказывались на соц структуре
об-ва.Фарсированное расслоение об-ва
привела к соц поляризации. В этих условиях
Кучма в 1994 провозгласил новую соц эк стратегию
осн. Направл кот были:- финн стабилизация-
ослабление налогового процесса, преодоление
платежного кризиса, углубление банковской
реф-мы- регилируемая и контолируемая
гос-вом либерализация цен-коренное структурное
преобр-е произ-ва с целью созд рыночн
эк-децентрализаци управл эк.-либерализация
внешнеэк. Связей-соц. Защита.Однако курс
имел существенные недостатки и требовал
пересмотра.Уже 1995 Кучма прзнал потребность
корректирования реф-м.Однако сит-я оставалась
сложной-приближение отечественной эк
рынку сопровождался такими негативными
пр-ми:1 сохранение и углубление структурных
деформаций2катастрофич ур-нь физ и морального
старения осн произв фондов3 неэффективное
исп-е реального эк потенциала4 низкий
ур-нь эк свободы и высокий эк риска.5Угроза
безопасности гос-ва в сф энергоснабжения6обострение
проблем в соц секторе.Базовыми приоритетами
были провозглашены:-укрепление дееспособности
гос-ва на основе реализации администр
и конституц реф-мы.-созд-е независимой
законодат базы и стабильных правил как
основы эк деят-ти.-укрепление позиций
нац капитала.-ограничение теневой эк
и влияния олигархичных структур.-децентрализация
власных полномочий, усиление роли регионов,
расширение их прав и полномочий.
89. Цели
и основные напрвления
внешней политики У.У
и ЕС
Основные
пункты внешней политики У. гос-ва были
определены еще Декларацией о гос суверенитете
У, в кот определен демокр и миролюб внешнеполит
курс. Для обоснования собств линии на
междунар арене 2 1993 Верх Рада У одобрила
«основные напр внешней политики У».Этот
документ определил нац интересы У и задачи
ее внешне политии.Внешн политика У направлялась
на утверждение и развитие ее как независимого
демокр гос-ва,обеспеч стабильности междунар
положения У.,сохр территориальной целостности
гос-ва и неприкосновенности ее границ,защита
прав и интересов граждан У,создание имиджа
У как надежного и предсказуемого партнера.В
это док указывалось, что У совершает откр
внешн полит и стремится к сотрудничеству
со всеми заинтересованными партнерами,
избегая зависимости от отдельных стран
или групп гос-в.внешняя политика у. стала
попыткой не только макс прагматично подойти
к удовл потребностей и интересов нашего
гос-ва, но и стремление учитывать специфич
черты менталитета, традиций и внешнеполит
ориентации населения.Важным аспектом
в пр-ссе форм-я концепции внешнеполит
курса стало приняие новой конституции
У, кот юридич закрепила принципы внешнеполит
деят-ти, напр на обеспеч нац интересов
и безопасности нашего гос-ва.В нач 2001
г У. поддерживала дипломатич отношения
с 153 странами мира.На современном этапе
основными формами сотрудничества У. и
ЕС явл технич помощь, торговля и инвестиционная
деят-ть.По обемам технич помощи со стороны
ЕС У. занимает 2ое место после Росси среди
постсоветских стран.Сейчас ЕС явл наибольшим
после бывших сов. Республик торговым
партнером У.Характерной чертой процесса
интеграции У в евр структуры явл необычайно
осторожная позиция ЕС, замедленное развитие
эк связей.Активизации интеграционных
процессов мешают такие факторы:-Существенные
отличия нормативно-правовой базы У. и
ЕС.-изношенность основных произв. Фондов
укр эк.- низкий ур-нь конкурентоспособности
большинства укр пр-ий.-нынешнее состояние
укр эк пока не дакт возможности полноправного
финн участия в деят-ти ЕС.-Быстрая интеграция
У в ЕС могла бы дестабилизировать сит-ю.Кроме
того сущ-нно усложняется пр-сс интеграции
У в ЕС корпоративная закрытость гос управления,
высокий ур-нь коррупции, слабость демократич
институций и неразвитость гражданского
об-ва, ущемление свободы прессы, полит
проблемы.
90. Национально-культурное
строительство в
независимой У.У диаспора.
Историч
опыт доказывает, что в переломные
моменты можно достичь гармонии только
тогда,когда параллельно с радикальными
преобразованииями в политике,эк, соц
сф происх изменения в культуре.После
провозглашения независимости в духовно-культурной
жизни происходило 3 противоречивых процесса:-
пересмотр,переосмысление и переоценка
еще недавно главенствующих взглядов,
ориентиров.- возвращение традиционных
ценностей нац. Культуры, возрождение
религиозных и нац форм световосприятия.-
проникновение и адаптация на на почве
новой системы ценностей.Отказ,даже частичный
от старой шкалы ценностей вывело об-во
из равновесия, а отсутствие четкой новой
сист ценностей не давала ему возможности
стабилизироваться.Другой серьезной проблемой
духовно-культурной жизни соврем У. явл
проникновение и адаптация на нац почве
систем ценностей западно цивилизации.Основой
возрождения культуры явл обр-е. В 1993 КабМин
утвердил программу «обр-е»,кот предусматривала-1.децентрализацию
управления обр-ем2диференциализ-ю, гуманизацию
учебно-воспит пр-сса.В пр-ссе рефорвирования
ударение было сделано на:-деидеологизацию
и демократизацию уч пр-сса.—связь обр-я
с нац историей,культурой и традициями.—обеспечении
свободы творчести педагогам.В кон 2000
г был онародован проэкт «концепции 12
летней среднеобразоват школы».Содержание
конц-ции предполагает: -переход к 12 летней
сист обр-я в ср. школе.-обеспечение непрерывности
обр-я молодежи.- усиление воспитательной
и организаторской ф-ции учителя.-увеличение
в учебном пр-ссе умение добывать инф-ю
из разных источников.Составной частью
культуры явл. Наука, потенциал кот. в У.
сравнительно высокий. В этой обл сущ негативные
тенденции:- постоянное снижение затрат
на науку.-падение ур-ня наукоемкости ВВП
У.-недостаточная матер. База.—снижение
эффективности функ-я научных учр-ий.—внутр
и внешн утечка мозгов.Характерными чертами
лит пр-сса явл утверждение мировоззренчеки-эстетического
плюрализма,творческий поиск,сохр и творческое
осмысление традиций.Несмотря на эк беспорядки
развивается нац театр.Сложная сит-я в
сф кинематогрофа.В сф культуры активно
развиваются междунар связи, что содействует
расширению Укр культуры в мир.