Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 14:00, научная работа
Общеизвестно, что история нашей страны по целому ряду важнейших параметров отличается от историй других государств и народов. Именно их совокупность, их особое сочетание, их особая доминантность, как особое сочетание нот и пауз в музыке создает неповторимость мелодии, так и в истории выстраивается свой особый вектор развития, формируется особый характер социокультурного развития. Все это дало основание известному английскому историку и культурологу А. Тойнби выделить русское пространство в особый социокультурный мир, который он назвал цивилизацией. Примечательно, что Тойнби был решительным противником идеи унификации мира на базе западной экономической системы.
ВВЕДЕНИЕ
1. У ИСТОКОВ РУССКОЙ ИСТОРИИ
1.1. Древняя Русь
1.2.Удельная Русь
2. СТАНОВЛЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
2.1. Возвышение Москвы
2.3.Московское царство в XVI в.
3. РОССИЯ В XVII В.
3.1. Русская Смута
3.2. Начало возрождения России. Время Михаила Федоровича
3.3. Россия в годы царствования Алексея Михайловича
4. РОССИЯ В ЭПОХУ ПЕТРА I
4.1. Борьба за выход к морям
4.2. Петровские реформы, их значение и исторические последствия
4.3. Культура и быт петровской России
5. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVIII В.
5.1. Дворцовые перевороты и их исторический смысл
5.2. Страна во второй трети XVIII в.
6. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX В.
6.1. Страна на переломе эпох
6.2. Реформы Александра II
6.3. Общественная мысль в России во второй половине XIX в.
7. ВРЕМЯ ВОЙН И РЕВОЛЮЦИЙ
7.1. Первая русская революция
7.2. 1917 год в судьбе России
7.3. Гражданская война в России и ее последствия
8. СОВЕТСКАЯ РОССИЯ В ПЕРИОД БОЛЬШЕВИСТСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
8.1. Новая экономическая политика
8.2. Советская индустриализация
8.3. Создание колхозного строя
9. СОВЕТСКИЙ НАРОД В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
9.1. Масштабы и причины поражения Красной Армии в 1941 г.
9.2. Советский тыл
9.3. Решающие битвы войны
9.4. Цена и источники Победы
10. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX В.
10.1. Советское общество в послевоенный период: трудности, достижения, просчеты
10.2. Время стабилизации и застоя: причины и последствия
10.3. Горбачевская перестройка: замыслы и результаты
Постепенно власть новгородского боярства росла. Новгородские бояре не были членами княжеской дружины, как это имело место, скажем, у бояр северо-восточной Руси. Они не зависели от милости князей. Источником экономического богатства новгородского богатства была не земля, весьма скудная в тех местах, а широко развитый пушной промысел, который велся на огромных территориях новгородских пятин. В обмен на пушнину боярство получало европейские товары — вина и серебряные изделия, оружие и драгоценную утварь, сукно и другие ценные предметы.
Весьма интересно была организована исполнительная власть в городе. Вся управленческая система была выборной. Высшим административным лицом был новгородский посадник, избиравшийся, как правило, из наиболее знатных боярских родов. Он ведал управлением и судом.
Особую роль в Новгороде играл князь. Князей в Новгород приглашало вече и заключало с ними ряд. Князь руководил вооруженными силами республики, и исполнял функции политического представительства. Однако постепенно, на протяжении двух столетий содержание договоров («ряда») неоднократно изменялось. Содержание документов свидетельствует о том, что к концу XIII — началу XIV вв. права князя в Новгороде были сильно ограничены. Хотя он имел право получать некоторые доходы от управления, суда и торговли, однако он не имел права проводить сделки с землею в пределах республики, и обзаводиться земельной собственностью.
Весьма непривычную, с нашей точки зрения, роль играл в Новгороде архиепископ. Он был высшим представителем правопорядка в республике. В Новгороде его называли «владыко». Он обладал правом собственного суда и огромной земельной собственностью. Помимо огромных вотчин, которыми владел Софийский дом, архиепископ управлял «черными» землями на территории, подвластной Новгороду. Он имел собственный так называемый «владычный полк». В его руках была также городская казна. Архиепископ ведал и внешними сношениями. При этом владыко выполнял и судебные функции. Свою должность он занимал не по решению церковных властей. Он избирался по жребию из кандидатов, намеченных вечевыми властями. Управлению землями, принадлежавшими Новгороду, была присуща двойственность начал — централизации и местной автономии
Крупными земельными собственниками были и новгородские монастыри. Их представителем в городской администрации был новгородский архимандрит, которого также избирало вече.
В заключение отметим, что жители Новгорода обладали равными гражданскими и политическими правами. Но это было сугубо формальное равенство. Экономическая и имущественная дифференциация нередко достигала опасного значения, что ярко выражалось острыми социальными конфликтами, характерными для общественной жизни этого города-государства. В этом таились угрозы будущему существованию этого государства. Примерно такое же общественное устройство было в Псковской вечевой республике, после того как в XIV в. Псков вышел из состава Новгорода, и в Вятке (современное название — Киров, старое название города — Хлынов).
Весьма интересной предстает перед нами и история Владимиро-Волынской (или Галицко-Волынской) Руси, с ее особым характером отношений между княжеской властью и боярством, городскими вече, наличием сильного культурного влияния со стороны Польши и Венгрии. Впоследствии эти земли войдут в состав Литовской Руси, которая после Кревской унии начнет свой исторический дрейф в стороны Польши, и войдет в XVI в. в объединенное польско-литовское государство — Речь Посполитую (Республика Польская)
Период удельной Руси можно охарактеризовать как время появления и развития значительного разнообразия форм общественно-политического устройства, хозяйственно-экономических укладов, развития особых форм региональной культуры. Это был период своеобразной исторической точки бифуркации, временем поиска Русью своего дальнейшего исторического пути, на котором смогли бы быть реализованы те цивилизационные составляющие, заложенные в предшествующий период русской истории.
Резюме
Подводя итоги изучения первой темы, можно отметить, что начала русской истории имеют весьма самобытный характер, определяемый в немалой степени географическим пространством, особым характером места развития славянских племен. Генезис древнерусской государственности отличался рядом существенных характеристик, отличавших его от европейских вариантов исторического развития. Особый способ десигнации (передачи) власти в решающей степени определил формирование нового политического порядка на Руси. Эволюция древнерусской государственности, трансформация ее в систему уделов, между тем, сохраняла главный принцип, заложенный в основание русской государственности — власть рода Рюриковичей. Недаром в литературе огромное пространство русской цивилизации нередко называют «державой Рюриковичей». В период удельной Руси вызревали разнообразные варианты исторического развития, Это был своеобразный период — точка бифуркации, в пространстве которой постепенно выкристаллизовывался вариант московского самодержавия.
Глоссарий к теме 1
Анты — термин, который применяли византийские писатели VI—VII вв. по отношению к восточно-славянскому племенному союзу, существовавшему в IV—VII вв. Есть предположение, что это видоизмененное название славянского племени «венты», «венды», «венеды». Эти племена проживали в районе Карпат (Венедские горы), Днепра и Северного Донца.
Ассимиляция — букв.: поглощение, растворение.
Белые хорваты — этноним «белые хорваты» известен в «Повести временных лет»: «А се ти же словени: хорвате бели и серьб и хорутане». Обычно исследователи называют «белыми» восточноевропейских хорватов, на что летопись, однако, не дает серьезных оснований. «Белыми» назывались именно западнославянские (чешские) хорваты. Данных о восточнославянских (прикарпатских) хорватах почти нет. «Повесть временных лет» дает некоторые события из истории прикарпатских хорватов, но только для Х в. О более ранних веках известно только из материалов археологии.
Бортничество — занятие по сбору меда диких пчел у славян.
Бояре, боярин — высшее (вначале жалованное, позднее наследственное) звание феодалов наряду с великими и удельными князьями, занимающими ведущее место в государственном управлении после великого князя. Происхождение слова «бояре» не выяснено. Возникновение бояр относится ко времени распада славянских родоплеменных союзов в VI—IX вв. В X—XI вв. бояре разделились на два слоя: княжеские — княжеские мужи (огнищане) и так называемые земские (старцы градские) — потомки родоплеменной знати.
Варяги — так новгородцы называли людей, прибывавших «из-за моря». Однако, вопрос о том, кого называли на Руси варягами, продолжает оставаться дискуссионным.
Венедские горы — древнее название Карпат.
Венеды — наиболее ранние известия о славянах под именем венедов, или венетов, восходит к концу I—II в. н.э. и принадлежат римским и греческим писателям — Плинию Старшему, Публию Корнелию Тациту и Птолемею Клавдию. По мнению этих авторов, венеды жили вдоль Балтийского побережья (в древности так назывался Венедский залив) между Штетинским заливом, куда впадает Одер, и Данцингским заливом, куда впадает Висла; по Висле от ее верховьев в Карпатских горах и до побережья Балтийского моря. Этот ареал в I—II в. н.э. занимали зарубинецкая и пшеворская археологические культуры.
Вервь — от слова «вервь» — веревка — участок земли, отмеренный веревкой общине. Этот обычай был основан на кровно-родственной основе. В дальнейшем под влиянием различных социально-экономических условий произошла эволюция верви. Так, из Русской Правды уже видно, что вервь представляет собой сельскую общину, освобожденную от кровно-родственных связей. Члены верви были связаны круговой порукой, должны были отвечать за убийство человека, если тело убитого было обнаружено на земле верви. Вервь обязана была выполнять и ряд других функций, налагаемых на нее со стороны властей.
Весь — одно из угро-финских племен, живших в древности на территории восточно-европейской равнины.
Вече — высший орган власти у славян, собрание мужчин племени.
Волхвы — служители языческого культа у восточных славян.
Волыняне — восточно-славянское племя или племенной союз, упоминающийся в «Повести временных лет» и в баварских летописях. Некоторые историки считают, что волыняне и бужане являются потомками дулебов. Их главными городами были Волынь и Владимир-Волынский. Археологические исследования указывают на то, что у волынян были развиты земледелие и многочисленные ремесла, в том числе ковка, литье и гончарство. В 981 г. волыняне были подчинены киевским князем Владимиром I и вошли в состав Киевской Руси. Позже на территории волынян образовалось Галицко-Волынское княжество.
Восточные славяне — культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках. Составляли основное население средневекового государства Киевская Русь. К XVII в. на основе восточно-славянской общности сформировались (в порядке убывания численности) русский, украинский, белорусский народы.
Вотчина — от слова «отец» — земельное владение на Руси, принадлежащее потомственно и передававшееся от отца к сыну с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. В России Уложение о службе 1556 г. фактически приравняло вотчину к поместью («служба по отечеству»), затем, формально и окончательно, был издан Указ о единонаследии 1714 г., объединивший вотчину и поместье в единое понятие — «имение».
Вятичи — восточно-славянский племенной союз, обитавший в VIII—XII вв. в бассейне Верхней и Средней Оки (на территории современных Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Тульской и Липецкой областей). Согласно «Повести временных лет», вятичи и радимичи были «от рода ляхов», то есть западных славян. Название «вятичи» произошло от имени родоначальника племени Вятко: «Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко... а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи».
Генезис — от греч. ген — род — зарождение.
Даждьбог — в славянской мифологии бог солнца и огня, сын Сварога (отсюда другое название — Сварожич). Неоднократно упоминается в русских летописях.
Древляне — восточнославянское племя, обитавшее в украинском Полесье (главным образом, в Житомирской и на западе Киевской области). Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах. Центром древлянской земли был город Искоростень (ныне г. Коростень в Житомирской области Украины). С востока их земли ограничивал Днепр, а с севера Припять, за которой жили дреговичи. Окончательно вошли в состав Киевской Руси при Ольге в 946 г.
Дреговичи — от старославянского «дрягва» — болото, букв.: «люди, живущие на болоте» — восточнославянский племенной союз, обитавший в IX—XII вв. на правом берегу Верхнего Днепра и реки Припяти, в районе Гомельской, Брестскойи Минской областей Белоруссии. Восточными соседями дреговичей были радимичи, северо-восточными — кривичи, южными — древляне. Упоминаются в «Повести временных лет».
Дружина — первоначально отряд конных воинов у восточных славян, объединенных вокруг племенного князя.
Дулебы (дулибы) — союз восточнославянских племен на территории Западной Волыни в VI — начале X вв. Под именем бужан и волынян в середине X в. вошли в состав Киевской Руси. Отдельные исследователи славянского объединения племен дулибов считают их предками летописных волынян, древлян, дреговичей, и, возможно, частично, — полян.
Залесская Русь (Залесская земля, Залесский край) — древнерусское название междуречья Оки и Волги; то же, что Владимиро-Суздальская (Ростово-Суздальская) земля.
Колбяги — так новгородцы называли прибывавших к ним по суше людей.
Коловращение — перемещение князей друг за другом из одного удела в другой, после того как в Киеве умирал князь, его место занимал старший в роду Рюриковичей.
Лествичный принцип — от слова «лестница» — способ передачи власти не от отца к сыну, а старшему в роду Рюриковичей. Был характерен для политической культуры Киевской Руси.
Майорат — порядок наследования, когда власть передается старшему сыну.
Мир — северорусское название общины. Впоследствии миром называли на Руси и городские общины.
Норманны — букв.: «северные люди», «люди с севера» — название, данное в Западной Европе северо-германским племенам, жившим на Скандинавском полуострове. Норманны — предки современных датчан, шведов и норвежцев.
Норманнская теория — направление в историографии, сторонники которого считают норманнов основателями древнерусской государственности. Норманская теория впервые была сформулирована членом Российской академии наук, историком Г.Ф. Байером. Основанием для такого вывода послужил известный рассказ «Повести временных лет» о призвании в 862 г. славянскими и финно-угорскими племенами князя Рюрика на княжение в Новгород.
Община крестьянская — территориальное объединение (деревня) отдельных хозяйств, сочетавшее индивидуальную собственность на дом, приусадебный участок и общинную собственность на пашню, пастбища, лес. Для крестьянской общины характерны регулярные переделы земли с XVI—XVII вв., круговая порука за уплату налогов, право решения местных вопросов хозяйственной жизни. Жизнь общины контролировалась помещиком и государством.
Отроки — одна из категорий служилых людей в Древней Руси в X—XI вв. Отроками называли младших дружинников князей, принимавших участие в походах и сборе дани. Отроки ведали также княжеским хозяйством и находились в личном услужении у князей. По Пространной Русской Правде (XII в.) отроки — это лица низшей княжеской администрации, осуществлявшей суд, сбор пошлин, взимание налогов.
Перун — бог грома и молнии у восточных славян и части балтских племен. Бог войны и покровитель воинов. В VIII—X вв. был главным богом языческого пантеона.
Погосты — первоначально торговые центры и места сбора дани. Термин происходят от слова «гость». Этим термином древние славяне называли иноземного богатого купца, который по поверьям того времени приходил издалека, «с того света». Поэтому не случайно, впоследствии этот термин закрепился за местом, где происходили захоронения умерших.