История Россия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 14:00, научная работа

Описание работы

Общеизвестно, что история нашей страны по целому ряду важнейших параметров отличается от историй других государств и народов. Именно их совокупность, их особое сочетание, их особая доминантность, как особое сочетание нот и пауз в музыке создает неповторимость мелодии, так и в истории выстраивается свой особый вектор развития, формируется особый характер социокультурного развития. Все это дало основание известному английскому историку и культурологу А. Тойнби выделить русское пространство в особый социокультурный мир, который он назвал цивилизацией. Примечательно, что Тойнби был решительным противником идеи унификации мира на базе западной экономической системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. У ИСТОКОВ РУССКОЙ ИСТОРИИ
1.1. Древняя Русь
1.2.Удельная Русь
2. СТАНОВЛЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
2.1. Возвышение Москвы
2.3.Московское царство в XVI в.
3. РОССИЯ В XVII В.
3.1. Русская Смута
3.2. Начало возрождения России. Время Михаила Федоровича
3.3. Россия в годы царствования Алексея Михайловича
4. РОССИЯ В ЭПОХУ ПЕТРА I
4.1. Борьба за выход к морям
4.2. Петровские реформы, их значение и исторические последствия
4.3. Культура и быт петровской России
5. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVIII В.
5.1. Дворцовые перевороты и их исторический смысл
5.2. Страна во второй трети XVIII в.
6. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX В.
6.1. Страна на переломе эпох
6.2. Реформы Александра II
6.3. Общественная мысль в России во второй половине XIX в.
7. ВРЕМЯ ВОЙН И РЕВОЛЮЦИЙ
7.1. Первая русская революция
7.2. 1917 год в судьбе России
7.3. Гражданская война в России и ее последствия
8. СОВЕТСКАЯ РОССИЯ В ПЕРИОД БОЛЬШЕВИСТСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
8.1. Новая экономическая политика
8.2. Советская индустриализация
8.3. Создание колхозного строя
9. СОВЕТСКИЙ НАРОД В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
9.1. Масштабы и причины поражения Красной Армии в 1941 г.
9.2. Советский тыл
9.3. Решающие битвы войны
9.4. Цена и источники Победы
10. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX В.
10.1. Советское общество в послевоенный период: трудности, достижения, просчеты
10.2. Время стабилизации и застоя: причины и последствия
10.3. Горбачевская перестройка: замыслы и результаты

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 913.50 Кб (Скачать)

Однако, отмечая  положительные результаты, достигнутые  в этой войне, мы не должны забывать той цены, какую пришлось заплатить  нашим соотечественникам, тех великих  жертв, которые были принесены русским  народом на алтарь этой победы.

4.2. Петровские реформы, их значение и исторические последствия

Переходя к  рассмотрению вопроса о петровских реформах, необходимо особо подчеркнуть, что петровские реформы, их очередность  и направленность, в первую очередь, определялись нуждами войны, которую  вела Россия со Швецией и потребовавшей от нашей страны напряжения всех ее национальных сил.

Уже Азовские походы и строительство Азовского флота, огромные расходы, которые они повлекли, потребовали от правительства изыскания  значительных финансовых средств. Именно этим можно объяснить создание Бурмистерской палаты и проводимую в 1699 г. городскую реформу. Вскоре Бурмистерская палата была переименована в Ратушу. В начале XVIII в. Ратуша превратилась в финансовый орган — центральное казначейство государства.

С началом Северной войны резко возросли расходы на армию. Достаточно сказать, что в период с 1701 по 1709 г г. доля военных расходов составляла от 80 до 95% всего государственного бюджета. По данным 1717 г. годовое содержание одного солдата обходилось государству в 28 руб. 40 коп. Содержание одного драгуна (конного воина) обходилось в 40 руб. 17 коп. Одного пехотинца содержали 35,5 душ мужского пола, одного драгуна — 50 душ.

Неудивительно, что проблема изыскания дополнительных источников финансирования становилась  поистине стратегической задачей. С этого времени берет начало лихорадочная деятельность правительственного аппарата по взиманию с населения дополнительных денежных средств. Изобретательность петровских прибыльщиков по выколачиванию денег из населения была поистине неистощимой. Уже в январе 1699 г., по предложению А.А. Курбатова, был издан указ о введении гербовой бумаги «для пополнения своей, великого государя, казны». Налогами были обложены торговые бани, лавки, постоялые дворы, мельницы. Брали оброк с домашних бань: с бояр — 3 руб., с дворян и купечества — 1 руб., с крестьян — 15 коп. Обложена были податью русская борода. Дворяне и торговцы за разрешение носить бороду платили 60 руб., первостатейные купцы — 100 руб., прочие горожане — 30 руб. Крестьянская борода оплачивалась лишь одной копейкой. Устанавливались сборы со свадеб, с дубовых гробов и веников, с русского платья, извозчичьих хомутов, перевозов и речных судов и т.д.

В казну вошли  рыбные ловли. В 1705 г. государство ввело монополию на продажу соли. Ее цена возросла сразу в два раза. В том же году правительство ввело монополию на продажу табака. Вместе с увеличением количества различных налогов возрастает доля косвенных налогов.

Резкий рост расходов на войну потребовал решительной  перестройки всей финансовой системы государства. Основным видом налога в России, начиная с эпохи Алексея Михайловича, было подворное обложение, однако крестьяне, пользуясь поддержкой помещиков, стремились уклониться от обложения, соединяя несколько дворов в один с едиными воротами. Поэтому государство пошло по пути введения подушного обложения. Уже в 1710 г. в Азовской губернии было велено проводить сборы не со двора, а с лиц обоего пола (от 10 до 60 лет), так называемая поголовщина. В 1724 г. подушная подать была введена по всей России. Единицей налогообложения считался мужчина («душа»). Причем по своей абсолютной величине подушная подать оказалась тяжелее, чем обложение предшествующего периода. Наряду с крестьянами обложению подлежали и холопы и, тем самым, юридически они были приравнены к ним.

Если в целом  говорить о результатах проведенных  правительством Петра финансовых мероприятий, особенно в сфере налогообложения, то следует признать, что здесь  были достигнуты определенные успехи. Государственные доходы выросли  втрое. Они способствовали росту и укреплению вооруженных сил России ее победе над сильным противником.

Важнейшим инструментом проведения своей политики Петр считал армию и флот, созданию которых он уделял львиную долю государственных расходов и своего личного времени.

Переход к созданию регулярной армии наметился в нашей стране еще до поездки Петра за границу, однако выступления стрельцов, и роспуск стрелецкого войска значительно ускорили этот процесс. Регулярные войска Петра I формировались из двух источников. На базе уже существующих регулярных полков Преображенского, Семеновского, Бутырского в армию стали приглашать, за хорошее жалование, охотников из числа не закрепощенных людей. Другим источником комплектования армии было привлечение на службу так называемых даточных людей. Указом от 17 ноября 1699 г. были определены нормы поставки даточных разными категориями землевладельцев. Этот указ положил начало рекрутской системе, при которой с определенного количества дворов (в среднем с 25 дворов) привлекался один рекрут. В итоге с охотников и даточных было сформировано 29 пехотных и два драгунских полка общей численностью 32 тыс. человек. С 1702 г. рядовой состав сухопутных войск и флота стал пополняться путем проведения регулярных рекрутских наборов. Впервые сам термин «рекрут» появился в Указе о наборе рекрутов от 20 февраля 1705 г. Окончательно рекрутская система сформировалась в 1710 г. Всего за период с 1699 по 1725 гг. было проведено 53 набора. К 1725 г. русские регулярные части насчитывали около 130 тыс. человек. К этому следует добавить конно-иррегулярные полки численностью 30 тыс. человек, а также казачьи и национальные формирования общей численностью 105—107 тыс. человек.

В первой четверти XVIII в., в ходе Северной войны, Россия создала на Балтике мощный военно-морской  флот. К окончанию Северной войны по количеству кораблей балтийский флот России флот вдвое превосходил флот Швеции. В 20-е гг. XVIII в. возник русский флот и на Каспийском море.

Возраставший  налоговый пресс, усталость и  недовольство населения тяготами войны вылились в восстания в Астрахани, на Дону и в Башкирии. Все это заставило Петра приступить в 1708 г. к проведению на местах губернской реформы. Поначалу вся страна была разделена на 8 губерний. Во главе их были поставлены губернаторы. Ими были назначены доверенные люди Петра I. Губернии, в свою очередь, делились на уезды. Для лучшего управления множеством уездов, несколько позже, были введены промежуточные территориальные единицы — провинции во главе с обер-комендантами.

Наметившийся  к концу XVII в. процесс изменений государственных учреждений еще более ускорился в силу необходимости создания в условиях войны мобилизационной системы управления государством. В годы правления Петра I коренным образом была преобразована Боярская дума и Приказы. В 1699 г. была организована Ближняя канцелярия. Поначалу она называлась канцелярией Боярской думы. С 1708 г. она стала называться конзилией министров. В 1711 г. возник Сенат — высший орган власти, который был наделен судебными, административными и, в некоторой мере, законодательными функциями. Однако источником власти оставался монарх, который не делился с Сенатом властью. Сенат же и рассматривался лишь как инструмент в руках самодержца. В отличие от Боярской думы Сенат был полностью подконтрольным учреждением. С созданием Сената ушло окончательно в прошлое и местничество. В Сенат, в отличие от Боярской думы, назначались люди не по породе, а по служебной годности. Создание Сената открывало эпоху реформ центрального аппарата.

Уже в результате учреждения Ратуши и проведения первой губернской реформы 1708—1710 гг. в системе приказов произошли серьезные изменения. Была ликвидирована часть приказов, место которых заняла Ратуша. Губернская реформа затронула и территориальные приказы, которые передали свои финансовые функции губерниям, причем и сама Ратуша потеряла значение центрального финансового учреждения.

Используя опыт государственного управления в европейских  государствах, начиная с 1711 г., в России разрабатываются проекты об учреждении коллегий. Преимущество коллегий перед приказами состояло в том, что коллегии вводили единый строго ведомственный (отраслевой) принцип разделения сфер управления и по сравнению с приказами они обеспечивали более полную централизацию государственного аппарата. Формирование системы коллегиального управления в России стало важным этапом формирования нового чиновничьего аппарата управления государством. Всю систему коллегий возглавлял Сенат. Таким образом, самодержавная власть получала в свои руки более гибкий и эффективный аппарат реализации ее воли в новых условиях.

Создание нового вида чиновничества, выполнявшего свои управленческие функции за жалование, остро поставило перед Петром вопрос о создании особой системы  поощрения за усердие и рвение, и порядок прохождения службы. Так в 1722 г., был введен указом Петра I знаменитый Табель о рангах, который все должности разбивал на три ряда: сухопутные и морские воинские, штатские и придворные. В каждом из которых было 14 рангов, или классов. Издание Табеля о рангах было важным рубежом в формировании российской бюрократии и одновременно важным моментом ее дальнейшего развития и укрепления.

Война повлекла за собой и серьезные изменения  в сословной структуре российского  общества. Необходимость расширения промышленного производства и развития мануфактур привело к тому, что по распоряжению правительства, в те отрасли, которые обеспечивали армию и флот, направлялись значительное количество крепостных крестьян, которые прикреплялись к этим заводам и мануфактурам и становились приписными, или посессионными рабочими. Поэтому развитие промышленного производства в России, в отличие от Запада, сопровождалось расширением крепостничества. Этот процесс захватил весь XVIII в. и начало XIX в.

В поисках дополнительных контингентов для обеспечения армии  офицерским составом Петр предпринял, пожалуй, одну из важнейших и имевших далеко идущие последствия реформу. Речь идет о том, что согласно знаменитому петровскому Указу «О единонаследии» родовые вотчины и поместья были объединены под общим названием «недвижимых вещей» и уравнены в отношении порядка наследования. В результате огромный государственный фонд поместных земель окончательно сделался собственностью дворянства, Собственностью дворян стали и крестьяне, ранее прикрепленные к земле, но не к дворянам. Именно поэтому петровскую эпоху называют временем второго издания крепостничества. Именно с этого времени можно считать, что крепостное право стало выражением острой социальной несправедливости. После смерти Петра прикрепление дворян к службе все более ослабляется. Их положение в системе сословий российского общества все более определялось не обязанностями по отношению к государству, а привилегиями, которые дворянство постепенно отвоевывало, или приобретало у государства. Истоки «дворянократии» коренятся в петровской эпохе, когда «человек с ружьем» стал основной фигурой русского общества. Дальнейшая эволюция в этом направлении еще более подтверждает этот вывод.

Историческое  значение петровских реформ состоит  в том, что они были более или  менее удачным ответом российского  государства на непростые вопросы, которые задавало время. В реформах Петра были заложены основы дальнейшего развития России, укрепления ее авторитета в европейском сообществе, превращения ее в мировую державу. Вместе с тем тогда же возникли острые противоречия, которые подобно минам замедленного действия, сработали после смерти великого преобразователя. Они в немалой степени определили вектор и особенности развития российского общества в последующий период.

4.3. Культура и быт петровской России

Крутые повороты исторического развития страны в немалой степени были обусловлены теми изменениями в области культуры, которые происходили, порой незаметно, на протяжении всего XVII в. Уже в эпоху Алексея Михайловича, с расширением международных контактов, происходит и углубление культурных контактов с Западной Европой. Культурный мир русского человека стал постепенно наполняться рационалистическими элементами, новыми смыслами, представлениями и интересами.

Медленно, под  воздействием практических потребностей нового времени происходил процесс «обмирщения» русской культуры. Постепенно разворачивался процесс заимствования и перенимания культурных образцов и ценностей других культур. Например, уже в середине XVII в. в среде российской элиты наблюдалось увлечение всем польским: языком, литературой, музыкой, костюмом и т.д.

В эпоху Петра I ориентация на европейские ценности, увлечение европейской культурой и ее достижениями становятся явлением широким. Этому, безусловно, способствовали прагматические соображения, связанные с военным делом, торговлей и промышленным развитием. И, тем не менее, они были обусловлены самой притягательностью того особого мира европейской культуры, той системой ценностей, воздействие которых испытал на себе, посещая в свое время, немецкую слободу, будущий преобразователь России.

Уже с середины XVII в. в русском обществе зарождается и усиливается синдром превосходства Запада, и увлечения всем, что исходило оттуда. Сами мероприятия Петра по осуществлению стратегической программы выхода к Балтике определялись этим новым видением окружающего мира, наличием у него и его окружения новой ценностной парадигмы. Их стремлением осуществить преобразования по этому культурному образцу, многое переделать в России, так, как это было в европейских странах. Без понимания этой мировоззренческой составляющей трудно понять самого царя-реформатора, его борьбу с теми, кто стремился сохранить без изменений ту традиционную Русь, которая была милее их сердцу, чем грандиозные, но опасные и разрушительные для старины новации. Именно поэтому Петр пошел на проведение радикальной церковной реформы, превратив Русскую православную церковь в один из департаментов государства.

Скажу больше, сами реформы, их содержание и создаваемые  вновь общественные институты и  принципы управления были в решающей степени, более или менее удачными, копиями европейской цивилизации. Ярчайшим выражением этого устремления являлась практика широкой европеизации русского общества, начиная от насильственного внедрения иностранного платья и бритья бороды, до создания ассамблей, курения табака и прочих внешних атрибутов тогдашней европейской культуры. В целях интеграции была проведена синхронизация летоисчисления. Одним росчерком пера Петр ввел в России, с января 1700 г., новый календарь. Россия сразу «помолодела» на 5508 лет.

Информация о работе История Россия