Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 14:00, научная работа
Общеизвестно, что история нашей страны по целому ряду важнейших параметров отличается от историй других государств и народов. Именно их совокупность, их особое сочетание, их особая доминантность, как особое сочетание нот и пауз в музыке создает неповторимость мелодии, так и в истории выстраивается свой особый вектор развития, формируется особый характер социокультурного развития. Все это дало основание известному английскому историку и культурологу А. Тойнби выделить русское пространство в особый социокультурный мир, который он назвал цивилизацией. Примечательно, что Тойнби был решительным противником идеи унификации мира на базе западной экономической системы.
ВВЕДЕНИЕ
1. У ИСТОКОВ РУССКОЙ ИСТОРИИ
1.1. Древняя Русь
1.2.Удельная Русь
2. СТАНОВЛЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
2.1. Возвышение Москвы
2.3.Московское царство в XVI в.
3. РОССИЯ В XVII В.
3.1. Русская Смута
3.2. Начало возрождения России. Время Михаила Федоровича
3.3. Россия в годы царствования Алексея Михайловича
4. РОССИЯ В ЭПОХУ ПЕТРА I
4.1. Борьба за выход к морям
4.2. Петровские реформы, их значение и исторические последствия
4.3. Культура и быт петровской России
5. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVIII В.
5.1. Дворцовые перевороты и их исторический смысл
5.2. Страна во второй трети XVIII в.
6. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX В.
6.1. Страна на переломе эпох
6.2. Реформы Александра II
6.3. Общественная мысль в России во второй половине XIX в.
7. ВРЕМЯ ВОЙН И РЕВОЛЮЦИЙ
7.1. Первая русская революция
7.2. 1917 год в судьбе России
7.3. Гражданская война в России и ее последствия
8. СОВЕТСКАЯ РОССИЯ В ПЕРИОД БОЛЬШЕВИСТСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
8.1. Новая экономическая политика
8.2. Советская индустриализация
8.3. Создание колхозного строя
9. СОВЕТСКИЙ НАРОД В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
9.1. Масштабы и причины поражения Красной Армии в 1941 г.
9.2. Советский тыл
9.3. Решающие битвы войны
9.4. Цена и источники Победы
10. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX В.
10.1. Советское общество в послевоенный период: трудности, достижения, просчеты
10.2. Время стабилизации и застоя: причины и последствия
10.3. Горбачевская перестройка: замыслы и результаты
С распространением письменности и грамотности на Руси появляется и рукописная книга. С появлением книги возникает важная культурная традиция чтения книг. Возникает и в дальнейшем играет все большую роль книжное знание. В литературных памятниках древней Руси подчеркивается ценность книг и знаний.
После принятия христианства на Руси возникает и культура перевода иностранных книг на русский язык. Достигает высокого искусства оформление рукописных книг.
С появлением письменности и книг зарождается и древнерусская литература. Ее художественная выразительность определяется в значительной мере тем, что на Руси довольно рано сложилась высокая культура устной речи.
С середины XI в. на Руси стали появляться не дошедшие до нас летописные своды. В начале XII в. на их основе был создан выдающийся памятник древнерусского летописания — «Повесть временных лет».
Новая религия во многом определила и развитие древнерусского зодчества. Прежде всего, здесь стоит отметить зарождение традиции храмового строительства. Еще при Владимире Святославиче в Киеве была построена Десятинная церковь. При Ярославе Мудром, в честь победы над печенегами, в 1037 г. в Киеве был заложен знаменитый храм Святой Софии, который и поныне украшает этот город.
С распространением христианства на Руси появляются иконы. Со временем искусство русской иконописи достигло такого совершенства, что его можно смело поставить в один ряд с выдающимися образцами мировой художественной культуры.
Важной особенностью религиозной культуры древней Руси, зарождавшейся в те далекие времена, было сложное переплетение остатков старых языческих культов и верований и православия. Этот процесс носит в науке название «синкретизм», поэтому для русской народной религиозной культуры характерным являлось двоеверие. Здесь имеет место не только вера в единого бога, но сохраняются остатки языческих верований. Особенно это характерно для русской деревенской культуры. Наши предки верили в Христа и одновременно почитали домовых. Духовный мир русского человека был наполнен лешими, русалками и прочими языческими персонажами. Это отражалось во многих проявлениях общественной жизни.
Древняя Русь — это эпоха формирования не только государственных институтов, социальной интеграции, но и нашей национальной культуры, в рамках которой, шло формирование древнерусской народности. В целом Древняя Русь развивалась в рамках традиционализма — следования обычаям, традициям и почитанием старины. Гарантами традиций выступала не только семья, церковь, княжеская власть, а также и другие институты тогдашнего общества.
1.2.
Удельная Русь
Пережив фазу подъема и расцвета, Киевская Русь, уже в конце XI в. вступила в фазу нового политического порядка, который провоцировал дезинтеграцию и нестабильность, несмотря на наличие целого ряда сохранявшихся интегрирующих факторов (культура, религия, экономика). Причина распада древнерусского государства была, прежде всего, следствием дальнейшего развития древнерусского общества и его социально-политических институтов. Причем следует отметить, что причина эта была комплексная. Ее истоки коренились в самом характере политической системы, которая сформировалась при первых древнерусских князьях.
Тенденция к
распаду, точнее, к трансформации
древнерусской
Наследниками же и преемниками своего престола Ярослав назначил только троих старших сыновей. В сказании о Борисе и Глебе говорится о том, что Ярослав, призвав своего любимого третьего сына Всеволода, говорил ему перед смертью: «Если Бог даст тебе принять власть стола моего после своих братьев с правдою, а не с насилием, то когда придет к тебе смерть, вели положить себя, где я буду лежать, подле моего гроба». Думается, что традиция передачи власти, основанная на лествичном принципе, сложилась не просто как результат индивидуального творчества Ярослава Мудрого. Истоки такого правового решения коренятся, на наш взгляд, в обычном праве, характерном для того племени, из которого вышли представители правящей династии. Имеются ввиду русы, которые, постепенно «ославянившись», превратились в политическую элиту древнерусского общества.
Однако с дальнейшим количественным ростом потомков Ярослава Мудроголествичный принцип передачи власти и связанное с ним так называемоеколовращение, все больше давал сбои. Следствием этого было нарастание конфликтности в отношениях между князьями и рост междоусобной борьбы. Положение осложнялось еще и тем, что, начиная с 1054 г., в пределах русских земель появились кочевые племена, которых на Руси называли половцами (самоназвание — кипчаки). Пользуясь междоусобицей русских князей, половцы регулярно вторгались в пределы русских земель, убивали, грабили и уводили в плен население.
Чтобы предотвратить негативные последствия, порождаемые таким механизмом передачи власти, в 1097 г., по инициативе князя Владимира Мономаха в город Любеч съехались шестеро князей. На этом съезде был принят новый порядок наследования и владения. Он был выражен в известной формуле «Кождо да держать отчину свою». С этого времени коловращение прекращалось. Та земля, которой владел тот или иной князь становилась его наследственным владением —уделом. С этого времени на Руси возник новый политический порядок. В силу принятия данного принципа Киев, из стольного града всей державы, постепенно превращался всего лишь в центр одного из княжеских уделов. Появление и закрепление за отдельными линиями рода Рюриковичей, независимых друг от друга княжеств, или уделов, было важнейшей тенденцией в развитии Древней Руси, которая на века, вплоть до второй половины XV в. вошла в историю как эпоха удельной Руси.
Немалую роль в распаде древнерусского государства сыграла вечевая, общинная власть, действовавшая во многих городах и волостях Руси. Такая власть функционировала параллельно княжеской и нередко входила в договорные отношения с князьями. Она имела свою юрисдикцию и определенные прерогативы. Пример тому — организация общественной власти в Великом Новгороде. У земель были свои интересы, которые нередко приходили в противоречие с княжескими. Городские общины нередко изгоняли князей, яркий пример этому — восстание горожан в Киеве в 1068 г. В 1113 г. киевляне, вопреки решению Любечского съезда, призвали на киевский престол переяславского князя Владимира Мономаха. В 1132 г. после смерти Мстислава Великого киевляне отказались посадить на престол его сына, а пригласили на великое княжение его брата Ярополка Владимировича. В 1154 г. те же киевляне самовольно признали князя Ростислава Смоленского соправителем своего дяди, номинального великого князя Вячеслава. Они же признали его своим пожизненным князем, вопреки правам старших князей.
Немалую роль в дроблении русских земель сыграл фактор пространства. Значительно удаленные от Киева территории, переходившие в руки удельных князей, развиваясь преимущественно на базе натурального хозяйства, тяготели к замкнутости и были, в известной мере, самодостаточными хозяйственно-экономическими организмами.
Князья, родившиеся и выросшие далеко от Киева, воспринимали его как далекую родину их отцов и дедов. А себя они уже ощущали сыновьями той земли, на которой они родились и выросли. Яркий пример этому отношение владимиро-суздальских князей, и, прежде всего, Андрея Боголюбского к «отчине» своих предков — Киеву.
Важным фактором, способствовавшим раздробленности, был рост боярского землевладения, поскольку в XI в. в киевской Руси проходил активный процесс «оседания дружинников на землю». Появляются крупные боярские вотчины — боярские села. Бояре как особый социальный слой древней Руси приобретает экономическое и политическое могущество и влияние.
К моменту монгольского вторжения (30-е гг. XIII в.) некогда относительно единая Русь уже делилась на 18 крупных государственных образований, включавших в себя около десятка удельных княжеств.
Нередко в научной, учебной и популярной литературе политическая раздробленность Руси оценивается только как негативный момент, как шаг назад в истории. В качестве доказательства такой оценки приводят два известных факта русской истории. Прежде всего, это не прекращавшаяся на протяжении четырех столетий княжеская междоусобица. Действительно междоусобная борьба приносила много бед нашему народу, она сопровождалась жертвами, насилием и разорением. Следствием такого положения дел было резкое ослабление оборонного потенциала древнерусских земель и княжеств. Это сыграло определенно негативную роль в том, что напавшие на Русь монголо-татары относительно легко захватили русские земли.
Однако это утверждение основано на одностороннем подходе. Удельный период русской истории характеризуется не только междоусобицами. Это было время бурного развития городов и регионов. С XI до середины XIII вв. количество больших и малых города на Руси увеличилось более чем втрое и, по неполным данным летописей, достигало 300. Время удельной Руси — это строительство храмов, развитие ремесла и торговли, хозяйственного освоения новых земель, особенно на северо-востоке страны. Это был период развития вотчинного и монастырского хозяйства. Получают толчок в своем развитии и местные рынки, хотя, надо признать, они отличались узостью и нешироким набором товаров.
Особенно развивались центры уделов, поскольку столица — это лицо княжества. Если раньше средства, получаемые с земель, стягивались в Киев, то теперь был дан толчок регионам. Поскольку земля стала наследственной вотчиной, т.е. передавалась от отца к сыну, то ценность земли, как важнейшего средства производства и источника богатства, резко повышалась. В период удельной Руси продолжалось расширение пашенного земледелия. Более широкое применение получает новая аграрная технология — трехполье.
В удельных княжествах и землях формировались новые общественные отношения, складывались порой самобытные отношения между обществом и властью, зарождались новые общественные структуры и институты. Развивались региональные художественные школы и ремесла. В княжествах появляется свое местное летописание.
В дополнение к вышесказанному, следует подчеркнуть, что на Руси сохранялась власть рода Рюриковичей. Русь при этом продолжала оставаться относительно единым социокультурным пространством. На ее территории функционировал единый язык, что не исключало наличия местных диалектов. Население Руси помнило свои общие корни и единую культурную традицию, что подтверждается данными летописей. Это единство ярко выражено в произведениях древнерусской литературы.
Удельная Русь оставалась пространством, объединенным единой религией. Все княжества и земли находились под эгидой Русской православной церкви, которая, в свою очередь, делилась территориально на епископства и архиепископства.
Поскольку зарождались и получали развитие новые социальные институты, постепенно менялся и характер общественных отношений. На наш взгляд, можно, говорить о становлении нового общества периода удельной Руси, которое имело целый ряд особенностей и отличий от предыдущего периода. Княжества и земли этой эпохи отличались значительной самобытностью и своеобразием. Все это приумножало разнообразные и неповторимые образы в многоцветье русской истории. В рамках этого периода постепенно вызревали и новые тенденции общественного развития, которые в дальнейшем определяли вектор эволюции отечественной истории.
Таким образом, после того, как произошел распад древнерусского государства, и оно превратилось в конгломерат многочисленных земель и княжеств, историческая роль Киева, как «матери городов русских» на этом закончилась. Ее многочисленные «дети» широко разбрелись по пространствам восточноевропейской равнины, где каждый пошел своим историческим путем.
Наиболее значимыми землями и княжествами эпохи удельной Руси можно считать Владимиро-Волынское княжество, Северо-Восточную (или как ее называли тогда в Киеве — Залесскую Украину, т.е. «окраина») Русь. Наиболее интересным и самобытным, в плане разнообразия развития русского пространства предстает перед нами Новгородская вечевая республика.
Время основания Великого Новгорода до сих пор не установлено. По мнению академика В.Л. Янина, Новгорода в IX в. еще не существовало. Однако городище было с множеством предметов варяжского происхождения. Город расположен на реке Волхов, примерно в шести километрах от его истока из озера Ильмень.
В силу своего географического, ландшафтного и климатического положения город с самого основания играл важную роль в развитии торговли и ремесла. Новгород был важнейшим звеном на пути «из варяг в греки». Новгородцы на протяжении веков вели интенсивную торговлю, в частности, с северогерманскими городами Любеком, Бременом, входившими в так называемый Ганзейский союз.
Издавна, еще со времен Рюрика, у новгородцев сложилась традиция заключать с князьями договор (ряд). И в период существования древнерусского государства отношения Киева с Новгородом имели ряд особенностей. Во времена Олега Новгород платил ежегодно Киеву по 300 гривен на содержание его дружины. Однако уже в XI в. местное боярство начинает борьбу за ограничение власти киевского князя. Первоначально она принимает форму «вскормления собственного князя», а затем и урезания его прерогатив. Рядом с князем появляется контрольно-исполнительный орган — посадник, который уже не назначался из Киева, а избирался новгородским вече. В результате изгнания в 1136 г. из Новгорода князя Всеволода Мстиславича (ему было предъявлено обвинение в малодушии на поле боя и в том, что «смерд не блюдет») здесь побеждает принцип «вольности в князьях». С этого времени и по 1478 г. Новгород был фактически самостоятельным городом-государством.
Важнейшей особенностью Новгорода являлась самобытная организация общественной власти. В отличие от других земель и княжеств высшая власть здесь принадлежала вече. Этот древнейший институт прямого «народоправства» сохранялся в Новгороде вплоть до XV в. Со временем все большую роль в принятии политических решений стал играть Совет бояр («Господа», или «300 золотых поясов» — широкий ремень, изукрашенный золотом, в Новгороде был символом знатности и богатства).