Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 14:00, научная работа
Общеизвестно, что история нашей страны по целому ряду важнейших параметров отличается от историй других государств и народов. Именно их совокупность, их особое сочетание, их особая доминантность, как особое сочетание нот и пауз в музыке создает неповторимость мелодии, так и в истории выстраивается свой особый вектор развития, формируется особый характер социокультурного развития. Все это дало основание известному английскому историку и культурологу А. Тойнби выделить русское пространство в особый социокультурный мир, который он назвал цивилизацией. Примечательно, что Тойнби был решительным противником идеи унификации мира на базе западной экономической системы.
ВВЕДЕНИЕ
1. У ИСТОКОВ РУССКОЙ ИСТОРИИ
1.1. Древняя Русь
1.2.Удельная Русь
2. СТАНОВЛЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
2.1. Возвышение Москвы
2.3.Московское царство в XVI в.
3. РОССИЯ В XVII В.
3.1. Русская Смута
3.2. Начало возрождения России. Время Михаила Федоровича
3.3. Россия в годы царствования Алексея Михайловича
4. РОССИЯ В ЭПОХУ ПЕТРА I
4.1. Борьба за выход к морям
4.2. Петровские реформы, их значение и исторические последствия
4.3. Культура и быт петровской России
5. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVIII В.
5.1. Дворцовые перевороты и их исторический смысл
5.2. Страна во второй трети XVIII в.
6. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX В.
6.1. Страна на переломе эпох
6.2. Реформы Александра II
6.3. Общественная мысль в России во второй половине XIX в.
7. ВРЕМЯ ВОЙН И РЕВОЛЮЦИЙ
7.1. Первая русская революция
7.2. 1917 год в судьбе России
7.3. Гражданская война в России и ее последствия
8. СОВЕТСКАЯ РОССИЯ В ПЕРИОД БОЛЬШЕВИСТСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
8.1. Новая экономическая политика
8.2. Советская индустриализация
8.3. Создание колхозного строя
9. СОВЕТСКИЙ НАРОД В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
9.1. Масштабы и причины поражения Красной Армии в 1941 г.
9.2. Советский тыл
9.3. Решающие битвы войны
9.4. Цена и источники Победы
10. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX В.
10.1. Советское общество в послевоенный период: трудности, достижения, просчеты
10.2. Время стабилизации и застоя: причины и последствия
10.3. Горбачевская перестройка: замыслы и результаты
История России
ВВЕДЕНИЕ
История России насчитывает более чем тысячелетнюю историю. Она предстает перед нами как сложный, противоречивый, драматический и, вместе с тем, весьма самобытный процесс. Прежде чем приступать к изучению курса русской истории необходимо обратить самое пристальное внимание на целый ряд факторов и объективных обстоятельств, которые в немалой степени определяли, так сказать, ее индивидуальность и самобытность. Общеизвестно, что история нашей страны по целому ряду важнейших параметров отличается от историй других государств и народов. Именно их совокупность, их особое сочетание, их особая доминантность, как особое сочетание нот и пауз в музыке создает неповторимость мелодии, так и в истории выстраивается свой особый вектор развития, формируется особый характер социокультурного развития. Все это дало основание известному английскому историку и культурологу А. Тойнби выделить русское пространство в особый социокультурный мир, который он назвал цивилизацией. Примечательно, что Тойнби был решительным противником идеи унификации мира на базе западной экономической системы. Как образно и гениально отмечал еще А.С. Пушкин: «Там русский дух, там Русью пахнет». Вот этот особый «русский мир» мы и попытаемся представить и рассмотреть в рамках предлагаемого вам курса.
Прежде всего,
важнейшим фактором, можно сказать
участником нашей истории, является
географический, который, в свою очередь,
включает в себя: широтный, природно-климатический,
ландшафтный и
Основная масса населения, проживавшая на огромной территории восточноевропейской равнины, представляла собой конгломерат многочисленных общин земледельцев, спорадически разбросанных, как правило, вдоль рек, среди этих необъятных пространств. Суровый климат, низкое плодородие почвы, особенно в северных районах, короткий вегетативный период, связанный с сельскохозяйственными работами, заставляли наших далеких предков-земледельцев особым образом организовывать свою общественную жизнь и хозяйствование на земле. Поэтому общинная организация, общинный коллективизм стали ведущим, определяющим способом организации социальной жизни наших соотечественников. Низкая урожайность не давала возможности получать значительное количество прибавочного продукта, его едва хватало на пропитание членов общины. Все это тормозило обменный процесс и развитие аграрного рынка, вынуждая основную массу населения жить натуральным хозяйством. В силу этого крестьянские земледельческие общины, в хозяйственном смысле, были независимы. Это были, действительно, самодостаточные «миры», «общества», в рамках которых была организована и протекала вся жизнь членов общинного коллектива. Нельзя понять русскую историю, культуру нашего народа, его дух, или как сейчас модно говорить менталитет, если игнорировать этот объективный факт.
Другой важной особенностью России, а она в немалой степени определялась все тем же климатом, ее почвенно-ландшафтными характеристиками, являлось непрерывное, развивавшееся на протяжении тысячелетия, пространственное расширение русского этноса, прежде всего на восток, а затем на юг. Такого феномена не знает история ни одного народа мира. Не случайно некоторые исследователи указывали на то, что главным деятелем русской истории являлся крестьянин с сохой и плугом. Ибо в основе этого расширения лежала хозяйственное освоение территорий. Благодаря такому способу существования, возникла устойчивая тенденция медленного, идущего вширь, перманентного освоения огромных территорий. Отмечая этот важнейший факт, выдающийся отечественный историк В.О. Ключевскийподчеркивал, что «История России — есть история страны, которая колонизуется...». В этой связи И.Л. Солоневич отмечал: «История России есть история преодоления географии России». Поэтому история России имплицитно включает в себя, также процесс непрерывно расширяющегося географического пространства, осваиваемого русской нацией, вплоть до 60-х гг. XIX в.
Другим важнейшим фактором, который активно воздействовал на русскую историю, и одновременно составлял важнейшую ее часть, был фактор геополитический. Так уж случилось, что наши далекие предки в течение столетий осваивали малозаселенные просторы восточноевропейской равнины, которая не имеет естественных границ и барьеров. Будучи европейцами, они, освоив эту обширную территорию, стали самым восточным из всех европейских народов. Приняв православие, Русь, в силу целого ряда культурных и геополитических факторов, оказалась во враждебном окружении: с запада — европейскими народами принявшими католицизм, с юга и востока — народами, исповедующими ислам. Свободным от экспансии был только север. В этих условиях, проблема успешной защиты Отечества могла быть решена путем создания особой формы государства и его особой роли в жизни общества. Эту историческую роль сыграло московское самодержавие. Диалектика его развития, смена его ценностных, политических парадигм, составляют важнейшее содержание русского исторического процесса, в немалой степени объясняют взлеты и падения, величие и драмы в истории нашей Родины.
1. У ИСТОКОВ РУССКОЙ ИСТОРИИ
1.1. Древняя Русь
В становление и развитие нашей многонациональной Родины внесли вклад многие народы, издавна проживающие на ее территории. Однако, несомненно, доминирующим этносом, сыгравшим определяющую роль в истории России, были славяне, проживавшие к востоку от Карпат, вошедшие в историю как восточные славяне.
Первые сведения о восточных славянах содержатся в древнейшей русской летописи «Повесть временных лет».
Восточные славяне проживали в бассейне Днепра, Днестра, Западной Двиныи Верхней Волги. Основным видом их хозяйственной деятельности было земледелие. Занимались также наши предки и скотоводством, бортничеством, ловили рыбу, собирали на зиму дары леса и т.д.
Верховная власть в племенах восточных славян носила коллективный характер и принадлежала вече — общему собранию взрослых вооруженных мужчин племени. Со временем наблюдается развитие дружинного начала и возрастание роли князей.
До принятия христианства славяне, как и многие народы мира, прошли несколько этапов религиозного развития. На ранних этапах славяне поклонялись добрым и злым духам, которым они приносили жертвы. Постепенно с развитием племен и дифференциацией хозяйственной и социальной жизни славяне создают свой пантеон богов.
На территории
восточноевропейской равнины
В районе Прибалтики проживали балтские племена, из которых впоследствии образовались латыши, литовцы.
В районах Северного Кавказа, в междуречье Дона и Волги кочевали многочисленные тюркские племена.
Зарождение государства у восточных славян по традиции связывают с прибытием на Ладогу пришельцев — варягов. Как гласит летопись, наши далекие предки обратились к одному из варяжских князей — Рюрику — со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владейте нами».
Из того, что Рюрик прибыл на Ладогу с варягами, а варягов по историографической традиции, идущей еще от немецких историков, работавших в России в первой половине XVIII в., повелось отождествлять с норманнами, возникла известная норманнская теория. Однако из контекста летописи, в котором отражены эти события, ясно следует, что варяги, русь и норманны вовсе не являлись тождеством. Кстати, варяги — это воины, входившие в состав охранных вооруженных дружин, защищавших и занимавшихся проводкой этих торговых караванов. По-видимому, это была особая военная каста, куда могли входить представители различных племен и народов, которая занималась этим особым промыслом.
Согласно летописи, с Рюриком, прибывшим в 862 г. «из-за моря», был заключен«ряд», т.е. договор. Из чего следует, что пришелец пришел не как завоеватель, а как лицо, которого пригласили, и которому аборигены передали какие-то управленческие функции.
Наличие «ряда», о котором упоминает летопись, свидетельствует, что пришельцы обладали лишь служебной властью, т.е. были наделены только определенными военно-административными функциями. Их пригласили не властвовать, а решать с помощью меча какие-то важные дела, связанные с торговлей на знаменитых днепровских путях, проходивших с севера на юг, как тогда говорили «из варяг в греки».
Исходя из вышеизложенного, можно квалифицировать природу нарождавшегося государства как договорную. Первыми отметили эту важную особенность генезиса древнерусской государственности выдающиеся отечественные историки В.И. Сергеевич и В.О. Ключевский. Хочу особо обратить внимание студентов-юристов, что в рамках теории государства и права нет теории, объясняющей такой механизм образования государства. И это лишний раз подтверждает самобытность начала древнерусской государственности.
Поскольку известно, что высшим органом власти на территории племен было вече, то договорная природа нарождавшегося государства, а также идущая еще со времен Рюрика традиция сосуществования двух властей, некий своеобразный политический симбиоз древнерусского «двоевластия», дает нам основание сделать вывод, что власть князей в древнерусском государстве не носила монархического характера. Скорее князей можно представить главами военных администраций, выполнявших к тому же и представительские функции. Отсутствие монархических начал в древнерусском государстве убедительно подтверждается также тем, что среди Рюриковичей вопрос о передаче власти решался на основе так называемоголествичного права, которое свидетельствует о власти рода, а не о власти монарха. Киевский князь, на момент пребывания его на киевском столе, представлял собой всего лишь персонифицированную функцию власти рода.
Поскольку правил род, то все представители этого рода считали себя братьями. Отсюда в период Киевской Руси характер отношений между князьями рода Рюриковичей были весьма отличен от системы сюзеренитета и вассалитета, характерного для Европы. Это были отношения между братьями, то есть равными. В случае если между князьями возникали противоречия и конфликты, то тот, кто находился на службе у другого, мог спокойно отъехать от него. Это не считалось изменой или государственным преступлением. Поэтому нет оснований считать, что истоки русского самодержавия коренятся в политических институтах древней Руси.
Отсутствие монархического начала подтверждается и таким историческим фактом: пришельцы (Рюриковичи) долгое время, вплоть до конца XI в. землями в Киевской Руси не владели, а обладали лишь правом сбора дани с территорий, входивших в древнерусское государство. Сбор дани, в данном случае можно с полным правом рассматривать как особую форму платы, которую выделяла им земля за их военно-административные функции и службу, а также за оборону земель.
История Киевской Руси, как первой исторической формы развития древнерусской народности и существования русской государственности насчитывает примерно 250 лет. Она началась с княжения первого киевского князя Олега (882—912 гг.), который после смерти Рюрика спустился со своей дружиной вниз по Днепру и, захватив Киев, сделал его своей столицей. Олег заложил основы территориального объединения и этнической интеграции восточнославянских племен, заложил основы обороны зарождавшегося молодого государства. В результате длительных войн, которые он вел с хазарами и венграми, и продолжавшимися и при его преемниках, Русь сумела отстоять свое право на свое историческое существование и развитие. При Олеге Русь стала выступать как субъект международного права. При нем были подписаны и первые договоры Руси с Византией. В этот начальный период своего развития получили развитие ряд важных начал в эволюции древнерусского общества. Затем Киевская Русь прошла этапы дальнейшего становления и подъема, экономического и культурного. Особенно это относится к периоду княжений Владимира Святославича (980—1015 гг.) и его сына Ярослава Владимировича Мудрого (1019—1054 гг.).
В период зарождения и становления древнерусского государства происходил сложный процесс становления славяно-русской культурной общности. И в этой связи стоит отметить, что политическая, хозяйственно-экономическая и межплеменная интеграция, проходившая в рамках нового государственного образования, требовала и интеграции культурной, объединявшей людей, создававшей новую социокультурную среду. Этот процесс порождал новые импульсы и предпосылки для дальнейшего развития и зарождения качественно новых тенденций в древнерусском обществе.
В этой связи важным историческим моментом в развитии Киевской Руси стало принятие при князе Владимире христианства. После неудачной реформы языческого культа, которую пытался провести в 985 г. князь Владимир, спустя 3 года было принято решение о введении на Руси новой «заморской» религии, по аналогии с призванием варягов, которая, не будучи культом одного из племен, сыграла бы роль не только религиозного интегратора, но и создавала бы основы для вхождения Руси в европейскую культурную ойкумену, приобщала бы народ к общемировым духовным ценностям.
Принятие христианства создавало благоприятные основы формирования новой православной культуры формирующегося народа Древней Руси, на базе которой постепенно формировалось самосознание новой народности, происходила ее постепенная самоидентификация на основе новых ценностей («Святая Русь»). Новая культура и основанное на ее базе новое мировоззрение, в немалой степени формировали не только характер взаимоотношений внутри становящегося православного древнерусского общества, но и на долгие века определили отношения Руси к другим религиям, государствам и народам, формировали его геополитические ориентации. Недаром в древности говорили: «Выбираешь религию — выбираешь судьбу». Таким образом, избранное князем Владимиром византийское Православие, и формировавшаяся на его основе культура, в решающей степени заложили некий культурный геном, матрицу, которые определили вектор духовного и социокультурного развития русского народа, можно сказать, его историческую судьбу.
С введением и распространением православия на Руси стала формироваться новая культурная традиция. В этой связи здесь необходимо отметить распространение письменности, которая невозможна без создания системы обучения. С этого времени на Руси появились школы. Прежде всего, это относилось к монастырям. В них обучались не только представители тогдашней элиты: княжеские и боярские дети. Уже тогда грамотность была обычным явлением в городах. Об этом нам свидетельствуют берестяные грамоты, найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах. На многих ремесленных изделиях того времени обнаружены надписи.