Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:44, реферат
Общий подъем Руси в XI веке, создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества.
. Древнерусская литература; периодизация, основные жанры, поэтика
2. Русская литература XVIII века
3. Классицизм
4. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей
5. Сентиментализм
6. Русская литература XIX века
7. Романтизм
8. Реализм
9. Классические повествовательные жанры (роман, повесть, рассказ)
10. Лирика
11. Драматургия и театр
12. Русская литература XX века
13. Понятие культуры и литература «Серебряного века»
Основные направления, поиски в области художественной формы
14. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений
15. Проблема индивидуальности художественного стиля
16. Взаимоотношения русской и всемирной литературы
Российский Государственный Университет имени Иммануила Канта
Институт современных образовательных технологий
История отечественной литературы
преподаватель
Мосеева Зарема Замбировна
Калининград 2009
1. Древнерусская литература; периодизация, основные жанры, поэтика
2. Русская литература XVIII века
3. Классицизм
4. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей
5. Сентиментализм
6. Русская литература XIX века
7. Романтизм
8. Реализм
9. Классические повествовательные жанры (роман, повесть, рассказ)
10. Лирика
11. Драматургия и театр
12. Русская литература XX века
13. Понятие культуры и литература «Серебряного века»
Основные направления, поиски в области художественной формы
14. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений
15. Проблема индивидуальности художественного стиля
16. Взаимоотношения русской и всемирной литературы
1. Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, поэтика
Общий подъем Руси в XI веке, создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества. У людей появилась потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти, об обществе, роли религии, поделиться своим жизненным опытом. Литература вызывалась к жизни также потребностями времени: нуждами церкви, заказами княжеской верхушки. На этом общем благоприятном культурном фоне появились оригинально и независимо мыслящие писатели, средневековые публицисты, поэты.
Нам неведомы имена авторов сказаний о походах Олега, о крещении Ольги или войнах Святослава. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит Илларион. В начале 40-х годов XI века он создал своё знаменитое «Слово о законе и благодати». В нём говорится о церкви Благовещения на Золотых воротах, построенной в 1037 году, и упоминается Ирина – жена Ярослава Мудрого, умершая в 1050 году. Слово вводит нас в борьбу религиозных и политических идей XI века. Иларион говорит в нем о крещении Руси и восхваляет Владимира, крестившего Русскую землю: «Похвалим же нашего учителя и наставника, великого кагана нашея земля, Владимира, внука старого Игоря, сына же славьнаго Святослава, иже своя лета владычествую, мужеством и храбрьством послушна в странах многих и победами и крепостью поминаются ныне и словуть. Не в худе бой и не в неведомее земля владычьствующе, нов Руськой, еже ведома и слышима есть вьсеми конци земля.»
Иларион обращается к Владимиру с призывом взглянуть на величие Киева при Ярославе, который «славный град Киев величьством яко веньуем обложил». Эти слова, видимо, надо понимать как укрепления, окружившие столицу киевских князей.
Во второй половине XI века появляются и другие яркие литературно-публицистические произведения: «Память и похвала Владимира» монаха Иакова, в котором идеи Илариона получают дальнейшее развитие и применяются к исторической фигуре Владимира I. В это же время создаются «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси», «Сказание о Борисе и Глебе», святых покровителях и защитников Русской земли.
В последней четверти XI века начинает работать над своими произведениями монах Нестор. Летопись была его завершающей фундаментальной работой. До этого он создал знаменитое «Чтение о жизни Бориса и Глеба». В нём, как и в «Слове» Илариона, как позднее в «Повести временных лет», звучат идеи единства Руси, воздаётся должное её защитникам и радетелям. Уже в ту пору русских авторов беспокоит эта нарастающая политическая вражда в русских землях, в которой они угадывают предвестие будущей политической катастрофы.
Литература XII века продолжает традиции сочинений XI века. Создаются новые церковные и светские произведения, отмеченные яркой формой и богатством мыслей, широкими обобщениями; возникают новые жанры литературы.
На склоне лет Владимир Мономах пишет своё знаменитое «Поучение детям», ставшее одним их любимых чтений русских людей раннего средневековья. Поучение рельефно рисует нам жизнь русских князе конца XI – начала XII века. Владимир Мономах рассказывает о своих походах и путешествиях. Вся его жизнь прошла в непрерывных войнах то с поляками, то с половцами, то с враждебными князьями. Он совершим 83 больших похода, несколько мелких, а также заключил 19 мирных договоров с половцами. Для характеристики феодальной идеологии интересен образ идеального князя, рисуемого Мономахом. Князь должен следить за всем в доме, а не полагаться на Тиуна или дружинника («отрока»), чтобы не посмеялись над порядками в доме и на обеде. Во время военных походов надо избегать излишней пищи и питья, а также долгого спанья. К ночи сами же назначайте сторожей, поучает Мономах, и все устроив около войска, ложитесь спать, а вставайте рано; и оружие с себя быстро не снимайте, не посмотрев по лености «внезапу бо человек погибает». Жизнь князя наполнена войнами и охотой, смерть ходит по пятам воина. И эту рыцарскую идеологию прекрасно выражают слова Мономаха, обращённые к его троюродному брату Олегу Святославовичу Черниговскому. Мономах предлагает ему мир и дружбу и обещает не мстить за смерть сына, убитого в бою с Олегом: «Дивно ли, оже муж умерл в полку.» /удивительно ли, что воин умер во время сражения/. Поучение даёт много исторических сведений, отсутствующих в летописи, оно является ценным историческим источником.
В начале XII века один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает свое, не менее знаменитое «Хождение игумена Даниила в святые места».
Богомольный русский человек отправился к гробу Господню и проделал длинный и трудный путь – до Константинополя, потом через острова Эгейского моря на остров Крит, оттуда в Палестину и до Иерусалима, где в это время было основано первое государство крестоносцев во главе с колёр Болдуином. Даниил подробно описал весь свой путь, рассказал о пребывании при дворе иерусалимского короля, о походе с ним против арабов. Даниил молился у гроба Господня, поставил там лампаду от всей Русской земли: около гроба Христа он отпел 50 литургий «за князей русских и за всех христиа».
И «Поучение» и «Хождение» были первыми в своем роде жанрами русской литературы.
XII – начало XIII века дали немало и других ярких религиозных и светских сочинений, которые пополнили сокровищницу русской литературы. Среди них «Слово» и «Моление» Даниила Заточника, который, побывав в заточении и испытав ряд других житейских драм, размышляет о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе. В «Слове» сам автор называет себя Даниилом Заточником, то есть заключенным, сосланным. «Слово» обращено к князю Ярославу Владимировичу. «Послание» («Моление») обращено к князю Ярославу Всеволодовичу.
«Слово» даёт интересную характеристику феодальных отношений XII века. Прежде всего бросается в глаза указание на значение личности князя как феодального государя, к которому, в зависимости от его личных качеств, собираются «слуги» - вассалы: «Гусли бо страяются персты, а тело основается жилами; дуб крепок множеством корений; тако и град нашь твоею державою. Зане князь щедр отець есть слугам многим; многии бо оставляють отца и матерь, к нему прибегають. Доброму бо господину служа, дослужится слободы, а злу господину служа дослужится большей работы. Князь славен теми, кто его окружает… Паволока (дорогая ткань) бо испестрена многими шолког и красло лице являять: тако и ты, княже, многими людьми честен и славен по всем странам.» «Слово» Даниила Заточника является ценнейшим источником для изучения классовой борьбы в древнерусском обществе. В нем неоднократно подчеркивается антогонизм богатых и бедных. «Слово» рельефно характеризует порядки вотчин периода феодальной раздробленности: «Не имей двора поблизости от царева двора» - восклицает Даниил, «Не держи села поблизости от княжеского села, тиун его, как огонь прикрытый, а рядовичи его как искры. Если тот огня устережешься, то от искр не можешь устеречься, и от сожжения одежды. «Слово» Даниила Заточника соткано из ряда афоризмов и поучений. Именно эта особенность и создала ему большую популярность в средневековой Руси.
В «Слове» мы встречаем и постоянную тему многих древнерусских сочинений – о злых жёнах. Аскетический характер церковной письменности способствовал взглядам на женщину как «сосуд дьявола». Вот несколько выпадов Заточника против злонравных жён: «Если какой муж смотрит на красоту жены своей и на её ласковые и льстивые словеса, а дел её не проверяет, то дай Бог ему лучше лихорадкой болеть.» Или в другом месте: « Что есть жена зла – гостинница неуповаема, кощуница бесовская. Что есть жена злая? Мирский мятеж, ослепление уму, начальница всякой злобе» и т.д.
Не менее интересно второе произведение, связанное с Даниилом Заточником, так называемое «Послание» («Моление»). «Послание» начинается обращением к князю Ярославу Всеволодовичу (которым исследователи считают Переславского, а в последствии великого князя Ярослава, сына Всеволода Большое Гнездо). Послание чрезвычайно интересно по своей социальной направленности. Автор рисует нам облик князя эпохи феодальной раздробленности, который хорошо гармонирует с биографией Ярослава Всеволодовича, воинственного, умного, и в то же время жестокого князя: «Мудрых полцы крепки и грады тверды, храбрых же полцы сильны и безумны: на тех бывает победа. Мнози бо ополчаются на большая грады и с своих, с меньших сседают». В этой характеристике князя невольно чувствуются исторические черты. Таков был и Ярослав Всеволодович, гнавшийся за новгородским столом и нередко его терявший. В Послании читаем необычно резкий отзыв о монашеской жизни : “ Или
скажешь, княже : постригись в чернецы. Так я не видел мертвеца, ездящего на свинье, ни черта на бабе, не едал смоквы от дубов… Многие ведь, отойдя от мира сего в иночество, вновь возвращаются на мирское житье и на мирскую гонку, точно псы на свою блевотину : обходят села и дома славных мира сего, точно псы ласкающиеся. Где свадьбы и пиры, тут и чернецы и черницы и беззаконие. Ангельский образ носят на себе, а распутный нрав, святительский имеют на себе сан, а обычай похабный ”.
Обращаясь к своему князю в «Молении» , Даниил говорит о том, что настоящий человек должен сочетать в себе силу Самсона, храбрость Александра Македонского, разум Иосифа, мудрость Соломона, хитрость Давида. Обращение к библейски сюжетам и древней истории помогает ему донести свои идеи до адресата. Человек, по мнению автора, должен укреплять сердце красотой и мудростью, помогать ближнему в печали, оказывать милость нуждающимся, противостоять злу. Гуманистическая линия древнерусской литературы здесь прочно утверждает себя.
Интересным литературным памятником XII века является «Послание» Климента. Климент Смолятич родом из Смоленска в 1147 году был избран собором русских епископов в митрополиты всея Руси без постановления патриарха, в то время как другие митрополиты поставлялись патриархом в Константинополе. “ Послание написано Климентом митрополитом русскым Фоме пресвитеру, истолковано Афанасием мнихом ” сохранилось в рукописи XV века. Авторству Климента приписывают только две первые части, а последнюю – монаху Афонасию. Послание дает интересный материал для характеристики образованности Киевской Руси. Автор обращается к Фоме с ответом на его послание, обличавшее Климента в гордости своими философскими познаниями, так как Климент делал в своих сочинениях ссылки на Гомера, Аристотеля и Платона. Отводя от себя упреки в гордости, Климент в то же время нападает на тех епископов, которые прилагают «дом к дому, села к селам, изгон же и сябры, и бортии, и пожнии, ляда же и старины, от них же окаяный Клим зело свободен.»
В своей «Притче о человеческой душе» ( конец XII века ) епископ города Турова Кирилл, опираясь на христианское миропонимание, дает свое толкование смысла человеческого бытия, рассуждает о необходимости постоянной связи души и тела. В то же время он ставит в своей “ Притче ” вполне злободневные для русской действительности вопросы, размышляет о взаимоотношении церковной и светской власти, защищает национально-патриотическую идею единства Русской земли, которая была особенно важна в то время, как владимиро-суздальские князья начали осуществлять централизаторскую политику накануне монголо-татарского нашествия. Одновременно с этими сочинениями, где религиозные и светские мотивы постоянно переплетались, переписчики в монастырях, церквах, в княжеских и боярских домах усердно переписывали церковные служебные книги, молитвы, сборники церковных преданий, жизнеописание святых, древнюю богословскую литературу. Все это богатство религиозной, богословской мысли также составляло неотъемлемую часть общей русской культуры.
Но, конечно, наиболее ярко синтез русской культуры, переплетение в ней языческих и христианских черт, религиозных и светских, общечеловеческих и национальных мотивов прозвучало в «Слове о полку Игореве». В «Слове» рассказывается о походе северских князей в 1185 году во главе с путивльским князем Игорем Святославичем против половцев. Незадолго до этого северские князья отказались участвовать в походе против половцев, который был предпринят их родственником киевским князем Святославом Всеволодовичем. С самого начала участники похода были смущены плохими знамениями – произошло затмение солнца. Однако князья решили двигаться дальше. Первый бой был удачен для русских. Но вскоре дело приняло другой
оборот. Половцы разбили русские войска, и Игорь Святославич попал в плен, из которого бежал с помощью некоего Овлура.
«Слово о полку Игореве» прекрасно рисует княжеские отношения конца XII века. В
особенности выделяется могущество двух князей, которые по силе стоят наравне со Святославом Киевским или даже выше его. Это галицкий князь Ярослав Осмомысл и Всеволод Большое Гнездо. Ярослав высоко восседает на своем златокованом столе, он подпер Карпатские (Венгерские) горы своими железными полками, закрыв путь для венгерского короля и затворив для него Дунайские ворота, господствуя до самого Дуная. «Грозы твоя по землям текут… стреляеши с отня злата стола салтани за землями. Стреляй, господине, Кончака, поганаго кощея, за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святьславлича». Эта похвала Ярославу Галицкому находит подтверждение в летописи. Был он князем мудрым, красноречивым, богобоящимся, почитаемым в других землях, славным в боях, читаем в летописи о Ярославе Галицком.