Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:44, реферат
Общий подъем Руси в XI веке, создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества.
. Древнерусская литература; периодизация, основные жанры, поэтика
2. Русская литература XVIII века
3. Классицизм
4. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей
5. Сентиментализм
6. Русская литература XIX века
7. Романтизм
8. Реализм
9. Классические повествовательные жанры (роман, повесть, рассказ)
10. Лирика
11. Драматургия и театр
12. Русская литература XX века
13. Понятие культуры и литература «Серебряного века»
Основные направления, поиски в области художественной формы
14. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений
15. Проблема индивидуальности художественного стиля
16. Взаимоотношения русской и всемирной литературы
Теоретик футуризма В. Хлебников провозглашает, что языком мирового грядущего “будет язык “заумный” . Слово лишается смыслового значения, приобретая субъективную окраску: “Гласные мы понимаем, как время и пространство (характер устремления), согласные – краска, звук, запах”. В. Хлебников, стремясь расширить границы языка и его возможности, предлагает создание новых слов по корневому признаку, например: (корни: чур... и чар...)
Мы чаруемся и чураемся.
Там чаруясь, здесь чураясь,
То чурахарь, то чарахарь,
Здесь чуриль, там чариль.
Из чурыни взор чарыни.
Есть чуравель, есть чаравель.
Чарари! Чурари!
Чурель! Чарель!
Чареса и чуреса.
И чурайся и чаруйся.
Подчеркнутому эстетизму поэзии символистов и особенно акмеистов футуристы противопоставляют намеренную деэстетизацию. Так, у Д. Бурлюка “поэзия – истрепанная девка” , “душа – кабак, а небо – рвань” , у В. Шершеневича “в заплеванном сквере” голая женщина хочет “из грудей отвислых выжать молоко” . В обзоре “Год русской поэзии” (1914) В. Брюсов, отмечая преднамеренную грубость стихов футуристов, справедливо замечает: “Весьма недостаточно поносить бранными словами все, что было, и все, что есть вне своего кружка, чтобы уже найти нечто новое”. Он указывает, что все их новшества мнимые, ибо с одними мы встречались у поэтов XVIII века, с другими у Пушкина и Вергилия, что теория звуков – красок разрабатывалась Т. Готье.
Любопытно, что при всех отрицаниях других направлений в искусстве футуристы ощущают свою преемственность от символизма.
Любопытно, что А. Блок, заинтересованно следивший за творчеством Северянина, с беспокойством говорит: “У него нет темы” , а В. Брюсов в статье 1915 г., посвященной Северянину, указывает: “Отсутствие знаний и неумение мыслить принижают поэзию Игоря Северянина и крайне суживают ее горизонт” . Он упрекает поэта в безвкусице, пошлости, и особенно резко критикует его военные стихи, которые производят “тягостное впечатление” , “срывая дешевые аплодисменты публики” .
А. Блок еще в 1912 г. сомневался: “О модернистах я боюсь, что у них нет стержня, а только – талантливые завитки вокруг, пустоты”.
Русская культура кануна Великого Октября представляла собой итог сложного и огромного пути. Отличительными чертами ее всегда оставались демократизм, высокий гуманизм и подлинная народность, несмотря на периоды жестокой правительственной реакции, когда прогрессивная мысль, передовая культура всячески подавлялись.
Богатейшее культурное наследие дореволюционного времени, веками создававшиеся культурные ценности составляют золотой фонд нашей отечественной культуры.
13. Понятие культуры и литературы «Серебряного века»
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК – 1) термин, которым, по сложившейся в русской критике XX века традиции, обозначают искусство (прежде всего литературу) России рубежа XIX–XX веков или начала XX века, 2) период в римской литературе с 18 до 133 года н.э., отмеченный заметными литературными достижениями (Ювенал, Марциал, Петроний, Тацит и т.д.), которому предшествовал «золотой век».
В русской литературе сложная судьба этого понятия определила нечеткость его значения как в плане временных рамок, так и в плане круга конкретных авторов. Обычно, без особых оговорок, серебряным веком называют литературу русского модернизма, или еще уже – символизма и акмеизма (включая весь спектр имен от Бальмонта, Брюсова, Блока и Белого до Гумилева, Ахматовой, Мандельштама). Сюда же включают и авторов русского зарубежья, чье творчество также рассматривают в русле модернизма. Есть и другой подход, стремящийся рассматривать всю порубежную эпоху как единое целое, в сложной взаимосвязи не только разных литературных направлений, но и всех явлений культурной жизни этого периода (искусства, философии, религиозных и политических течений). Такое представление о «серебряном веке» распространено в последние десятилетия, как в западной, так и в отечественной науке.
Границы обозначаемого периода определяются разными исследователями по-разному. Начало «серебряного века» большинство ученых датируют 1890-ми, некоторые – 1880-ми. Расхождения по поводу его конечной границы велики (от 1913–1915 до середины 20 в.). Однако постепенно утверждается точка зрения, что «серебряный век» подошел к концу в начале 1920-х.
В современном употреблении выражение «серебряный век» или не имеет оценочного характера, или несет налет поэтизации (серебро как благородный металл, лунное серебро, особая одухотворенность). Первоначальное употребление термина было скорее негативным, т.к. серебряный век, наступающий после золотого, подразумевает спад, деградацию, декаданс. Это представление восходит к античности, к Гесиоду и Овидию, выстраивавшим циклы человеческой истории в соответствии со сменой поколений богов (при титане Кроне-Сатурне был золотой век, при его сыне Зевсе-Юпитере наступил серебряный). Метафора «золотого века» как счастливой поры человечества, когда царила вечная весна и земля сама приносила плоды, получила новое развитие в европейской культуре, начиная с Возрождения (прежде всего в пасторальной литературе). Поэтому выражение «серебряный век» должно было указывать на понижение качества явления, его регресс. При таком понимании русская литература серебряного века (модернизм) противопоставлялась «золотому веку» Пушкина и его современников как «классической» литературе.
Р.Иванов-Разумник и В.Пяст, первыми употребившие выражение «серебряный век», не противопоставляли его «золотому веку» Пушкина, а выделяли в литературе начала
XX века два поэтических периода («золотой век», сильные и талантливые поэты; и «серебряный век», поэты меньшей силы и меньшего значения). Для Пяста «серебряный век» – понятие, прежде всего хронологическое, хотя последовательность периодов и соотносится с некоторым понижением поэтического уровня. Напротив, Иванов-Разумник употребляет его как оценочное. Для него «серебряный век» – спад «творческой волны», главные признаки которого – «самодовлеющая техника, понижение духовного взлета при кажущемся повышении технического уровня, блеска формы».
Н.Оцуп, популяризатор термина, также использовал его в разных смыслах. В статье 1933 года он определил серебряный век не столько хронологически, сколько качественно, как особый тип творчества.
В дальнейшем понятие «серебряный век» поэтизировалось и потеряло негативный оттенок. Оно было переосмыслено как образное, поэтическое обозначение эпохи, отмеченной особым типом творчества, особой тональностью поэзии, с оттенком высокого трагизма и изысканной утонченности. Выражение «серебряный век» заменило аналитические термины и спровоцировало споры о единстве или противоречивом характере процессов начала XX столетия.
Явление, которое обозначает термин «серебряный век», представляло собой небывалый культурный подъем, напряжение творческих сил, наступившее в России после народнического периода, отмеченного позитивизмом и утилитарным подходом к жизни и искусству. «Разложение народничества» в 1880-е сопровождалось общим настроением упадка, «конца века». В 1890-е началось преодоление кризиса. Органично восприняв влияние европейского модернизма (прежде всего символизма), русская культура создала собственные варианты «нового искусства», обозначившие рождение иного культурного сознания.
При всем различии поэтик и творческих установок, модернистские течения, возникшие в конце XIX – начале XX вв., исходили из одного мировоззренческого корня и имели много общих черт. «То, что объединяло молодых символистов, было не общая программа... но одинаковая решительность отрицания и отказа от прошлого, «нет», брошенное в лицо отцам», – писал в своих Мемуарах А.Белый. Это определение можно распространить и на всю совокупность возникших тогда направлений. В противовес идее «полезности искусства», они утверждали внутреннюю свободу художника, его избранность, даже мессианство, и преобразующую роль искусства по отношению к жизни. Н.Бердяев, называвший это явление «русским культурным ренессансом» (или «русским духовным ренессансом»), так описал его: «Сейчас можно определенно сказать, что начало 20 века ознаменовалось у нас ренессансом духовной культуры, ренессансом философским и литературно-эстетическим, обострением религиозной и мистической чувствительности. Никогда еще русская культура не достигала такой утонченности, как в то время». В отличие от критиков, предпочитавших выражение «серебряный век», Бердяев не противопоставлял начало XX в. пушкинской эпохе, а сближал их: «Было сходство с романтическим и идеалистическим движением начала XIX века». Он выразил общее ощущение перелома, переходности, которое царило на рубеже XIX–XX вв.: «В части русской интеллигенции, наиболее культурной, наиболее образованной и одаренной, происходил духовный кризис, происходил переход к иному типу культуры, более может быть близкому к первой половине XIX века, чем ко второй. Этот духовный кризис был связан с разложением целостности революционного интеллигентского миросозерцания, ориентированного исключительно социально, он был разрывом с русским «просветительством», с позитивизмом в широком смысле слова, был провозглашением прав на «потустороннее». То было освобождением человеческой души от гнета социальности, освобождением творческих сил от гнета утилитарности».
14. Творчество крупнейших писателей; анализ основных произведений
Сергей Александрович Есенин
Знаменитый русский поэт Сергей Александрович Есенин родился в крестьянской семье в селе Константиново Рязанской губернии 3 октября 1895 года. Детство мальчика прошло в семье деда – Федора Титова. Это было связано с тем, что мать поэта Татьяна Титова была насильно выдана замуж за крестьянина Александра Есенина, и в итоге с трехлетним ребенком решила вернуться к родителям. Первыми впечатлениями мальчика были бабушкины сказки, песни, частушки. Их она знала великое множество. Позднее мать поэта уехала в Рязань на заработки, а Сергей Есенин остался жить с бабушкой и дедом, а также тремя дядями.
В восьмилетнем возрасте будущий поэт поступил на учебу в Константиновское земское училище. Четыре класса этого учебного заведения юный Сергей Есенин закончил с отличием. Для продолжения обучения мальчика направили в Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу. Здесь он учился с 1909 по 1912 год и уже тогда начал писать стихи. Из школы в Спас-Клепиках начинающий поэт вышел с образованием: «учитель школы грамоты».
В 1912 году наступает время Сергея Есенина отправиться на заработки. Он приезжает в Москву и поступает на работу в мясную лавку. Здесь под руководством отца, который служил приказчиком, будущий поэт трудился около года. Поссорившись с отцом, Сергей уходит с работы. В 1913 году он немного поработал в книгоиздательстве, а затем устроился помощником корректора. Есенин пытается печататься, но стихи его издательства не берут. Именно в это время поэт оказался под надзором полиции, как неблагонадежный, - он примкнул к революционно настроенным рабочим, стал распространять нелегальную литературу. В то же время Сергей Есенин обучался в народном университете Шанявского на историко-философском отделении. Это уникальное учебное заведение, которое вольнослушатели могли посещать бесплатно.
В 1914 году поэт уходит с работы и начинается заниматься только стихами. Его впервые публикуют - в газете “Новь”. Самое первая опубликованная работа – стихотворение «Береза». Его также печатают в московских детских журналах. Спустя год Сергей Есенин уезжает в Санкт-Петербург (тогда Петроград). Здесь поэт познакомился с Александром Блоком, Анной Ахматовой, Николаем Гумилевым. Известную русскую поэтессу при встрече с златокудрым «крестьянским» пареньком – поэт выступал тогда в образе молодца в сафьяновых сапожках и расшитой рубахе- поразило стихотворение “..Все встречаю, все приемлю, рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть. (1914)”. Произведение было очень трагичным, и, как оказалось позднее, пророческим. Пока же поэт много выступает, в основном с Н. А. Клюевым. Их выступления в деревенской манере под гармошку неизменно привлекают публику. В 1916 году выходит первый сборник стихов Сергея Есенина – «Радуница». Эта работа принимается критиками с восторгом. Весь природный мир, описанный в стихах поэта, наполнен гармонией, радостью. Эта была уникальная смесь фольклорных мотивов, языческой непосредственности и христианского благоговения.
В это время началась Первая Мировая война. Сергей Есенин поступает на работу в Царскосельском военно-санитарном госпиталь, где трудится санитаром. Здесь он читает свои новые стихи императрице и великой княгине Елизавете Федоровне. Это благолепие поэта перед царской семьей вызывает неодобрение со стороны петербургских друзей поэта, его местных покровителей. Впрочем, несмотря на это поэт почти с радостью принимает революцию. Его душа жаждет обновлений, он искренне верит, что большевики способны построить новый и лучший мир. Отражается это и в стихах Сергея Есенина, в том числе в поэме “Преображение” и других маленьких поэмах, которые он создает в это время. Многие строки из них буквально шокируют современников. При этом даже когда поэт пишет о революции, он использует библейские мотивы, чтобы подчеркнуть грандиозность происходящих и грядущих событий.
В 1918 году поэт возвращается в Москву. Со временем восторженное отношение Сергея Есенина по отношению к революции проходит. Он начинает видеть, что наступило вовсе не лучшее время, а «темное и беспощадное». В стране царит разруха и голод, многие литераторы и поэты иммигрируют заграницу. В 1919 году Сергей Есенин основывает новое течение в литературе – «Имажинизм». Его основным лозунгом становится внимание к художественному образу в искусстве. Чувствуя себя последним поэтом настоящей Руси, деревни, Сергей Есенин начинает впадать в меланхолию. Все чаще в его стихах прослеживается трагическое настроение. Кроме того, после развода с З. Н. Райх поэт начинает много пить, словно стремясь к саморазрушению. К этому времени относится сборник стихов Сергея Есенина – «Исповедь хулигана».
28 декабря 1925 года Есенина нашли в ленинградской гостинице «Англетер» повешенным на трубе парового отопления. Последнее его стихотворение было написано в этой гостинице, кровью: «До свиданья, друг мой, до свиданья».
По официальной версии, Есенин в состоянии депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился). Ни современниками события, ни в ближайшие несколько десятилетий после смерти поэта других версий события не высказывалось. В 1970—1980-е годы возникли также версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства: на почве ревности, корыстной почве, убийстве сотрудниками ОГПУ. В качестве аргументов сторонники этой версии приводят архивные материалы и признание Николая Леонтьева.
Похороны. Слева — первая жена Есенина Зинаида Райх (с поднятой рукой) и Всеволод Мейерхольд, справа — сестра Екатерина и мать Татьяна Фёдоровна
В 1989 году под эгидой ИМЛИ имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством Ю. Л. Прокушева; по её просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших к следующему выводу: «…опубликованные ныне «версии» об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения… являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы» (из официального ответа профессора по кафедре судебной медицины, доктора медицинских наук Б. С. Свадковского на запрос председателя комиссии Ю. Л. Прокушева).