Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:44, реферат
Общий подъем Руси в XI веке, создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества.
. Древнерусская литература; периодизация, основные жанры, поэтика
2. Русская литература XVIII века
3. Классицизм
4. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей
5. Сентиментализм
6. Русская литература XIX века
7. Романтизм
8. Реализм
9. Классические повествовательные жанры (роман, повесть, рассказ)
10. Лирика
11. Драматургия и театр
12. Русская литература XX века
13. Понятие культуры и литература «Серебряного века»
Основные направления, поиски в области художественной формы
14. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений
15. Проблема индивидуальности художественного стиля
16. Взаимоотношения русской и всемирной литературы
Анализ стихотворения А.А.Фета « Я пришел к тебе с приветом»
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.
В русской поэзии трудно найти более «мажорного» поэта, чем А.А.Фет (1820-1892).
Это поэзия жизнеутверждающей мощи, которой наполнен каждый звук, первозданной свежести и благоухания. Именно красота - главный мотив и идея творчества великого русского лирика.
Основные темы поэзии Фета – природа и любовь, как бы слитые воедино. Именно в природе и любви, как в единой мелодии, соединены вся красота мира, вся радость и очарование бытия.
В 1843 году появилось стихотворение Фета, которое по праву можно назвать его поэтическим манифестом «Я пришел к тебе с приветом…»
Стихотворение написано на тему любви. Тема старая, вечная. А от стихотворенья Фета веет свежестью и новизной, оно ни на что не похоже, изящное. В стихотворении три поэтических предмета – природа, любовь и песня – тесно связаны между собой, проникают друг в друга, и вместе образуют огромную, бесконечную вселенную красоты. Стихотворение представляет собой единую целостность, все в нем внутренне связано друг с другом, говорится в едином порыве чувства, точно на одном дыхании. Предметы внешнего мира и чувства героев соотносятся, и все это находится в движении: радость героя, мир, залитый солнцем, - проснувшийся лес и каждая его веточка, жаждущая весны, - человеческое сердце, открывшееся счастью и готовое ему служить, - зреющая в душе торжественная песня. Таков стройный, цельный сюжетный ряд фетовского стихотворения.
Стихотворение прозой пересказать невозможно. Опорными словами являются: «привет», «солнце», «свет», «трепет листьев». По эмоциональному смыслу они близки друг другу, создают представление о сильном переживании – радости, счастье, любви. Это как звонкий музыкальный аккорд, от которого идёт постоянное нарастание, усиление.
Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…» написано четырехстопным хореем, преобладает поэтическая и бытовая лексика, выделяются как тропы, так и эпитеты: «горячий свет», «весенняя жажда»; метафоры: «солнце затрепетало по листам»; используются также приём олицетворения. Фет одушевляет природу, она в стихотворении живет: «лес проснулся», «солнце встало… затрепетало»; многократны повторения союзов…что и придает стихотворению плавность, а перенос последнего слова предпоследнего стиха на последний стих логическим ударением выделяет главное смысловое слово стихотворения: любовь и радость жизни вызывают в душе человека песню, творчество.
Важно, что все рифмы в стихотворении – женские, это встречается редко. Женская рифма протяжная, создает музыкальность: приве-том, вста-ла, све-том, затрепета-ло.
Благодаря женской рифме каждый стих и каждая строфа в интонационном отношении оказываются не вполне законченными. В последнем слове стиха отсутствует завершающий интонационный удар, и мы невольно ждем продолжения, и в результате стихотворные строки воспринимаются нами как тесное художественное единство.
Для Фета природа является естественной средой жизни творчества. Он не стремится «подняться» над природой, анализировать её с позиции разума. Фет ощущает себя органичной частью природы. В стихотворении «Я пришел к тебе с приветом…» передается чувственное, эмоциональное восприятие мира и природы. В нем поэт изображает любовную встречу, которая как бы переплетается в картинами утреннего пробуждения природы Природа в стихотворении предстает участницей жизни влюбленных, она помогает понять их чувства и придает им особую поэтичность, нежность и трепет. Через каждый зеленый, свежий, весенний листочек, через горячее солнце, утренний лес, звонкое пение птиц автор передает свои чувства, страсть, нежность к возлюбленной, и жажду петь и творить.
Творческий прорыв проходит вместе с весенним пробуждением природы.
…Отовсюду
на меня веселье веет
Что не знаю сам, что буду
Петь – но только песня зреет.
Концовка стихотворения, подленно завершается лирическим сюжетом. Любовь и радость разрешаются песней. Песня – это высший взлёт, высшая точка радости. Для песни еще нет слов, но она уже есть и просится наружу. В этом смысл финала; смысл этот вытекает их всего содержания и ставит в нем последнюю точку.
Концовкой данного стихотворения А.А.Фет ещё раз подчеркнул и выразил настоящее, народное чувство поэзии. Ведь, только когда у человека на душе радостно, весело, а в сердце «живет» любовь, счастье и нежность, то из слов получается настоящая песня, прямо из души, как у птицы.
Поэзия А.А.Фета – одно из драгоценнейших достояний классической литературы. Суть его взглядов на назначение поэзии в выходе из мира страданий и печали окружающей жизни – погружение в мир красок. Именно красота – главный мотив и идея творчества великого русского лирика, а стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…» является этому подтверждением.
Владимир Владимирович Маяковский
родился 19 июля (7 июля ст.с.) 1893 г. в селе Багдади, близ Кутаиси, в семье лесничего, человека передовых взглядов, гуманного и щедрого. Учился в Кутаисской гимназии (1902-1906). Тогда же впервые прочитал революционные стихи и прокламации. «Стихи и революция как-то объединились в голове», — позже напишет поэт. В бурный 1905 год двенадцатилетний гимназист участвует в демонстрациях и гимназической забастовке.
В 1906 г., после скоропостижной смерти отца, семья переезжает в Москву, где Маяковский продолжает образование. Однако скоро он занялся серьезной революционной работой, трижды был арестован (в 1909 был заключен в Бутырскую тюрьму). Освобожденный по несовершеннолетию в 1910 г., он решает посвятить себя искусству, поступает в студию художника П. Келина, чтобы подготовиться к экзаменам в Училище живописи, ваяния и зодчества; поступает туда в 1911 г. Здесь Маяковский знакомится с Д.Бурлюком, организатором группы русских футуристов. С 1912 г. начинает публиковать свои стихи, становясь профессиональным поэтом. Печатается в футуристических альманахах. За участие в публичных выступлениях был исключен из училища в 1914 г.
В этом же году совершает поездку с группой футуристов по семнадцати городам России, пропагандируя в массах новое искусство. Однако в творчестве он уже в эти годы был самостоятелен и оригинален. В 1915 г. создает свою лучшую дореволюционную поэму «Облако в штанах», о вере в неизбежность скорой революции, которую ожидал как решение важнейших проблем страны и определение личной судьбы. Поэт пытается предсказать даже сроки ее прихода:
В терновом венце революций
Грядет шестнадцатый год.
Мрачно и безысходно звучат стихи 1916 г., составившие особый цикл («Надоело», «Дешевая распродажа», «Мрак», «России» и др.).
Горький приглашает Маяковского к сотрудничеству в журнале «Летопись» и газете «Новая жизнь», помогает в издании второго сборника стихов «Простое, как мычание». В эти годы Маяковский пишет поэмы «Война и мир» и «Человек», как бы создавая антивоенную панораму.
Октябрьскую революцию он назвал «Моя революция» и был одним из первых деятелей культуры и искусства, кто откликнулся на призыв Советской власти сотрудничать с ней; участвовал в первых совещаниях и собраниях представителей культуры. В это время публикует «Наш марш», «Ода революции», «Левый марш». Написана и поставлена пьеса «Мистерия-буфф». В течение 1919 г. поэт работает над поэмой «150 000 000». В октябре 1919 г. выпускает первые плакаты в «Окнах РОСТА», положившие начало его работе как художника и поэта (до февраля 1922).
В 1922-1924 гг. совершает первые поездки за границу (Рига, Берлин, Париж и др.), впечатления от которых опишет в очерках и стихах. В год смерти В. Ленина создает поэму «Владимир Ильич Ленин».
В 1925 г. поэт отправляется в самое длительное свое путешествие — за океан: посетил Гавану, Мехико и в течение трех месяцев выступал в различных городах США с чтением стихов и докладов. Позже были написаны стихи (сборник «Испания. — Океан. — Гавана. — Мексика. — Америка.») и очерк «Мое открытие Америки».
Огромное значение в жизни Маяковского имели поездки по родной стране. Только в 1927 г. он выступил в 40 городах. В 1927 г. пишет поэму «Хорошо!».
Важное место в его творчестве занимает драматургия. Создал сатирические пьесы «Клоп» (1928), «Баня» (1929). В феврале Маяковский вступает в РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), за что многие из его литературных соратников порвали с ним отношения. В эти же дни открылась выставка «20 лет работы Маяковского», не имевшая успеха из-за намеренной изоляции поэта. Трудной и неустроенной оставалась и личная жизнь поэта. Самочувствие и настроение Маяковского весной 1930 г. резко ухудшилось. 14 апреля Маяковский ушел из жизни.
Основные произведения:
Поэмы:
«Облако в штанах» (1915)
«Флейта-позвоночник» (1915)
«Война и мир» (1917)
«Человек» (1917)
«150000000» (1921)
«Пятый Интернационал» (1922)
«Люблю» (1922)
«Про это» (1923)
«Владимир Ильич Ленин» (1924)
«Хорошо!» (1927)
«Во весь голос. Вступление в поэму» (1930)
Стихи:
«А вы могли бы?» (1913)
«Нате» (1913)
«Послушайте!», «Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер» (все – 1914)
«Я и Наполеон», «Военно-морская любовь», «Вам!» (все – 1915)
«Революция. (Поэтохроника)», «Наш марш» (оба — 1917)
«Ода революции», «Хорошее отношение к лошадям», «Левый марш» (все — 1918)
«Необычайное приключение...» (1920)
«Прозаседавшиеся», «Приказ № 2 армии искусств», «Моя речь на Генуэзской конференции» (все —1922)
«Мы не верим!», «Рабочим Курска, добывшим первую руду...» (оба —1923)
«Юбилейное» (1924)
«Верлен и Сезан», «Мое открытие Америки», «Бродвей», «Бруклинский мост», «Мелкая философия на глубоких местах» (все —1925)
«Блек энд уайт», «Домой!», «Сифилис», «Сергею Есенину», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Разговор с фининспектором о поэзии» (все —1926)
«Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру» (1928)
«Разговор с товарищем Лениным», «Стихи о советском паспорте», «Письмо тов. Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» (все —1929)
Стихи для детей («Что такое хорошо и что такое плохо?», 1925)
Пьесы:
«Владимир Маяковский. Трагедия» (1913)
«Мистерия-Буфф» (1918, 2-я ред. 1921)
«Клоп» (пост. 1929)
«Баня» (пост. 1930)
Киносценарии «Не для денег родившийся», «Барышня и хулиган», «Закованная фильмой» (все — 1918)
Книга «Советская азбука» (1919)
Плакаты «Окна сатиры» РОСТА (рисунки и тексты; 1919—1921)
Автобиография «Я сам» (1922, 2-я ред. 1928)
Статьи по вопросам литературы («Как делать стихи», 1926), искусства, очерки («Мое открытие Америки», 1925)
Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968)
русский советский писатель. Родился 19 (31) мая 1892 в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, «был неисправимым мечтателем и протестантом», из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством.
В автобиографическом очерке «Несколько отрывочных мыслей» (1967) Паустовский писал: «Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и – тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе». Огромное влияние на Паустовского, особенно в годы юности, оказал А.Грин.
Первый небольшой рассказ Паустовского «На воде» (1912), написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе «Огни».
По окончании гимназии Паустовский учился в Киевском университете, затем перевелся в Московский университет. Первая мировая война заставила его прервать учебу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии.
После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский вернулся к матери в Москву, но вскоре снова начал скитальческую жизнь. В течение года работал на металлургических заводах в Екатеринославе и Юзовке и на котельном заводе в Таганроге. В 1916 стал рыбаком в артели на Азовском море. Живя в Таганроге, Паустовский начал писать свой первый роман «Романтики» (1916–1923, опубликован 1935). Этот роман, содержание и настроение которого соответствовали его названию, был отмечен авторским поиском лирико-прозаической формы. Паустовский стремился создать целостное сюжетное повествование о том, что ему довелось увидеть и почувствовать в юности. Один из героев романа, старый Оскар, всю жизнь противился тому, что его пытались превратить из художника в добытчика. Основной мотив «Романтиков» – судьба художника, который стремится преодолеть одиночество, – впоследствии встречался во многих произведениях Паустовского.
Февральскую и октябрьскую революции 1917 Паустовский встретил в Москве. После победы советской власти начал работать журналистом и «жил напряженной жизнью газетных редакций». Но вскоре писателя вновь «завертело»: он уехал в Киев, куда перебралась его мать, пережил там несколько переворотов во время Гражданской войны. Вскоре Паустовский оказался в Одессе, где попал в среду молодых писателей – И.Ильфа, И.Бабеля, Э.Багрицкого, Г.Шенгели и др. Прожив два года в Одессе, уехал в Сухум, затем перебрался в Батум, потом – в Тифлис. Странствия по Кавказу привели Паустовского в Армению и северную Персию.
В 1923 Паустовский вернулся в Москву и начал работать редактором РОСТА. В это время печатались не только его очерки, но и рассказы. В 1928 вышел первый сборник рассказов Паустовского «Встречные корабли». В том же году был написан роман «Блистающие облака». В этом произведении детективно-авантюрная интрига сочеталась с автобиографическими эпизодами, связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу. В год написания романа писатель работал в газете водников «На вахте», с которой в то время сотрудничали А.С.Новиков-Прибой, М.А.Булгаков (одноклассник Паустовского по 1-й Киевской гимназии), В.Катаев и др.