История отечественной литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:44, реферат

Описание работы

Общий подъем Руси в XI веке, создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества.

Содержание

. Древнерусская литература; периодизация, основные жанры, поэтика
2. Русская литература XVIII века
3. Классицизм
4. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей
5. Сентиментализм
6. Русская литература XIX века
7. Романтизм
8. Реализм
9. Классические повествовательные жанры (роман, повесть, рассказ)
10. Лирика
11. Драматургия и театр
12. Русская литература XX века
13. Понятие культуры и литература «Серебряного века»
Основные направления, поиски в области художественной формы
14. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений
15. Проблема индивидуальности художественного стиля
16. Взаимоотношения русской и всемирной литературы

Работа содержит 1 файл

История отечественной литературы Калининград 2009.doc

— 765.50 Кб (Скачать)

 

Несмотря на то что в 30-е гг. Б. пользовался репутацией ведущего русского эмигрантского писателя, ему никогда не удавалось встать в один ряд с Толстым и Чеховым. Хотя в настоящее время Б. мало известен широкому читателю на Западе, современная критика ставит его достаточно высоко. Главным шедевром писателя считается "Жизнь Арсеньева". Тем не менее американский критик Марк Ван Дорен считает, что в этом произведении "Б. слишком увлекся автобиографией как литературной формой". Другие специалисты, например Поджиоли, полагают, что, "несмотря на все достоинства "Жизни Арсеньева", вершиной творчества Б. следует признать более короткую повесть "Суходол", а также "Господина из Сан-Франциско"".

 

 

 

Основные произведения:

 

Стихи:

 

Сборник «Листопад» (1901)

 

Рассказы:

 

«Антоновские яблоки» (1900)

«Сны» (1904)

«Чаша жизни» (1913)

«Господин из Сан-Франциско» (1915)

«Лёгкое дыхание» (1916)

«Петлистые уши» (1917)

«Сны Чанга» (1916, опубл. 1918)

«Митина любовь» (1924)

 

Книга новелл «Тёмные аллеи» (1943)

 

Повести:

 

«Деревня» (1910)

«Суходол» (1912)

 

Роман:

 

«Жизнь Арсеньева» (1927-1933)

 

Литературно-философское исследование «Освобождение Толстого» (1917)

 

Циклы путевых очерков:

 

«Тень птицы» (1908)

«Храм солнца» (1909)

 

Переводы:

 

«Песня о Гайавате» (1896, 2 издание 1898)  Г. Лонгфелло

Философские драмы Дж. Байрона «Каин» (1905), «Манфред» (1904)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ поэтического текста Бунина

 

Открыты окна. В белой мастерской

 

Следы отъезда: сор, клочки конверта.

 

В углу стоит прямой скелет мольберта.

 

Из окон тянет свежестью морской.

 

Дни все светлей, все тише, золотистей –

 

И ни полям, ни морю нет конца.

 

С корявой, старой груши у крыльца

 

Спадают розовые листья.

 

 

 

Стихотворение И.Бунина состоит их двух частей.

Первая часть: перед нами картина опустевшей, еще не убранной комнаты. Открытые окна стирают границы между внутренним и внешним пространством. Сор, клочки конверта, прямой скелет мольберта говорят о том, что у лирического героя произошли перемены в жизни, причины которых были указаны в письме, от которого остался разорванный конверт. Что же было написано в этом письме – мы можем только догадываться, но, знаем точно – рвутся плохие письма… Герой – личность творческая, но в данный момент его влекут иные дали, иные проблемы…

Вторая часть не об одном мгновении, не об одном дне из жизни героя, а о днях, которые для него становятся «все светлей, все тише, золотистей». Прошло какое-то время для героя начинается новая жизнь. перемены, случившиеся в жизни героя, подают надежду на «новые плоды» творчества. Расширяются горизонты для нового творчества: «и ни полям, ни морю нет конца».

После первого прочтения стихотворения И.Бунина создается впечатление, что оно написано в доме, который покинули.

Последующее прочтение позволяет определить две микротемы – два четверостишия. Они же в свое время также делятся на самостоятельные смысловые уровни: кризиса, перелома, осознания и возрождения.

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихием в первом стихе каждой строфы. Рифма кольцевая: аББа.

Это не просто зарисовка, а картина философского размышления о судьбе художника, обреченного на вечный поиск истины через неизбежные потери, кризисы, скитания во имя достижения идеала.

В первом смысловом уровне изображен кризис творчества, который находит отражение в отсутствии глаголов, то есть какого-либо действия: на три предложения лишь один глагол, да и тот стаичный – «стоит». Страдательный залог причастия «открыты» также подчеркивает бездействие героя…

Во втором смысловом уровне тоже один глагол – «тянет» обозначает возможность выхода из кризиса и переход к озарению. Создается ощущение открытого пространства, выхода из замкнутости, кризиса. И этот перелом обозначается в последнем стихе первого четверостишия: «Из окон тянет свежесть…». Это уже перемены, новые веяния, новые идеалы.

В третьем уровне совсем отсутствуют глаголы. Время и пространство расширяется до бесконечности, здесь прочитывается уже иное состояние героя, его спокойное осмысление действительности, себя, мира. Просветление героя, озарение его – «светлей, золотистей» - говорят о преображении, о полном выходе из кризиса.

В четвертом уровне глагол «спадают» в данном контексте звучит как «откровение», спадать могут покровы, одежды, пелена, обнажая сущность явлений, правду.

В заключительной части мы видим процесс творчества, когда из старого, пережитого, переосмысленного рождается новое.

Стихотворение с открытым финалом, нет конца искусству, творчеству, жизни.

Таким образом, все стихотворение не просто картина, а тихое, мудрое повествование о творческом пути художника с его взлётами и падениями.

Грустное, светлое, оно наполнено  глубоким христианским смирением перед неизбежным, таинственным, божественным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Афанасий Афанасьевич Фет

 

Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года.

История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин. Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца, и лишен дворянского титула. Это событие ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения.

Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета - он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь. Прежде всего, он окончил университет, где учился сначала на юридическом, затем на филологическом факультете. В это время, в 1840 году он и издал отдельной книгой свои первые произведения, не имевшие, однако, никакого успеха.

Получив образование, Афанасий Афанасьевич решил стать военным, так как офицерский чин давал возможность получить дворянский титул. Но в1858 году А. Фет вынужден был выйти в отставку. Дворянских прав он так и не завоевал - в то время дворянство давало только чин полковника, а он был штаб - ротмистром. Конечно, военная служба не прошла для Фета даром: это были годы рассвета его поэтической деятельности. В 1850 году в Москве вышли «Стихотворения» А. Фета, встреченные читателями с восторгом. В Петербурге он познакомился с Некрасовым, Панаевым, Дружининым, Гончаровым, Языковым. Позднее он подружился со Львом Толстым. Эта дружба была долга и нужна для обоих.

В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла, она сгорела. До самой смерти поэт помнил о своей несчастной любви, во многих его стихах слышится ее неувядаемое дыхание.

В 1856 году вышла новая книга поэта.

Выйдя в отставку, А. Фет купил землю в Мценском уезде и решил посветить себя сельскому хозяйству. Вскоре Фет женился на М.П. Боткиной. В деревне Степановке Фет прожил семнадцать лет, лишь ненадолго наезжая в Москву. Здесь застал его высочайший указ о том, что за ним, наконец, утверждена фамилия Шеншин, со всеми связанными с нею правами.

В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву. Эти годы в отличие от лет, прожитых в Степановке, характерны его возвращением к литературе. Все свои стихи поэт подписывал фамилией Фет: под этим именем он приобрел поэтическую славу, и оно было ему дорого. В этот период А. Фет издал собрание своих сочинений под названием « Вечерние огни» - всего было четыре выпуска.

В 1889 году, в январе, в Москве было торжественно отмечено пятидесятилетие литературной деятельности А. А. Фета, а в 1892 году поэт скончался, не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен он в селе Клейменово - родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.

А. А. Фет прожил долгую и трудную жизнь. Сложной была и его литературная судьба. Из его творческого наследия современному читателю известна, в основном, поэзия и, куда меньше - проза, публицистика, переводы, мемуары, письма.

Без Афанасия Фета трудно себе представить жизнь литературной Москвы прошлого века. В его доме на Плющихе бывали многие знаменитые люди. Долгие годы он дружил с А. Григорьевым, И. Тургеневым. На музыкальных вечерах у Фета перебывала вся литературная и музыкальная Москва.

Стихи А. Фета - это чистая поэзия, в том смысле, что там нет ни капельки прозы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом - о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Даже о своей загубленной любви он пишет светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и свежо, как в первые минуты. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.

Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы. «Это не просто поэт, а скорее поэт - музыкант...»- говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность.

Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без к рая ржаное поле и густой тенистый лес - обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза:

 

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

 

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой...

 

Превосходно передает Фет и «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет уловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами:

 

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

 

Обычно А. Фет в своих стихах останавливается на одной фигуре, на одном повороте чувств, и в то же время его поэзию никак нельзя назвать однообразной, наоборот, - она поражает разнообразием и множеством тем. Особая прелесть его стихов помимо содержания именно в характере настроений поэзии. Муза Фета легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет действия, каждый его стих - это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей. Взять хотя бы такие из них, как «Луч твой, летящий далеко...», «Недвижные очи, безумные очи...», «Солнце луч промеж лип...», «Тебе в молчании я простираю руку...» и др.

Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты, наверное, потому так прекрасны в его стихах картины природы, которую он брал такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности. В его стихах зримо проглядывает пейзаж средней полосы России.

Во всех описаниях природы А. Фет безукоризненно верен ее мельчайшим черточкам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому поэт и создал изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие нас психологической точностью, филигранной точностью. К числу их принадлежат такие поэтические шедевры, как «Шепот, робкое дыхание...», «Я пришел к тебе с приветом...», «На заре ты ее не буди...», «Заря прощается с землей...».

Любовная лирика Фета - самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов буквально потрясает, не смотря на то, что, как правило, кончаются они светло, мажорно.

Стихи А.А. Фета любимы у нас в стране. Время безоговорочно подтвердило ценность его поэзии, показало, что она нужна нам, людям XX века, потому что задевает самые сокровенные струны души, открывает красоту окружающего мира.

 

 

 

 

Литературные произведения

 

       "В дымке-невидимке..." Апрель 1873

       "Еще одно забывчивое слово..." 1884

       "Заря прощается с землею..." 1858

       "Как беден наш язык! - Хочу и не могу..." 11 июня 1887

       "Кот поет, глаза прищуря..." 1842

       "Ласточки пропали..." 1854

       "На заре ты ее не буди..." 1842

       "На стоге сена ночью южной..." 1957

       "Ночь и я, мы оба дышим..." 7 июня 1891

       "Облаком волнистым..." 1843

       "Одним толчком согнать ладью живую..." 28 октября 1887

       "Полуночные образы реют..." 1843

       "Сияла ночь. Луной был полон сад..." 2 августа 1877

       "Уснуло озеро; безмолвен черный лес..." 1847

       "Устало все кругом: устал и цвет небес..." 24 августа 1889

       "Учись у них - у дуба, у березы..." 31 декабря 1883

       "Чудная картина..." 1842

       "Шепот, робкое дыханье..." 1850

       "Это утро, радость эта..." 1881 (?)

       "Я пришел к тебе с приветом..." 1843

       "Я тебе ничего не скажу..." 2 сентября 1885

       А.Л.Бржеской ("Далекий друг, пойми мои рыданья...") 28 января 1879

       Вечер. 1855

       Диана. 1847

       Еще майская ночь. 1857

       На качелях. 26 марта 1890

       Первая борозда. 1854

       Пчелы. 1854

       Сосны. 1854

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе История отечественной литературы