Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:44, реферат
Общий подъем Руси в XI веке, создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества.
. Древнерусская литература; периодизация, основные жанры, поэтика
2. Русская литература XVIII века
3. Классицизм
4. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей
5. Сентиментализм
6. Русская литература XIX века
7. Романтизм
8. Реализм
9. Классические повествовательные жанры (роман, повесть, рассказ)
10. Лирика
11. Драматургия и театр
12. Русская литература XX века
13. Понятие культуры и литература «Серебряного века»
Основные направления, поиски в области художественной формы
14. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений
15. Проблема индивидуальности художественного стиля
16. Взаимоотношения русской и всемирной литературы
Основные произведения:
Стихотворения:
«Гой ты, Русь, моя родная…» (1915)
«Песнь о собаке» (1919)
«Исповедь хулигана» (1921)
«Не жалею, не зову, не плачу…» (1922)
«Письмо матери» («Ты жива ещё, моя старушка…») (1924)
«Отговорила роща золотая» (1924)
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…» (1925)
«Собаке Качалова» (1925)
«Клён ты мой опавший, клён заледенелый…» (1925, опубл. 1926)
«Ты меня не любишь, не жалеешь…» (1925, опубл. 1926)
Сборники стихов:
«Радуница» (1916)
«Преображение» (1918)
«Голубень» (1918)
«Москва кабацкая» (1924)
«Стихи» (1924)
«Персидские мотивы» (1925)
Поэмы:
«Марфа Посадница» (1914, опубл. 1917)
«Иорданская голубица» (1918)
«Инония» (1918)
«Кобыльи корабли» (1920)
«Русь советская» (1924)
«Русь бесприютная» (1924)
«Русь уходящая» (1924)
«Ленин» (1924-25)
«Анна Снегина» (1925)
«Чёрный человек» (1925, опубл. 1926)
Драматическая поэма:
«Пугачёв» (1922)
Очерк:
«Железный Миргород» (1923)
Литературные произведения
"Гой ты, Русь, моя родная..." 1914
"Голубая родина Фирдуси..." Март 1925
"Каждый труд благослови, удача..." 12 июля 1925
"Мы теперь уходим понемногу..." 1924
"Не бродить, не мять в кустах багряных..." 1916
"Не жалею, не зову, не плачу..." 1921
"Неуютная жидкая лунность..." 1925
"Нивы сжаты, рощи голы..." 1917
"О красном вечере задумалась дорога..." 1916
"Отговорила роща золотая..." 1924
"Спит ковыль. Равнина дорогая…" Июль 1925
"Устал я жить в родном краю..." 1916
"Цветы мне говорят - прощай..." 27 октября 1925
"Шаганэ ты моя, Шаганэ!.." 1924
"Шел Господь пытать людей в любови…" 1914
"Я покинул родимый дом..." 1918
"Я помню, любимая, помню…" 1925
Анна Снегина. Январь 1925
На Кавказе. Сентябрь 1924
Песнь о собаке. 1915
Письмо к женщине. 1924
Письмо матери. 1924
Поэтам Грузии. 1924
Русь Советская. 1924
Русь. 1914
Собаке Качалова. 1925
Сорокоуст. Август 1920
Черный человек. ‹1923 —›14 ноября 1925
Анализ стихотворения С.А.Есенина "Отговорила роща золотая ..."
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чем...-
Это строки из стихотворения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, прожившего короткую, но ослепительно яркую, как вспышка молнии, жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет. Этот удивительный человек принес в своем творчестве идею "узловой завязи" природы и человека. Как и все стихотворения Есенина, это произведение производит неизгладимое впечатление и поражает прелестью самобытности и неповторимости. О нем можно сказать словами критика В.Ходасевича: «Это... яркий ковер, сотканный из верной и нежной любви поэта к родной земле...»
В этом стихотворении поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Лирический герой стихотворения восхищается «широким месяцем над голубым прудом», костром «рябины красной». Он ощущает себя неотъемлемой частью природы. Лирический герой относится к ней как к матери, природа видится ему Божественным храмом. Секрет обаяния стихотворения Есенина в той милосердной человечности, с которой он прикасается ко всему в природе.
Лирический герой - уже немолодой человек. На его глазах происходит осеннее увядание природы. Он видит, что «отговорила роща», что «журавли печально» улетают.
Состояние природы отражает состояние души лирического героя. Он одинок, ему грустно, он вспоминает юность веселую и «души сиреневую цветь». Однако ему некого и «ничего в прошедшем не жаль». Да и стоит ли жалеть лет, «растраченных напрасно»? Стоит ли жалеть кого-нибудь? Ведь каждый в мире странник! Лирический герой понимает, что все проходит, и нет ничего вечного. Время все безжалостно «сгребает» в один ненужный ком». Все погибает. Однако «не обгорят рябиновые кисти», «от желтизны не пропадет трава». Природа тоже "умирает», но она способна возродиться. И лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски слиянием с природой, слиянием с прекрасным. В этом стихотворении Есенин предстает перед нами как поэт - философ. Он пытается решить проблему личности и ее связи с миром. Его философия разлита, растворена в поэтических словесных образах. Время - необратимое и безостановочное - воплощается в образе ветра, который все разметает. Есенин поэтически соединяет, сливает краткий миг человеческой жизни с вечным потоком мирового времени. Дмитрий Веневитинов писал:
« Истинные поэты всех времен и народов были философами». По-моему, Есенин не только истинный, но и уникальный поэт.
Необычно не только содержание стихотворения, но и его форма. Чтобы лучше воздействовать на читателя, Есенин добивается совершенства формы и изысканности рифмы. Это произведение отличается плавностью, напевностью, мелодичностью.
В этом стихотворении поэт использует ямб. Этот стихотворный размер открытый, явный, не таинственный, завершенный. Он передает ритм и настроение произведения.
Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средства. Например, Есенин часто употребляет олицетворение: «журавли не жалеют», «грезит конопляник». Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым. Особенностью художественного мира этого произведения является одушевленность в нем всего сущего: людей, животных, растений, планет, предметов - все дети единой матери Природы.
Метафоры («костер рябины красной») и эпитеты («березовый язык», «ненужный ком») придают стихотворению плавность и поэтичность.
Поэт нередко использует инверсию: «Отговорила роща золотая», «Стою один среди равнины голой». Этот художественный прием придает возвышенность и торжественность. И еще один прием, использованный Есениным, - сравнение:
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
Эти изобразительные средства придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий, зримый, наглядный, почти осязаемый характер.
Это стихотворение - красочное и сильное - звучит как гармоничное произведение.
Проанализировав это стихотворение, можно сказать, что С.А.Есенин действительно - поэт гениальный и удивительный. Ему удалось передать в стихотворении сокровенные человеческие чувства, удалось нарисовать живописную картину природы во всей ее прелести и очаровании.
Это стихотворение волнует, завораживает и озаряет душу каким-то таинственным, тихим светом.
Иван Алексеевич Бунин
Иван Алексеевич Бунин, русский писатель и поэт, родился в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России. Отец писателя, Алексей Николаевич Бунин, происходил из старинного дворянского рода, восходящего к литовскому рыцарству XV в. Мать, Людмила Александровна Бунина, урожденная Чубарова, также принадлежала к дворянскому роду. Из-за отмены крепостного права в 1861 г. и весьма нерачительного ведения дел хозяйство Бунина и Чубаровой находилось в чрезвычайно запущенном состоянии, и к началу XX в. семья была на грани разорения.
До 11 лет Б. воспитывается дома, а в 1881 г. поступает в Елецкую уездную гимназию, но через четыре года из-за финансовых затруднений семьи возвращается домой, где продолжает образование под руководством старшего брата Юлия, человека необычайно способного и придерживающегося крайне радикальных взглядов. Аристократ по духу, Б. не разделял страсти брата к политическому радикализму. Юлий, чувствуя литературные способности младшею брата, познакомил его с русской классической литературой, советовал писать самому. Б. с увлечением читал Пушкина, Гоголя, Лермонтова, а в 17-летнем возрасте начал писать стихи сам.
Не имея средств к существованию, Б. в 1889 г. идет работать корректором в местную газету "Орловский вестник" и вскоре влюбляется в сотрудницу редакции Варвару Пащенко, с которой вопреки родительской воле в 1892 г. отправляется на Украину, в Полтаву. Их отношения продолжались до 1894 г., когда Пащенко вышла замуж за друга Б., писателя А.Н. Бибикова.
ервый том стихов Б. вышел в свет в 1891 г. в приложении к одному из литературных журналов. Классические но стилю, стихи Б. насыщены образами природы - черта, характерная для всего поэтического творчества писателя. В это же время он начинает писать рассказы, которые появляются в различных литературных журналах, вступает в переписку с Антоном Чеховым. Спустя четыре года, в 1895 г., писатели встречаются и становятся близкими друзьями. Несмотря на определенное сходство, тематика и стиль их произведений совершенно различны. Свойственная Б. традиционная манера повествования с упором на сюжет и описательность в корне отличается от новаторской краткости Чехова. Как и его консервативно настроенные друзья, пианист и композитор Сергей Рахманинов и певец Федор Шаляпин, Б. придерживался традиционных взглядов на искусство.
В начале 90-х гг. прошлого века Б. находился под влиянием философских идей Льва Толстого, таких, как близость к природе, занятие ручным трудом и непротивление злу насилием. Тем не менее, когда они встретились в 1894 г., Б. был разочарован утопичностью взглядов своего кумира. Это, впрочем, не помешало ему восхищаться реализмом Толстого и считать его величайшим из русских писателей.
С 1895 г. Б. живет в Москве и в Петербурге. Литературное признание пришло к писателю после выхода в свет таких рассказов, как "На хуторе", "Вести с родины" и "На краю света", посвященных голоду 1891 г., эпидемии холеры 1892 г., переселению крестьян в Сибирь, а также обнищанию и упадку мелкопоместного дворянства. Свой первый сборник рассказов Б. назвал "На краю света" (1897). В 1898 г. Б. выпускает поэтический сборник "Под открытым небом", а также перевод "Песни о Гайавате" Лонгфелло, получивший очень высокую оценку и удостоенный Пушкинской премии первой степени. Еще через год Б. женится на Анне Николаевне Какни, дочери греческого революционера, с которой он познакомился в Одессе. Брак был непродолжительным и несчастливым: их единственный сын, родившийся в 1900 г., умер в пятилетнем возрасте от скарлатины.
В начале 1899 г. Б. знакомится с Максимом Горьким, который привлек его к сотрудничеству в радикальном издательстве "Знание". Хотя возвышенный реализм и прогрессистские взгляды Горького не импонировали Б., он посвятил Горькому сборник стихотворений "Листопад" (1901) и продолжал сотрудничество со "Знанием" вплоть до революции 1917 г.
В первые годы XX в. Б. активно занимается переводом на русский язык английских и французских поэтов. Им переведены поэмы Теннисона "Леди Годива" и Байрона "Манфред", а также произведения Альфреда де Мюссе и Франсуа Коппе. С 1900 по 1909 г. издаются многие известные рассказы писателя - "Антоновские яблоки", "Сосны", - в которых звучит озабоченность Б. в связи с разорением дворянских гнезд и миграцией городского и сельского населения.
В конце 1906 г. Б. влюбляется в Веру Николаевну Муромцеву, дочь члена Московской городской думы, и вступает с ней в гражданский брак. В годы, предшествующие революции, Б. и Муромцева много путешествуют вместе, В этот период Б. пишет свои лучшие книги, например поэму в прозе "Деревня" (1910), первое крупное произведение писателя, в котором нарисована довольно мрачная картина жизни русского крестьянства после революции 1905 г. Хотя "Деревня" пришлась либеральным писателям не по вкусу, литературная репутация Б. продолжала расти, ив 1911 г. Горький назвал его "лучшим современным писателем". Вслед за "Деревней" в 1912 г. появляется повесть "Суходол", в которой с беспощадной силой описывается вырождение помещичьей семьи и ее слуг. В прозаический сборник, вышедший из печати в 1917 г., Б. включает свой самый, пожалуй, известный рассказ "Господин из Сан-Франциско", многозначительную притчу о смерти американского миллионера на Капри.
Хотя Октябрьская революция 1917 г. не явилась для Б. неожиданностью, он опасался, что победа большевиков приведет Россию к катастрофе. Уехав из Москвы в 1918 г., он на два года поселяется в Одессе, где в это время стояла белая армия, а затем, после долгих скитаний, в 1920 г. приезжает вместе с Муромцевой во Францию. Сначала они живут в Париже, а затем переезжают в Грасс, на Ривьеру. В 1922 г. Муромцева и Б. наконец вступают в законный брак. Свою ненависть к большевистскому режиму Б. выразил в дневнике "Окаянные дни" (1925...1926). Из произведений, созданных в 20-е гг., наиболее запоминающимися являются повесть "Митина любовь" (1925), где затрагиваются темы любви, ссылки и смерти, а также рассказы "Роза Иерихона" (1924) и "Солнечный удар" (1927). Очень высокую оценку критики получила и автобиографическая повесть Б. "Жизнь Арсеньева" (1933), где представлена целая галерея дореволюционных типажей - реальных и вымышленных.
Б. была присуждена Нобелевская премия 1933 г. по литературе "за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы". В своей речи при вручении премии представитель Шведской академии Пер Хальстрем, высоко оценив поэтический дар Б., особо остановился на "его способности необычайно выразительно и точно описывать реальную жизнь". В ответной речи Б. отметил смелость Шведской академии, оказавшей честь писателю-эмигранту.
Пойдя навстречу пожеланиям своих многочисленных читателей, Б. подготовил 11-томное собрание сочинений, которое с 1934 по 1936 г. выходило в берлинском издательстве "Петрополис". Несмотря на то что у Б. было немало почитателей и в Советском Союзе, писатель не допускал мысли о возвращении на родину при Сталине. Хотя творчество Б. получило широкое международное признание, его жизнь на чужбине была нелегкой. Последний сборник рассказов "Темные аллеи", написанный в мрачные дни нацистской оккупации Франции, прошел незамеченным. В конце жизни Б. написал еще ряд рассказов, а также на редкость язвительные "Воспоминания" (1950), в которых советская культура подвергается резкой критике. Через год после появления этой книги Б. был избран первым почетным членом Пен-клуба. представлявшим писателей в изгнании. В последние годы Б. начал также работу, над воспоминаниями о Чехове, которые он собирался написать еще в 1904 г., сразу после смерти друга. Однако литературный портрет Чехова так и остался неоконченным - в 1953 г. Б. умер в Париже от болезни легких.
Больше всего Б. известен как прозаик, хотя некоторые критики полагают, что в поэзии ему удалось достигнуть большего. Например, знаменитый русский эмигрантский писатель Владимир Набоков ставит бунинскую поэзию выше, чем прозу. Итальянский литературовед Ренато Поджиоли объясняет точку зрения Набокова тем, что стихи Б. "более ясные и лаконичные, чем его проза".