История государственного управления сферой образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 12:53, реферат

Описание работы

История становления органов управления образованием.
Законодательные и организационные основы управления сферой образования РФ.
Правовые аспекты управления сферой образования в РФ.
Организационные аспекты управления сферой образования в РФ.
Государственное управление в сфере образования.
Органы управления в сфере образования.
Государственно-общественная система управления образованием.

Работа содержит 1 файл

История государственного управления сферой образования в России.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

 

подтверждает, признает и устанавливает эквивалентность  документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации, и выдает соответствующие документы.

 

В соответствии с Правилами  осуществления контроля и надзора  в сфере образования, утвержденными  постановлением I Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 116, в целях осуществления  надзора Рособрнадзор вправе инспектировать органы управления образованием и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ. Контроль и надзор в сфере образования осуществляются путем: проведения выездных (инспекционных) и камеральных проверок, включающих в себя рассмотрение документов, экспертизу качества образования, проведение при необходимости тестирования обучающихся и воспитанников образовательных организаций; анализа причин возникновения нарушений российского законодательства в области образования; воздействия на нарушителей законодательства в области образования.

 

Рособрнадзор имеет  право пресекать факты нарушения  законодательства РФ в сфере образования, а также примени 11. предусмотренные  законодательством меры ограничительного и предупредительного характера, направленные на недопущение и ликвидацию последствий нарушения юридическими лицами и гражданами обязательных требований в сфере образования.' Й

 

Рособрнадзор возглавляет  руководитель, назначаемый на должность  Правительством РФ по представлению Министр! образования и науки РФ.

 

Федеральное агентство  по образование (Рособразование) * федеральный  орган исполнительной власти, осуществляют и и функции по управлению государственным  имуществом, оказанию государственных  услуг в сфере образования, развития общи доступных образовательных ресурсов. Оно наделено следующими полномочиями:

 

организация повышения  квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования  и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского образования;

 

определение для образовательных  учреждений профессионального образования, находящихся в ведении Агентства, контрольных цифр приема граждан, обучающихся  за счет средств федерального бюджета, а также квот по целевому приему; размещение на конкурсной основе среди высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием, в том числе инженерных и научных кадров для оборонных отраслей промышленности; распределение между образовательными учреждениями квот на стипендии Президента РФ, Правительства РФ, иные именные стипендии и назначение их в установленном порядке;

 

открытие в установленном  порядке аспирантур и докторантур в образовательных учреждениях высшего и дополнительно* го профессионального образования и научных организациях, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам образования. Министерстве самостоятельно осуществляет правовое регулирование по следующим вопросам:

 

порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;

 

приоритетные направления  развития образования; порядок создания филиалов федеральных государственных  учреждении высшего и среднего образования;

 

формы документов государственного образца об уровне образования и  квалификации;

 

федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях;

 

положение об аспирантуре  и докторантуре в высших учебных  заведениях;

 

федеральные компоненты государственных образовательных стандартов;

 

положение о порядке  замещения должностей работников государственных  образовательных учреждений высшего  профессионального образования.

 

Федеральными органами исполнительной власти в сфере образования  являются также Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Федеральное агентство по образованию, находящиеся в ведении Минобрнауки России, которое осуществляет координацию и контроль их деятельности.

 

Федеральная служба по надзору  в сфере образования и науки* (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет в сфере образования функции по контролю и надзору. Служба имеет следующие полномочия в сфере образования:

 

утверждение на установленный  законодательством Российской Федерации срок избранных общими собраниями (конференциями) образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Агентства, ректоров (директоров), а при наличии вакантной должности ректора возложение исполнения его обязанностей на одного из Проректоров; оформление в установленном порядке соответствующих документов для выезда за границу обучающихся, воспитанников и работников сферы образования;

 

организация конгрессов, конференций, олимпиад, семинарии, выставок и других мероприятий в сфере образования.

 

Следует иметь в виду, что ряд образовательных учреждений находится в ведении иных федеральных  органов исполнительной власти, например Министерства внутренних дел РФ, Министерства обороны РФ, Министерства сельского  хозяйства РФ И др.

 

Вопросы образования в соответствии с Конституцией РФ отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее Субъектов. К ведению субъектов РФ в сфере образования отнесены такие вопросы, как: создание, реорганизация, ликвидация И финансирование образовательных учреждений субъекта РФ; разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования; установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов; формирование органов управления образованием субъектов РФ и назначение (по согласованию с федеральными органами управления образованием) их руководителей.

 

В соответствии с Федеральным  законом от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» в области образования переданы дли осуществления органам государственной власти субъектов РФ полномочия Российской Федерации по осуществлению контроля качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников в соответствии с федеральными компонентами государственных образовательных стандартов м образовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта РФ, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением вопросов, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти по осуществлению контроля качества образования.

 

В субъектах РФ создаются  такие органы исполнительной власти в области образования, как министерства или комитеты -- в республиках, департаменты, главные управления, управления, отделы образования -- в других субъектах РФ.

 

В муниципальных образованиях в составе администраций создаются  управления, отделы образования. К их ведению относится: организация  предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на подведомственной территории; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; учет детей, подлежащих обязательному обучению в муниципальных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования; обеспечение содержания зданий, сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемая литература:

а) основная:

  1. История государственного управления в России: Учебник/Под общ. ред. Р.Г. Пихои. – 4 изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во РАГС, 2009.
  2. Омельченко Н.А. История государственного управления в России: учебник – М.: Проспект, 2005. – 464 с.
  3. Плотицына Л.А. История государственного управления в России: Ч. 1, Государственное управление в России с древнейших времен до 1917 года: учебное пособие. – М.: Финакадемия, 2008. – 240 с.
  4. Плотицына Л.А. История государственного управления в России. Ч. 2, Государственное управление в России с 1917 года до начала XXI века: учеб. пособ. – М.: Финакадемия, 2009. – 112 с.
  5. б)  дополнительная:
  6. Абалкин Л.И. Россия: Поиск самоопределения: Очерки / РАН. – 2 изд. -  М.: Наука, 2005.
  7. Атаманчук Г.М. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика / РАГС. – М.: РАГС, 2003.
  8. Викторов В.В. Россия на грани веков. (конец XIX - начало XX в.): Ч.1: Россия в период царствования Николая II: Учеб. пос. / Под. ред.               Г.А. Аммона. – М.: ФА, 1999.
  9. Викторов В.В. Россия на грани веков. (конец XIX - начало XX в.): Ч.2: Год 1917 по свидетельствам современников: Учеб. пос. / Под. ред.               Г.А. Аммона. – М.: ФА, 1999.
  10. Власть и реформы. От самодержавной к Советской России. СПб., 1996. (Обсуждение книги см. в журнале «Отечественная история», 1998. №2).
  11. Высшие и центральные государственные учреждения России                      1801-1917 гг. В 4т. Т.3, Центральные государственные учреждения / Федеральная архивная служба России. Российский гос. исторический архив. Государственный архив РФ. – СПб.: Наука, 2002 – 228 с.
  12. История государственного управления России. Учебник / Отв. ред.             В.Г. Игнатов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
  13. Ключевский В.О. О русской истории. Сборник / Сост. авт. предисл. и примеч. В.В. Артемов; Под. ред. В.И. Буганова. – М.: Просвещение, 1993. – 576 с.
  14. Курс политологии: Учебник. – 2-е изд. испр. и доп. // Под. ред.   Грязновой А.Г. – М.: Инфра-М, 2003. – 460 с.
  15. О федеральной программе «Реформирование государственной службы РФ (2002-2005 годы)»; Федеральная программа.: Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. №1336 // Российская газета. – М., 2002. – 23 ноября. - № 223. – С.1,5; Собр. законодательства РФ. – М., 2002. - № 47. –             Ст. 4664; Бюллетень Минтруда и социального развития РФ. – 2003. - № 1. – С. 56-72.
  16. Петухова М.Е. Исторический опыт российских реформ XIX-XX вв.: Материалы к спецкурсу. Вып. 1: Реформы первой половины XIX в. – М.: ФА, 2000 – 51 с.
  17. Солженицын А.И. Россия в обвале. – 2 изд. - М.: Русский путь, 2002.
  18. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России / Изд. подгот.                  С.С. Дмитриев. - М.: Правда, 1990. – 768 с.
  19. Сорокин Д.Е. Россия перед вызовом: Политическая экономия ответа. – М.: Наука, 2003.-239 с.
  20. Стешенко Л.А. Многонациональная Россия: государственно-правовое развитие X-XXI вв. – М.: Норма, 2002. – 374 с. 
  21. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. / Сост. А.П. Епифанов, О.П. Епифанова. – М.: Просвещение, 1987.
  22. Шатилова С.А. История отечественного государства и права. Краткий курс. – М.: Инфра-М, 2002. – 160 с. (серия «Высшее образование»).

 

РЕСУРСЫ INTERNET

1. http://www.faito.ru/pages/eicatalog/3/92 - Плотицына Л.А. История государственного управления в России. Альбом наглядных пособий.


Информация о работе История государственного управления сферой образования в России