Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 12:53, реферат
История становления органов управления образованием.
Законодательные и организационные основы управления сферой образования РФ.
Правовые аспекты управления сферой образования в РФ.
Организационные аспекты управления сферой образования в РФ.
Государственное управление в сфере образования.
Органы управления в сфере образования.
Государственно-общественная система управления образованием.
В 1933 г. Наркомпрос был коренным образом перестроен, особенно в отношении управления начальной и средней школой. Внутри него выделились специальные органы для дифференцированного руководства отдельными типами школ - начальной, средней и высшей (университетами и специальными педагогическими), а также школ для взрослых. В 1936 г. для этого созданы специальные управления. К середине 30 -х годов, после закрепления образования СССР в Конституции 1924 г. и утверждения приоритета союзного законодательства над республиканским в Сталинской конституции 1936 г. наркомпросы существовали уже во всех союзных и автономных республиках, а ОНО - при всех исполнительных комитетах областных, окружных, районных и городских советов депутатов трудящихся. Наркомпрос же принадлежал к группе республиканских наркоматов. В 1938 г. Наркомпрос состоял уже из 22-х управлений и отделов. При этом вузы находились в ведении и других наркомпросов.
Государственная Комиссия по народному образованию
Ставший по назначению большевиков сразу после переворота во главе Министерства народного просвещения Народный комиссар по просвещению А. В. Луначарский 9 ноября 1917 г. учредил Государственную Комиссию по народному образованию, которую сам и возглавил. Незадолго до этого Луначарский вошел в состав Государственного Комитета по народному образованию в качестве представителя от Всероссийской организации профсоюзов. Все функции Министра народного просвещения и его товарищей были возложены на вновь образованную Комиссию. Комиссия состояла из 15 отделов, наименование которых представляет бесспорный интерес для современников.
Вот они:
Основной задачей Комиссии было добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности путем организации сети школ.
Главный комитет профессионального образования (Главпрофобр)
Создан в 1920 г. после
принятия декрета СНК РСФСР "О
мерах по распространению
Всесоюзный комитет по высшей школе при Совнаркоме СССР
В год принятия Конституции
СССР 1936 г. существовавший с 1933 г. Всесоюзный
комитет по высшему техническому
образованию был упразднен. Взамен
его 21 мая 1936 г. постановлением ЦИК образован
Всесоюзный комитет по высшей школе при
СНК СССР. На Комитет по высшей школе возлагалось
руководство всеми вузами страны, независимо
от их подведомственности, за исключением
военных учебных заведений и тех, которые
были в ведении Всесоюзного Комитета по
делам искусств. Комитет обязан был определять
смету расходов на содержание вузов по
республикам и наркоматам СССР, устанавливать
количество и типы вузов, утверждать типовые
учебные планы и программы, планы распределения
выпускников высшей школы между ведомствами
СССР и союзными республиками, утверждать
директоров вузов, а также их преподавателей
в званиях профессора и доцента. При председателе
ВК был образован Совет представителей
союзных и республиканских наркоматов
и учреждений, в ведении которых находились
соответствующие высшие учебные заведения.
Государственный комитет СССР по профессионально-техническому образованию
Образован по Конституции
1936 г., преобразован из Главпрофобра, в
разных формах просуществовал до распада СССР. Государственный комитет
по профессионально-техническому образованию
cоздан на основании постановления ЦК
КПСС и Совета Министров СССР от 11 июля
1959 "Об улучшении руководства профессионально-техническим
образованием в СССР" взамен Главного
управления трудовых резервов при Совете
Министров СССР. До 1963 назывался Государственный
Комитет Совета Министров СССР по профессионально-техническому
образованию.
Государственный комитет оказывает методическую
помощь союзным республикам в организации
и совершенствовании учебного процесса
в профессионально-технических училищах
и в подготовке квалифицированных рабочих
непосредственно на предприятиях, изучает
состояние профессионально-технического
образования и разрабатывает мероприятия
по дальнейшему его улучшению. С участием
союзных республик составляет учебные
программы, обеспечивает издание учебников,
изготовление учебных и наглядных пособий
для всех видов профессионально-технического
образования; разрабатывает типовые нормы
материального обеспечения учащихся,
оснащения оборудованием, инструментом
и инвентарём учебно-производственных
мастерских, лабораторий и кабинетов профессионально-технических
учебных заведений; утверждает по согласованию
с Государственными комитетами по вопросам
труда и заработной платы и Советами Министров
союзных республик перечень профессий,
по которым осуществляется подготовка
квалифицированных рабочих в профессионально-технических
училищах, средних школах с производственным
обучением и непосредственно на предприятиях.
По согласованию с Советами Министров
союзных республик комитет утверждает
задания по подготовке квалифицированных
рабочих по профессиям для других союзных
республик, а также предприятий и организаций
союзного подчинения; проводит изучение,
научное обобщение и распространение
отечественного и зарубежного опыта; осуществляет
внешние связи в области профессионально-технического
образования. В ведении комитета находятся:
журналы "Профессионально-техническое
образование" и "Знание-сила", Центральный
учебно-методический кабинет, Всесоюзный
трест учебно-наглядных пособий с его
производственными предприятиями и павильон
"Трудовые резервы" Выставки достижений
народного хозяйства СССР.
Министерство
просвещения РСФСР (1946 - 1989 г.г.)
(включало в себя Главное управление высших
учебных заведений)
Министерства Высшего образования СССР (1946 -1988 г.г.)
Оба министерства ведут свое начало с 1946 г. В 1946 г. система государственного управления страны коренным образом изменилась: на смену наркоматам пришли министерства, а народные комиссары стали именоваться министрами. Всесоюзный комитет по высшей школе превратился в Министерство высшего образования СССР. Его руководителем до 1951 г. оставался С. В. Кафтанов. Все наркомпросы союзных республик, в том числе и РСФСР, были преобразованы в министерства просвещения. Управление образованием в стране стало приобретать сложную разветвленную структуру. Появились отдельные органы управления высшим и средним образованием, причем как на союзном, так и на республиканском уровнях. Два упомянутых министерства были первыми в целой веренице мер по реорганизации системы управления образованием. Дальше появление новых министерств и ведомств отражено в хронологическом порядке без разделения их на союзные, союзно-республиканские и республиканские.
Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР (1959 - 1989 гг.)
Минвуз СССР , центральный орган государственного управления высшей и средней специальной школой в 1946-1988. Учреждено как Министерство высшего образования СССР. В 1959 преобразовано в союзно-республиканское министерство под названием Министерство высшего и среднего специального образования. Предшественники: Главное управление по высшей школе при ВСНХ СССР (1928), Всесоюзный комитет по высшей технической школе (1932), Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР (1936- 1946; с 1937 осуществлял общее методическое руководство и системой средних специальных учебных заведений). Основными задачами Минвуза СССР были:
Министерство просвещения СССР (1964 - 1988 гг.)
Центральный орган государственного управления в области общего среднего образования, дошкольного и внешкольного воспитания, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Действовало в 1966-88 как союзно-республиканское министерство. Основные задачи: разработка и проведение мероприятий по совершенствованию системы школьного образования, определение содержания общего среднего образования, трудовой и допрофессиональной подготовки учащихся школ; развитие педагогической науки; совершенствование учебных планов и программ для средней общеобразовательной школы по основам наук, подготовка и издание на их базе учебников и др. При министерстве состояли Академия педагогических наук СССР, Учёный методический и другие советы, в т. ч. действовавшие на общественных началах, а также Центральная детская экскурсионно-туристическая станция.
В области общего образования и воспитания детей и молодёжи министерство координировало деятельность других министерств и ведомств СССР; тесные контакты поддерживались с Министерством высшего и среднего специального образования, в систему которого входили некоторые педагогические институты и училища, и с Госпрофобром СССР. В министерстве был учреждён Совет по вопросам средней общеобразовательной школы. Официальное издание - "Бюллетень нормативных актов..." (с 1980). Органом министерства и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений была "Учительская газета" (выходит с 1924). Министерство издавало журнал "Народное образование" (совместно с Министерством просвещения РСФСР; выходил с 1946), отраслевые педагогические и предметные научно-методические журналы. Министры: 1966-84 - М. А. Прокофьев, 1984-88 - С. Г. Щербаков. Министерствово упразднено в марте 1988 с созданием Государственного комитета СССР по народному образованию.
Министерство
народного образования РСФСР (1988
- 1991 гг.) Государственный комитет
СССР по народному образованию (1988 -
1991 гг.)
(Госкомобразования)
Образован путем слияния в одно министерство двух министерств: Министерства высшего образования СССР и Министерства просвещения СССР. Все время существования этого комитета его плодотворно возглавлял Геннадий Алексеевич Ягодин.
Государственный комитет РСФСР по делам науки и высшей школы
Образован в 1991 г. с полномочиями осуществлять проведение
государственной политики в области науки
и технического прогресса на территории
РСФСР. Возглавил Комитет Н. Г. Малышев.
В ноябре этого же года только что образованный
комитет был преобразован в Министерство
науки, высшей школы и технической политики
России.
После распада СССР в ноябре 1991 г. Указом
первого Президента Российской Федерации
центральные органы государственного
управления РСФСР были реорганизованы.
Появились новые министерства, ведающие
образованием:
Министерство науки, высшей школы и технической политики РСФСР (1991 - 1993 гг.)
Стало правопреемником Государственного комитета СССР по науке и технике, а также Государственного комитета СССР по народному образованию в части высшей школы. Министром был назначен Борис Георгиевич Салтыков. Данное министерство в феврале 1993 г. преобразовано в Министерство науки и технической политики Российской Федерации.
Министерство образования РСФСР (1991 -1995 гг.)
Стало правопреемником Государственного комитета СССР по народному образованию в части общего и профессионального образования, средних специальных учебных заведений.
Комитет по высшей школе
министерства науки, высшей школы и
технической политики Российской Федерации (1992 - 1993 г.г.)
Правоприемник Государственного комитета
РСФСР по делам науки и высшей школы и
Государственного комитета СССР по народному
образованию (в части высшей школы Российской
Федерации).
Государственный комитет
Российской Федерации по высшему образованию (Госкомвуз России) (1993 - 1996 г.г.)
Образован путем выделения из Министерства
науки, высшей школы и технической политики
РСФСР. В отличие от предыдущего, это уже
был самостоятельный орган управления
высшей школой России. Являлся федеральным
органом исполнительной власти.
Министерство общего
и профессионального образования Российской
Федерации (август 1996 - май 1999 гг.)
Создано при формировании второго правительства
В. Черномырдина путем объединения Госкомвуза
России и Министерства образования Российской
Федерации.
Министерство образования
Российской Федерации (Минобразование Российской Федерации)
(май 1999 г. - по настоящее время)
Является федеральным органом исполнительной
власти. Положение о Министерстве утверждено
постановлением Правительства Российской
Федерации от 24 марта 2000 г. N 258.
Как видно из приведенных материалов, российское управление образованием за почти 200-летний период проделало сложный путь. В настоящее время усилия по организации просвещения в Российской Федерации сосредоточены в руках одного министерства.
2.Законодательные
и организационные основы
Система образования в Российской Федерации - одна из подсистем общества, имеющая свою внутреннюю организацию и функциональную связь с другими социальными системами.
Как и любая социальная система,
система образования нуждается
в упорядочении своей организации,
в наличии управляющих органов,
которые, в свою очередь, тоже образуют
самостоятельную систему
Информация о работе История государственного управления сферой образования в России