История государственного управления сферой образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 12:53, реферат

Описание работы

История становления органов управления образованием.
Законодательные и организационные основы управления сферой образования РФ.
Правовые аспекты управления сферой образования в РФ.
Организационные аспекты управления сферой образования в РФ.
Государственное управление в сфере образования.
Органы управления в сфере образования.
Государственно-общественная система управления образованием.

Работа содержит 1 файл

История государственного управления сферой образования в России.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

формирование единого  программно-информационного комплекса  государственной регламентации;

разработка и модификация  технологии оценки качества подготовки «Камертон»;

проведение семинаров, совещаний и других мероприятий по вопросам оценки деятельности образовательных учреждений;

предоставление информационно-методических и консалтинговых услуг образовательным  организациям, анализ деятельности образовательной  организации с позиций требований государственной аккредитации;- научно-методическое и информационное содействие государственным органам управления образованием министерств и ведомств или субъектов Федерации в решении возложенных на них задач по государственной аккредитации находящихся в их ведении государственных образовательных учреждений;

разработка организационно-методической и нормативной документации государственной  регламентации учреждений профессионального  образования;

сопровождение и модификация  программного и информационного обеспечения системы государственной регламентации;- подготовка по заказам органов управления образованием аналитических материалов по вопросам государственной регламентации учебных заведений высшего и среднего профессионального образования.

Лицензирование образовательной деятельности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».

В нем устанавливается  порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, а также научных организаций, реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации основные и (или) дополнительные образовательные программы, а также программы профессиональной подготовки (далее соответственно - образовательные учреждения, научные организации).

Действие Положения  не распространяется на образовательные  учреждения, реализующие образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, - образовательные учреждения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внешней разведки, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, а также на федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, реализующие образовательные программы высшего профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых ими образовательных стандартов и требований.

Лицензирующий орган  осуществляет проверку полноты и  достоверности представленных сведений о соискателе лицензии, а также  проверку возможности выполнения соискателем  лицензии лицензионных требований и  условий.

Лицензия выдается лицензирующим органом на основании заключения экспертной комиссии.

Экспертная комиссия создается лицензирующим органом  не позднее чем через 20 дней с  даты регистрации и принятия к  рассмотрению заявления и прилагаемых  к нему документов.

Лицензия выдается на срок, не превышающий 6 лет.

Лицензия может быть выдана на меньший срок по заявлению  соискателя лицензии (лицензиата), согласованному с учредителем, а также в случаях, предусмотренных пунктом 34 Положения.

Не допускается: передача лицензии другому юридическому лицу;

осуществление образовательной  деятельности филиала при отсутствии сведений о нем в лицензии юридического лица, структурным подразделением которого является филиал.

За ведение образовательной  деятельности без лицензии, в том  числе в филиалах, образовательные учреждения и научные организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 522 утверждено Положение о государственной  аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, устанавливающее порядок государственной аккредитации:

а) для образовательных  учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные образовательные программы, в отношении которых установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования, а также образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы (далее - образовательные учреждения);

б) для научных организаций, реализующих образовательные программы  послевузовского профессионального  образования и дополнительные профессиональные образовательные программы, в отношении которых установлены федеральные государственные требования (далее - научные организации).

Действие вышеуказанного Положения не распространяется:

а) на образовательные  учреждения, реализующие военные  профессиональные образовательные  программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внешней разведки, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны;

б) на федеральные государственные образовательные учреждения, реализующие образовательные программы высшего профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно.

Государственная аккредитация проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, в соответствии с их компетенцией по заявлению о проведении государственной аккредитации, представленному образовательным учреждением или научной организацией, согласованному с учредителем (учредителями).

Государственная аккредитация образовательных учреждений и научных  организаций, включая их филиалы, проводится по всем реализуемым ими основным и (или) дополнительным образовательным программам.

Аккредитационный орган  субъекта Российской Федерации проводит государственную аккредитацию образовательных  учреждений и научных организаций, а также их филиалов, за исключением образовательных учреждений и научных организаций, государственная аккредитация которых отнесена к компетенции уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Аккредитационный орган  субъекта Российской Федерации, проводящий государственную аккредитацию образовательного учреждения, имеющего в своем составе филиалы, расположенные на территории иных субъектов Российской Федерации, организует проведение государственной аккредитации его филиалов во взаимодействии с аккредитационными органами субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены такие филиалы.

Для проведения государственной  аккредитации образовательные учреждения и научные организации представляют в уполномоченный федеральный орган  исполнительной власти или аккредитационный орган субъекта Российской Федерации заявление о проведении государственной аккредитации, согласованное с учредителем (учредителями), c приложением документов, необходимых для проведения государственной аккредитации. Перечень документов, формы, порядок их представления и рассмотрения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Государственная аккредитация образовательного учреждения или научной организации включает в себя установленную законодательством Российской Федерации экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения или научной организации федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, экспертизу соответствия реализуемых образовательным учреждением образовательных программ различных уровня и направленности федеральным государственным требованиям, а также экспертизу показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида или категории.

Государственная аккредитация ранее аккредитованного образовательного учреждения для установления иного  государственного статуса в период действия свидетельства включает в себя экспертизу показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории.

Кроме того, для организационного управления сферой образования в  РФ разрабатываются государственные образовательные стандарты.

Государственный образовательный  стандарт создает условия для  поддержания качества образования  в Российской Федерации не ниже международного уровня путем постоянного соотнесения  с образовательными стандартами  стран, занимающих ведущее положение в международных рейтингах.

Государственный стандарт общего образования - это нормы и  требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных  программ образования, максимальный объем  учебной нагрузки обучающихся, уровень  подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).

На основе стандарта  разрабатываются конкретные образовательные программы, его реализующие; разрабатываются учебно-методические комплексы, по которым можно реализовывать образовательные программы; строится система контроля (в стандарте указывается минимальный уровень содержания, который учебное заведение должно предоставить учащимся, и границы максимальных требований, которые могут предъявляться учащимся) (см. рис. 1).

 

Рис. 1 - Практическая реализация государственных образовательных  стандартов в образовательном процессе

Государственные образовательные  стандарты существуют на всех ступенях образования. Они устанавливают нормативы для общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского образования.

Государственные образовательные  стандарты не являются раз и навсегда застывшими образованиями. Время предъявляет новые требования, меняется жизнь, меняются информационные потоки, поэтому и необходимо разработать новые модели стандартов, ориентированные на будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственное управление в сфере образования.

3.1. Органы управления в сфере образования

 

Система органов, осуществляющих государственное управление образованием, включает в себя как федеральные  органы исполнительной власти, так  и органы исполнительной власти субъектов  РФ.

 

Правительство РФ, обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования. В настоящее время одной из основных задач Правительства РФ является выполнение национального проекта в сфере образования.

 

Возглавляет систему  органов управления образованием Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки  России) у федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающих» ся и воспитанников образовательных учреждений.

 

Министерство вносит в Правительство РФ проекты ФЗ, осуществляет контроль и надзор за исполнением законодательства РФ в области образования; за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования; за деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, ученых советов образовательных учреждений по вопросам присвоения ученых званий работники м образовательных учреждений;

 

проводит лицензирование, аттестацию и государственную иккредитацию образовательных учреждений и их филиалов;

 

рассматривает вопросы  присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности  и доцента по кафедре, присуждения  ученых степеней доктора и кандидата  наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы, а также рассматривает вопросы лишения (восстановления) указанных ученых степеней и званий;

 

выдает разрешения на создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных  советов), устанавливает их компетенцию и определяет перечни научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций;

Информация о работе История государственного управления сферой образования в России