История государственного управления сферой образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 12:53, реферат

Описание работы

История становления органов управления образованием.
Законодательные и организационные основы управления сферой образования РФ.
Правовые аспекты управления сферой образования в РФ.
Организационные аспекты управления сферой образования в РФ.
Государственное управление в сфере образования.
Органы управления в сфере образования.
Государственно-общественная система управления образованием.

Работа содержит 1 файл

История государственного управления сферой образования в России.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

Отметим, что продвижение  проекта образование основано на двух взаимосвязанных подходах. Во-первых, предстоит выявить возможные  «точки роста». Государство будет  стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым - то есть делать ставку на лидеров и распространять их опыт. Необходимо поощрять тех, кто может и хочет работать, - это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получат наиболее эффективные и успешные образовательные практики - чтобы впоследствии они дали обществу примеры качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

Во-вторых, проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием - вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества.

Наконец, значительные изменения  коснутся механизмов финансирования образовательных  учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития будут  направляться непосредственно в  школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

Среди основных направлений  реализации национального проекта  «Образование» следует выделить:

Стимулирование образовательных  учреждений (вузов и школ), активно  внедряющих инновационные образовательные программы <#"justify">Информатизация образования. За два года школы, не имеющие доступа к Интернету, получат качественное подключение к Глобальной сети.

Поддержка инициативной и талантливой молодежи. Ежегодно 2,5 тыс. молодых людей - победителей всероссийских олимпиад и конкурсов - будут выделяться именные гранты по 60 тыс. рублей.

Организация начального профессионального образования  для военнослужащих <#"justify">Формирование сети национальных университетов и  бизнес-школ. Цель создания национальных университетов - комплексное кадровое и научное обеспечение перспективного социально-экономического развития регионов. Сверхзадача новых бизнес-школ - подготовка управленческих кадров мирового уровня.

Дополнительное вознаграждение за классное руководство. Для осуществления доплат классным руководителям <#"justify">Поощрение лучших учителей <#"justify">Поставка школьных автобусов в сельские территории. До конца 2006 года планируется закупка автобусов на общую сумму 1,0 млрд рублей. Количество автобусов в настоящее время уточняется.

Оснащение школ дотационных  регионов учебным оборудованием.

Успешная реализация проекта позволит обеспечить системные  изменения по основным направлениям развития образования России, а также  будет эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества и современного образовательного менеджмента.

 

1.2 Организационные  аспекты управления сферой образования  в РФ

 

Организационные аспекты  управления образованием в РФ направлены, прежде всего, на организацию качественного образования. Эффективность исследований по оценке качества образования в основном зависит от того, что понимается под качеством образования. Это понятие трактуется различными исследователями довольно неоднозначно.

В сложившейся ситуации можно выделить три основных подхода к оценке качества образования. Первый - теоретический, в рамках которого изучение проблемы идет по пути теоретико-методологического исследования. При этом иногда явно не просматриваются пути перехода от теоретического уровня к практическим разработкам методики оценки качества и внедрения ее в учебный процесс.

Второй, практический подход, подразумевает, что его представители  идут по пути создания средств (например, контроля) для оценки подготовки обучаемых, не задумываясь о концептуальных составляющих исследования.

Представители третьего направления сочетают в проводимых исследованиях теоретико-методологическую и практическую составляющие. Они  идут по самому трудному пути, однако именно такой подход к данной проблеме наиболее приемлем.

Однако до настоящего времени не разработана и не утверждена единая научно-обоснованной система  показателей качества подготовки обучаемых, так же, как и не существует единой общепринятой и утвержденной системы  оценки качества образования.

Таким образом, «качество образования» невозможно определить однозначно: это многоаспектное и многопараметрическое понятие.

При рассмотрении понятия  «качество образования» следует  учитывать ряд моментов. Под «качеством»  в обобщенном смысле понимается совокупность свойств предмета удовлетворять определенным потребностям. Следовательно, качество - комплексная характеристика. «Качество» имеет структуру. Это совокупность свойств объекта управления, взаимосвязанных и взаимоподчиняющихся, т.е. иерархия характеристик и показателей в состоянии того объекта, которые подлежат анализу и оценке. Каждое свойство объекта (например, выпускника школы как главного результата) может быть измерено количественными показателями: уровни, коэффициенты, проценты, баллы, динамика показателей по ступеням обучения.

По определению профессора Э. Короткова, - «Качество образования  … - это комплекс характеристик профессионального  сознания, определяющих способность  специалиста успешно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями экономики на современном этапе развития».

Однако, проанализированные методики оценки качества образования, как и само понятие «качество  образования», представляемые различными авторами, на наш взгляд, далеки от совершенства и фактически не учитывают вышесказанное.

Многие авторы определяют качество образования как качество функционирования системы образования. Однако некоторые специалисты трактуют его как достижение обучающимися заданного (нормативного) уровня обучения (подготовленности).

Отсюда, одну из основных проблем высшего образования разработчики современной государственной политики России в области образования связывают с необходимостью достижения и превышения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Более того, завершенность процесса стандартизации в вузах напрямую связывают с сертификацией соответствия предоставляемых образовательных услуг указанным государственным стандартам.

В этой связи следует  отметить, что требования к выпускникам  вузов и критерии их оценки должны содержаться в государственных образовательных стандартах (ГОС). Однако, если минимальные требования (набор дисциплин и примерное их содержание) в какой-то степени в них сформулированы, то критериев оценки соответствия выпускников этим требованиям нет.

Подтверждением приверженности этому методическому несоответствию служат подходы, закладываемые в  концепцию создания комплексной  системы управления качеством подготовки специалистов. Ее построение связывается  с решением трех взаимосвязанных задач:

формирование эталона  качества;

сравнение достигнутого уровня подготовки с эталоном и на этой основе оценка качества;

выработка управляющих  воздействий с целью минимизации  обнаруженных отклонений.

Очевидно, в этом случае оценка качества системы управления образованием производится на основе представлений об эталоне качества подготовки специалиста.

Региональная система  управления качеством образования  может быть представлена в виде иерархии уровней управления: регионального - субрегионального - локального. Под управлением качеством понимается взаимодействие субъектов образования, направленное на изменение проявлений свойств качества образования в интересах человека, общества, государства.

Необходимость управления качеством образования на региональном уровне основана на следующих постулатах. В регионе продолжает действовать устаревший принцип управления, когда администрация решает возникающие проблемы, не пытаясь исправлять процессы, порождающие эти проблемы. Это классический прием управления. Улаживание проблем никогда не будет улучшать качество чего-либо, потому что обычно этот процесс имеет дело со следствием, а не с причиной.

Стратегическое управление качеством должно изменить ситуацию, ориентируя руководителей системы  образования в регионе на улучшение динамики движения к заданным целям. Концентрируя внимание на процессах, можно улучшать качество образования на протяжении длительного времени. Примерами процессов можно считать: переподготовку преподавателей, чтение лекций, подготовку методических пособий и т.д. Необходимо сравнивать показатели качества этих процессов каждый год.

Управление качеством  образования направлено на решение  ключевой проблемы: сокращение существенного  несоответствия между реальными  и востребованными образовательными результатами. Это несоответствие существует всегда, однако оно может быть большим или меньшим и зависит от того, насколько своевременно и адекватно реагируют школы на изменения внешней среды и потребности местного сообщества.

Для сокращения этого  несоответствия региональная система контроля качества образования должна быть превращена в систему управления качеством.

Активное привлечение  общественности в сферу образования, распределение ответственности  за результаты образования между  заинтересованными субъектами может обеспечить механизм государственно-общественного управления качеством образования. Под механизмом управления качеством образования понимается отчужденные от конкретных носителей и условий технологии взаимодействия школы и потребителей, включая содержательное наполнение описываемых процессов, а также институционально оформленные субъекты этого взаимодействия.

Можно предложить следующие  сферы в регионах, в которых  планируется провести значимые преобразования для повышения эффективности  управления качеством образования на уровне региона.

Проектируемые преобразования в регионах можно осуществить  в области:

Управления образованием. Существующая система управления не обеспечивает сокращения разрыва между  реальными и ожидаемыми образовательными результатами, поскольку ориентирована, прежде всего, на контроль соответствия результатов образования требованиям государственного образовательного стандарта. Согласно Закону РФ «Об образовании» государственные стандарты меняются один раз в десять лет, поэтому осуществление только этого аспекта управления качеством образования не обеспечивает необходимого развития содержания образования.

Системы повышения квалификации. Необходимо изменить как содержание, так и технологии обучения руководителей  образовательных учреждений. Для обеспечения необходимого качества образования руководители должны овладеть технологиями стратегического планирования и управления персоналом и обеспечивать управление образовательным учреждением, направленное на удовлетворение потребностей основных заказчиков на образование. Кроме того, необходимо обучению PR - деятельности, фандрайзингу и т.п. Учреждения и потенциал системы повышения квалификации будут использоваться для обучения социальных партнеров сферы образования, проведения семинаров для лидеров общественных организаций, представителей попечительских советов образовательных учреждений.

Региональной нормативной  и правовой базы, регламентирующей деятельность общеобразовательных  школ. Существующее региональное законодательство не позволяет родительской, педагогической общественности реально влиять на организацию образовательного процесса и содержание образования в конкретной школе, что значительно осложняет участие общественности в управлении качеством образования.

Практики тиражирования  инноваций в системе общего среднего образования в регионе. Предполагается сформировать региональные команды трансляторов новой практики управления качеством образования, которые в настоящее время в системе образования региона отсутствуют.

Содержания общего среднего образования. Предполагается разработка и согласование с местным сообществом регионального компонента государственного образовательного стандарта, ориентированного на формирование у учащихся необходимых социальных компетенций.

Управление развитием  образования в качестве важнейшей составной части требует создания систем мониторинга качества образования как в общенациональном масштабе, так и в разрезе регионов страны.

Организационное управление образованием РФ осуществляется за счет аккредитации и лицензирования учебных заведений, которое осуществляет ФГУ "Национальное аккредитационное агентство в сфере образования (Росаккредагентство)"

Основные направления  деятельности Национального аккредитационного  агентства:

оперативное информационное обслуживание системы государственной регламентации (лицензирования, аттестации и государственной аккредитации);

анализ, систематизация и обобщение результатов государственной  аккредитации;- выполнение научных  и научно-методических исследований по совершенствованию программного, аналитического и методического обеспечения системы государственной регламентации;

Информация о работе История государственного управления сферой образования в России