Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 12:53, реферат
История становления органов управления образованием.
Законодательные и организационные основы управления сферой образования РФ.
Правовые аспекты управления сферой образования в РФ.
Организационные аспекты управления сферой образования в РФ.
Государственное управление в сфере образования.
Органы управления в сфере образования.
Государственно-общественная система управления образованием.
Особенности управления в образовании как социальной системе, определенной сфере жизнедеятельности общества, обусловлены ее специфическим характером, выделяющимся в социальной и экономической структуре общества. С одной стороны, образование как процесс, результат представляет собой социальное, нематериальное благо; с другой - относится в экономическом смысле к товару, обладающему потребительской ценностью, т.е. способному удовлетворять интересы и потребности личности. Во всех случаях и во всех аспектах образование выступает объектом интереса как отдельной личности, так общества в целом и самого государства. В связи с этим, никак нельзя согласиться с мнением, что образование человека, его развитие через учение, просвещение является сугубо частным делом; государство никак не должно вмешиваться в образование, и никто, кроме самих граждан, не может управлять образованием. Образование в широком смысле представляет собой национальную, общественную категорию, потенциал, с помощью которого государство может формировать людей по своему подобию. Аристотель признавал образование и воспитание общественным, не частным делом, мощным средством достижения экономических, социальных и политических целей государства.
Конституционные положения закладывают правовую основу социального и, в частности, государственного управления образованием в Российской Федерации. При этом именно такие, установленные Конституцией общественные принципы управления, как общенародный характер источника власти, разделение властей, демократический характер управления, федерализм, социальная направленность управления, приоритет прав и свобод личности, законность управления, проявляемая в определенных правовых формах, определяют формирование, функционирование, развитие общественных отношений в образовательной сфере. Названные принципы получают свое развитие применительно к сфере образования в законодательстве об образовании.
В целом в России в настоящее
время существует четыре уровня структуры
управления образованием в Российской
Федерации: федеральный, региональный,
муниципальный и уровень
Разграничение компетенции Российской
Федерации и субъектов
Основу нормативного регулирования образованием составляют следующие нормативные акты: Федеральный закон от 22 августа 1996 года №125-ФЗ «О высшем послевузовском профессиональном образовании», Закон РФ от 10 июля 1992 года «3266-1 «Об образовании», Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 года №300 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки», Приказ Минобрнауки РФ от 3 июля 2006 года №177 «Об утверждении положения о высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации» и другие.
Сравнительно недавно был
На федеральном уровне управление образованием осуществляют следующие органы.
Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) было образовано 9 марта 2004 года Указом Президента Российской Федерации N 314. Минобрнауки России были переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемого Министерства образования Российской Федерации и функции по принятию нормативных правовых актов в сфере науки упраздняемого Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, а также функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности преобразуемого Российского агентства по патентам и товарным знакам.
Федеральное агентство по образованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов. Федеральное агентство по образованию находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в
сфере образования и науки
является федеральным органом
Федеральное агентство по науке и инновациям является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности. Федеральное агентство по науке и инновациям находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.
На практике определение и осуществление политики в области образования чаще всего реализуется с помощью принятия целевых программ развития образования субъектов РФ, которые в свою очередь разрабатываются на основе и в соответствии с Федеральной программой развития образования. В качестве примера можно привести ст. 2 Закона Московской области «Об образовании» от 10 июня 2001 г. N 107/2001-ОЗ, согласно которой «организационной основой государственной политики в сфере образования в Московской области является областная целевая программа развития образования, разрабатываемая в соответствии с законодательством Московской области на основе Федеральной программы развития образования с учетом социально-экономических, демографических, культурных, экологических и других особенностей Московской области".
Целевые программы развития образования принимаются на определенный срок, в течение которого предполагается выполнить ряд мероприятий по сохранению, поддержанию и совершенствованию системы образования. На федеральном уровне в настоящее время действует Федеральная программа развития образования, утвержденная Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ. Общий объем финансирования программы составляет 62 млрд рублей, в том числе 45 млрд рублей бюджетных средств. На 2006 год объем финансирования определен в 7 млрд 847 млн рублей. На основе данной программы субъекты Российской Федерации принимают свои программы развития образования: так, в Ленинградской области Областным законом Ленинградской области от 18.05.2006 №35-оз «О региональной целевой программе «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы». Целевые программы по образованию в регионах занимают солидную долю сред других целевых программ, так, например, в Республике Коми из 9 целевых программ 4 относятся к области образования.
До начала перестройки (до 1985 г.) целевые комплексные программы считались чуть ли не главным средством решения социальных и социально-экономических проблем общества. Достаточно вспомнить многочисленные и разнообразные программы, составляемые и выполняемые на союзном, республиканском и региональном уровнях (продовольственные, жилищные, энергетические, транспортные, охраны природы и здоровья населения). Целевые комплексные программы (их стали называть, просто, программами или целевыми программами) и до сих пор являются одним из основных средств решения федеральных, территориальных и отраслевых проблем. Составляются они и на уровне отдельных предприятий.
Главное достоинство целевых программ заключается в том, что они изначально имеют межотраслевой характер и развивают у руководителей проблемное мышление, увязывая воедино все, что как-то может повлиять на решение проблемы. Основной недостаток целевых программ заключается, на наш взгляд, в том что их разрабатывают обычно сами исполнители, заинтересованные в выполнении определенных работ и получении для этого надежного финансирования из госбюджета. При этом результат реализации целевых программ, как правило, никем не оценивается и не анализируются, что является основной причиной их низкой эффективности.
В настоящее время значительно повысилось внимание к стратегическому планированию социально-экономического развития региона. Программно-целевой метод служит основным инструментом реализации государственной экономической и социальной политики развития страны и отдельных ее регионов. Целесообразно рассматривать его в качестве одного из основных методов осуществления качественных изменений социально-экономической ситуации, как на государственном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Разработка целевой программы - это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей региона. Практика показывает, что целевые программы эффективно используются для управления социально-экономическими процессами в регионах.
В Ленинградской области накоплен большой опыт разработки и реализации региональных целевых программ, а также нормативно-правовая база, регулирующая эти процессы. К таким нормативно-правовым актом относятся: Закон Ленинградской области от 19 февраля 1999 г. N 23-оз «О региональных целевых программах Ленинградской области», Постановление Правительства Ленинградской области от 11 июля 2003 г. N 149 «О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией региональных целевых программ в Ленинградской области». Кроме того, 18 мая 2006 года принято распоряжение губернатора №317-рг «О стратегическом планировании социально-экономического развития в Ленинградской области». Такая ситуация в полной мере соответствует требованиям, обозначенным в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ в части повышения эффективности расходования бюджетных ресурсов. В связи с этим повышается роль целевых программ, как элемента системы стратегического планирования. Реализация целевых программ на территории Ленинградской области в свою очередь должна способствовать успешной реализации национальных проектов, в частности Национального проекта «Образование». Для обеспечения качественного образования, его равной доступности для всех граждан необходима институциональная перестройка системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда. В связи с этим основным направлением является внедрение новых инновационных проектов и наукоемких технологий, которые в значительно мере повысят конкурентоспособность системы образования.
Актуальность идеи программно-целевого управления в информатизации системы образования заключается в том, что он позволяет:
решать первоочередные проблемы;
выстраивать приоритеты
в организационно-
осуществлять управленческую деятельность в соответствии с разработанной программой;
осуществлять мониторинг продвижения к реализации поставленной цели по этапам выполнения программы.
Кроме того, программа имеет точно определенную целевую ориентацию всех входящих в нее мероприятий характеризуется четко выраженными конечными результатами, на основании которых можно сделать об успешности ее реализации. Например, такими показателями могут быть:
количество учителей, владеющих навыками пользователей,
количество учителей-
количество районных конкурсов, семинаров в области информационных технологий и др.
Реализация региональной
целевой программы «
Положительно то, что
реализация программы «Информатизация
системы образования
Целесообразно рассматривать возможности совершенствования программы развития образования и усиления организационной целостности между программами развитие образования и информатизацией системы образования.
Также следует обратить внимание на совершенствование системы оценки эффективности разработки и реализации программы. В Ленинградской области утверждено постановление правительства Ленинградской области от 03.03.2006 г. №54 «Об утверждении методических рекомендаций по оценке эффективности региональных целевых программ в Ленинградской области» и разработаны методические рекомендации по разработке региональных целевых программ в Ленинградской области.
Эту работу следует рассматривать в свете формирования критериев эффективности государственного управления и местного самоуправления вообще.
Мы полагаем, что продолжение данной работы позитивно скажется на ходе столь важного направления как информатизация образования.
От развития образования во многом зависит экономическое и социальное развитие нашей страны в целом. Уровень и качество образования демонстрирует готовность страны к инновациям, интеграции в мировое сообщество. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед - это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».
Информация о работе История государственного управления сферой образования в России