Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 05:33, курс лекций
Ценности со склада могли быть отпущены только при наличии на документе резолюции уполномоченного лица: «подлежит выдаче». «Заведующий складом» регистрировал отпуск и подкладывал оправдательные документы. «Кладовщики» по окончании дня должны были составить отчет, в котором отражали движение ценностей по плательщикам и получателям, а внутри этой первичной группировки — по наименованиям ценностей. Отчет подытоживался.
1. Общие положения……………………………………………………...3
2. Методические указания к изучению дисциплины………………..….3
3. Методические указания к выполнению контрольной работы.…………………………………….........……………………....4
4. Контрольные задания………………………………………………......5
5. Требования к оформлению контрольной работы…………………….6
6. Список рекомендуемой литературы…………………………………..7
Приложение 1. Пример оформления титульного листа контрольной работы.….............................................................................9
Приложение 2. Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине………………………………………………10
Но и ответственность у служащих Российской империи была немалая: "...кто по дружбе, или по вражде, или из взятков, или других намерений что пренебрежет, которое ему чинить надлежало, таковым за преступление как вышним, так и нижним надлежит чинить смертная казнь, или вечная на галеру ссылка с вырезыванием ноздрей и отнятием всего имения, ежели же кто меньшее преступление учинит, как выше писано, таковым за преступление наказания чинить ссылкою на галеру временною, со отнятием всего или части имения, или лишением чина и тяжким штрафом (ежели впервые) по силе прегрешения". Но великий преобразователь России понимал, что одними казнями человека заставить работать трудно, нужно и бережное отношение к тем, кто удержался от "взятков". Так, служащие в государственных коллегиях, как предписывал Генеральный регламент 1720 года, имели "среди лета купно с канцеляриями и конторами отдохновения от трудов, и притом свободу на четыре недели в маетности свои ехать летним увеселениям забовляться".
Национальные школы бухгалтерского учета
Дата создания: 06.02.2003
Наука не знает Истины, а знает истины. Н.А. Бердяев
Каждой стране присущи своя история, свои ценности, политическая система. То же самое можно сказать о бухгалтерском учете. Современные исследователи выделяют четыре группы стран, каждая из которых объединена по некоторым общим подходам.
Это, прежде всего, англоязычные страны, далее - страны континентальные, затем латиноамериканские и, наконец, социалистические страны восточной Европы.
Первые три группы стран используют двойную бухгалтерию в целях исчисления финансового результата, четвертая - преимущественно для контроля сохранности ценностей.
При этом первые две группы
стремятся к отражению
Для англоязычных стран характерен не государственный подход, регулирующий учет, а чисто профессиональный. Лучшие специалисты в области бухгалтерского учета объединяются в Ассоциацию и вырабатывают основополагающие учетные принципы. Государственные органы признают их. При этом учет ведется в интересах инвесторов и кредиторов.
В континентальной Европе учет ведется по принципам, сформулированным государственными органами, обязательным для всех хозяйствующих субъектов. При этом учет ведется в интересах государственных, регулирующих и в том числе налоговых органов.
В Латинской Америке учет
имеет только основную цель - отражать
инфляционные процессы, и методология
учета целиком подчиняется этой
цели. В Восточной Европе учет вели
преимущественно от имени или
по поручению государственных
Страны с англо-американской системой учета строят свой учет, исходя из сложившейся практики, идя от нее. И тут следует различать ее английский и американский варианты. Первый характерен для таких стран как Великобритания, Южная Африка, Новая Зеландия, Австралия; второй - для США, Канады, Японии, Мексики и Филиппин.
К англоязычной системе обычно относят и Нидерланды, но для этой страны континентальной Европы характерен подход не от практики к теории, а наоборот, от теории с практике, иными словами, в этой старой стране дедукцию признают больше индукции.
Страны континентальные также могут быть разделены на две группы: признающие примат правильности отражения учетных, часто преимущественно правовых, отношений (Германия) и провозглашающие примат налогового фискального права (Франция, Италия, Испания, Бельгия).
Однако все сказанное подчеркивает особенности реализованных бухгалтерских систем, а в этой работе следует отметить характерные черты системы реализуемой, т.е. двойной записи и ее научной интерпретации, данной специалистами разных национальных школ.
Итальянская школа: юридический аспект
Идея двойной записи, вернее, идея использования этой идеи, возникнув в средневековой Италии, получила там прежде всего юридическую трактовку*. (Крупнейшими учеными, создавшими науку о бухгалтерском учете, были Вилла, Марчи, Чербони и Росси.) Суть ее на первом этапе сводилась к смене прав и обязательств лиц, участвующих в хозяйственном процессе. Однако вскоре такое объяснение двойной записи оказалось недостаточным.
* Примечание: Ни одна страна не имеет однородной концепции в области бухгалтерии, но для каждой из них характерно преобладание тех или иных взглядов. Несмотря на то, что здесь речь идет о юридической концепции, представленной итальянской школой, это не значит, что все итальянские бухгалтеры ее разделяли. Вместе с тем многие бухгалтеры-неитальянцы развивали подобные взгляды.
Великий итальянский бухгалтер
Джузеппе Чербони (1827-1917), выражая идеи
этой школы, провозгласил, что "бухгалтерский
учет, прежде всего, должен изучать
человека, поскольку последний живет
в хозяйстве и для хозяйства;
человек не может в действительности
отделиться от хозяйства и хозяйство
от человека; хозяйство органически
связано с человеком, имеющим
самостоятельное существование"
Таким образом, акцент переносится
на самих носителей прав и обязательств
- людей, занятых хозяйственной
С юридической точки зрения целью бухгалтерского учета становится контроль деятельности лиц, участвующих в хозяйственных процессах. Их делили на четыре группы: собственник, администратор, агенты (лица, занятые на предприятии) и корреспонденты (физические и юридические лица, с которыми предприятие ведет расчеты). Бухгалтер должен четко знать, сколько одно лицо списывает и сколько другое приходует. Контроль растворялся в учете, составлял его сущность. Поскольку контролировать права и обязательства можно было только по документам, то не сами ценности, а сведения о них (или информация, как принято говорить теперь) составляют предмет учета. Все, что бухгалтер знает о хозяйстве, он знает из бумаг, а не из жизни (например, инвентаризационная опись - такой же первичный документ, как и все прочие, а его точность (репрезентативность), как правило, даже ниже точности обычных материальных документов).
В бухгалтерском смысле такая
трактовка приводила к
Учет прав и обязательств, вытекающих из договоров, предопределял и своеобразный порядок записей фактов хозяйственной жизни - проводок.
Так, Н. д'Анастасио приходовал товары не проводкой: дебет счета Товаров, кредит счета Поставщиков, а двумя записями: дебет счета Товаров, кредит счета Уставного фонда - выполнение договора о материальной ответственности и дебет счета Уставного фонда, кредит счета Поставщиков - выполнение договора поставки. (Чербони считал, что счет Уставного фонда (Капитала) всегда подразумевается, но операции на него не записывают, так как они проходят по дебету и кредиту в одинаковой сумме и арифметически сокращаются.)
Отсюда и баланс определялся как таблица, в активе которой указаны владельцы ценностей, а собственники последних перечислены в пассиве. Излишки ценностей, увеличивая актив, в пассиве увеличивают собственные средства (прибыль). Точность учетных сведений должна была соответствовать точности прав и обязательств, указанных в документах.
Следующим шагом юридической школы, вершиной ее методологической экспансии была попытка истолковать счета амортизационного фонда, делькредере, отвлеченных средств, износа и другие как личные. Но именно здесь юридическая доктрина потерпела фиаско. Никакая, даже самая смелая фантазия, не могла представить счет Амортизации основных средств как счет личный или счет Уставного фонда как счет кредиторской задолженности, а от таких счетов, как счет Реализации, бухгалтеры юридической школы были вынуждены отказаться сами. Юридическая теория терпела неудачи и при объяснении всех записей по счетам собственных средств. В этом случае нельзя было объяснить ни запись расходов (почему их получают), ни запись доходов (почему их выдают).
Итак, итальянская юридическая школа могла хорошо объяснить все факты хозяйственной жизни, касающиеся учета выполнения договоров. И не случайно в старом испанском варианте итальянской бухгалтерии (Д.Кастилло, Ф.Эскобар и др.) договорные обязательства, а не только их выполнение, вводились в систему бухгалтерских счетов.
В целом итальянская школа могла бы написать на своем знамени слова горьковского Сатина: "Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга".
Французская школа: экономический аспект
Если юридическая теория
исходила в объяснении двойной записи
из правила Дегранжа "Тот, кто
получает, - дебетуется, тот, кто выдает,
- кредитуется" и потому пыталась
истолковать все счета как
счета личные, то экономическая трактовка
диграфизма "нет прихода без
расхода" приводила к объяснению
всех счетов как счетов средств и
процессов (операционных). Личность, договорные
отношения исчезали из поля зрения
бухгалтера, правовые конструкции не
нашли дальнейшего развития. И
вместо них пришло убеждение, что
бухгалтер не юрист, а экономист.
Наиболее полно этот взгляд выразил
Прудон, а последовательной бухгалтерской
трактовки он достиг у Леоте, Гильбо,
Дюмарше, Пангло, Делапорта, Бурнисьена,
Тома "объектом учета теперь провозглашаются
атомы стоимости" (Дюмарше). Целью
учета становилось выявление
эффективности хозяйственных
Это привело к классификации
счетов как элементов баланса
по видам средств, без связи с
лицами, стоящими за ними, к развитию
сложной системы операционных счетов
или, как их называли Леоте и Гильбо,
счетов порядка и метода, или, как
говорил Маришаль, счетов-экранов. С
этого времени планы счетов заполняются
безличными счетами - резервов, процессов,
фондов, регулирующих, финансово-распределительных
и сопоставляющих. Счета материальных
ценностей стали
Итальянская школа считала,
что величина прибыли определяется
согласно заповедям (установкам) собственника,
французская школа исходила из того,
что прибылью могут считаться
только денежные поступления: "Нет
денег - нет прибыли". Например, товары,
отгруженные покупателю, нельзя считать
проданными, а прибыль полученной,
так как они не оплачены. Наоборот,
итальянская школа
Точность бухгалтерских сведений должна быть достаточной для принятия действенных управленческих решений, т.е. не абсолютной, а относительной. При этом представители французской школы были убеждены, что они, в отличие от итальянцев, учитывают не бумаги, не сведения и не информацию, а сами деньги, вещи, ценности.
Однако представители экономического направления не могли объяснить многие записи, в основе которых не было обмена, например гибель основных средств (где здесь приход?).
Итак, права и обязательства подотчетных лиц - не предмет бухгалтерских забот, это дело юрисконсульта. Цели бухгалтерии - рационализация, действенность, эффективность, система, порядок.
Расширение рамок
И, может быть, не случайно многие видные бухгалтеры, такие, например, как Теребуха, макроучет уже не могли признать бухгалтерией.
Вторгнувшись в сферу макроучета, задумав изучать и раскрывать экономическую природу хозяйственных процессов, французская школа забыла человека, забыла людей, осуществляющих процессы, и невольно вступила в противоречие с повседневной будничной работой бухгалтера - контролировать хозяйственную деятельность лиц, занятых на предприятиях и в организациях.
Немецкая школа: процедурный аспект