Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 23:35, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть характерные особенности и эволюцию строительного искусства и строительной техники в древнем Риме. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
• Рассмотреть строительные материалы и строительную технику Древнего Рима и их эволюцию;
• Рассмотреть функциональное содержание архитектурных сооружений Древнего Рима;
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1 . Строительные материалы и строительная техника Древнего Рима……………....5
Глава 2. Функциональное содержание и архитектурные особенности гражданских сооружений в Древнем Риме.
2. 1. Оборонительные сооружения……………. …………………………………………......10
2.2. Религиозные сооружения………………………………………………………………....14
2.3. Сооружения для благоустройства. ……………………………………………………....25
Глава 3. Особенности декора гражданских сооружений……………………………………30
3.1. Римские ордера: Дорический, тосканский, ионический ордера……………………….28
3.2. Декоративная скульптура, облицовка, полихромия в архитектуре Древнего Рима…38
Заключение
Список источников и литературы
Обогащённый новыми архитектурными формами и строительными приёмами, ансамбль святилища Геркулеса в Тибуре усовершенствовал традиционную италийскую осевую композицию строящегося террасами святилища.
Базилики
Одним из необходимых сооружений италийского форума, особенно в небольших городах с одним общественным центром была базилика. В ней происходило и оглашение постановлений городских властей, и судопроизводство, она была биржей, местом деловых и приятельских встреч, торговли и праздного времяпрепровождения. Ранние базилики не дошли до нас, поэтому трудно судить о генезисе этого сугубо римского типа здания и о том, в какой мере на его сложение воздействовала эллинистическая стоя.
Древнейшая из сохранившихся базилик - базилика в Помпеях (II в. до н.э.) - большое прямоугольное здание рядом с храмом Аполлона, узким главным фасадом обращённое на форум. Она имела пятипролётный входной портал, приводивший в вестибюль. Из вестибюля открывалось обширное внутреннее пространство базилики (59,85х24 м.), приподнятое на несколько ступеней и отделённое от вестибюля рядом колонн. Бетонные стены огромного зала, наверху прорезанные окнами, поверх облицовки инцертом были покрыты стуком и росписями, которые имитировали мраморные квадры. Интерьер обходила двухъярусная колоннада (нижний ярус - ионический, верхний - коринфский). Колонны, которым у боковых стен отвечали полуколонны, имели базы и капители из туфа и выложенный из фасонного кирпича стержень, покрытый стуком. Перспективу колоннады в глубине базилики замыкал трибунал ? двухъярусное, оформленное коринфскими колоннами возвышение на подии, предназначенное для выступлений судей и других должностных лиц. Среднее пространство базилики было перекрыто.
Известно о постройке в Риме ряда базилик: Порция (184 г. до н.э.), Фульвия Эмилия (179 г. до н.э.), Семпрония (170 г. до н.э.) и Опримия (121 г. до н.э.), не оставивших следа. Только остатки перестроенной в конце I в. до н.э. Базилики Эмилия на Римском форуме позволяет составить представление о базиликах Рима. Похожая в общих чертах на помпейскую она была ориентирована на Табуларий и со стороны форума имела ряд таберн. При реконструкции форума Цезаря она была заслонена возведённым перед нею портиком, мраморный фасад которого украшали позолоченные детали. Внутреннее пространство базилики с полом из цветных мраморных квадратов делилось тремя продольными рядами мраморных колонн, над которыми проходил рельефный фриз, изображающий сцены из истории основания Рима. Напротив находилась построенная затем в 54-56 гг. до н.э базилика Юлия, аналогичная Эмилевой, но имевшая первоначально двойной ряд столбов, обходивших интерьер, и открытая со всех сторон.
Наряду с базиликами, имевшими продольную ориентацию существовал и другой род базиликальных зданий, который отличался поперечной ориентацией. Такова базилика в италийском городе Коза, обращённая к форуму открытой длинной стороной и апсидой напротив входа. Оба этих типа, определившиеся к концу республики, послужили основой последующего развития базиликальных зданий.
Нимфеи
Эти полукруглые, овальные или прямоугольные сооружения с источником или фонтаном архитектурно сложились к концу республики и использовались как места отдыха в виллах и в термах. Первоначально нимфей был гротом с источником, где поклонялись нимфам ? божествам, связанным с водой.
Ранние нимфеи являются приспособлением или имиитацией естественных гротов. Таков нимфей святилища Фортуны в Пренесте (так называемый Антро делле Сорти), который являлся естественным гротом, увеличенным и архитектурно обработанным. Полукруглый в плане нимфей над источником близ городской стены в Бовиллах (150-120 гг. до н.э.) перекрыт сводом, поверхность которого украшена резьбой в виде водорослей. Подражающий естественному гроту, этот нимфей был целиком искусственной постройкой.
К началу I в. до н.э. Выработалась базиликальная форма нимфеев, ставшая весьма распространённой: прямоугольное в плане здание с апсидой в глубине, разделённое колоннами на три нефа и перекрытое цилиндрическими сводами. Таковы нимфей виллы Горация близ Тибура и находящийся на обращённой к морю террасе большой нимфе виллы Цицерона в Формии. Эти нимфеи являлись уже чисто архитектурными произведениями, не связанными ни с гротом, ни с источником. Последний заменён небольшим фонтаном в прямоугольной апсиде.
Наиболее широкое распространение маленькие нимфеи, служившие украшением гоордских домов. Очень характерен нимфей дома Нептуна и Амфитриды в Геркулануме с фасадом, красочно декорированным скульптурными масками, растительными и геометрическим орнаментом, гирляндами и сценами охоты, изображёнными посредством мозаики.
.
2.3. Сооружения для благоустройства.
Форумы
В республиканский период все многообразные стороны общественной жизни города сосредотачивались на форуме. Здесь находились храмы главных богов - покровителей города, перед которыми совершались религиозные церемонии. Форум был центром политической жизни горожан, местом народных собраний и выступлений государственных деятелей. Тут же хранилась казна, велась оживленная торговля, заключались сделки. В праздничные дни форум превращался в зрительный зал: в центре площади происходили гладиаторские игры. Такое многообразие функций форума определило состав окружающих его зданий. На многих форумах этого времени наряду с храмами возводились базилики (для суда, биржи и других целей), курии для заседаний сената или городского управления и лавки торговцев, таберны. Площадь, украшенную статуями знаменитых граждан, стали окаймлять воспринятые от эллинистической архитектуры колоннады портиков, второй ярус которых вмещал дополнительное количество зрителей.
Торговые сооружения
От эпохи республики дошло немного разновидностей торговых зданий. Кроме небольших лавок ? таберн, помещавшихся в нижних этажах городских домов и вдоль стен форумов, существовали более обширные тороговые сооружения. Сохранившиеся рынки в Тибуре и Ферентине (первой половины I в. до н.э.) представляют собой удлинённые здания (рынок в Тибуре 34х5,3 м., а в Ферентине 24х4,4 м.), перпендикулярные улице, с арочным входом. Полукруглые или квадратные в плане сводчатые магазины с входом внутрь рынка примыкали к одной из его сторон. Рынок в Тибуре, выстроенный подобно римскому портику Эмилев на участке с уклоном, имел пол разных уровней и ступенчатое расположение помещений.
Более монументальным сооружениями являлись мацеллумы - продовольственные рынки. «Название mocellum (мясной рынок) произошло от имени некоего Мацелло, который в Риме занимался грабежом; после того, как он был осужден, цензоры [Марк] Эмилий [Лепид] и [Марк] Фульвий [Нобилиор] постановили, чтобы в его доме продавали съестные припасы ».[4] Это были прямоугольные в плане перистильные дворы, окружённые табернами, одни из которых открывались внутрь рынка, а другие - наружу. Нередко они содержали храмик или эдикулу со статуей божества. Середину двора обычно занимал круглый или восьмигранный бассейн, служивший рыбным садком и окружённый колоннадой. Подобный мацеллум существовал до начала империи в Риме, близ Римского Форума.
Термы
Долгое время общественные бани римлян были небольшими, недостаточно освещёнными и скромно отделанными сводчатыми помещениями. Вплоть до I в. до н.э. В нагреваемых жаровнями термах использовалась колодезная вода, накапливаемая в резервуарах. К середине II в. до н.э. Изменение уклада жизни римлян и повышение степени комфорта привели к усложнению планировки и архитектурного оформления бань. К этому времени установился состав их помещений, последовательно отражавший различные стадии процесса омовения.
Термы начинались с раздевальни - аподитерия. Далее располагались фригидарий, тенидарий и кальдарий - холодная, тёплая и горячая бани, а несколько позже появляется лаконик - парильня. Для воздушных и солнечных ванн, массажа, гимнастики, игр и плавания постепенно потребовались открытые дворы, портики, экседры и бассейны. В основных чертах этот тип сооружений сложился в эпоху республики. Процесс его формирования виден на самых ранних из сохранившихся - Стабианских термах Помпей (II в. до н.э.), реконструированных в I в. до н.э.
Неправильные очертания плана определены здесь формой углового участка и необходимостью использовать старые бани - четыре тесных тёмных помещения на северо-западное его стороне, приспособленные в качестве отдельных кабин. Главным был вход с улицы Изобилия, находившийся между табернами, которые примыкали к обоим обращённым в сторону улиц фасадам терм. Основные помещения бань располагались справа от входа. Термы начинались с просторного аподитория мужских бань, свод которого украшала стуковая лепнина. За ним следовали круглый фригидарий с четырьмя нишами, тенидарий и кальдарий с прямоугольным бассейном, наполненном горячей водой, и арсидой, заключавшей круглую каменную чашу с холодной водой. За котельной следовала аналогичная группа помещений женских бань, но без фригидария. В начале I в. до н.э. к Стабианским термам подвели водопровод и было устроено изобретённое Сергием Оратой отопление горячим воздухом, циркулирующим в каналах, скрытых под полом и в стенах. Портики из дорических колонн огибали три стороны трапецевидного двора палестры.
На открытую его сторону выходили плавательный бассейн и залы для гимнастических упражнений.
В последнее десятилетие жизни Помпей термы заново отделаны. Вследствие низкого вкуса того времени и грубой работы строгий, изысканный облик терм сильно пострадал. Туфовые колонны прекрасных пропорций, одетые в толстую оболочку из штукатурки, приобрели тяжеловесность, ещё усугублённую введением широкого орнамента над капителью. Подобные искажения коснулись и многих деталей.
Построенные позже так называемые термы форума Помпей (80 г. до н.э.) аналогичны Стабианским, но меньше их и без палестры; тенидарий и кальдарий освещались довольно большими остеклёнными окнами. Термы Геркуланума принадлежат к тому же типу.
При несомненной типологической близости Стабианских и построенных позже Центроальных терм к греческому гимнасию в них уже наметилось характерное для римских терм преобладание банных помещений над гимнастическими. Эта тенденция впоследствии получит дальнейшее развитие.
Зрелищные сооружения
Большое место в жизни римлян занимали разного рода зрелища: драматические и мимические представления, гладиаторские игры и борьба с животными, состязания колесниц и т.п. Эти зрелища отразили отличие римской культуры от высокой духовной и физической культуры греков с их идеалом гармонического развития личности человека. Среди греческих зрелищ важное место отводилось традиционным состязаниям самих граждан, причём не только в силе и ловкости, но и в искусстве поэзии, музыки и пения. В противоположность этому главными участниками римских зрелищ были рабы, нередко погибавшие на потеху зрителей ? римлян. Римские зрелища в большинстве своём были рассчитаны на примитивные запросы толпы, часто отвечали самым низменным вкусам и носили пассивный потребительский характер.
Театры.
В эпоху ранней республики для театральных представлений сооружались временные деревянные театры. Самым ранним сохранившимся каменным театром был Большой театр в Помпеях, примыкавший к треугольному форуму. Построенный в III ? II в. до н.э., он был расширен и реконструирован в 75 г. до н.э. Эти две стадии строительства показывают процесс формирования театра римского типа.
Первоначально Большой театр был ещё близок к греческому типу, сохранившему связь с природой и изолированность отдельных элементов. Расположенные полукругом места для зрителей - театрон - были устроены на ступенях, врезанных в холм. Орхестра, в которую можно вписать круг, ещё греческого типа, а сцена представляла собой отдельное здание. За сценой находился обширный четырёхсторонний портик, служивший фойе (впоследствии преобразовнный в престиль казармы гладиаторов).
При реконструкции театра по его краям соорудили сводчатый коридор (крипту), ставший опорой для пяти дополнительных рядов мест. Концы полукружия облицованных камнем зрительских мест и сцена соединялись сводами, над которыми возникли места для почётних зрителей - трибуналия. Тем самым разрозненные прежде части театра слились в единое целое - характернейшая черта римского театра. Здесь же наметилась и другая его особенность -заполнение театра и освобождение его от зрителей через субструкции. Пять тысяч человек, заполнявшие Большой театр, могли проходить не только через главные входы у сцены, но и через крипту с её тремя выходами.
Малый театр в Помпеях (Одеон), не связанный с холмом, построен в 80-75 гг. до н.э., сразу как единое здание. Прямоугольный в плане театр (27х27 м.) был перекрыт крышей и украшен внутри настенными росписями второго стиля. В углах за полукружием мест помещались лестницы и над ними ещё несколько рядов. Изменилась и форма орхестры - она стала полукруглой и вместила кресла почётных граждан. Театр был рассчитан на 1200 зрителей и предназначался для музыкальных и поэтических представлений перед избранной публикой.
Самым значительным в республиканский период был театр Помпея на Марсовом поле в Риме 55-42 гг. до н.э. По размерам и совершенству конструкции он означал новый этап в развитии римского театра. Театр Помпея был центром ансамбля, в который кроме него входил огромный сад позади сцены и храм Венеры Победительницы, расположенный над театром на высоких субструкциях и подчеркивавший ось композиции.
Сад окружали портики из колоннад и прямоугольных и полукруглых экседр, украшенных статуями и росписями. Они доходили до древних храмов Ларго Арджентина, включив в их ансамбль. Великолепные портики Помпея стали центром общественной жизни Рима; туда были перенесены заседания Сената (на одном из них был убит Цезарь). Театр Помпея уже целиком надземный. Места для 17 тыс. зрителей опирались на бетонные, облицованные ретикулатом субструкции и размещались четырьмя ярусами. Театр имел два обхода: внутренний, прорезанный в радиальных субструкциях, и наружный, проходивший вдоль полукруглого фасада (диаметром около 150 м). Середину фасада из ордерных аркад, сложенных из туфа и травертина, занимали высокие субструкции храма Венеры.
Театр Помпея - заключительное звено в формировании театра римского типа: надземного сооружения на субструкциях с системой кулуаров и выходов под местами для строительства.
Амфитеатры. Гладиаторские игры и битвы с дикими животными происходили в амфитеатрах — сооружениях с эллиптической в плане ареной и повторявшим ее форму театроном (зрительскими местами). Это был чисто римский тип зрелищных сооруженй, возникший вокруг удлиненной арены, форма которой определялась специфическим характером представлений — борьбой между двумя группами гладиаторов, наступавших друг на друга с противоположных концов площадки. Тип амфитеатра выработался в несохранившихся деревянных постройках раннего времени (об их существовании известно уже в III в. до н.э.).
От конца республики дошли только остатки амфитеатров в Сутрии и Помпея.