Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 23:35, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть характерные особенности и эволюцию строительного искусства и строительной техники в древнем Риме. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
• Рассмотреть строительные материалы и строительную технику Древнего Рима и их эволюцию;
• Рассмотреть функциональное содержание архитектурных сооружений Древнего Рима;
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1 . Строительные материалы и строительная техника Древнего Рима……………....5
Глава 2. Функциональное содержание и архитектурные особенности гражданских сооружений в Древнем Риме.
2. 1. Оборонительные сооружения……………. …………………………………………......10
2.2. Религиозные сооружения………………………………………………………………....14
2.3. Сооружения для благоустройства. ……………………………………………………....25
Глава 3. Особенности декора гражданских сооружений……………………………………30
3.1. Римские ордера: Дорический, тосканский, ионический ордера……………………….28
3.2. Декоративная скульптура, облицовка, полихромия в архитектуре Древнего Рима…38
Заключение
Список источников и литературы
Римский бетон. Сведения о римском бетоне наиболее достоверны, так как множество бетонных сооружений дошло до нашего времени. Римляне не являются изобретателями бетона. Пески вулканического происхождения, обладающие цементирующими свойствами, широко распространены по всему Средиземноморью. И до римлян их смешивали с известью и получали вяжущее, похожее на современное цементное. Даже в наше время на древнегреческом острове Фера, который после четвертого крестового похода получил название Санторин, в качестве основного строительного материала используют вулканический грунт. Скорее всего, технологию изготовления бетона на извести римляне заимствовали у этрусков. Известно, что бетон стали использовать в Риме после 2-й Пунической войны во II в. до н. э. Бетонное строительство описывается Витрувием. Однако в эпоху Августа (27-14 гг. до н. э.) бетон еще не рекомендуется в качестве материала, которому можно всецело доверять.
С I по IV в., в эпоху императорского Рима, строительство из бетона выходит на невероятный технический уровень, который позже не удастся достичь вплоть до XIX века. Это объяснялось несколькими обстоятельствами. Во-первых, получил самое широкое распространение раствор с заполнителем из дробленой керамики или бута от разрушенных строений или из кусков естественного камня. Этот раствор славился своей долговечностью. Из него строились огромные сооружения. Во-вторых, поблизости от Рима находились карьеры с вулканическим песком, обладающим цементирующими свойствами. В-третьих, римляне хорошо владели строительным мастерством. Для особенно ответственных объектов они привозили пуццолану из порта Путеоли близ Неаполя, что в окрестностях Везувия. Витрувий писал, что «в соединении с известкой и бутом она (пуццолана) не только сообщает крепость зданиям вообще, но даже когда при помощи ее выкладываются дамбы в море, то и они приобретают прочность под водою».[3] Бетон, изготовленный на основе пуццоланы, по своим качествам был близок к современному бетону на основе портландцемента.
Однако на многие века после падения Римской империи этот замечательный материал будет забыт, и на протяжении всего Средневековья, эпохи Возрождения, вплоть до начала XIX века в строительстве будет применяться только известковый раствор.
При отсутствии пуццоланы вместе с обычным речным песком применяли гидравлическую известь и добавляли треть керамического щебня. Однако прочность римского бетона достигалась прежде всего его низким водоцементным соотношением. Для приобретения и сохранения прочности бетона большое значение имеет температурный режим. Римляне хорошо знали влияние температуры на качество бетона. При сильной жаре свойства материала могут утратиться. Если современный бетон включает в себя в качестве основного заполнителя щебень, то римляне использовали заполнитель из самых разных по составу и размерам фракций. Так, заполнители более тяжелые и крупные применялись в бетоне при закладке фундаментов, более легкие, такие как пемза, использовались для строительства надземных частей здания. Заполнитель из более крупных, чем применяют сегодня, кусков укладывался правильными рядами и затем заливался раствором.
В Пантеоне, длина пролета которого - 43 м - не была превзойдена до XIX века, в нижнем поясе стен в качестве заполнителя был применен кирпичный щебень, выше шли слои с кирпичным ломом и туфом, а для верхней части купола заполнителем служили слои туфа и пемзы.
Для облегчения конструкции римляне применяли также кессонирование. Так, в покрытии Пантеона и базилики Максенция были сделаны кессоны, что существенно уменьшало массу бетона. В теле бетона Золотого дворца Нерона были обнаружены пустые кувшины, а позднее и пустотелые керамические трубы, что свидетельствует о специальном применении этих элементов в целях облегчения конструкции.
После отвердевания бетонной массы прочность сооружений не вызывала сомнений. Однако как победить возникающий от давления жидкой бетонной смеси распор, особенно в нижних частях конструкций? Стены Пантеона, например, достигают в толщину 7 м. Для погашения распора, который в римской конструкции был существенно меньше в связи с укладкой заполнителя правильными рядами и заливкой его раствором, чем при применении современного бетона на мелкозернистом заполнителе, римляне применяли опалубку из кирпича или камня, которая оставалась после завершения строительства. Одновременно с этим в кладке устраивались арки, что повышало ее прочность, особенно в тех местах, где изменялось поперечное сечение стены. Кирпичные ряды, уложенные внутри бетонных слоев, служили связями жесткости в еще не отвердевшем бетоне. Так римляне усовершенствовали принцип применения вяжущего в строительстве и в итоге создали материал, позволявший возводить сооружения с огромными по тем временам высотами и пролетами.
Таким образом можно сделать вывод, что строительное искусство Древних Римлян постепенно эволюционировало: от природных материалов (глина, камень, песок, естественная древесина) к более сложным, произведенным человеком (кирпич, бетон, бронза, железо).
Глава 2. Функциональное назначение и архитектурные особенности сооружений в Древнем Риме.
2.1. Оборонительные сооружения.
В древнейшую пору (VIII – VII вв. до н.э.) Рим был небольшим поселением, возникшем на Палатинском холме и окруженным валом и рвом (так называемый Квадратный Рим). К концу VII в. до н.э. разросшееся поселение обратилось в город площадью около 285 га, разделенный на четыре района. Крепость была перенесена с Палатина на крутой скалистый Капитолий, ставший акрополем города. К VI в. до н.э. восходит древнейшая каменная стена Рима, сложенная из туфа и имеющая в периметре около 7 км. Она частично сохранилась на Палатине, Капитолии, Квиринале и Эсквилиие.
Взятие и разорение галлами Рима в начале IV в. до н.э. со всей остротой показало необходимость постройки мощных оборонительных укреплений. В 378 -352 гг. была возведена так называемая Сервиева стена, долго ошибочно относимая к эпохе царя Сервия Туллия. Стена периметром в 11 км охватывала территорию в 126 га. Уцелели ее остатки на Капитолии, Квиринале, Виминале, Эсквилине и Авентине. Строители Сервиевой стены сочетали италийские и греческие приёмы фортификации: италийский земляной вал и каменный пояс стен греческих полисов. Вал, доведенный здесь до 30-40 м толщины был расположен между высокой передней и более низкой задней стенами. Высота и объем вала уменьшалась на некоторых участках, соответствуя повышению рельефа местности, и сходили на нет в самых крутых точках. Так, у Капитолия стена прерывалась, поскольку могучие субструкции площадки храма Юпитера вместе с его подием над ними завершали крутой скалистый склон, делая его недоступным. Глубокий ров пред стеной увеличивал ее неприступность. Стена была выполнена в «нормальной» кладке насухо на чередующихся ложковых и тычковых рядов туфовых блоков. Величина блоков, различная в разных местах, в среднем колеблется от 30х30х60 до 60х 60х120 см.
Имеющиеся клинчатые арки над площадкой для установки катапульт (на Авентине и Квиринале) устроены значительно позже (II – I вв. до н.э.) .
Участок стены на Авентине, построенный в последнюю очередь ( в 217-87 гг. до н.э.) инаиболее тщательно, дает представление о былой грандиозности целого. Монументальная Сервиева стена явилась одним из крупнейших достижений фортификации античного мира.
До начала империи римляне не имели сколько-нибудь развитой системы пограничных укреплений. В конце республики собственно римские территории были окружены вассальными и полувассальными государствами, обеспечивавшими своими вооруженными силами охрану римских рубежей. Развитие системы пограничных укреплений, начавшееся еще при Августе, особенно интенсивно идет в III в. н.э., когда все сильнее дает о себе знать возросшая мощь окружающих империю «варварских» народов.
Можно выделить две системы укреплении границ: европейскую и африкано-азиатскую. Первая характеризуется сравнительно небольшой глубиной обороны, вторая – более глубоко эшелонирована. На европейских границах империи (в Британии, Германии и дунайских провинциях) основу обороны обычно представлял вал или стена, шедшая на десятки или даже сотни километров. Пример укреплений первого рода представляет германская граница, где систему обороны составляли частокол, за ним ров и затем вал. В пределах видимости вдоль вала располагались башни, занятые небольшими подразделениями вспомогательных римских войск. Через каждые несколько башен располагался лагерь – кастеллум. Чаще всего его укрепления прямо смыкались с линией вала. Строился он позади вала и окружался одним, а то и несколькими (до пяти) рвами. Иногда эти укрепления были несколько сдвинуты назад от передовой линии обороны. Наконец, в глубине находился большой постоянный лагерь, где квартировались основные силы охраны границы. Чаще всего там располагался один легион с приданными ему вспомогательными частями. Вся система укреплений связывалась дорогами, позволявшими легко перебрасывать к угрожаемому месту необходимые подкрепления.
По-новому строилась система обороны границ в Сирии и Северной Африке, где она проходила по пустыне. Там обычно отсутствуют рвы и стены. Первая линия укреплений – кастелумов – проходит по границе пустыни, которая выдвинута далеко вперед в пески. Широкая полоса между ними занята небольшими укреплениями на перекрестках караванных дорог и редких в пустыне источников воды. Стационарные легионные лагеря располагались уже в глубине земледельческих территорий. Эта система обороны была рассчитана на борьбу с набегами кочевников и построена так, чтобы в условиях пустыни, где невозможно создание укреплений типа сплошной стены или вала, максимально затруднить действия кочевнической кавалерии.
Основным элементом обороны римских границ был кастеллум. Первоначально он представлял собой уменьшенную копию римского легионного лагеря, а к началу IV в н.э. сменился новым типом, напоминающим средневековый замок, с мощными башнями, донжоном, большим прямоугольным зданием, окружающим внутренний дворик.
Большое место занимали в системе обороны стены городов. Наиболее известны городские стены в Риме, построенные при императоре Аврелиане (270-275 гг. н.э.), когда после нескольких веков мира столица империи вновь оказалась под прямой угрозой. Бетонная стена облицована кирпичом, имеет высоту 10-15 м., внутри усилена контрфорсами, связанными арками. Квадратные в плане башни отстояли друг от друга на 30 м. Особое внимание уделялось укреплению ворот, которые ланкировались двумя башнями (квадратными или овальными в плане). Городские ворота в позднюю эпоху утрачивают свой нарядный облик, который они имели в начале империи (например Порта деи Борсари в Вероне, ворота в Августодуне, совр. Отэне – I в. н.э.), хотя и сохраняют старый принцип устройства – ордерная галерея над двумя проездами. Одним из ярких образцов поздних городских ворот (конец III в. н.э.) являются так называемые Порта Нигра в Августе Теверов (Трире). Они замкнуты между двумя четырехэтажными башнями, в отличие от городских ворот Рима не выступающими за гладь стены. Над двумя проездами проходила двухэтажная галерея.
2.2. Религиозные сооружения.
Храмы
Первоначально религия италиков, поклонявшихся безликим божествам природы, не требовала изображения божеств и храмов. Богам посвящались алтари в лесу, у источников и т. п. Место культа Весты, одной из главных богинь, хранительницы домашнего очага, было простым круглым навесом над неугасимым огнём.
Постепенно под влиянием этрусков и греков религиозные представления римлян изменились. Появились статуарные изображения богов; для их сохранения понадобились храмы. Из плеяды многочисленных духов и божеств, олицетворявших различные проявления сил природы и моральные понятия (согласие, мир, добродетель и т. п.), выделилась группа верховных богов: Юпитер, Юнона, Минерва, Марс, Венера и Вета, близких по своим функциям к основным богам греческого пантеона. Но в отличие от греческой, римская религия была холодно формальной, отражающей дух трезвого практицизма латинян. Вследствие тесной связи религии с государственной властью культовым церемониям, гаданиям и обрядам придавалось большое значение в жизни государства.
Храмы были основным типом общественных сооружений в эпоху республики, особенно в V - II вв. до н.э.
В V - II вв. до н.э. в Риме и других городах Лация было выстроено множество этрусско-италийских простилей: храмов на высоком подии (до 5 м. высотой) с глубоким передним портиком, примерно равным по размерам целле, с широко расставленными деревянными колоннами и обильным терракотовым рельефным декором фронтонов. Другой разновидностью был храм италийского типа, имевший боковые портики, замкнутые продолженной задней стеной целлы.
Самым значительным из них был храм Юпитера Капитолийского в Риме, известный по остаткам его оснований и по описаниям историка эпохи Августа Дионисия Галикарнасского. Этот храм италийского типа имел три целлы (средняя больших размеров) и был посвящён триаде богов: Юпитеру, Юноне и Минерве.
Его осевая композиция подчёркивалась наличием лестницы только со стороны главного фасада, глубиной переднего портика (три ряда по шесть колонн) и вытянутостью в плане пропорций целл. Этот приземистый храм, по видимому, с деревянными антаблементами и широко расставленными коринфскими колоннами на массивном подии (размером 56,85 х 61,6 м.) возвышался на Капитолийском холме и господствовал над городом. Как показывают сохранившиеся части подия, он был сложен из квадратов туфа без применения раствора. Храм украшали полихромные терракотовые детали и квадрига на фронтоне работы знаменитого этрусского мастера Вулки из Вей. В 296 г. до н.э. Терракотовая квадрига была заменена бронзовой копией. Храм неоднократно перестраивался с сохранением первоначального плана. Последняя его реконструкция относится к 80-м гг. до н. э.
К концу VI в. до н. э. В Риме появились трёхцелловый храм Дианы на Авентине и храмы Фортуны и Матер Матуты на Бычьем рынке. Наряду с преобладающим этрусским воздействием на начавшую складываться римскую архитектуру имело место и некоторое греческое влияние. Известно, что храм Дианы на Авентине украшали греческие мастера.
На протяжении последующих столетий воздействие архитектуры эллинизма на римское культовое зодчество всё более усиливалось. Шёл процесс постепенного усвоения приёмов и форм греческого зодчества и преобразования и преобразования их в соответствии с местными италийскими традициями и потребностями римского общественного уклада. Сначала этот процесс носил характер механического сочетания разнородных элементов. Выработанные греческой архитектурой формы сопоставлялись без понимания логики их взаимосвязи и накладывались на италийскую основу здания. Своеобразными иллюстрациями этого являются храмы Южной Италии (от многочисленных храмов Рима этого периода сохранилось очень немногое). Так называемый храм Мира в Пестуме (III - II вв. до н. э.) представлял собой четырёхколонный простиль, своеобразно трактованные коринфские колонны которого несли антаблемент с дорическим фризом. Такое же смешение частей различных ордеров было и в храме Аполлона в Помпеях, где дорический фриз сопоставляли с ионическими колоннами.