Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 23:35, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть характерные особенности и эволюцию строительного искусства и строительной техники в древнем Риме. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
• Рассмотреть строительные материалы и строительную технику Древнего Рима и их эволюцию;
• Рассмотреть функциональное содержание архитектурных сооружений Древнего Рима;
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1 . Строительные материалы и строительная техника Древнего Рима……………....5
Глава 2. Функциональное содержание и архитектурные особенности гражданских сооружений в Древнем Риме.
2. 1. Оборонительные сооружения……………. …………………………………………......10
2.2. Религиозные сооружения………………………………………………………………....14
2.3. Сооружения для благоустройства. ……………………………………………………....25
Глава 3. Особенности декора гражданских сооружений……………………………………30
3.1. Римские ордера: Дорический, тосканский, ионический ордера……………………….28
3.2. Декоративная скульптура, облицовка, полихромия в архитектуре Древнего Рима…38
Заключение
Список источников и литературы
О типах некоторых храмов Рима, об освоении римскими мастерами периптера как в его прямоугольном, так и в круглом виде и особенно о принципах композиции храмовых ансамблей республиканского периода дают представление немногие сохранившиеся остатки на Бычьем и Овощном рынках и на Ларго Арджентина. Все эти храмы различных форм, размеров и высоты обычно располагались параллельно и очень близко друг от друга в виде компактной группы.
На Бычьем рынке два ориентированных на юг храма располагались на подии и имели, видимо, одну заднюю стену. Они восходили к IV - III вв. до н.э., но были перестроены позже. Остатки трёх храмов на Овощном рынке также дошли в поздней перестройке, возможно, сохраняющей архаические формы первоначальных сооружений. Храмы стоят на подиях и обращены главными фасадами на восток. Один из них, северный, италийского типа с ионическими колоннами. Два других представляют собой пример приспособления периптера к этрусско- италийской схеме простиля с глубоким передним портиком. Сравнительно небольшой (20 х 11 м. по стилобату) южный храм был дорического ордера с колоннами из травертина и невысоким подием, украшенным строгими профилями архаического типа. Средний - ионический храм на подии (24 х 15 м. По стилобату и 15 х 6,5 м. Внутри целлы) имел стены из туфа, мраморные каппелированные колонны и мраморный фрриз. Карнизы на главном фасаде травертиновые. На менее доступных обозрению боковых фасадах они выполнены из пеперина.
Комплекс на Ларго Арджентина состоит из четырёх храмов, расставленных несколько свободнее и также ориентированных на восток. Названия их неизвестны, поэтому они обозначаются буквами. Самый древний из них храм C (IV в. ддо н. э. Был, видимо, достилем в антах, в III в. он был преобразован в простиль с четырёхколонным портиком, а в 80-х годах I в. до н. э. Получил форму периптера с шестью колоннами на фасаде. Самый интересный - храм B (II в. до н. э.) - круглый периптер на подии с лестницей только перед входом. Он является одним из существенных звеньев в формировании круглого италийского храма, постепенно развившегося сначала из деревянного, а затем каменного ограждения вокруг очага со священным огнём Весты. На сложение архитектурного образ храма несомненно повлияли такие формы греческого голоса. Но постановка здания а подий, имеющий доступ только со стороны входа, свидетельствует только об италийской основе храма с его сторго осевой ориентацией. В I в. до н. э. Храмы Ларго Арджентина были включены в ансамбль театра Помпея, а позже закрыты общим портиком и бережно охранялись как реликвия прошлого. Поиски и разработка типов римского культового здания продолжались и во II в. до н. э. В 196-192 гг. ддо н. э. Был построен необычный в композиции храм Вейова на Капитолии, реставрированный в I в. до н. э. Его оригинальность заключалась в поперечной по отношению к портику входа постановке целлы (её размер 14 х 18 м.) Храм был обращён главным фасадом к Капитолийскому подъёму. От эпохи республики дошёл до нас только один храм этого типа.
Наряду с новыми архитектурными решениями продолжали существовать традиционные типы храмов. Таков построенный около 100 г. до н. э. дорический храм Геркулеса в Коре, стоящий на субструкциях на крутой горе и представляющий собой простиль с равными по объёму портиками и целлой. Ордер и здесь употреблён без ясного понимания его конструктивной сущности, а детали выполнены без необходимого мастерства.
Происходивший на протяжении IV - II вв. процесс приспособления периптера к местным композиционным схемам - этрусскому простилю и храма италийского типа - в основном закончился лишь к концу II - началу I в. до н.э., когда римские зодчие сумели найти органическое сочетание этих форм. В результате возник новый тип храма - псевдопериптер, наиболее полно отвечавший италийскому вкусу к фронтальным осевым композициям. Являясь синтезом форм, псевдопериптер может быть определён и как простиль с полуколоннами вокруг целы и как италийский храм, интерколумнии боковых портиков которого заполнены раздвинутыми стенами целлы. В псевдопериптере с его единственным глубоким портиком достигнуто максимальное выделение главного фасада храма, поднятого на высокий подий и доступного только с одной стороны. Полуколонны и свободно стоящие колонны единым мотивом ордера объединяют и уравновешивают две разнородные части храма - замкнутую целлу и сквозной портик, придавая зданию необходимую целостность.
Наиболее ранним считается псевдопериптер в Тибуре, поставленный на субструкции у обрыва высокой скалы. Боковые части его портика с заполненными кладкой интерколумниями и слегка выступающими из них плоскости колоннами придают храму особое своеобразие.
Ему аналогичен более зрелый по композиции храм на Лагро Арджентина, выстроенный около 100 г. до н.э. На фундаментах более древнего здания. Оба храма сравнительно невелики.
Псевдопериптер больших размеров появился в первой половине I в. до н.э. в Таррацине (совр. Террачине). Опираясь на отчасти вырубленную в скале, отчасти на искусственную террасу, храм Юпитера (34 х 20м.) был вознесён над морем на 200 м. Ориентированный строго по странам света , он стоял под углом 45о к сторонам занимаемой им площадки - необычное явление в римском зодчестве. От ансамбля сохранились великолепные сводчатые субструкции, облицованные инцертом.
К середине I в. до н.э. псевдопериптер стал ведущим типом культового здания по образцу, которого не только строились новые, но и переделывались старые храмы. Так даже круглый храм B на Лагро Арджентина был преобразован в псевдопериптер с четырёхколонным портиком, вследствие чего его осевая направленность выявилась гораздо острее.
Вполне развитым псевдопериптером является так называемый храм Фортуны Вирилис (возможно бога Портунуса), построенный между 42 и 38 гг. до н.э. На Бычьем рынке в Риме. Это единственный храм республики, дошедший почти в полной сохранности. Он был выстроен из туфа с применением травертина (углы целлы, колонны, подий) и оштукатурен. Здание чётко разграничено на три равные части - портик и две ячейки целлы. Четырёхколонный ионический портик своими пропорциями поддобен квадрату. По сравнению с предшествующими храмами венчающие части здания утяжелены и обильно украшены декоративной резьбой. Скульптурный фриз образован гирляндами, чередующимися с канделябрами и человеческими фигурами.
Развитие круглого периптера в начале I в. до н.э. Продолжилось в храме Сибиллы в Тибуре, стоящем рядом с псевдопериптером. Его опирающийся на субструкции небольшой объём, окружённый стройной колоннадой, завершает крутой обрыв, чётко выделяясь на фоне гористого пейзажа. Форма перекрытия храма неизвестна. Его пропорции несколько вытянуты в расчёте на восприятие храма издалека снизу в ракурсе. Характерное италийское стремление сохранить одностороннюю направленность и в круглом здании ясно здесь выразилась. Главную ось храма отмечают не только ступени перед входом и суженный кверху дверной проём, но и приближенные к нему и акцентирующие его окна тех же очертаний. Выполненный в бетоне, облицованный травертином и оштукатуренный храм с его изящными колоннами итало-коринфского ордера, лёгким фризом из гирлянд и букраниев и кассетированным перекрытием круглого портика являлся гармоничным архитектурным организмом, неотъемлемым от окружающей природной среды.
Построенный в самом конце республики круглый периптер на Бычьем рынке в Риме, известный как храм Весты, по типу довольно близко повторял храм Сибиллы в Тибуре. Однако этот в основе своей италийский храм был выполнен не в туфе и травертине, но сложен из орфостатов паросского мрамора в греческой технике кладки и имел прекрасные коринфские колонны классического типа, сложившегося под воздействием греческих образцов. Несколько позже вокруг подия появились ступени, как в греческих храмах.
И храм Весты, и храм Фортуны Вирилис, выстроенные в переходный период между двумя историческими эпохами, естественно содержат разнородные черты. Как и большинство сооружений республики они сравнительно невелики по размерам, а храм Фортуны ещё очень прост по использованным материалам. Но достигнутая в них монументальность и совершенство исполнения архитектурных форм, насыщенность декором и применение в храме Весты в качестве основного строительного материала дорогого привозного мрамора говорят уже о новых явлениях, назревающих в римском зодчестве. Архитектура храма Весты обнаруживает также усилившееся тяготение к формам и типу центрических сооружений эллинизма.
Святилища
Значительный интерес представляет архитектура святилищ, сложные комплексы которых вырастали вокруг древних мест культа. В большинстве своём они возникали на склонах гор у священного источника или расселины скалы. Храм в них обычно сочетался с театром, располагавшемся несколько ниже, где происходили культовые представления.
Самый ранний ансамбль этого рода сооружён в Кальяри, на острове Сардинии и датируется III в. до н.э. Это стоящий на высокой площадке пунический храм простильного типа с четырёхколонным портиком. Расположение театра по оси храма, возможно, вызвано италийскими влияниями.
Наиболее древнее известное нам святилище Лация - место поклонения Юноне в Габиях, получившее архитектурное оформление около 200 г. до н.э. Священный участок находился на возвышенности, к западу от города, близ Пренестинской дороги. Умелое использование рельефа позволило наиболее выгодно расположить отдельные элементы ансамбля. Помещённый в нижней части святилища театр, ступени которого были вырублены в скалистом склоне, подчёркивал возвышенное положение храма, поставленного в центре более высокой средней зоны участка. Расположенные дальше и ещё несколько выше низкие П-образные дорические портики служили архитектурным фоном, выделявшим храм, главенствующий в ансамбле.
Храм Юноны (23,9х17,8 м.) принадлежал к италийскому типу, имел целлу, задняя часть которой была выделена решёткой, и каннелированные колонны портика(видимо коринфского или ионического ордера).перекрытие храма не сохранилось, но большие иинтерколумнии его портика заставляют предполагать деревянный орнамент. Это подтверждают найденные рядом остатки терракотовых рельефов с изображениями геометрического и растительного орнамента и мифологических сцен.
Строго осевое построение комплекса святилища в Габиях (театр - храм - портик) явилось главным отличием его от аналогичных культовых ансамблей древней Греции с их живописной планировкой. Уравновешенный и простой ансамбль в Габиях был легко обозрим и хорошо вписан в ландшафт.
Дальнейшая эволюция архитектуры святилищ относится к первое половине I в. до н.э. и связана с расширением святилища Фортуны в Пренесте. Древнейшим местом культа в Пренесте была пещера оракула богини удачи Фортуны, особенно почитаемой практичными римлянами, и маленькое святилище вблизи неё на узкой террасе. В середине II в. до н.э. Терраса была расширена субструкциями, а старое святилище заменено новым. Это было прямоугольное в плане здание (22,18х14 м.), примыкавшее к скале, естественному гроту которой придали очертания апсиды. Вдоль расчленённых ионическими полуколоннами стен зала проходил широкий подий, на который ставились приношения богине. Пол покрывала великолепная мозаика с изображением разлива Нила. Находившаяся левее пещера оракула была превращена в нимфей. Струящаяся из скалы вода падала на цветной мозаичный пол с изображением моря и рыб. Между нимфеем и залом с апсидой впоследствии появилось пятинефное базиликальное здания.
Над этой террасой в 82 - 70 гг. развернулось строительство нового грандиозного святилища Фортуны. Оно было предпринято диктатором Суллой после разгрома им своих политических врагов, укрепившихся в Пренесте, и должно было не только выразить его благосклонность Фортуне, но и увековечить его победу над мятежным городом.
Согласно новым исследованиям, верхний комплекс был выстроен по единому плану. Основанием его служили три широкие террасы. Четвёртая содержала помещения с фонтанами для омовения по краям террасы и два пологих крытых пандуса, сходящихся к центру и ведущих к ступеням лестницы. Объединявшая пандусы верхняя площадка отмечала начало главной композиционной оси, которая далее была прочерчена прямыми маршами крутых лестниц двух следующих террас. Концы пятой террасы оформлены полукруглыми в плане экседрами, перекрытыми цилиндрическими сводами, опирающимися с внешней стороны на колоннады. Так впервые в римском зодчестве появился изогнутый плацесвод. Облегчавшие бетонную массу свода углубления кессонов были отлиты одновременно с ним. Между экседрами и лестницей находились помещения, видимо, торгового назначения, выходящие на фасад дорическими портиками. Фон шестой террасы образуют аркады с коринфскими полуколоннами, которые чередовались с глухими простенками. Ордерная аркада, только что возникшая в Табуларии, была применена и здесь, но ещё очень робко: перебиваемые простенками аркады не раскрывались во всей своей выразительности. Седьмая терраса вместила большую площадь, ограниченную с трёх сторон двухъярусными коринфскими портиками. Лестница в центре площади приводила к полукружию театральных мест, завершённому двухъярусной коринфской колоннадой. Всё сооружение увенчивалось небольшим круглым храмом, замкнувшим главную ось композиции. В целом обращённый к морю комплекс святилища Фортуны последовательно развивался по вертикали от массивных стен и тяжёлых арок нижних террас к ордерным аркадам средних, подготовлявших переход к прозрачной верхней колоннаде и венчающей ротонде. Впечатление постепенно нарастающего движения создавалось также наклоном пандусов внизу, медленно восходящих к центру и сменявшихся лестницами, круто устремляющимися ввысь. Подобной динамической композиции столь сложного комплекса, пронизанной единой организующей осью, не знала архитектура эллинизма.
Наряду с достижениями в сводостроении видны и некоторые слабости строителей святилища в Пренесте, которые ещё не умели осуществлять пересечения сводов и поэтому выводили их друг над другом.
В середине I в. до н.э. Появился последний крупный культовый ансамбль республики - храм Геркулеса в Тибуре. Он явился дальнейшим развитием на новой стадии римской архитектуры того типа композиции святилища, который в зачаточной форме выразился в Кальяри и затем более полно воплотился в Габиях. Сложные местные условия вызвали необычное архитектурное решение комплекса.
Поклонение Геркулесу Победителю в период постоянных победоносных для Рима войн необычайно возросло, и небольшое, аналогичное габийскому, святилище III в. до н.э. не могло вместить всех паломников. Нужны были помещения для возросшего жреческого персонала храма, сокровищницы для хранения доходов от святилища, портики для молящихся, лавки торговцев и склады. Однако холм, на склоне которого находился священный участок, был слишком тесно придвинут к реке Анио, а в узкую береговую полосу занимала древняя Тибуртинская дорога - одна из основных транспортных и военных дорог, отходивших от Рима. Единственным способом увеличить площадку святилища было вынесение её на субструкции, под которми и прошла дорога, перекрытая цилиндрическим бетонным сводом с пролётом 8,5 м. Распор этого свода погашался цилиндрическими и сомкнутыми сводами таберн и складов по обеим сторонам дороги, освещавшейся световыми люками. Все сооружения комплекса выполнены из бетона, облицованного инцертом. Осуществлённое здесь впервые пересечение сводов явилось важнейшим шагом в сводостроении, открывшим новые возможности построения архитектурного пространства.
Последовательность во взаимном расположении элементов святилища здесь та же, что и в Габиях. На портики, доведённые до нижней границы участка, объединили театр на нижней террасе с храмом на нижней террасе, преодолев некоторую разобщённость этих элементов святилища в Габиях и сообщив ансамблю целостность. Место простых колоннад в ограждающих святилище портиках заняли ордерные аркады, впервые широко применённые здесь уже как целостный архитектурный мотив.
Портики усложнились не только по форме, но и по высоте, получив второй ярус (особенность, появившаяся в святилище Фортуны). Однако старый приём выделения храма как главного сооружения в ансамбле посредством меньшего масштаба ордера ограждающих его портиков остался неизменным. В этом святилище, обращённом открытой (западной) стороной к Тибуртинской дороге, храм доминировал не только над его широкой площадью и театром, но был издалека виден путникам, приближавшимся к городу. А из-за колонн храма Геркулеса и с верхних портиков открывалась прекрасная панорама Римской Кампаньи. Внешняя аркада святилища с тосканскими полуколоннами, не воспринимавшаяся в сопоставлении с храмом, но соответствующая масштабу реки, над которой она возвышалась, вдвое крупнее внутренней.