Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 23:35, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть характерные особенности и эволюцию строительного искусства и строительной техники в древнем Риме. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
• Рассмотреть строительные материалы и строительную технику Древнего Рима и их эволюцию;
• Рассмотреть функциональное содержание архитектурных сооружений Древнего Рима;
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1 . Строительные материалы и строительная техника Древнего Рима……………....5
Глава 2. Функциональное содержание и архитектурные особенности гражданских сооружений в Древнем Риме.
2. 1. Оборонительные сооружения……………. …………………………………………......10
2.2. Религиозные сооружения………………………………………………………………....14
2.3. Сооружения для благоустройства. ……………………………………………………....25
Глава 3. Особенности декора гражданских сооружений……………………………………30
3.1. Римские ордера: Дорический, тосканский, ионический ордера……………………….28
3.2. Декоративная скульптура, облицовка, полихромия в архитектуре Древнего Рима…38
Заключение
Список источников и литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный педагогический университет
имени Л.Н. Толстого
Кафедра всеобщей истории и археологии
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
на тему:
«ГРАЖДАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА В ДРЕВНЕМ РИМЕ»
Выполнила:
студентка 2 курса
факультета истории и права
обучающаяся по специальности
«История с дополнительной
специальностью «Юриспруденция»»
Гераськина Ольга Сергеевна
Научный руководитель:
Миляева Ю.В. – к.и.н., доцент
Тула – 2011
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Глава 1 . Строительные материалы и строительная техника Древнего Рима……………....5
Глава 2. Функциональное содержание и архитектурные особенности гражданских сооружений в Древнем Риме.
2. 1. Оборонительные сооружения……………. …………………………………………......10
2.2. Религиозные сооружения……………………………………………………
2.3. Сооружения для благоустройства. ……………………………………………………....25
Глава 3. Особенности декора гражданских сооружений……………………………………30
3.1. Римские ордера: Дорический, тосканский, ионический ордера……………………….28
3.2. Декоративная скульптура, облицовка, полихромия в архитектуре Древнего Рима…38
Заключение
Список источников и литературы
Архитектура теснейшим образом связана с историей развития человеческого общества. Все этапы мировой цивилизации находили отражение в памятниках архитектуры. Памятники архитектуры содержат в себе произведения изобразительного искусства – рельефы, статуи, мозаики, фрески, представляющие сами по себе огромную художественную ценность.
Архитектура имеет три характерные особенности – функциональную, эстетическую и конструктивную. Функции архитектурных сооружений – это назначение зданий, они во многом определяют количество помещений, их состав, расположение и размеры. Функциональное содержание зданий направлено на удовлетворение утилитарных и культурных потребностей людей.
Архитектура - это не только отдельные здания, но и города с их улицами, площадями, садами, парками, аллеями, площадками, водоемами, павильонами, мостиками и скульптурой
Актуальность исследования: Гражданская архитектура Древнего Рима, служит информативным источником для изучения культуры, быта, традиций древнеримского общества. Также гражданская архитектура является показателем политического строя, экономического уровня развития и социальной дифференциации. Поэтому для изучения древнеримского государства в целом, необходимо исследовать его архитектуру в частности.
Объектом исследования является древнеримская архитектура.
Предметом является эволюция строительного искусства в Древнем Риме.
Цель данной работы - рассмотреть характерные особенности и эволюцию строительного искусства и строительной техники в древнем Риме. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
Рассмотреть строительные материалы и строительную технику Древнего Рима и их эволюцию;
Рассмотреть функциональное содержание архитектурных сооружений Древнего Рима;
Рассмотреть архитектурные особенности сооружений;
Рассмотреть особенности декора сооружений;
Основные методы:
1. Анализ основных археологических источников древнеримской архитектуры.
2. Историко-типологический метод. Он позволят классифицировать гражданскую архитектуру Рима.
Основным письменным источником, по которому мы можем судить о состоянии строительной науки и строительного дела в Древнем Риме, является труд Витрувия «Десять книг об архитектуре». Он был написан между 27 и 14 г. до н. э. и пользовался таким же авторитетом, как и труды Аристотеля в естественных науках, Эвклида в геометрии или Птолемея в астрономии. Высказывание Витрувия о том, что сущность архитектуры составляют «польза, прочность, красота» , остается актуальным и по сей день. Из его трактата мы узнаем о правильном пропорциональном построении ордеров, о военных осадных машинах, строительстве деревянных сооружений, римском бетоне, приемах римской кирпичной кладки, противопожарных мероприятиях, применяемых пигментах- красителях, контроле качества материалов, акустике театральных зданий и многом другом. Сведения эти, поддерживаемые изучением дошедших до нас остатков памятников архитектуры того времени, дают исчерпывающую картину строительного искусства и архитектуры античного Рима.
Также в данной работе использованы труды Феста «О значении слов», Плиния «Об искусстве», Светония «Жизнь 12-ти цезарей», Павсания.
Данная работа опирается на материальные источники: археологические находки и данные, на основе которых были составлены планы и описания архитектурных памятников.
Историографический обзор:
Большинство работ по данной теме можно назвать работами общего характера. Они сжато освещают архитектуру многих периодов. К таким работам можно отнести книги Г. И. Соколова «Искусство Древнего Рима», Н.А. Дмитриевой «Античное искусство», П.П. Гнедича «История искусств с древнейших времён», К.О. Гартман «История архитектуры», В.И. Пилявского «Рим». Данные работы носят энциклопедический характер.
Более развёрнутую информацию можно получить из работ В.Д. Блаватского «Архитектура античного мира» и «Архитектура Древнего Рима». Также большой интерес представляют книга Н.И. Брунова «Очерки по архитектуре в 3-х томах. Т. 2. Греция Рим» и энциклопедия «Всеобщая история архитектуры в 12-ти томах. Т. 2.».
К работам узкой направленности можно отнести монографии А.Г. Циреса «Архитектура Колизея», Д. Нагуевского «История римского форума и его памятники», В.С. Поплавского «Культура триумфа и триумфальные арки Древнего Рима» и Ч. Камерона «Термы римлян».
Данные работы снабжены большим количеством схем, фотографий и комментариев к ним.
Из чего же строили римляне свои великолепные здания и сооружения? В первую очередь из того, что лежало у них под ногами,— т. е. из местного материала. Таким материалом являлись естественные камни, древесина, сырцовый, а затем и обожженный кирпич, песок и галька, применявшиеся в растворе и бетоне. В то далекое время громадными «островами» по всей Италии стояли лиственные леса. Росло много дубовых и буковых деревьев, клена, тополя, ольхи и цитрусовых.
Однако с ростом могущества Древнего Рима леса нещадно истреблялись, что впоследствии сказалось не только на экономике страны, но и на ее климате. К сожалению, деревянные сооружения римлян не сохранились. Однако, судя по описаниям Витрувия, значение древесины в древнеримском государстве было очень велико. Она широко применялась как конструкционный материал в качестве стоек, колонн, настилов, ферм при перекрытиях больших пространств в зданиях или пролетах между быками мостов там, где это было необходимо. Правда, римляне все же заменяли деревянные конструкции на металлические, несмотря на большую стоимость последних. Не менее широко древесина использовалась как вспомогательный материал в виде сложной опалубки и кружал при строительстве сводов и куполов из бетона, для изготовления строительных лесов, подмостей, лестниц и других подобных устройств. Наиболее ценные сорта древесины использовались в качестве декоративной отделки. Широко применялась фанера, которую нарезали из клена, бука, тополя, наплывов от ольхи, корней бузины, черного и цитрусовых деревьев.
Большое распространение в качестве строительного материала, особенно в республиканский период истории Рима, получили естественные камни. Они добывались и обрабатывались из самых разнообразных горных пород, начиная от легких, вулканических, таких, как туф, пемза, лава, и кончая плотными и прочными известняками и порфирами. Эти камни шли на сооружение фундаментов и барабанов колонн, из них изготавливали блоки самой разнообразной величины и конфигурации для возведения стен и архитравных прогонов.
Нередко крупные элементы зданий возводились из каменных блоков без применения раствора, хотя последний к тому времени уже широко использовался в строительной практике. При этом большие каменные блоки так тщательно обтесывались, что при укладке, например стен, не требовалось дополнительной подгонки в местах сопряжения. В ответственных сооружениях для более надежного крепления каменных блоков между собой на их поверхности выдалбливались специальные отверстия для металлических дюбелей-«скреп»-штырей, хоти помимо металлических применялись деревянные и каменные «скрепы», особенно в виде так называемого ласточкиного хвоста. Отверстия эти впоследствии заливались расплавленным свинцом по специально оставленным для этой цели канавкам. Для производства бетона, подстилающего слоя в дорожных покрытиях и других целей требовалось большое количество дробленого камня. Поэтому ежедневно целые армии рабов были заняты его переработкой.
Отдельные каменные породы являлись сырьем для производства извести и гипса. Их также необходимо было добывать и перерабатывать. Витрувий дает рекомендации относительно выбора песка: «...при бутовых кладках первым делом надо проследить за песком, чтобы он подходил для раствора и не содержал примеси земли», (кн. II, гл. 4).[1] Подобные рекомендации указаны для морского песка и других каменных материалов. Из металлов в строительной практике того времени использовались бронза и железо. Причем бронзе отдавалось большее предпочтение, так как она являлась относительно прочным строительным материалом и не коррозировала. Из нее выковывали длинные тонкие балки, которые впоследствии соединяли в более сложные конструктивные элементы, например, фермы. Причем в одних случаях из бронзы выполняли только основные конструктивные элементы ферм, а в других—ими заменяли целые деревянные элементы и собирали всю ферму вплоть до обрешетки включительно из металлических (бронзовых) частей.
Железо употреблялось для изготовления различных монтажных приспособлений и деталей. Из него изготавливали, как было сказано выше, «скрепы» (дюбеля) и скобы для крепления естественных камней, железные гвозди и другие мелкие строительные детали и приспособления. В 180 г. до н. э. пергамский царь Эвмен II, находившийся в то время под влиянием Рима, повелел соорудить напорный водопровод длиной 3 км. Обычные гончарные трубы для этого не годились. Полагают, что были использованы металлические трубы длиной один метр, с укладкой их в просверленные камни. Трубы, скорее всего, отливали из бронзы.
Помимо бронзы и железа римляне были знакомы с золотом, серебром, ртутью, сурьмой, оловом и свинцом. Два последних элемента использовались и для строительных целей. Известно, например, что из гнутых свинцовых листов изготавливали трубы, сваривая пайкой продольные швы и соединительные муфты. Это упростило расчет и проектирование водопроводной сети. Свинец, как было сказано, использовался также для скрепления каменных плит и заделки швов. Различные элементы строительных конструкций и декоративного оформления зданий изготавливались из терракотовых изделий, которые представляли собой специально обожженные сорта глины.
Для терракотовых изделий применялась особая технология, заключающаяся в строгом подборе компонентов и соблюдении определенной температуры обжига. В качестве добавок в глину использовали солому, реже пуццолану и битый кирпич. Основными изделиями из терракоты был тонкий квадратный кирпич и черепица различной конфигурации, цвета и размеров, обладавшая такими обязательными качествами, как водонепроницаемость, прочность и долговечность. Отдельные ее виды сохранились в хорошем состоянии до нашего времени. Начиная примерно с I в. н. э. сырцовый кирпич, до того времени широко распространенный в древнеримском государстве стал вытесняться обожженным. При этом обожженный кирпич изготавливался трех разновидностей: треугольный, квадратный и прямоугольный. Наибольшее распространение в обычной кладке получил не прямоугольный, а треугольный кирпич. Прямоугольный кирпич использовался, главным образом, для кладки углов и сопряжений стен, а квадратный — для прокладки кирпичных рядов и устройства связи между рядами стен.
Следует сказать, что кирпичу как строительному материал отводилось совершенно особое место при строительстве сводов и куполов из бетона. В стенах, например, кирпич выполнял роль опалубки-облицовки, в сводах и куполах — несущего каркаса и т. д. Размеры сторон кирпича были неодинаковы. Так, кирпич треугольной формы имел размеры сторон от 127 до 508 мм, прямоугольный — от 254 до 381 мм (длина) и от 101,6 до 152,4 мм (ширина); квадратный — от 762 до 838,2 мм. При этом высота треугольных и прямоугольных кирпичей была от 38,1 до 50,8 мм, а квадратных от 50,8 до 88,9 мм. Высота кирпичей в одном ряду принималась всегда одинаковой, причем швы делались, как правило, тонкими.
Можно отметить, что каких-либо узаконенных норм на размеры кирпича в то время не существовало. Это позволяло каждой изготовителю действовать по своему усмотрению, руководствуясь в основном качеством применяемой для изготовления кирпичной глины. Однако в случае необходимости можно было всегда отличить одну партию кирпича от другой, так как на каждом кирпиче ставилось собственное клеймо изготовителя.
В Древней Греции, а также Мексике и Перу для строительства применялась безрастворная каменная кладка. Причем уровень качества в притесывании отдельных блоков был столь высок, что между ними не проходило даже лезвие ножа. Это достигалось притиркой камней друг к другу песком. В Риме также пользовались «сухим» способом, однако наиболее распространена здесь была кладка на известковом растворе с добавлением измельченной керамики и вулканического песка, что придавало постройкам особенную долговечность. Витрувий и Плиний дают близкое соотношение песка и извести в растворе. Витрувий предлагает на 1 часть извести 3 части песка[2], а Плиний - соотношение 1:4.