Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:23, лекция
На посту Президента РФ Б.Н. Ельцин возглавил стратегию на раздел Советского Союза высшей партноменклатурой. Драматические события августа 1991 г. кардинально изменили ход событий. События августа 1991 г. ГКЧП 19 августа 1991 г. с целью восстановить управляемость страны, предотвратить дальнейший развал СССР, остановить сепаратизм республик, прежде всего России, часть союзного руководства сформировала Государственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП) под председательством вице-президента Г.И. Янаева.
• гражданство РФ;
• регулирование и защита прав национальных меньшинств;
• установление системы власти и формирование органов госу-
дарственной власти; • федеральная собственность и управление ею;
• установление основ федеральной политики и федеральные
программы в области государственного, экономического, эко-
логического, социального, культурного и национального раз-
вития РФ;
• установление правовых основ единого рынка;
• финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирова-
ние, денежная эмиссия, основы ценовой политики;
• федеральные экономические службы, включая федеральные
банки;
• федеральный бюджет;
• федеральные налоги и сборы, фонды регионального развития;
• федеральные энергетические системы, ядерная энергетика,
расщепляющиеся материалы;
• федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь,
деятельность в космосе, а также вопросы обороны, оборонного
производства, внешнеэкономические отношения РФ и некото-
рые другие вопросы, обеспечивающие целостность Российской Федерации.
Предметы совместного ведения РФ и ее субъектов Одновре-
менно Конституция РФ определяет предметы совместного ведения
Российской Федерации и ее субъектов.
К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Рос-
сийской Федерации (ст. 72) относятся:
• обеспечение соответствия
конституций и законов
тавов, законов и иных нормативных правовых актов краев, горо-
дов федерального значения, автономной области, автономных
округов Конституции РФ и федеральным законам;
• защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав на-
циональных меньшинств; обеспечение законности, правопо-
рядка и общественной безопасности;
• режим пограничных зон;
• вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недра-
ми и иными природными ресурсами;
• разграничения государственной собственности; • природопользование;
• охрана окружающей
среды и обеспечение
пасности; особо охраняемые природные территории;
• охрана памятников истории и культуры;
• общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, фи-
зической культуры и спорта;
• координация вопросов здравоохранения; защита семьи, мате-
ринства, отцовства и детства; • социальная защита, включая социальное обеспечение;
• осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бед-
ствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
• установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;
• административное,
административно-
семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодатель-
ство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
• кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура;
нотариат;
• защита исконной среды обитания и традиционного образа жиз-
ни малочисленных этнических общностей;
• установление общих принципов организации системы орга-
нов государственной власти и местного самоуправления;
• координация международных и внешнеэкономических связей
субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.
Исключительные права субъектов Федерации Кроме выше-
указанных разграничений предметов ведения во всем, субъекты Фе-
дерации обладают всей полнотой государственной власти, осущест-
вляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Статья 77 п. 1 Конституции РФ относит к исключительному
праву субъектов Федерации самостоятельно устанавливать систему
органов государственной власти республик, краев, областей, горо-
дов федерального значения, автономной области и автономных ок-
ругов в соответствии с основами конституционного строя и общими
принципами организации представительных и исполнительных орга-
нов государственной власти на основе Федерального закона. Помимо
этого ст. 78 предоставляет
право федеральным органам
ной власти для осуществления своих полномочий создавать свои
территориальные органы и назначать соответствующих должностных
лиц. Одновременно федеральные органы исполнительной власти по
соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут
передавать им осуществление части своих полномочий и наоборот,
при условии конституционности передачи полномочий.
Данные нормы, в условиях существенных различий в самой го-
сударственно-правовой природе субъектов РФ, привели к возник-
новению существенных различий в организационных системах органов исполнительной власти в субъектах Федерации. Эти же отличия
стали использоваться в узко эгоистических, нередко оппозиционно-
политических целях, стали основой развития сепаратистских тен-
денций в политике руководства отдельных субъектов (например,
Чечня, в известной степени Татарстан и др.).
Местное самоуправление Первые попытки реформирования
централизованной советской системы управления с целью придания некоторой самостоятельности местным Советам были предприняты
еще в конце 80-х гг. 9 апреля 1990 г. был принят Закон СССР «Об об-
щих началах местного самоуправления и местного хозяйства СССР»,
который способствовал реанимации системы самоуправления и са-
моорганизации граждан. Так, местные Советы, как представительные
органы власти, становились основным звеном в системе местного са-
моуправления. Законодательно закреплялось понятие «коммунальная
собственность», к которому относилось имущество, передаваемое без-
возмездно Союзом ССР, союзными и автономными республиками,
прочими субъектами, а также имущество, создаваемое или приобре-
таемое местным Советом.
На основе союзного акта был принят Закон РСФСР от 6 июля
1991 г. «О местном управлении в РСФСР». В совокупности оба за-
кона заложили основы для развития новой системы местного само-
управления. С весны 1992 г. Верховный Совет РСФСР развернул значитель-
ную работу в этом направлении и принял ряд законов, регламенти-
рующих деятельность и структуру местных органов власти.
В марте принимается Закон о краевом, областном Совете народ-
ных депутатов и краевой, областной администрации, в июне — законы
«О местном самоуправлении в РСФСР» и «О дополнительных пол-
номочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода
к рыночным отношениям»; в июле — «Об установлении переходного
периода по государственно-
сийской Федерации» и «О закрытом административно-территори-
альном образовании». В июле и ноябре вносятся изменения в Закон
о выборах народных депутатов местных Советов.
После октябрьских событий 1993 г. в Москве принимается Указ
Президента «О реформе представительных органов власти и органов
местного самоуправления в Российской Федерации». 22 октября
принимается Положение об основных началах организации и дея-
тельности органов государственной власти в субъектах Федерации
(краях, областях, городах, автономных областях и округах). Прини-
маются положения о выборах в Московскую городскую думу и в Московскую областную думу. В конце месяца принимаются указы о ре-
форме местного самоуправления и выборах в органы местного са-
моуправления.
До избрания новых органов власти и органов местного само-
управления функции упраздненных Советов возлагались на местную
администрацию. Местные бюджеты утверждались с согласия главы
администрации соответствующего субъекта РФ. Указами Президента
утверждались положения о выборах в представительные органы власти
краев, областей, округов.
Советы заменяются собраниями представителей, думами, муни-
ципальными комитетами. Возникают институты глав администрации, мэров, старост и т.п. Тогда же принимаются Основные положения
о выборах в органы местного самоуправления. В марте 1994 г. созда-
ется специальное Управление Администрации Президента по работе
с территориями — делается новая попытка усилить контроль центра
за местами. Одновременно был издан Указ «О мерах по обеспечению
реформы местного самоуправления».
Конституция РФ, Европейская Хартия (ратифицированная Рос-
сийской Федерацией в качестве члена Совета Европы в 1998 г.), ряд
указов Президента РФ, законодательных актов (Бюджетный кодекс
РФ, Налоговый кодекс РФ и др. федеральных законов), постанов-
лений органов представительной и исполнительной власти созда-
ли прочную правовую базу современной системы местного само-
управления.
В Конституции РФ местному самоуправлению посвящена специ-
альная глава (ст. 130—133) в совокупности с рядом положений по ме-
стному самоуправлению, входящих в состав одиннадцати других ста-
тей Основного Закона.
В соответствии с конституционными нормами местное управле-
ние является самостоятельным в пределах своих полномочий, а его органы не входят в систему органов государственной власти. Местное
самоуправление обеспечивает
самостоятельное решение
вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения
муниципальной собственностью и осуществляется гражданами путем
референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через
выборные и другие органы местного самоуправления, структура ко-
торых определяется населением самостоятельно и т.д.
Закон закрепляет основные предметы ведения органов местного
самоуправления:
• управление муниципальной собственностью;
• формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
• установление местных налогов и сборов;
• осуществление охраны общественного порядка и др.
В начале нового этапа 7 мая 2000 г. состоялась церемония вступ-
ления В.В. Путина в должность Президента Российской Федерации.
Его политические взгляды и убеждения были изложены в про-
граммной статье «Россия на рубеже тысячелетий» (декабрь 1999 г.).
«Опорными точками» современного этапа развития государства были названы рыночные отношения, патриотизм, державность, соци-
Информация о работе Государственное управление после августа 1991 г.