Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:23, лекция
На посту Президента РФ Б.Н. Ельцин возглавил стратегию на раздел Советского Союза высшей партноменклатурой. Драматические события августа 1991 г. кардинально изменили ход событий. События августа 1991 г. ГКЧП 19 августа 1991 г. с целью восстановить управляемость страны, предотвратить дальнейший развал СССР, остановить сепаратизм республик, прежде всего России, часть союзного руководства сформировала Государственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП) под председательством вице-президента Г.И. Янаева.
ябре создается Управление делами Президента РФ, в декабре прини-
мается единое Положение о федеральной государственной службе.
Однако после распада СССР стало очевидно, что попытки при-
способить старый Основной Закон к реалиям суверенного государства бесперспективны. В силу этого, начиная с 1990 г. Конституцион-
ной комиссией Верховного Совета РСФСР разрабатывался проект
новой Конституции. После августа 1991 г. работа над новым Основ-
ным Законом становится более интенсивной, причем параллельно,
в недрах различных политических партий, готовятся альтернативные
проекты, а весной 1993 г. появляется президентский вариант.
К форсированию изменения конституционного строя Б.Н. Ель-
цина подталкивали прежде всего реформаторы новой либеральной
волны (Е.Т. Гайдар и др.). Младореформаторы сумели провести свой вариант экономических
реформ методом «шоковой терапии», с помощью которого они намере-
вались решить задачи быстрого перевода экономики в рыночный ре-
жим и обеспечить ее устойчивый рост. Сторонникам «шоковой тера-
пии» удалось отодвинуть на второй план реформаторов, предлагавших
не столь радикальный вариант более мягкого, относительно долгосроч-
ного перехода к рынку на основе известной «Программы 500 дней». Главная политическая цель «шокового варианта» — кардинальное
изменение системы отношений собственности, создание экономи-
ческой базы под новое капиталистическое (рыночное) общество на
основе сформированного слоя частных собственников. А для этого
им требовалась
легализация частной
конституционного строя.
Разрушение советской системы государственной власти В ус-
ловиях «шоковой терапии» стал развиваться конфликт между Верхов-
ным Советом и Президентом. Он приобрел форму «войны законов»,
когда практически ни один законодательный акт, ни одно распоря-
жение обеих ветвей власти не выполнялось.
Одновременно происходило обострение межнациональных отно-
шений в ряде регионов страны: было введено чрезвычайное положе-
ние в некоторых районах Северо-Осетинской и Ингушской республик.
С целью урегулировать межнациональные противоречия и про-
водить устойчивую национальную политику в апреле 1993 г. был
создан Госкомитет
по делам Федерации и
20 марта, минуя
Съезд и Верховный Совет,
нию обратился непосредственно к народу и объявил о подписании
им указа «О деятельности исполнительных органов для преодоления
кризиса власти», или об особом порядке управления страной (в прес-
се — «ОПУС»).
Согласно документу, в стране фактически вводилось президент-
ское правление, работа Съезда и Верховного Совета приостанавли-
валась, на 25 апреля назначается референдум о доверии Президенту
и правительству, а также по вопросам о проекте новой конституции
и выборах нового парламента.
После референдума президентским указом устанавливается по-
рядок работы Конституционного совещания, которое было созвано
в Кремле в июне 1993 г. Оно обсудило и одобрило подготовленный
помимо Конституционной комиссии проект новой Конституции
РФ, исключавший институт Съезда народных депутатов. Это еще более усилило конфронтацию ветвей власти.
Президент предпринял превентивные меры: 20 сентября 1993 г.
в столицу были введены дополнительные контингенты войск специ-
ального назначения, а 21 сентября издан указ № 1400 «О поэтапной
конституционной реформе в Российской Федерации». На основа-
нии обвинения Съезда народных депутатов и Верховного Совета
РФ в узурпации власти и свертывании конституционной реформы,
в целях сохранения единства страны, вывода ее из кризиса, обеспече-
ния безопасности и восстановления авторитета государственной вла-
сти указом постановлялось: 1) прервать функции Съезда и Верховного
Совета, полномочия народных депутатов прекратить; 2) 12 декабря представить проект новой Конституции; 3) наделить Совет Федера-
ции функциями палаты Федерального Собрания, которая начнет
работу после выборов в Государственную Думу; 4) 11 — 12 декабря
провести выборы в Государственную Думу.
В ответ 22 сентября Верховный Совет расценил указ как го-
сударственный переворот, отстранил Б.Н. Ельцина от должности
и возложил полномочия президента на вице-президента А. В. Руцкого.
Указ Президента от 21 сентября был объявлен Верховным Советом
недействительным, как противоречащий Конституции РФ. В ре-
зультате противостояние достигло апогея и вылилось в вооружен-
ный конфликт.
Верховный Совет созвал 23 сентября X Съезд народных депута-
тов. Депутаты приняли ряд постановлений, направленных против
исполнительной власти, обвиняя Президента в нарушении Консти-
туции. Их позицию поддержал Конституционный Суд. Президент
объявил Съезд неправомочным. С 28 сентября началась военная
блокада «Белого дома». В Москве происходили вооруженные
столкновения: захват мэрии, телецентра. 4 октября здание Верхов-
ного Совета было обстреляно из танковых орудий и захвачено войсками специального назначения.
Короткий период двоевластия закончился победой пропрези-
дентских сил, а столкновение ветвей власти привело к ликвидации
государственной системы Советов. 10.3. Государственное устройство
постсоциалистической России
Конституция Российской Федерации В непростой обстановке
после октябрьских событий 1993 г. происходили выборы в Федераль-
ное Собрание — новый орган представительной власти, заменивший
Верховный Совет. Одновременно 12 декабря на референдуме была
принята новая Конституция Российской Федерации, определившая си-
стему государственного устройства постсоциалистической России.
Конституция РФ закрепила политические изменения, происшед-
шие в стране, утвердила основы социальных, имущественных, нацио-
нальных отношений, закрепила федеративное устройство России, оп-
ределила структуру власти, отношения центральных и местных органов
управления, гарантировала ряд демократических прав, свобод чело-
века и гражданина.
В соответствии со ст. 1 Основного Закона Российской Федерации — Россия есть демократическое федеративное государство с республи-
канской формой правления. Носителем суверенитета и единственным
источником власти в стране является ее многонациональный народ,
который осуществляет свою власть непосредственно, а также через
органы государственной власти и органы местного самоуправления. Ст. 10 Конституции закрепила демократический республиканский
правовой строй, утверждая принцип разделения властей на создающие
закон, применяющие закон и следящие за его соблюдением. Органы
законодательной, исполнительной и судебной власти, по Конститу-
ции, самостоятельны. Таким образом, государственную власть в Рос-
сийской Федерации осуществляют:
Президент Российской Федерации;
Федеральное Собрание
{Совет Федерации и
Правительство Российской Федерации;
суды Российской Федерации.
В новой системе органов государственной власти Российской
Федерации доминирующее положение занимает пост Президента
России. Соотношение полномочий, функций главы государства с за-
конодательной и исполнительной властями свидетельствует о прези-
дентском характере республики1
.
Такой сложившийся баланс властных функций и полномочий в це-
лом отвечает условиям переходного периода, который не может быть
преодолен без сильного, авторитарного элемента в управлении. Статус Президента РФ В Конституции 1993 г. глава о Президенте
помещена перед главой о Парламенте (Федеральном Собрании), что
само по себе подчеркивает первостепенное значение данного высше-
го поста в системе государственной власти. Президент Российской
Федерации является главой государства, выступая как гарант Кон-
ституции, прав и свобод человека и гражданина. Важнейшая его
прерогатива — обеспечение согласованного функционирования и взаи-
модействия органов государственной власти. Отсюда следует, что Пре-
зидент выступает в качестве арбитра, посредника между различными
ветвями власти и государственными институтами, а также осуществля-
ет посредничество между самим государством и обществом.
Таким образом, статус Президента как бы выводится за рамки
трех ветвей власти и, более того, — становится над ними в силу
данных ему полномочий по контролю за ними и в то же время от-
сутствия практической возможности контроля над Президентом со
стороны других ветвей власти. Ключевое положение поста Президента РФ определяют, кроме
того, ряд единоличных его полномочий, в соответствии с которыми
Президент определяет основные направления внутренней и внешней
политики страны (ст. 8, п. 3), а также осуществляет руководство ее
внешней политикой (ст. 86, п. «а»), принимает решение об отставке
Правительства РФ (ст. 83, п. «в»), формирует и возглавляет Совет
Безопасности РФ (ст. 83, п. «ж»), назначает и освобождает высшее
командование Вооруженных Сил РФ (ст. 83, п. «л»), распускает Го-
сударственную Думу, назначает референдум (ст. 84, пп. «б, в») и не-
которые другие.
Кроме этого Президенту принадлежит право представлять для
назначения с согласия Государственной Думы кандидатуру Предсе-
дателя Правительства РФ и Председателя Центрального банка и для
утверждения Советом Федерации — кандидатур судей Конституци-
онного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и Ге-
нерального прокурора. Очевидно, что перечисленные полномочия
Президента Российской
Федерации позволяют ему
ное воздействие на все ветви власти, так как он принимает участие в законотворчестве, используя право законодательной инициативы,
подписи, обнародования законов, отлагательного «вето» и т.д.
Столь мощные прерогативы президентской власти являются по-
стоянной мишенью для критики оппозиционных сил, как «справа»,
так и «слева», выражающих опасения в возможности перерождения
демократии, узурпации власти и пр. Однако опыт прошедших лет
Информация о работе Государственное управление после августа 1991 г.