Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:23, лекция
На посту Президента РФ Б.Н. Ельцин возглавил стратегию на раздел Советского Союза высшей партноменклатурой. Драматические события августа 1991 г. кардинально изменили ход событий. События августа 1991 г. ГКЧП 19 августа 1991 г. с целью восстановить управляемость страны, предотвратить дальнейший развал СССР, остановить сепаратизм республик, прежде всего России, часть союзного руководства сформировала Государственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП) под председательством вице-президента Г.И. Янаева.
комитетам РФ. Их специфика состоит в возлагаемых на них задачах.
Федеральные службы выполняют функции отраслевого регулиро-
вания. Так же, как и в случае с российскими агентствами, админи-
стративно-правовой статус федеральных комиссий не имеет точного
определения. Наконец, федеральные надзоры призваны осуществлять
контрольную деятельность в вверенных им отраслях.
Вторая группа федеральных органов исполнительной власти вы-
полняет функции государственного управления в области обороны,
безопасности и правоохранительной деятельности. В нее входят: Ми-
нистерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Мини-
стерство юстиции РФ, Федеральная служба безопасности, Государственная охрана и государственная защита.
Третья группа органов федеральной исполнительной власти осуще-
ствляет управление в социально-политической и социально-культурной
областях.
Помимо перечисленных высших федеральных учреждений в си-
стему органов социального обеспечения входят: Государственный
фонд занятости населения РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд обяза-
тельного медицинского страхования.
Четвертую группу составляют государственные органы, осуще-
ствляющие деятельность в сфере внешних сношений, во главе с Ми-
нистерством иностранных дел РФ.
Таким образом, масштабы деятельности исполнительной власти
и ее структуры охватывают все сферы жизни общества. «Главными
элементами деятельности исполнительной власти становятся инфор-
мация, прогноз, программирование, обеспечение единых условий
хозяйствования для субъектов рыночных отношений, создание ин-
фраструктуры и региональная политика, контроль, надзор и др.»
1
.
Свои полномочия Правительство реализует, в частности, через свои правовые акты. Так, Правительство издает постановления и распоряже-
ния и обеспечивает их исполнение. Акты нормативного характера из-
даются в виде постановлений Правительства, а по оперативным и те-
кущим вопросам — в виде распоряжений. И те, и другие подлежат
обязательному официальному опубликованию, кроме актов или от-
дельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характе-
ра, и являются обязательными к исполнению.
Структура правительства РФ В структуру собственно Правитель-
ства РФ, помимо Председателя, его заместителей и федеральных ми-
нистров, входит Аппарат Правительства, который возглавляет Руко-
водитель Аппарата
в ранге заместителя
или федерального министра. Аппарат правительства состоит из ряда
структурных подразделений — департаментов (финансов, экономи-
ки, госслужбы, социального развития и др.), управлений (юридиче-
ского, делопроизводства и др.), секретариата Председателя Прави-
тельства и секретариатов заместителей Председателя Правительства.
В настоящий период очевидно, что сложившаяся громоздкая
и весьма затратная структура государственного управления на феде-
ральном уровне в целом не отвечает задачам, стоящим перед рос-
сийским обществом, показателем чего, и одновременно следствием
этого, является во многом хаотичный, практически перманентный процесс внутреннего реформирования ее структуры, далеко не спо-
собствующий повышению эффективности работы всех ее звеньев.
Судебная власть Судебная власть является составной частью госу-
дарственной власти, но на основе принципа разделения властей, ее
функции и полномочия «служат своеобразным противовесом в от-
ношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними обра-
зуют единую государственную власть»
1
.
Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с Кон-
ституцией РФ (ч. 2 ст. 18) осуществляется только судом, посредством
конституционного, гражданского, административного и уголовного
судопроизводства. Судебная власть в лице судей независима и подчи-
няется только Конституции РФ и Федеральному закону.
В Российской Федерации судебная власть осуществляется тремя
высшими судами: Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ,
Высшим Арбитражным Судом РФ. Помимо этого действуют также ре-
гиональные (уставные и конституционные) суды и мировые судьи, яв-
ляющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации. Кроме того, Федеральным законом «О судебной системе Россий-
ской Федерации» для выражения интересов судей были сформирова-
ны органы судейского сообщества, высшим из которых стал Всерос-
сийский съезд судей. Он учредил Совет судей Российской Федерации
и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федера-
ции. При Верховном Суде РФ создан Судебный департамент, который
взял на себя организационное обеспечение деятельности федеральных,
краевых и областных судов, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов,
органов судейского сообщества и мировых судей.
Согласно Конституции РФ в систему судебной власти включа-
ется также прокуратура — федеральная, региональная и районная,
которая должна отслеживать реальное исполнение государственных
законов и нормативных актов, отдавая при этом верховенство фе-
деральным законам на всей территории РФ.
Виды судопроизводства Конституционный Суд РФ был создан
в 1991 г. В компетенцию Конституционного Суда входит: проверка
конституционности законов, нормативных правовых актов и дого-
воров, осуществляемая по трем видам запросов и жалоб (от органов
власти, граждан и судов); разрешение споров о компетенции; тол-
кование Конституции РФ; дача заключения о соблюдении порядка
выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене
или совершении иного тяжкого преступления. В настоящее время
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Судья назначается
на срок 12 лет. Конституционный Суд РФ рассматривает и разре-
шает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат, включающих в себя соответственно девять и десять судей. Решение Конституционно-
го Суда не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после
его провозглашения. Однако в соответствии с Конституцией РФ
(ч. 3 ст. 46) его решения могут быть обжалованы в установленном порядке
в межгосударственных органах по защите прав и свобод человека.
Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским,
уголовным, административным и иным делам.
Высший Арбитражный Суд РФ — высший орган по разрешению
экономических споров.
Важной особенностью системы судебной власти является единст-
во судебных органов снизу и доверху, так как суды всех уровней при-
званы обеспечивать реализацию единых конституционных принци-
пов правосудия.
Конституционно-правовой статус судей В создающемся право-
вом государстве постоянно возрастает значение судебной власти,
которая является условием существования гарантий от произвола
и злоупотреблений законом, столь характерных явлений для тота-
литарного общества, выстроенного на принуждении и насилии, пренебрежении к правам и свободам граждан. Конституцией РФ соз-
даны условия независимости судебной власти. Законодательно оп-
ределен единый порядок отбора и назначения судей. Ст. 120 Кон-
ституции РФ провозглашает независимость судей и подчинение их
только Конституции РФ и Федеральному закону. Законом закреп-
ляется ряд гарантий независимости судей. Ст. 121 Конституции ус-
танавливает принцип несменяемости судей, полномочия которых мо-
гут быть прекращены или приостановлены не иначе, как в порядке и по основаниям, установленным Федеральным законом. Закон за-
прещает перевод судьи на другую должность или в другой суд без
согласия самого судьи. Наконец, судья, в соответствии со ст. 122 Кон-
ституции РФ, не может быть привлечен к уголовной ответственно-
сти иначе, как в порядке, определяемом Федеральным законом.
Принцип неприкосновенности судьи распространяется также и на
его жилище, служебное помещение и т.д.
Центр и субъекты Федерации Одной из сложнейших проблем,
стоящих перед современной системой государственного управления,
являются взаимоотношения центра и субъектов Федерации, цен-
тральной и местной власти. Эта проблема сводится к вопросу о доли
ответственности за
общее состояние системы
управления, падающей на федеральные, республиканские, краевые,
областные, городские и другие органы власти; о сфере компетенции
этих органов в осуществлении управленческих функций.
Россия — федеративное государство. В соответствии со ст. 5 Кон-
ституции РФ все субъекты Федерации являются равноправными субъектами и равноправными по отношению друг к другу. При этом
республики имеют
свою конституцию и
субъекты — устав и законодательство. Здесь же закрепляются по-
ложения о государственной целостности и единстве системы госу-
дарственной власти
и разграничении предметов
мочий между органами государственной власти Федерации и ее
субъектами; равноправии
и самоопределении народов
Федерации. Однако из приведенных положений очевидно, что субъ-
екты Федерации находятся далеко не в равноправном положении.
Так, республики, по сути, обладают атрибутами государства, что
нельзя сказать о прочих субъектах. Наличие подобных противоречий
в определении статуса субъектов Федерации приводит к серьезным
издержкам в отношениях центра и субъектов, в отношениях между
самими субъектами и, наконец, оказывает негативное воздействие
на процесс функционирования системы государственного управле-
ния в целом.
Сфера компетенции
федеральных органов
(ст. 71—73) весьма четко определяет сферы компетенции, предметы ведения федеральных органов власти и ее субъектов. Так, в ведении
Российской Федерации находятся:
• принятие и изменение Конституции РФ, федеративное устрой-
ство и территория РФ;
• регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
Информация о работе Государственное управление после августа 1991 г.