Государственное управление после августа 1991 г.

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:23, лекция

Описание работы

На посту Президента РФ Б.Н. Ельцин возглавил стратегию на раздел Советского Союза высшей партноменклатурой. Драматические события августа 1991 г. кардинально изменили ход событий. События августа 1991 г. ГКЧП 19 августа 1991 г. с целью восстановить управляемость страны, предотвратить дальнейший развал СССР, остановить сепаратизм республик, прежде всего России, часть союзного руководства сформировала Государственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП) под председательством вице-президента Г.И. Янаева.

Работа содержит 1 файл

101.docx

— 55.27 Кб (Скачать)

показал, что широкие  полномочия Президента вполне соответству-

ют задаче обеспечения  единства государства и государственной  вла-

сти в целом, а «сильная президентская власть никак не подрывает

демократический характер правового государства — напротив, она

при определенных условиях является единственно возможным  ин-

струментом сохранения конституционного порядка»

1

.

Федеральное Собрание РФ Парламент Российской Федерации  —

Федеральное Собрание — является представительным и законодатель-

ным органом страны. Федеральное Собрание РФ состоит из двух

палат: Совета Федерации, в который входят по два представителя  от

каждого субъекта Российской Федерации (по одному представите-

лю от представительного и исполнительного органов государственной власти), и Государственной Думы, состоящей из 450 депутатов.

Таким образом, высшая палата Федерального Собрания наполовину

состоит из представителей исполнительной власти субъектов Феде-

рации, что обеспечивает в известной мере единство исполнительной

и законодательной ветвей. Обе палаты парламента заседают раздель-

но, выбирают свои руководящие  органы, самостоятельно принимают

регламент и решают вопросы внутреннего распорядка работы. Конституция предусматривает  случаи совместных заседаний обеих  па-

лат для заслушивания посланий Президента, посланий Конститу-

ционного Суда и выступлений руководителей иностранных госу-

дарств. Для осуществления контроля над исполнением федерального

бюджета Совет Федерации  и Государственная Дума совместно  обра-

зуют Счетную палату.

К компетенции верхней  палаты российского Парламента (Совета

Федерации) относится  рассмотрение принятых Государственной  Думой

законов, вопросов назначения высших государственных чиновников

судебной ветви  власти, утверждение ряда указов Президента (о введе-

нии военного и чрезвычайного положений, использовании Воору-

женных сил РФ за пределами страны), а также утверждение измене-

ния границ между субъектами Российской Федерации и назначение

выборов Президента и отрешение его от должности.

Государственная Дума рассматривает все законопроекты, предло-

женные Президентом, Советом Федерации и его членами, депутатами

самой Думы, Правительством, законодательными органами субъектов

Российской Федерации, Конституционным, Верховным и Арбитражным  Судами. Законопроекты, касающиеся расходов федерального

бюджета, вносятся на рассмотрение Думы только при наличии  за-

ключения Правительства РФ. Принятые Государственной Думой

федеральные законы в течение последующих пяти дней рассматри-

ваются верхней палатой парламента. В случае же отклонения Сове-

том Федерации принятого  Думой закона происходит повторное

думское голосование, после чего закон считается принятым.

Конституция определяет круг федеральных законов, обязательно

подлежащих рассмотрению в Совете Федерации. Среди них  законы:

по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и  сборов;

финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования;

денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных дого-

воров РФ; статуса  и защиты государственной границы; войны и мира.

К ведению Государственной  Думы относятся: дача согласия Прези-

денту на назначение Председателя Правительства РФ; назначение

на должность и  освобождение от должности Председателя Центро-

банка, а также  Председателя Счетной палаты и половины состава

ее аудиторов, Уполномоченного  по правам человека; выдвижение

обвинения против Президента для отрешения его от должности; объявление амнистии (ст. 103).

Принятые в установленном  порядке законы направляются для

подписания Президенту и обнародования. В случае отклонения закона

Президентом предусмотрена  процедура повторного рассмотрения

закона. Если при  этом закон будет одобрен в  прежней редакции

двумя третями голосов  в обеих палатах парламента, он подлежит

подписанию Президентом  в течение семи дней с последующим  об-

народованием. Таким образом, очевидно, что Федеральное Собра-

ние является высшим законодательным органом государства. Исполнительная власть Исполнительную власть в соответствии

с гл. 6 Конституции  Российской Федерации осуществляет Прави-

тельство, состоящее из Председателя и федеральных министров.

Российское Правительство  действует согласно Федеральному

конституционному  закону «О Правительстве Российской Федерации»

от 23 декабря 1997 г. Проекты  решений, постановлений и распоря-

жений Правительства вносятся в Правительство его членами, руко-

водителями федеральных  органов исполнительной власти и  главами

исполнительной власти субъектов РФ. Поступающие в Правитель-

ство предложения граждан, предприятий, организаций и учрежде-

ний о принятии решений Правительства направляются для предва-

рительного рассмотрения в структуры исполнительной власти.

Наиболее важные проекты решений Правительства  предваритель-

но подлежат обязательному  согласованию с заинтересованными орга-

нами государственной  власти, с общественными и деловыми кругами.

Подготовка проектов решений Правительства РФ осуществляется

аппаратом Правительства, при этом департамент, которому поручена

проработка проекта  решения, проводит экспертизу проекта  и необходимую доработку текста, осуществляет согласование с другими

подразделениями аппарата Правительства.

Заседание Правительства  считается правомочным, если на нем

присутствует не менее двух третей его членов. На заседаниях Прави-

тельства решения принимаются большинством голосов присутствую-

щих членов Правительства, на заседаниях Президиума Правительства —

большинством голосов  от общего числа членов Президиума.

Председатель определяет основные направления деятельности

Правительства и  организует его работу. В ч. 1 ст. 112 Конституции

РФ сказано, что  Председатель Правительства не позднее  недельно-

го срока после  его назначения представляет Президенту предложе-

ния о структуре федеральных органов власти.

Следовательно, в  организационную основу исполнительной вла-

сти необходимо включать всю систему органов государственной

власти, призванную обеспечивать фактически и юридически реали-

зацию исполнительной власти на всей территории России. Эта сис-

тема образуется федеральными органами исполнительной власти

субъектов Федерации  в пределах их ведения, а также  в рамках полномочий по предметам  совместного ведения Федерации и ее субъек-

тов. В функциональном и организационном смысле исполнительная

власть самостоятельна и независима в своих отношениях с другими

ветвями власти. Действующая  Конституция усилила организацион-

ную самостоятельность исполнительной власти. Так, законодательная

ветвь власти уже  не обладает организационно-распорядительными

функциями, которыми были наделены Советы в отношении  органов

исполнительной власти. Одновременно существенно ограничены и кон-

трольные функции законодательной власти, которые на федеральном уровне исчерпываются правом контроля над исполнением

бюджета и правом Государственной Думы выносить решение  о не-

доверии Правительству. Главным средством воздействия на испол-

нительную власть со стороны законодательной, таким образом, ос-

тается принятие законов и других правовых актов. Кроме того,

члены Совета Федерации  наделены правом задавать вопросы чле-

нам Правительства, его Председателю, а комитеты Государственной

Думы — как  бы контролировать деятельность органов  исполни-

тельной власти и  чиновников, в частности, через деятельность со-

ответствующих думских  комитетов.

В то же время исполнительная власть наделена полномочиями

по изданию нормативных  актов и участвует в законотворческом

процессе (гл. 6 ст. 114, ч. 1 п. «а» ст. 115 Конституции РФ).

Исполнительная власть в лице Правительства РФ наделена функ-

циями разработки и обеспечения выполнения федерального бюджета,

обеспечения проведения единой финансовой, кредитной и денеж-

ной политики; единой государственной политики в области  культуры,

науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; управления федеральной собственностью; обеспечения обороны

страны, государственной  безопасности, реализации внешней полити-

ки РФ, охраны собственности и общественного порядка, борьбы

с преступностью.

Система федеральных  органов исполнительной власти Систему

федеральных органов  исполнительной власти составляют министерст-

ва, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные

службы, российские агентства, федеральные надзоры  России и иные

управленческие образования, каждый из которых наделен своей

компетенцией. Основным звеном в системе федеральных  органов

исполнительной власти (после Правительства РФ) являются феде-

ральные министерства.

Федеральные исполнительные органы можно условно разделить

на ряд групп, в  зависимости от сфер их деятельности. Так, в области

финансов, экономики  и управления федеральной собственности

функционирует ряд  министерств, в их числе — Министерство фи-

нансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ,

Министерство транспорта РФ. Помимо этого в финансово-экономической области строительст-

ва, транспорта и связи действует ряд других органов федеральной

исполнительной власти.

Государственные комитеты РФ — это федеральные органы ис-

полнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе

межотраслевую координацию  по кругу вопросов, входящих в их

компетенцию, а также  функциональное регулирование в  опреде-

ленной их статусом сфере. Очевидно, что задача функционального  регулирования, т.е. функция управления, возложенная на Государ-

ственные комитеты, сближает их с федеральными министерствами.

Помимо Госкомитетов в рассматриваемый отраслевой блок ис-

полнительных органов входят: федеральные комиссии, ряд федераль-

ных служб, российские агентства, федеральные надзоры России.

Федеральные комиссии РФ по управленческому назначению и  ад-

министративно-правовому статусу приравнены к Государственным

Информация о работе Государственное управление после августа 1991 г.