Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:23, лекция
На посту Президента РФ Б.Н. Ельцин возглавил стратегию на раздел Советского Союза высшей партноменклатурой. Драматические события августа 1991 г. кардинально изменили ход событий. События августа 1991 г. ГКЧП 19 августа 1991 г. с целью восстановить управляемость страны, предотвратить дальнейший развал СССР, остановить сепаратизм республик, прежде всего России, часть союзного руководства сформировала Государственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП) под председательством вице-президента Г.И. Янаева.
10.2. Государственное управление после августа 1991 г.
На посту Президента РФ Б.Н. Ельцин возглавил стратегию на раздел Советского Союза высшей партноменклатурой. Драматические события августа 1991 г. кардинально изменили ход событий. События августа 1991 г. ГКЧП 19 августа 1991 г. с целью восстановить управляемость страны, предотвратить дальнейший развал СССР, остановить сепаратизм республик, прежде всего России, часть союзного руководства сформировала Государственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП) под председательством вице-президента Г.И. Янаева. На него были временно возложены обязанности Президента СССР в связи с «невозможностью» выполнять М.С. Горбачевым (который находился в своей южной резиденции «Форос») обязанности главы государства «по состоянию здоровья». Эти действия были определены как «путч» и «попытка государственного переворота».
Президент и Парламент РСФСР в условиях нерешительных действий ГКЧП сумели сразу поставить ситуацию в Москве под свой контроль. Президент России издал ряд указов, которыми в нарушение Конституции переподчинил России все силовые структуры Союза (Указ № 61), а себя объявил командующим вооруженными силами СССР на территории РСФСР (Указ № 64). В итоге 21 августа члены ГКЧП были арестованы. После подавления путча ситуация кардинально изменяется. Процесс распада СССР приобретает необратимый характер. Сразу же начался новый этап перераспределения собственности: во внесудебном порядке была запрещена и лишена всей собственности КПСС, предприняты многочисленные попытки захвата собственности общественных организаций, вузов, редакций газет и т.п.). Антиэтатизм достиг особого накала: пресса и демократические идеологи развернули активную кампанию на «добивание» Центра (ставился уже вопрос и о расчленении РСФСР).
Пытаясь спасти Ново-Огаревский процесс по подписанию Союзного договора, М.С. Горбачев инициировал принятие «Заявления Президента СССР и высших руководителей союзных республик», которое декларировало переходный период для принятия новой Конституции и создание на это время Государственного совета в составе Президента СССР и высших должностных лиц десяти республик. Узаконил положения Заявления от 2 сентября 1991 г. V (внеочередной) Съезд народных депутатов СССР (2—5 сентября 1991 г.).
На съезде вне повестки дня Н.А. Назарбаев зачитал «Заявление ...», которое было ультиматумом Съезду с требованием самороспуска. Съездом были приняты закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период» и постановление «О мерах, вытекающих из совместного заявления Президента СССР и высших руководителей союзных республик и решений внеочередной сессии Верховного Совета СССР». Съезд постановил прекратить деятельность Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. После отзыва своих депутатов республиками союзные государственные структуры фактически перестали существовать. Госсоветом на заседании 6 сентября была признана независимость Латвии, Литвы, Эстонии, что стало началом практических действий по развалу СССР, а 14 сентября он принял решение об упразднении большинства министерств и ведомств СССР.
Руководители трех республик (Президент России Б.Н. Ельцин, Президент Украины Л.М. Кравчук, Председатель Верховного Совета Белоруссии С.С. Шушкевич) форсировали разрушение СССР. Они 8 декабря 1991 г. в местечке Беловежская пуща под Минском тайно подписали соглашение о ликвидации СССР («с целью сохранения единства»), заявив о прекращении существования СССР как геополитической реальности и субъекта международного права и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) без единых органов власти и управления. Среднеазиатские республики, Казахстан и Армения с опозданием выразили свое недоумение.
12 декабря 1991 г.
Верховный Совет России
Государство — Союз Советских Социалистических Республик — стало достоянием истории. Образование СНГ Ликвидировав СССР, бывшие союзные республики образовали Содружество Независимых Государств (СНГ). Возникшее образование является открытым для всех государств бывшего СССР, его основная функция — согласование политики государств-членов в областях, представляющих взаимный интерес.
Новое объединение
до настоящего времени не выработало
действенных рычагов
Тенденция к интеграции встречает не только объективные, но и субъективные препятствия, в числе которых следует выделить ожесточенное сопротивление местной этнократии. Внутри самих стран — членов СНГ возникли серьезные противоречия, также являющиеся препятствием к интеграции. Так, например, после распада СССР о своей независимости объявили Татарстан, Чеченская республика, усилились сепаратистские тенденции в бывших автономиях РСФСР; после «цветных» революций Украина и Грузия сменили политическую ориентацию на Запад.
Поэтому следует констатировать, что институт Содружества Независимых Государств в целом оказался неспособным повлиять на цивилизованное решение проблем развития республик бывшего СССР. Относительным исключением можно считать отношения России и Белоруссии, но в 2006 г. интеграционные процессы и здесь заметно замедлились вследствие напряженности вокруг цен на поставляемый из России газ.
Конституционная реформа в Российской Федерации. Изменения в аппарате власти и подготовка новой Конституции РФ Прежняя Конституция РСФСР действовала без изменений и дополнений с апреля 1978 г. по октябрь 1989 г. В период «перестройки» в нее было внесено 25 поправок. Депутатский корпус в 1990— 1993 гг. продолжил нормотворческую работу. С 1990 г. по декабрь 1992 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял восемь законов
об изменениях и дополнениях Основного Закона с внесением более
300 поправок .
Происходит активная реорганизация системы высших органов
власти и управления. В феврале и июне 1992 г. вносится ряд изме-
нений в Регламент Верховного Совета РСФСР. В апреле ряд измене-
ний и дополнений был внесен в текст Конституции РСФСР. В де-
кабре 1990 г. решением Съезда народных депутатов РСФСР был
создан судебный орган конституционного контроля — Конституци-
онный Суд. Первый Закон о нем был принят в мае 1991 г. Основной задачей Конституционного Суда стало разрешение дел о соот-
ветствии Конституции России основных видов нормативных актов.
В октябре 1992 г. был принят Закон «О защите конституцион-
ных органов власти в Российской Федерации», в ноябре — внесены
изменения в Закон «О выборах народных депутатов РСФСР». В де-
кабре принимается Закон «О Совете Министров — Правительстве
Российской Федерации».
Постановлениями Правительства РФ в декабре—январе 1992—
1993 гг. создаются комитеты по торговле и по муниципальному хо-
зяйству, Федеральная служба занятости.
Изменениями в Конституции Российской Федерации от 9 и 10 де-
кабря 1992 г. система государственной власти приближалась к пар-
ламентской форме и основывалась на принципе разделения законода-
тельной, исполнительной и судебной властей. При этом полномочия
высшего законодательного и представительного органа власти в лице
Съезда народных депутатов Российской Федерации и формируемого
им Верховного Совета Российской Федерации являлись доминирую-
щими в системе государственного управления. Так, к исключительному ведению Съезда народных депутатов
относилось:
• принятие Конституции РФ, внесение в нее изменений и до-
полнений;
• ратификация и денонсация международных договоров, вле-
кущих изменения и дополнения Конституции РФ; • принятие решения по вопросам национально-государственного
устройства;
• определение порядка решения вопросов административно-
территориального устройства РФ;
• утверждение перспективных государственных планов и важ-
нейших республиканских программ экономического и соци-
ального развития РФ, ее военного строительства;
• утверждение Председателя Совета Министров РФ;
• избрание Конституционного Суда;
• принятие решения об отрешении от должности Президента РФ;
• отмена актов, принятых Верховным Советом, а также указов
и распоряжений Президента, и ряд других полномочий.
Немалыми полномочиями обладал и Верховный Совет Россий-
ской Федерации:
• назначение выборов народных депутатов РФ и местных Советов;
• согласие на назначение высших должностных лиц исполни-
тельной власти (Председателя Совета министров, министров
иностранных дел, обороны, госбезопасности, внутренних дел); • избрание состава высших судебных органов РФ, а также су-
дей краевых, областных, ряда городских судов;
• назначение Генерального прокурора и Председателя Цен-
трального банка РФ;
• контроль над деятельностью избранных лиц и органов;
• законодательное
регулирование отношений
организации управления народным хозяйством и социально-
культурным строительством, бюджетно-финансовой системы,
оплаты труда и ценообразования, налогообложения и т.д.
Помимо этого Верховный Совет решал вопросы толкования зако-
нов РФ; вопросы, связанные с обеспечением конституционных прав,
свобод, обязанностей и равноправия граждан; устанавливал поря-
док организации и деятельности федеральных органов законода-
тельной, исполнительной и судебной власти; устанавливал доходы,
поступающие на образование государственного бюджета; ратифи-
цировал и денонсировал международные договоры; отменял указы
и постановления Президиума Верховного Совета РФ, распоряжения
Председателя Верховного Совета, а также указы и распоряжения
Президента и т.д. (ст. 109). Президент Российской Федерации являлся высшим должност-
ным лицом и главой исполнительной власти.
Отнесение поста Президента к исполнительной власти в рамках
рассматриваемой Конституции ставило, по существу, его деятель-
ность под полный контроль Верховного Совета. Таким образом,
утверждалась парламентская республика.
Изменениям подверглись также президентские структуры. В фев-
рале 1993 г. был издан Указ Президента Российской Федерации о статусе представителей Президента в краях, областях, автономных
областях и округах, Москве и Санкт-Петербурге. Принимаются По-
ложения о Президентском Совете, о Совете глав администраций
при Президенте Российской Федерации, об Администрации Прези-
дента, уточняется структура Государственно-правового управления
Президента.
Формирование нового управленческого аппарата потребовало
принятия специального Указа, регламентирующего порядок органи-
зации и систему государственной службы в России. Создается (в июне
1993 г.) Совет по
кадровой политике при
Положение о проведении аттестации руководителей и специалистов
структурных подразделений
центральных органов
полнительной власти и Положение о проведении конкурса при
приеме на эти должности. Для всех работников бюджетной сферы
в августе была введена единая тарифная сетка по оплате труда. В но-
Информация о работе Государственное управление после августа 1991 г.